Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Принудительных мер медицинского характера

Действующий уголовный закон Республики Казахстан не дает определение принудительных мер медицинского характера (далее – ПММХ). Позиции исследователей по этому вопросу не вполне совпадают, как разнятся и точки зрения относительно природы этого уголовно-правового института[171].

В нашей трактовкепринудительные меры медицинского характера–это меры государственного принуждения, соединяющие в себе ограничения правового статуса и медицинское воздействие, назначаемые по постановлению или приговору суда лицам, совершившим запрещенное уголовным законом деяние и страдающим психическими заболеваниями (рас­стройствами), которые исключают или затрудняют достижение целей уголовного наказания.

Принудительные меры медицинского характера не являются наказанием, а относятся к иным мерам уголовно-правового воздействия, а именно - к уголовным мерам безопасности[172], которые «обрамляют» меры медицинского характера. Ограничения, применяемые к лицам, страдающим психическими расстройствами, с одной стороны, создают предпосылки для эффективного лечения психических расстройств, а с другой стороны, ограничивают возможность дальнейшего причинения вреда обществу и самому себе.

Принудительные меры медицинского характера – это не «изобретение» нового времени. Аналоги подобных мер имелись и имеются в законодательстве всех государств.

Исследователи отмечают, что обычное право казахов дореволюционного периода отличалось гуманностью по отношению к невменяемым лицам, а также повышенной ответственностью родственников за действия недееспособного лица. Психически больные не подвергались наказанию за совершенные ими нарушения общепринятых норм поведения. До внедрения российских правовых норм вопросы вменяемости и невменяемости решались в рамках мусульманского права - шариата[173]. Впервые законодательное закрепление нормы о применении принудительных мер медицинского характера было связано с принятием в 1959 году Уголовного кодекса КазССР. С тех пор правовое регулирование этого института в уголовном законодательстве Казахстана отличается стабильностью и преемственностью.



Важное значение для развития национальных систем принудительного лечения имеют международные стандарты. Они закреплены в таких международно-правовых актах как Принципы защиты психически больных лиц и улучшения психиатрической помощи[174], Рекомендациях R(83) 2 Комитета министров Совета Европы государствам-участникам по правовой защите недобровольно госпитализированных лиц с психиатрическими расстройствами[175]. В них, в частности, предусмотрено, что психиатрическая помощь может и должна оказываться не только в добровольном, но и в принудительном порядке.

Уголовно-правовой институт принудительных мер медицинского характера возник и сложился на пересечении двух групп правовых норм: 1) предусматривающих уголовно-правовое воздействие на лиц, совершивших уголовные правонарушения; и 2) регламентирующих медицинскую помощь.

Нормы казахстанского уголовного законодательства в этой части согласуются с нормативными актами в области здравоохранения, важнейшим из которых является Кодекс Республики Казахстан от 18 сентября 2009 года № 193-IV «О здоровье народа и системе здравоохранения». Кодекс регламентирует медицинскую составляющую указанных мер, а именно лечение, под которым понимается «комплекс медицинских услуг, направленных на устранение, приостановление и (или) облегчение течения заболевания, а также предупреждение его прогрессирования». Это лечение подразделяется на добровольное (лечение, осуществляемое с согласия больного или его законного представителя) и принудительное (лечение больного, осуществляемое на основании решения суда). К последнему виду как раз и относятся принудительные меры медицинского характера, предусмотренные Уголовным кодексом РК.

Единообразному применению законодательства при рассмотрении дел данной категории способствует нормативное постановление Верховного Суда Республики Казахстан от 9 июля 1999 года № 8 «О судебной практике по применению принудительных мер медицинского характера».

Поскольку в комплексе, именуемом принудительные меры медицинского характера, соединяется медицинское воздействие и меры безопасности, они одновременно преследуют две цели:

1) излечение или улучшение психического состояния лица; 2) предупреждение с его стороны новых общественно опасных деяний (ст. 92 УК РК).

Глубинной предпосылкой ПММХ, как особого института уголовного права, служит общественная опасность личности, которая проявилась в совершении деяния, запрещенного уголовным законом. Наличие психических расстройств, которые исключают или сужают возможности адекватного восприятия событий и (или) контроль за своими действиями, делает невозможным или затрудняет достижение целей уголовного наказания. Для нейтрализации общественной опасности этих лиц вместо наказания или наряду с ним используются иные меры уголовно-правового воздействия в виде принудительных мер медицинского характера.

В соответствии с ч. 1 ст. 91 УК РК принудительные меры медицинского характера могут быть назначены в отношении: 1) лиц, совершивших общественно опасные деяния, запрещенные уголовным законом в состоянии невменяемости; 2) лиц, у которых после совершения уголовного правонарушения наступило психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания; 3) совершившим уголовное правонарушение и страдающим психическими расстройствами, не исключающими вменяемости; 4) совершившим уголовное правонарушение и признанным нуждающимися в лечении от алкоголизма, наркомании или токсикомании.

Лицами, совершившими деяния, предусмотренные статьями Особенной части Уголовного кодекса, в состоянии невменяемости (п. 1 ч. 1 ст. 91 УК РК), признаются лица, которые не могли осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) или руководить ими вследствие хронического психического заболевания, временного психического расстройства, слабоумия или иного болезненного состояния психики[176].

В п. 5 Нормативного постановления Верховного суда Республики Казахстан «О судебной практике по применению принудительных мер медицинского характера» специально разъясняется, что «признание лица невменяемым в отношении одного деяния не исключает возможность признания его вменяемым при совершении другого деяния. В связи с этим в случае совершения запрещенного уголовным законом деяния лицом, которое ранее признавалось невменяемым и освобождалось от уголовной ответственности, следует назначать и проводить судебно-психиатрическую экспертизу в целях определения вменяемости или невменяемости лица в отношении совершенного им нового деяния по каждому эпизоду».

Деяния невменяемых, будучи общественно опасными, не образуют состава уголовного правонарушения, а сами лица не могут подвергаться уголовной ответственности и наказанию. Для устранения и смягчения опасного влияния психического расстройства применяются принудительные меры медицинского характера, о чем прямо сказано в ч. 2 ст. 16 УК РК.

Лица, у которых психическое расстройство, делающее невозможным назначение или исполнение наказания, наступило после совершения уголовного правонарушения (п. 2 ч. 1 ст. 91 УК РК), но до вынесения приговора или во время отбывания наказания. Хотя на момент совершения уголовного правонарушения они были вменяемыми, но наказание к ним не может применяться, так как эти лица в силу болезненного расстройства не могут участвовать в уголовном судопроизводстве и адекватно воспринимать обременения, которые присущи наказанию. Даже вынесенное по всем правилам наказание в силу болезненного состояния лица не сможет достичь своих целей.

Поэтому наказание таким лицам не назначается. Те, кому наказание назначено, освобождаются от дальнейшего его отбывания. В случае выздоровления эти лица подлежат уголовной ответственности и наказанию, если не истекли сроки давности привлечения к уголовной ответственности или обвинительного приговора.

Лица, совершившие уголовное правонарушение и страдающие психическим расстройством, не исключающим вменяемости(п. 3 ч. 1 ст. 91 УК РК). К таким расстройствам относятся психопатические расстройства личности возбудимого, паранойяльного типа, эпилептоидные, шизоидные и истерические, а также легкие формы дебильности, неврозы, остаточные явления перенесенных черепно-мозговых травм, инсультов, менингитов, энцефалитов, опухолей мозга, хронического алкоголизма.

Эти расстройства, хотя и не повлекли за собой вывода о невменяемости лица, но, тем не менее, их наличие: а) затрудняло выбор и контроль поведения в момент совершения преступления; б) может затруднить достижение целей наказания и последующую ресоциализацию личности.

Необходимость учета промежуточного состояния между вменяемостью и невменяемостью нашла свое воплощение в уголовном законе после длительных дискуссий о так называемой «уменьшенной» («ограниченной», «частичной», «смягченной», «пограничной», «условной») вменяемости. Эти споры не закончатся и после принятия Кодекса, но в настоящее время законодатель закрепил в ст. 17 УК РК положение, согласно которому наличие психического расстройства, не исключающего вменяемости, учитывается судом при назначении наказания как смягчающее обстоятельство и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера. Указанной категории лиц суд вправе назначить принудительные меры медицинского характера не вместо, а наряду с уголовным наказанием.

Таким образом, признанию лица, ограниченно вменяемым должно предшествовать признание его вменяемым. Далее, опираясь на заключение судебно-психиатрической экспертизы и на материалы дела, суд должен выяснить степень влияния психического расстройства на его поведение при совершении преступления, а затем учесть это влияние при решении вопроса о выборе наказания и принудительной меры медицинского характера.

Лица, совершившие уголовное правонарушение и признанные нуждающимися в лечении от алкоголизма, наркомании или токсикомании (п. 4 ч. 1 ст. 91 УК РК). Алкоголизм – это хроническое заболевание, характеризующееся нарушением контроля над приёмом спиртного, пристрастием к алкоголю, употреблением алкоголя, несмотря на отрицательные последствия, и искажением мышления. Наркомания определяется как заболевание, обусловленное зависимостью от наркотических средств или психотропных веществ, включённых в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю. Токсикомания означает зависимость от веществ, которые не отнесены к наркотикам.

Как отмечено в Законе Республики Казахстан от 7 апреля 1995 года № 2184 «О принудительном лечении больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией», указанные заболевания наносят вред здоровью граждан, генофонду страны и способствуют росту преступности.

Закон предусматривает, что лица, больные алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, уклоняющиеся от добровольного лечения, подлежат принудительному стационарному лечению в наркологических организациях для принудительного лечения.

Порядок освидетельствования и признания лица страдающим указанными заболеваниями регламентируется Инструкцией по производству судебно-наркологической экспертизы, утвержденной приказом Министра здравоохранения РК.

Назначение принудительного лечения от алкоголизма, наркомании, токсикомании лицам, совершившим уголовные правонарушения, осуществляется по тем же правилам, но с учетом специфики, связанной с их процессуальным положением или видом назначенного им наказания. Например, в соответствии со ст. 117 УИК РК, принудительное лечение осужденных к лишению свободы, больных алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией, осуществляется медицинской частью уголовно-исполнительного учреждения.

В учебной и научной литературе подчеркивается, что для реального применения принудительных мер медицинского характера необходимо наличие четырех связанных между собой признаков:а) факт совершения лицом деяния, предусмотренного Особенной частью УК РК; б) наличие у этого лица психического расстройства (заболевания); в) необходимость лечения такого лица; г) связь психического расстройства с возможностью причинения этим лицом иного существенного вреда либо с опасностью для себя и окружающих.

В приведенном перечне сочетаются формально-определенные и оценочные признаки. Без наличия тех и других нельзя применять ПММХ. Даже если есть полный набор формально-определенных признаков, решение вопроса о применении ПММХ является правом, а не обязанностью суда. Суд может оценить психическое состояние лица как не представляющее опасности и на этом основании передать необходимые материалы органам здравоохранения для решения вопроса о лечения этих лиц или направлении их в психоневрологические организации в порядке, предусмотренном законодательством Республики Казахстан в области здравоохранения (ч. 4 ст. 91 УК).

В п. 3 Нормативного постановления Пленума Верховного Суда РК указано, что «само по себе наличие у лица психического заболевания, вследствие которого оно лишено возможности осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими, не является основанием для применения принудительных мер медицинского характера. В связи с этим по каждому делу необходимо проверять, доказано ли совершение деяния, запрещенного уголовным законом, находилось ли лицо в момент его совершения в состоянии невменяемости. Кроме того, должны быть установлены фактические данные, свидетельствующие об опасности лица в связи с психическими расстройствами для самого себя или для других лиц либо о возможности причинения им иного существенного вреда.
Об опасности лица для себя или окружающих могут свидетельствовать характер и глубина психического расстройства, его склонность в связи с этим к совершению насильственных действий в отношении других лиц или к причинению вреда самому себе, к совершению иных общественно опасных действий (краж, поджогов, уничтожению или повреждению имущества иными способами и др.), а также физическое состояние больного, с учетом которого оценивается возможность реализации больным своих общественно опасных намерений».

 






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.