Понятие цели и понятие стратегии Тема 1
Основные понятия менеджмента
Менеджмент как социальное и культурное явление. История и сущность менеджмента. Особенности российского менеджмента.
Понятие деятельности. Понятие цели. Понятие стратегии.
Понятие организации. Признаки организации. Механическая и органическая концепции организации. Жизненный цикл организации.
Понятие персонала. Функции менеджера.
Методы изучения менеджмента.
Вопросы к усвоению:
1. Что скрывается за понятием «менеджмент»?
2. Структура производственной деятельности.
3. Признаки организации.
4. Понятие о жизненном цикле организации.
5. Основные предметы и функции менеджера.
Менеджмент как социальное и культурное явление.
История и сущность менеджмента.
Особенности российского менеджмента
Что такое управление?
Всякая совокупная деятельность людей требует координации отдельных действий. Деятельность, связанная с координацией этих отдельных действий и направляющая их к достижению определенной цели и мобилизующая все имеющиеся ресурсы, называется управлением.
Управлениепредставляет собой осознанную целенаправленную деятельность человека, с помощью которой он упорядочивает и подчиняет своим интересам элементы внешней среды – общество, живую и неживую природу, технику.
Сложность управления связана с масштабом, количеством и структурой решаемых проблем, новизной, степенью оперативности и рискованности принимаемых решений. Все объекты управления можно разделить на два класса: сложные технические объекты и объекты управления человеческой деятельностью. Нужно заметить, что объекты человеческой деятельности могут «включать» в себя технические объекты (например, системы «человек-машина», сложные социотехнические системы и т. д.). Поэтому обычно сложность первых превосходит сложность вторых и требует других знаний. Менеджмент – это наука об управлении человеческой деятельностью и этим она отличается от наук об управлении техническими объектами (ТАР, САУ и т. д.). Поэтому менеджмент представляет собой совокупность различных научных знаний и практического опыта междисциплинарного характера.
История менеджмента
Проблема управления в истории человечества. Институализация менеджмента: школа научного управления, школа рационального управления, школа человеческих отношений, современные подходы к менеджменту.
Взаимоотношения менеджмента с другими науками. Менеджмент и экономика. Менеджмент и психология. Менеджмент и социология.
Специфика менеджмента в различных сферах деятельности: промышленный менеджмент, торговый менеджмент, социальный менеджмент, менеджмент СМИ, политический менеджмент.
Особенности российского менеджмента
Особенности российского бизнеса: сложность, непредсказуемость ситуации, отсутствие твердой законодательной базы, отсутствие и неполнота специальных знаний, риск, отсутствие корпоративного духа.
Понятие деятельности. Понятие цели. Понятие стратегии
Структура производственной деятельности
Менеджмент– это теория управления человеческой деятельностью и любыми ее организациями.
Структура производственной деятельности и ее элементы: исходный материал, продукт, средства, задача (цель), действия и сам субъект деятельности (рис. 1).
Производственная деятельность отличается от других – непроизводственных – видов деятельности, например, от отдыха, игры, деятельности потребления и т. п., наличием в качестве своего результата конкретного продукта. Определенные требования к продукту определяются целью деятельности. Наличие продукта, удовлетворяющего этим требованиям, означает успешное завершение деятельности.
Д1, Д2, …ДN
Субъект деятельности Действия
Рис. 1. Общая схема деятельности
Продукт деятельности в дальнейшем может быть использован двояким образом. Он может быть либо непосредственно потреблен (использован, съеден, изношен, истрачен и т. п.) – тогда цикл деятельности завершен, либо быть использован дальше в качестве или исходного материала, или средства в другой деятельности. В этом случае цикл деятельности незавершен, и можно говорить о наличии цепочек производственной деятельности, конечным продуктом которых будет продукт деятельности, годный к непосредственному потреблению (рис. 2).
…….
Деятельность 1 Деятельность 2 Деятельность N Продукт
Рис. 2. Цепочка производственной деятельности
Поскольку цель деятельности определяет требования к продукту деятельности, то целью производственной деятельности является именно получение продукта потребления. Получение такого продукта оказывается невозможным в случае, если, во-первых, нет хотя бы какого-либо одного элемента в структуре любой производственной деятельности в такой цепочке, во-вторых, существуют разрывы между самими отдельными деятельностями и действиями в такой производственной цепочке. В последнем случае это означает, что продукт одной деятельности, являющийся элементом другой деятельности – исходным материалом или средством деятельности – не попал в нее или попал не вовремя.
В таком случае необходима специальная деятельность, стоящая над непосредственной производственной деятельностью, задача которой организовать наличие всех элементов производственной деятельности в нужное время в нужном месте (задача организации) и не допустить разрывов между отдельными деятельностями и действиями (координация) в пространстве и времени. Это и есть деятельность управления, или менеджмент (рис. 3).
………
Деятельность 1 Деятельность 2 Деятельность N Продукт
Деятельность менеджера
Менеджер
Рис. 3. Деятельность менеджера
Понятие цели и понятие стратегии
Основным системообразующим и смыслообразующим элементом деятельности является понятие цели. Цель является системообразующим элементом деятельности, потому что определяет требования к другим элементам деятельности. Цель является смыслообразующим элементом деятельности, потому что задает смысл действиям человека. Теперь действия человека определяются не его психологическими реакциями и мотивами, а этой целью, и его действия теперь представляют не «поведение», а систему целенаправленных действий, т. е. именно «деятельность».
Можно выделить следующие критерии цели:
а) цель должна быть конкретной и измеримой;
б) цель должна быть срочной или временной. Бессрочных целей не бывает;
в) цель должна быть реальной или достижимой в определенном временном горизонте;
г) цели должны быть взаимозависимыми (согласованными и ранжированными). Несогласованность целей порождает хаос управления.
Принцип постановки целей в человеческой деятельности в соответствии с этими критериями носит название SMART-принцип.
Стратегия есть способ достижения поставленной цели[1]. Следовательно, стратегия, в сущности, и есть структура производственной деятельности, развернутая в пространстве и во времени. Однако достижение любой цели возможно различными способами. Поэтому стратегий может быть несколько. Стратегии выступают по отношению друг к другу альтернативами. Альтернатива – это такой способ деятельности, который запрещает другие способы деятельности.
|