Информационное обеспечение анализа Анализ безубыточности предприятия. Запас финансовой прочности.
Одна из главных задач управления финансовыми результатами заключается в оценке возможностей и вариантов получения прибыли в перспективе на основе контроля за соотношением объема продукции, затрат и результатов.
Для решения этой задачи необходимо:
- рассчитывать объем продаж, обеспечивающий полное возмещение не только переменных, но и постоянных затрат предприятия, т.е. определять объем безубыточности;
- оценивать запас финансовой прочности предприятия;
- определять объем продаж, гарантирующий получение необходимой суммы прибыли.
Объем безубыточности (критический объем, объем самоокупаемости, порог рентабельности) – это такой объем продаж, при котором выручка от реализации равна сумме постоянных и переменных затрат, прибыль равна нулю, а маржинальный доход равен сумме постоянных затрат.
Выручка (ВР)
переменные постоянные прибыль
затраты затраты
маржинальный доход (МД)
МД = Зпост. + Прибыль или МД = ВР – Зперем.
Методы определения объема безубыточности:
1) Расчетный
Исходная модель объема безубыточности при нулевой прибыли:
ВРк = Зперем. + Зпост.
где ВРк – выручка от реализации в точке безубыточности.
Введем в модель:
q – физический объем продаж;
р – цена единицы продукции;
Zперем. – удельные переменные затраты (в расчете на единицу продукции).
qk * p = qk * Zперем. + Зпост.
а) объем безубыточности в натуральном выражении определяется по формуле:
qk =
б) для расчета безубыточности в денежном выражении левая и правая части формулы умножаются на цену единицы продукции:
qk * p =
ВРк =
где Умд – средний уровень маржинального дохода
(Умд = = = ).
2) Графический
Рисунок 7 – График безубыточности
График дает зрительное представление о том, при каком объеме реализации предприятие: обеспечит полное покрытие всей суммы затрат полученной выручкой; может получить прибыль; может оказаться в убытке.
Кроме того, график позволяет определить запас финансовой прочности (безопасности) предприятия. Величина этого запаса имеет важное значение для реализации политики управления прибылью и определяется:
- в натуральном выражении как разность между фактическим объемом продаж и объемом продаж в точке безубыточности:
ЗФП = qфакт. – qк
- в денежном выражении как разность между фактически полученной выручкой и выручкой в точке безубыточности:
ЗФП = ВРфакт. – ВРк
- в относительном выражении (в процентах):
ЗФП =
Чем выше уровень запаса финансовой прочности, тем более устойчивым является положение предприятия на рынке. В условиях, неблагоприятных для предприятия, оно может в определенных пределах наращивать свои затраты, либо снижать цены на продукцию, не переставая при этом получать прибыль.
Руководство любого предприятия должно стремиться к снижению уровня безубыточности. Добиться этого можно за счет экономии на постоянных затратах, снижения удельных переменных затрат, увеличения уровня маржинального дохода в выручке, повышения цен на продукцию с учетом покупательского спроса.
Количественная оценка влияния факторов на изменение уровня безубыточности может быть осуществлена способом цепных подстановок:
qk (Зпост.) = ;
qk (р) = ;
qk (Zперем.) = .
Финансовое состояние коммерческой организации и методы его анализа
Информационное обеспечение анализа
Финансовое состояние формируется в процессе всей деятельности предприятия, предполагающей его взаимоотношения с поставщиками и покупателями, акционерами, инвесторами, коммерческими банками и другими субъектами.
У каждого партнера предприятия свои критерии оценки его привлекательности и надежности. Результаты изучения финансового положения должны давать возможность делать выводы с позиций интересов различных пользователей аналитической информации. Их можно условно подразделить на 2 группы:
- внешние;
- внутренние.
Взаимодействие интересов различных пользователей по объектам анализа финансового положения может быть представлено в следующем виде:
Группы пользователей
| Группы показателей
| по степени доступа к информа-ции
| по кругу интересов
| Имуществ. положение
| деловая активность
| доходность
| финансовая устойчивость
| Платежеспо-собность
| Внутрен-ние
| руководст-во
| +
| +
| +
| +
| +
| Внешние
| собствен-ники
| +
| −
| +
| +
| −
| деловые партнеры
| −
| +
| −
| +
| +
| поставщи-ки
| −
| +
| +
| +
| +
| банки и прочие кредиторы
| +
| +
| +
| +
| +
| инвесторы
| −
| +
| +
| +
| +
| налоговые органы
| +
| −
| +
| +
| −
| финансо-вые органы
| −
| −
| +
| +
| +
|
Основными источниками информации для анализа финансового состояния предприятия служат:
1. Бухгалтерская (финансовая) отчетность: форма №1 (бухгалтерский баланс); форма №2 (отчет о прибылях и убытках); форма №3 (отчет об изменениях капитала); форма №4 (отчет о движении денежных средств); форма №5 (Приложение к бухгалтерскому балансу); пояснительная записка к отчету.
2. Данные бухгалтерского учета (синтетического и аналитического), которые расшифровывают и детализируют отдельные статьи отчетности (главная книга, журналы-ордера, ведомости).
3. Внеучетные данные (материалы ревизий, аудиторских проверок, сведения о конкурентах, родственных предприятиях).
Внутренние пользователи аналитической информации располагают полным объемом сведений о финансовом положении предприятия, используя данные всех трех групп источников информации.
Внешние субъекты получают сведения преимущественно из типовых форм отчетности и публикаций в печати. При этом наиболее информативной формой отчетности для оценки финансового состояния предприятия является бухгалтерский баланс, который отражает состояние имущества, собственного капитала и обязательств предприятия на определенную конкретную дату.
На основе изучения баланса внешние пользователи могут принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с данным предприятием как с партнером, оценить кредитоспособность предприятия как заемщика, возможные риски своих вложений, целесообразность приобретения акций данного предприятия или его активов и другие решения.
Анализ непосредственно по балансу дело довольно трудоемкое и неэффективное, поскольку большое количество расчетных показателей не позволяет выявить главные тенденции в финансовом состоянии предприятия. Поэтому для удобства анализа составляют аналитический баланс, который формируется из исходного путем перегруппировки и уплотнения отдельных статей, а также дополнения его показателями структуры и расчетом динамики (табл. 4).
Среди основных корректировок следует выделить:
1) На сумму по статье «Задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал» должна быть уменьшена величина собственного капитала и оборотных активов;
2) На величину долгосрочной дебиторской задолженности уменьшается сумма оборотных активов и увеличиваются внеоборотные активы;
3) При наличии соответствующей информации статья «расходы будущих периодов» также может быть отнесена к составу внеоборотных активов (в случае, если срок их списания превышает ближайшие 12 месяцев);
4) Из раздела «Краткосрочные обязательства» должны быть исключены статьи «расходы будущих периодов» и «резервы предстоящих расходов». На сумму по этим статьям должен быть увеличен собственный капитал предприятия;
5) Величина собственного капитала определяется как чистые активы предприятия.
Под стоимостью чистых активов понимается величина, определяемая путем вычитания из суммы активов, принимаемых к расчету, суммы обязательств предприятия, принимаемых к расчету.
Порядок расчета стоимости чистых активов установлен совместным приказом Министерства финансов №10-Н и Федеральной Комиссии по рынку ценных бумаг №03/61 от 29 января 2003 г. «О порядке оценки стоимости чистых активов акционерного общества».
Показатель «чистые активы» отражается в справке формы №3 отчетности по строке 150.
Несмотря на справочное отражение величина данного показателя для большинства предприятий имеет директивное значение. Так, согласно ГК РФ в АО, ООО показатель «чистые активы» сопоставляется с величиной уставного капитала и не может быть меньше него. В противном случае уставный капитал должен быть уменьшен до величины чистых активов.
Если же стоимость чистых активов меньше определенного законом минимального размера уставного капитала, организация подлежит ликвидации.
Таблица 4 - Уплотненный аналитический баланс-нетто
Разделы и статьи баланса
| На начало отчетного периода, тыс. р.
| В % к валюте баланса
| На конец отчетного периода, тыс. р.
| В % к валюте баланса
| Изменение
| Темпы роста, %
| По сумме
| В % к выручке
| |
|
|
|
|
| | | | | | | | | |
Анализ активов предприятия
|