Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

История возникновения железнодорожного транспорта.

Институт социально-гуманитарных технологий

Специальность: 080500 Менеджмент

Кафедра: Инженерного предпринимательства

Курсовая работа

РОЛЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК В ЭКОНОМИКЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

 

Студент группы 14А21 «____» _____________ 2013 г. А.А.Щеблыкина

_______________

(подпись)

 

 

Научный руководитель,

Старший преподаватель «____» _____________ 2013 г. Т.В.Бондарь

_______________

(подпись)

 

Томск 2013


 

Содержание

Введение.......................................................................................................................3

Глава 1. Теоретические основы понятия «железнодорожные перевозки» 5

1.1 История возникновения железнодорожного транспорта 5

1.2 Этапы развития железнодорожного транспорта в РФ 8

1.3 Железнодорожные перевозки в экономически развитых странах........................................................................................................................13

Глава 2. Современное состояние железнодорожной инфраструктуры в РФ 17

2.1 Характеристика и экономический анализ железнодорожных перевозок 17

2.2 Характер и направление железнодорожных перевозок в РФ 22

2.3 Тенденции и перспективы развития железнодорожного транспорта в РФ................................................................................................................................26

Заключение.................................................................................................................32

Список литературы....................................................................................................34

Приложение 1.............................................................................................................36

Приложение 2.............................................................................................................37

Приложение 3.............................................................................................................38

Приложение 4.............................................................................................................39



Приложение 5.............................................................................................................40

Приложение 6.............................................................................................................42

 

 

 

Введение

Актуальность изучения роли железнодорожных перевозок в экономике России, обусловлена его огромной социально-экономической важностью для страны. С одной стороны от уровня развития транспорта зависит эффективность работы предприятий, что очень важно в условиях рынка, а с другой стороны, сам рынок подразумевает обмен услугами и товарами, что невозможно без транспорта, соответственно, невозможен и сам рынок. Именно поэтому транспорт является одной из самых важных составных частей рыночной инфраструктуры. Для России железнодорожный транспорт является одним из самых значимых видов транспорта, т.к. это самый удобный способ передвижения и перевозки грузов на такой огромной территории.

Железнодорожный транспорт – самый востребованный в транспортной системе России. Его популярность обусловлена технико-экономическими преимуществами по сравнению с остальными видами транспорта, а также совпадениями направления и мощности основных экономических связей России с пропускной способностью, конфигурацией железных дорог. Протяженность железнодорожных магистралей в России меньше чем в США и Канаде, но их пропускная способность больше, чем в других странах мира, поэтому стоит уделять пристальное внимание состоянию и качеству железных дорог.

Главная задача железнодорожных линий в России - обеспечить надежную транспортную связь между всеми регионами страны – и центральными, и отдаленными. Одной из основных проблем является перегрузка важнейших транспортных линий, средняя скорость движения на железных дорогах страны около 30 км/ч и постоянно понижается. Наиболее плотная и разветвленная сеть железнодорожных линий расположена в европейской части Российской Федерации.

Цель работы – изучить показатели деятельности железнодорожного транспорта, объемы и направления железнодорожных перевозок, экономические проблемы, перспективы развития.

Задачи работы:

-охарактеризовать основные этапы развития железнодорожного транспорта;

-провести экономический анализ и дать оценку железнодорожным перевозкам экономически развитых страны мира;

-дать понятие и раскрыть структуру железнодорожных перевозок в национальной экономике;

-раскрыть проблемы, пути их решения, тенденции и перспективы развития железнодорожного транспорта.

Объект исследования – железнодорожные перевозки в экономике России.

Предмет исследования – одна из отраслей экономики России.

Глава 1. Теоретические основы понятия «железнодорожные перевозки»

История возникновения железнодорожного транспорта.

Прародители железных дорог существовали ещё в Древнем Египте, Греции и Риме. Это были колейные дороги, предназначенные для перевозки тяжелых грузов: по выложенной камнями дороге проходили две параллельные глубокие борозды, по которым и ехали повозки. В Средневековье использовали дороги из деревянных рельсов, по ним катились деревянные вагонетки. Позже, быстро изнашивающиеся деревянные рудниковые дороги были заменены на металлические. Но в начале XIX века всё изменилось благодаря великому изобретателю Дж.Уатту, создателю паровой машины, которая стала последним необходимым элементом вместе с колесом и рельсовой колеёй, для создания железнодорожного транспорта.

Колесо – круглый обод или диск со спицами, который вращается по оси, колесо было изобретено около 2 тыс. лет до н.э. на Древнем Востоке.

Рельсовая колея – параллельно уложенные на опоры рельсы, скрепленные с ними и между собой, они служат направляющими для колес подвижного состава.

Паровая машина – тепловой поршневой двигатель внешнего сгорания для преобразования энергии водяного пара в механическую работу, был создан английским инженером Джеймсом Уаттом (1736-1819) в 1784 г. Именно это изобретение подтолкнуло развитие железнодорожного транспорта.

В XIX веке Великобритания была самой высокоразвитой, мощной державой. Все накопленные народом опыт и знания были использованы Дж. Стефенсоном при постройке первой в мире железной дороги Стоктон-Дарлингтон. Её протяженность 40 км, она используется и сегодня. Это была первая железнодорожная линия общего пользования. Чуть позже, в 1830 г., была построена железная дорога Ливерпуль-Манчестер, протяженностью 56 км. Эта дорога стала основной при перевозки хлопка, прибывшего из Америки в ливерпульский порт, в Манчестер. Успех этих железнодорожных линий вызвал строительство железных дорог по всему миру:

1830 г. – Америка, Чарльстон – Огест, 64 км;

1833 гг. – Франция, сен-Этьен – Лион, 58 км;

1837 г. – Германия, Лейпциг – Альтен, 23 км;

1838 г. – Австрия, Вена – Ваграм, 19 км;

1839 г. – Италия, Неаполь – Портичи, 8 км;

1841 г. – первая международная линия Страсбург – Базель, 141 км;

1847 г. – Дания, Копенгаген – Роскилле, 31 км;

1852 г. – Чили, Кальдер – Копьяпо;

1854 г. – Египет, Александрия – Кафр-Исса;

1854 - Австралия

Железные дороги, зародившись в Англии, распространились по всему миру. Огромные темпы роста сохранялись вплоть до первой мировой войны. Данные о протяженности мировой железнодорожной сети представлены в таблице 1[1].

Таблица 1 - Протяженность мировой железнодорожной сети

Год Длина (тыс. км)
2,4
15,9
67,0
146,0
295,0
490,0
705,0
1145,3

Затем рост сети замедлился, а с середины 50-х годов XX века общая протяженность сети железных дорог мира, тыс. км, начала уменьшаться: 1937 г. – 1260,4; 1955 г. – 1295,3; 1985 г. – 1145,1.

Развитие железных дорог в разных частях света происходило неравномерно. В первую очередь железнодорожное строительство сконцентрировалось в наиболее развитых странах – Соединенных Штатах Америки, Франции, Великобритании, Германии.

Сведения о приросте сети железных дорог в разных странах с конца XIX – до начала XX века представлены в приложении 1.

Согласно этим данным можно выделить закономерность прироста железнодорожных линий. Все страны, кроме Великобритании, представленные в таблице, в данный период пережили стабильный прирост сети железных дорог, а позже спад темпов строительства – сказывается насыщение территорий стран железнодорожными линиями.

Высокие темпы прироста железных дорог с течением времени не повышались, а снижались до достаточно низких показателей. В конце XIX – начале XX века темпы строительства железных дорог в Европе постепенно начинают уменьшаться. Колониальные страны разворачивают строительство железных дорог в своих колониях в первую очередь для вывоза из них сырья.

Поэтому большинство железнодорожных линий в этих странах строились в направлении от месторождений полезных ископаемых к морским портам. Это предопределило неравномерную густоту распределения железнодорожной сети.

Крупнейшими железнодорожными районами в Северной Америке были тогда большинство штатов США, Мексика и Канада, в Южной Америке – некоторые регионы Аргентины, Бразилии, побережья Чили, в Европе – Западный и Южный районы, в Азии – Япония и Британская Ост-Индия. В Средней Азии и Китае были построены лишь небольшие участки железнодорожной сети, африканское железнодорожное строительство велось наиболее активно в Южной Африке, Алжире и Тунисе. В Австралии и Новой Зеландии железные дороги находились в прибрежных районах.

После окончания Второй Мировой войны, в развитых капиталистических странах не все железнодорожные линии восстанавливались – сеть сокращалась. Причины – недогрузка транспорта, сокращение темпов грузоперевозок. Вместе с тем в отдельных странах, не принимавших непосредственного участия в военных действиях, сеть железных дорог хотя и незначительно, но увеличилась. К числу таких стран принадлежали Испания, Мексика, Бразилия, Чили, Австралия, СССР. В Европе значительное сокращение железнодорожной сети произошло в Великобритании, Франции, ФРГ. Общая длина мировой сети железных дорог в 1989 г. составила 1234,9 тыс.км. В Приложении 2 приведены некоторые показатели развития железных дорог разных стран по состоянию на 1991 г. Рассчитана протяженность железных дорог, приходящаяся на 1000 км2 территорий и на 10 тыс. жителей. Проанализировав эти данные, можно сказать, что площадь государства, а также уровень его экономического развития прямо пропорциональны протяженности железнодорожных линий.

Наиболее густую железнодорожную сеть имели – Бельгия 131,2 км и Швейцария 121,1 км на 1000 км2.По протяженности железнодорожных линий, приходящихся на 10 тыс. чел., лидировали – Новая Зеландия 30,8, Канада – 25,9км. Самая малая густота сети в Сингапуре – 0,16 км на 1000 км2 территории. В Непале на каждые 10 тыс. чел. приходилось 0,06 км железных дорог.

Для того чтобы отразить историю железнодорожных перевозок более полно, обратимся к отечественным этапам развития железнодорожного транспорта в России.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.