Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Международно-правовые меры охраны озонового слоя

В 1977 г. Программой ООН по окружающей среде (ЮНЕП) был принят Мировой план действий по озоновому слою, предусмотревший необходимость изучения воздействия озонового слоя и его разрывов на ультрафиолетовую радиацию и на заболеваемость людей (документ носил научный характер).

В 1985 г. в Вене состоялась конференция, принявшая Конвенцию об охране озонового слоя. Был установлен список веществ, отрицательно влияющих на озоновый слой, и принято решение о взаимном информировании государств о производстве и использовании этих веществ, о принимаемых мерах. Впервые официально заявлялось о пагубном воздействии изменений озонового слоя на здоровье людей и окружающую среду и о том, что меры по охране озона требуют международного сотрудничества.

Решающим стало подписание Монреальского протокола в 1987 г., согласно которому устанавливался контрользапроизводством и использованием фреонов и хлор - и фторуг-леводородов, наиболее разрушающих озоновый слой. Протокол подписали более 70 стран, в том числе обязательства по нему взяла Российская Федерация.

Многое еще остается неясным: является ли нарушение озонового слоя необратимой катастрофой для земной цивилизации или дело можно поправить? Какие именно причины служат разрушению озонового слоя? Можно ли их окончательно выяснить и ликвидировать?

Поставлено под угрозу выполнение принятых международным сообществом решений из-за несоблюдения рядом государств нормативов сокращения производства влияющих на озон веществ, недостаточности международного контроля (Китай и Индия вообще не подписали Монреальский протокол).

Российское законодательство об охране озонового слоя



Согласно Закону РФ об охране окружающей природной среды, предупреждение опасных изменений озонового слоя Земли обеспечивается:

организацией наблюдения, учета и контроля изменения состояния климата, озонового слоя под влиянием хозяйственной деятельности и иных процессов;

установлением и соблюдением нормативов предельно допустимых выбросов вредных веществ, воздействующих на состояние климата и озонового слоя;

регулированием производства и использования в быту химических веществ, разрушающих озоновый слой;

применением мер ответственности за нарушения этих требований.

Список веществ и отходов производства, вредно воздействующих на состояние озонового слоя, утверждается специально уполномоченными государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей среды и сообщается всем министерствам, ведомствам, предприятиям, учреждениям, организациям.

Сыграло также свою роль постановление Правительства РФ от 6 ноября 1995 г. об утверждении Федеральной целевой программы "Защита окружающей природной среды и населения от диоксинов и диоксиноподобных токсикантов на 1996–1997 гг."*

___________________________________________________________________

* СЗ РФ. 1995. № 46. Ст. 4453.

 

Проблема сохранения озонового слоя показывает, что власть человека над природой не является всесильной, и он должен вовремя осмыслить свою роль во Вселенной и, возможно, кое-где остановиться, ограничиться, иначе может быть поздно; эта глобальная катастрофа, как и ядерное загрязнение, может коснуться всех и каждого. Однако кажущаяся отрешенность этих проблем от сиюминутных забот затрудняет и отодвигает их решение, а экономический кризис перечеркивает достигнутые международные договоренности и национальные предписания.

? Контрольные вопросы

Какие правовые меры принимаются для охраны атмосферного воздуха? По каким направлениям?

Чем вредны шумовое и радиационное загрязнения атмосферного воздуха? Какими способами ведется с ними борьба?

Почему опасно уничтожение озонового слоя атмосферы? Какие меры правового и не правового характера могут быть приняты для сохранения озонового слоя Земли?

 

Темы рефератов

Российское законодательство об охране атмосферного воздуха.

Виды загрязнения атмосферного воздуха и борьба с ними.

Озоновый слой как объект охраны окружающей среды.

 

Литература

Закон РСФСР "Об охране атмосферного воздуха" от 14 июля 1982 г.

Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил организации системы государственного учета и контроля радиоактивных веществ и радиоактивных отходов от 11 октября 1997 г.

Бринчук М. М. Правовая охрана атмосферного воздуха. М, 1986.

Роун Ш. Озоновый кризис. Пятнадцатилетняя эволюция неожиданной глобальной опасности. М., 1993.

Габитов Р. X. Правовая охрана атмосферы. Учебное пособие. Уфа, 1996.

 

Тема XIII. Объекты особой охраны

___________________________________________________________________

Основные положения. – Государственные природные заповедники и национальные парки. – Государственные природные заказники и памятники природы. – Парки и сады. – Лечебно-оздоровительные местности.

___________________________________________________________________

Основные положения

(история вопроса; виды особо охраняемых природных территорий; особо охраняемые растения и животные)

 

Как отмечалось, отдельной категорией объектов охраны окружающей среды являются особо охраняемые территории и объекты. В экологическом праве им уделяется повышенное внимание: они имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное назначение, изымаются полностью или частично из хозяйственного использования, для них устанавливается режим охраны с учетом особенностей их статуса.

История вопроса

На сегодняшний день в Российской Федерации насчитывается 95 государственных природных заповедников федерального значения общей площадью более 31 млн. га, в том числе сухопутной (со внутренними водоемами) – более 26 млн. га, что составляет 1,53% всей территории России. Заповедники расположены на территории 18 республик, 4 краев, 35 областей, 6 автономных округов. Подавляющее большинство (88) государственных природных заповедников находится в непосредственном управлении Государственного комитета РФ по охране окружающей среды, 1 – в системе Минобразования, 4 – в ведении Российской академии наук, 1 – в ведении Рослесхоза.

Государственные природные заповедники имеют статус природоохранных, научно-исследовательских и эколого-просветительских учреждений, в которых трудятся около 5 тыс. штатных работников. История создания общегосударственных заповедников насчитывает 80 лет, первый такой заповедник был создан еще в конце 1916 г. – это знаменитый Баргузинский заповедник на Байкале, функционирующий и в наши дни.

Национальные парки в Российской Федерации стали создаваться с 1983 г., на сегодняшний день в России имеется 32 национальных парка (0,6% всей территории России). Практически все национальные парки находятся в ведении Федеральной службы лесного хозяйства России и только два ("Переславский" и "Лосиный остров") находятся в ведении соответственно администрации Ярославской области и правительства Москвы.

Неповторимость системы заповедников и национальных парков России, их роль в сохранении природного наследия и биологического разнообразия признаны во всем мире. 18 российских заповедников имеют международный статус биосферных резерватов (им выданы соответствующие сертификаты ЮНЕСКО), 5 заповедников и 4 национальных парка находятся под юрисдикцией Всемирной конвенции о сохранении культурного и природного наследия, 8 заповедников и 1 национальный парк подпадают под юрисдикцию Рамсарской конвенции о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, 2 заповедника имеют дипломы Совета Европы.

В соответствии с Указом Президента РФ "Об особо охраняемых природных территориях" от 2 октября 1992 г. до конца 2005 г. в России планируется создать еще несколько десятков новых заповедников и национальных парков.

В большинстве государств мира, имеющих обширную систему общенациональных природных резерватов с инфраструктурой хозяйственных учреждений, для непосредственного руководства ими создаются специализированные мощные управленческие структуры со всей полнотой административных функций. Так, в США федеральная Служба национальных парков осуществляет управление примерно 350 федеральными резерватами различного статуса. Причем финансовую политику в национальных парках США определяют именно в Службе национальных парков, а не в иных службах Министерства внутренних ресурсов, где эта Служба находится. Аналогичные службы имеются в Канаде, Австралии, Танзании.

В последние годы подобная практика находит признание и в странах СНГ. Так, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию, в Грузии сочли целесообразным передать государственные заповедники в подчинение самостоятельного Главка при Совете Министров. 13 марта 1995 г. постановлением Совета Министров Украины создано Главное управление по национальным паркам и заповедному делу Минэкобезопасности Украины.

В истории заповедного дела в России были и иные времена. С 1934 по 1951 г. в стране функционировал Комитет по заповедникам при Правительстве РСФСР (до 1936 г. – при Президиуме ВЦИК). Возглавляемый авторитетными государственными деятелями, имея в составе центрального аппарата профессионалов заповедного дела, этот Комитет осуществлял государственное управление системой заповедников. Сеть их непрерывно развивалась, укреплялась материальная база, в самих заповедниках трудились многие основоположники отечественной полевой экологии. Комитет издавал собственный бюллетень. Комитет был ликвидирован в ходе трагического разгрома заповедной системы страны в 1951 г., преодолеть негативные последствия которого отечественное заповедное дело не может до сих пор.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.