Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Нецелевое расходование бюджетных средств (статья 285.1 УК РФ).

Ответственность по данной статье наступает за «Расходование бюджетных средств должностным лицом получателя бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденными бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств, совершенное в крупном размере».

Объектом преступления является нормальная деятельность органов государственной власти в лице бюджетных органов, отношения, суть которых состоит в выполнении определенных процедур и правил, связанных с осуществлением расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов и их использование по целевому назначению (ст. ст. 1, 38 БК РФ). Бюджетом является форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансирования обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. В Российской Федерации существует трехуровневая бюджетная система, включающая в себя ежегодно принимаемые федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные бюджеты.

Объективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется совершением действия, направленного на нецелевое расходование бюджетных средств, на нужды, не содержащиеся в бюджетной росписи и не включенные в смету расходов и доходов. Это может быть финансирование расходов по смете, которая не соответствует уведомлению о бюджетных ассигнованиях, в том числе другим документам (финансирование расходов сверх запланированных лимитов). Преступные действия направлены исключительно на противоправное расходование бюджетных средств вопреки основаниям и условиям, для которых они выделены. Согласно Бюджетному кодексу (ст. 219, п. 1 ст. 227) расходованием бюджетных средств является процедура финансирования, выполняемая путем списания денежных средств с единого счета бюджета в размере подтвержденного бюджетного обязательства в пользу физических и юридических лиц. Федеральное казначейство, финансовые органы субъектов РФ и органов местного самоуправления выполняют функции органов, подтверждающих бюджетные обязательства. Основной формой подтверждения является разрешительная надпись, которая осуществляется после завершения финансовой проверки на предмет соответствия выполненных проверяемым субъектом платежных и иных документов утвержденным федеральным органом лимитированным сметам доходов и расходов бюджетных учреждений. Расходование бюджетных средств проходит три обязательных этапа: 1) принятие получателем бюджетных средств денежного обязательства путем составления платежного документа, необходимого для совершения расходов и платежей; 2) подтверждение денежного обязательства; 3) списание денежных средств со счета, что означает момент окончания состава данного преступления.



Нецелевым расходованием бюджетных средств (ст. 289 БК РФ) является их использование на цели, не соответствующие условиям получения. Правовым основанием получения бюджетных средств является обязательное наличие: а) утвержденного бюджета соответствующего уровня; б) бюджетной росписи; в) уведомления о бюджетных ассигнованиях; г) сметы доходов и расходов; д) иного правового основания их получения. Основные направления расходов бюджетов различных уровней регламентируются положениями главы 10 БК РФ, где предусмотрены основания формирования бюджетов, расходные части бюджетов, расходы (капитальные, текущие, закупки, реестры закупок и т.п.). Формы расходов могут быть самими различными (ст. 69 БК РФ): средства на оплату товаров, работ, услуг, выполняемых по государственным и муниципальным контрактам, кредитов и займов внутри страны за счет государственных внешних заимствований и др.

Преступление считается оконченным с момента незаконного, вопреки уведомлению об ассигнованиях и утвержденной смете, списания бюджетных средств со счета в крупном размере. Крупным размером согласно примечанию к ст. 285.1 УК РФ является сумма, превышающая 1 млн. 500 тыс. рублей.

Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом, где виновный осознает общественную опасность совершаемого им незаконного, вопреки бюджетным документам (уведомление о бюджетных ассигнованиях, смета расходов) нецелевого расходования бюджетных средств в крупном размере и желает этого.

Субъект данного преступления специальный. Это обязательно должностное лицо и сотрудник, занимающий соответствующую должность и работающий непосредственно в органе распорядителя бюджетных средств.

Квалифицирующим признаком данного состава преступления является нецелевое расходование бюджетных средств, совершенное группой лиц по предварительному сговору. При этом важное значение имеет участие в данном преступлении двух и более должностных лиц, представляющих интересы получателя бюджетных средств. Особо крупным размером признается незаконно израсходованная сумма бюджетных средств, превышающая 7 млн. 500 тыс. рублей.

Криминалистическая характеристика преступлений — это научная категория, в которой с определенной степенью общности описаны типовые признаки и свойства события, обстановки, способа совершения общественно опасных деяний определенной классификационной группы, процесса образования и локализации следов, типологические качества личности и поведения виновных, потерпевших, устойчивые особенности иных объектов посягательства, а также связи и отношения между всеми перечисленными структурными элементами.

Основными структурными элементами криминалистической характеристики преступления, которые определяют ее содержание, можно считать:

1. Распространенность преступного деяния. Фактор, который обусловливает так называемую криминалистическую готовность органов расследования.

2. Особенности выявления и обнаружения данных преступлений, имеющие сравнительно общий характер.

3. Типичные черты самого преступного события и обстановки совершения преступления (объект преступного посягательства, место, время, условия, другие обстоятельства, характеризующие обстановку, выявленные при анализе уголовных дел данной категории как закономерности или тенденции).

4. Механизм следообразования, характерный для данного вида или группы преступных посягательств. Имеются в виду сведения о локализации следов, их признаки, виды, сохранность и другие данные, позволяющие более эффективно искать следы и работать с ними.

5. Способ совершения преступления — это обусловленный (детерминированный) целым рядом субъективных и объективных факторов комплекс действий субъекта (субъектов) по подготовке, совершению и сокрытию преступного деяния. Далеко не всегда способ включает все три названных элемента, есть такие преступления, например, «импульсивные», которые состоят только из действий по совершению преступления, например, безмотивное или из хулиганских побуждений нанесение телесных повреждений. Бывают, и довольно часто, преступления, по которым преступник никаких действий по их сокрытию не осуществляет (более того, сам может явиться с повинной).

Сокрытие преступления по характеру совершаемых с этой целью действий может быть различным. В частности, нередко при совершении тяжких преступлений преступник (преступники) осуществляет такие действия по сокрытию, цель которых как можно более помешать обнаружению самого факта преступления или сделать так, чтобы преступление осталось вообще необнаруженным (например, сокрытие различных хищений, злоупотреблений путем подделки или других манипуляций с документами). Такие действия с целью скрыть сам факт преступления могут иметь место и по делам о преступлениях против личности (например, тщательное сокрытие или уничтожение трупа убитого). Другой разновидностью сокрытия преступления являются действия, препятствующие установлению личности преступника. Такие факты встречаются наиболее часто. К их числу можно отнести уничтожение оставленных следов (естественно, и принятие мер, чтобы таких следов не оставлять), фальсификация обстановки происшествия или самих следов, подготовка ложного алиби, давление на свидетелей и, что особенно опасно, насилие или устранение свидетелей и потерпевших. Нередко действия по сокрытию преследуют и ту, и другую цель: воспрепятствовать своевременному обнаружению преступления, с одной стороны, и помешать установлению виновного — с другой.

Как было сказано, способ совершения преступления (modus operandi sistem) обусловливается субъективными и объективными факторами. Обратим внимание на главные из них:

· особенности личности преступника: пол, возраст и некоторые другие демографические данные; наличие или отсутствие преступного опыта, судимости; иные личностные особенности, характерные для определенной категории дел и др.;

· особенности объекта преступного посягательства, в том числе какие-либо обстоятельства, характеризующие потерпевшего, учитываемые преступником при выборе способа действий. В данном блоке может быть достаточно много обстоятельств, которые учитывает преступник в зависимости от характера преступления и своих собственных возможностей. Для примера можно указать, что при совершении корыстных преступлений преступники всегда учитывают степень защищенности, охраны имущества, состояние учета, отчетности и контроля по экономическим преступлениям, расположение квартиры при кражах, особенности места, где лучше совершить нападение, и т.д. Перечень подобных факторов можно продолжать.

Принято считать, что способ совершения преступления является ядром, центральным звеном криминалистической характеристики. Все другие ее элементы так или иначе связаны со способом, хотя имеют и самостоятельное значение. Задача состоит в том, чтобы при разработке конкретных методик обязательно исследовались и показывались корреляционные связи между различными элементами криминалистической характеристики, особенно между способом и другими структурными элементами. В настоящее время бесспорно установлено, что корреляционная зависимость существует в связях между способом и личностью преступника, между местом и временем совершения преступления и личностью правонарушителя, между особенностями личности и поведения потерпевшего и действиями преступника и, что достаточно очевидно, между механизмом следообразования и другими структурными элементами криминалистической характеристики.

6. Особенности личности (возрастные, психологические, физические и др.) и поведения подозреваемых и обвиняемых по делам данной категории, выявленные при изучении следственной и судебной практики. Такие исследования, в частности, могут дать ответ на вопрос, лица какого возраста чаще совершают те или иные преступления, какие они имеют психические особенности, какая у них социальная характеристика (нигде не работающий, страдающий алкоголизмом и т.д.).

7. Обобщенные данные о личности потерпевших, которые специфичны или даже закономерны по делам той или иной категории. Данные могут носить самый разнообразный характер помимо обычных демографических сведений. Так, например, потерпевшими по делам о кражах, разбоях с проникновением в жилище, рэкете являются, как правило, богатые люди. Это обстоятельство лишний раз говорит о предшествующей преступлению подготовке («наводке», планировании преступления), что позволяет выдвигать более конкретные версии и вести целенаправленный поиск доказательств.

8. Другие сведения, полученные в результате проведенных исследований по разработке криминалистической характеристики и могущие оказаться полезными в практической деятельности по раскрытию преступлений, например сведения о структуре и связях организованных преступных группировок.

Способы совершения финансовых преступлений весьма многообразны. Преступные финансовые операции можно условно сгруппировать следующим образом:

§ операции в области механизмов расчетов при денежном (в том числе валютном) обращении, использующие несовершенство правового регулирования механизма расчетов между контрагентами или отсутствие должностного контроля над его функционированием;

§ операции в области обращения платежных документов или ценных бумаг, основанные на несовершенстве организационных правовых и технических методов защиты этих финансовых инструментов, банковских продуктов т. п.;

§ операции в области заемных ресурсов, банковского кредитования, основанные на неправомерном получении денежных средств под видом заемных ресурсов, не целевом их использовании или присвоении;

§ операции по фиктивному кредитованию, сопровождаемые подкупом ответственных сотрудников банка и распределением заемных средств между преступниками;

§ операции в области информационных финансовых компьютерных технологий, основанные на несовершенстве средств и механизмов зашиты таких информационных систем финансовых учреждений от неправомерного доступа к указанной информации и управлении ею извне.

Для всех преступлений данной разновидности характерна серьезная и нередко достаточно длительная подготовка к их совершению. На этой стадии избирается финансовый механизм, необходимый для реализации преступного замысла и соответствующий заданным параметрам.В понятие такого механизма включаются: выявление пробелов в действующем нормативном регулировании и механизме реализации конкретной финансовой операции, позволяющих легализовать важнейшие элементы криминальной финансовой операции или придать им видимость легальности; сбор образцов бланков, печатей подписей или изготовление необходимых документов, отражающих аналогичные легальные финансовые операции; определение наиболее рациональной последовательности предстоящего документооборота; подбор или создание конкретных финансовых учреждений и юридических лиц, обеспечивающих движение финансовых ресурсов; изготовление или получение документов, отражающих будущую финансовую операцию; подбор или наем исполнителей отдельных операций, приобретение технических, в том числе компьютерных и коммуникационных средств и др.

Для финансовых преступлений характерно, что их фактическое совершение осуществляется в весьма короткие сроки, организаторы преступления, поставив перед собой конкретные цели, прекращают преступные действия немедленно по их достижении.

Знание преступниками технологий банковских операций позволяет им избежать быстрого выявления незаконных операций и получить доступ к денежным средствам наиболее быстро. При этом банковские инструменты активно используются как при совершении хищений, так и при введении преступных капиталов в законный оборот.

После совершения преступления осуществляются активные действия по его сокрытию, часто связанные с ликвидацией предприятий и финансовых учреждений, их фиктивным или преднамеренном банкротством, уничтожением документов, искажением бухгалтерской, статистической и иной отчетности, переводом на другие должности или увольнением лиц, которым было что-либо известно о ходе финансовой операции.

Обстановка, складывающаяся или создаваемая преступниками для возможности совершения указанных преступлений, прежде всего, формируется под влиянием различного рода нестыковок, противоречивых, неразвитых положений, имеющихся в законодательстве, регулирующем финансовую сферу; непродуманностью отдельных решений и механизма их реализации в действиях соответствующих должностных лиц и др.

Корыстным преступлениям, связанным с использованием разных финансовых информационных систем, чаще всего способствует обстановка слабого контроля за порядком работы в той или иной информационной системе, недостаточная защищенность таких информационных систем от неправомерного доступа. Например, недостаточная защита от мошеннических действий банковских платежных документов, недостаточно высокое качество их изготовления и порядка сохранности и др.

Благоприятная обстановка для мошеннического использования пластиковых платежно-расчетных карточек возникает в связи с отсутствием надежной электронной или телефонной связи с учитывающими платежи центрами, несвоевременным получением принимающими платежи организациями «стоп-листа», при невнимательности лиц, принимающих платежи по таким карточкам.

Корыстным преступлениям, связанным с использованием финансовых информационных систем, построенных на базе ЭВМ, их сетей и систем, способствует чаще всего обстановка слабого контроля за порядком работы в информационной системе, недостаточная ее защищенность от неправомерного доступа.

Обстановке, в которой осуществляется неправомерное кредитование и последующее уклонение от возврата полученных денежных средств, свойственно недостаточно тщательное изучение кредиторами данных о заемщике, отсутствие детальной проверки его финансового состояния и хозяйственной деятельности, обеспечивающих возвратность полученного кредита, а также контроля над деятельностью заемщика после получения кредита.

Близка к вышеизложенному и ситуация осуществления незаконного предпринимательства и банковской деятельности.

Если такого рода преступления совершаются ОПГ, то к числу элементов обстановки их совершения целесообразно отнести данные о специфике того региона, в котором действует ОПГ. Указанные особенности влияют на выбор базового вида финансовых преступлений, на совершение которых нацеливается ОПГ, и наиболее доступные и эффективные способы их совершения. Например, в крупных городах с большим числом банков и их отделений чаще всего преступления совершаются с использованием ценных бумаг и с помощью информационных технологий, т. е. наиболее притягательными для ОПГ являются банки, обладающие большими денежными средствами и огромным числом вкладчиков. В более мелких промышленных городах финансовые преступления чаще связаны с незаконным предпринимательством и незаконной банковской деятельностью. В таких городах легче действовать фирмам и банкам без лицензии.

Для ОПГ, совершающих финансовые преступления, характерна небольшая численность, сравнительно простая организационная структура с достаточно высоким общепрофессиональным и преступным уровнем членов ее руководящего и даже исполнительского звена. Указанные группы обычно создаются ситуативно-договорным способом и на сравнительно короткие сроки, по сравнению с ОПГ, создаваемыми для осуществления длительного преступного бизнеса. Отсюда и слабость коррумпированных связей анализируемых групп. Лидеры таких преступных групп характеризуются большей степенью активности при совершении преступлений и руководстве усилиями ее членов. Наиболее слабые их звенья — лица, осуществляющие технические функции.

В целом жетипологические черты всех субъектов данных преступлений во многом сходны. У большинства из них доминируют установки к стяжательству, страсть к наживе, стремление быстрого накопления богатства любым путем. У организаторов таких преступлений и лиц их совершающих сравнительно высокий уровень образования. Каждые двое из трех правонарушителей имеют не только среднее, но и среднее специальное и высшее образование. Большинство из них непосредственно участвуют в финансово-коммерческой деятельности на разном функциональном уровне (руководители и другие организаторы коммерческих структур, банков и др.). Среди них всегда имеются лица, владеющие информацией о деятельности кредитно-финансовых структур, знающие изъяны в их деятельности. По половому составу преобладают мужчины, хотя число женщин — правонарушителей по этим делам значительно выше, чем по другим. Основную возрастную группу составляют лица от 25 лет и старше (75%).

Обстоятельства, подлежащие установлению в процессе расследования финансовых преступлений, независимо от их вида во многом определяются на основе их криминалистической характеристики и с учетом предмета доказывания. Они по своему содержанию и делению на группы сходны с перечнем обстоятельств, подлежащих выяснению при расследовании преступлений против собственности путем присвоения, растраты, мошенничества и вымогательства.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.