Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Изобразительное искусство и архитектура

XVIII в. — век портрета, но уже на новом витке развития культуры. Изящная интимность, сдержанная лиричность, вежливо-беспощадная аналитическая наблюдательность — таковы художественные особенности портретов Латура, Гейнсборо, Гудона. Умение передать тончайшие оттенки настроения, подметить характерное отличает галантные празднества и жанровые сценки Ватто, Фрагонара, скромные бытовые мотивы Шардена, городские пейзажи Гварди.

Формирование новой культуры происходит весьма неравномерно в различных странах. Например, в Италии, лишенной национального единства, продолжается развитие традиций XVII в. Во Франции XVIII в. начинается печально-мечтательным изящным искусством Ваттои завершается революционным пафосом полотен Давида, приобретая сознательную гражданскую направленность.

В Испании творчество молодого Гойипротивостоит классицизму страстным интересом к ярким, характерно выразительным сторонам жизни и предваряет переход изобразительного искусства к реалистическому романтизму XIX в.

В XVIII в. сокращается церковное зодчество и возрастает объем гражданского строительства. Архитектуру характеризует стиль позднего барокко— еще более динамически усложненного, декоративно-перегруженного, менее величавого и монументального. Дальнейшее развитие претерпевает и классицистическое направление. Во Франции был создан ряд блестящих ансамблевых решений (площадь Согласия в Париже), представляющий переосмысление в духе классицизма принципов планировки городского ансамбля. Зарождается интерес к более интимной трактовке архитектурного образа отдельного особняка, более комфортабельного, элегантного. Это приводит к сложению принципов искусства рококо, более камерного, чем барокко.



Искусство рококо, более интимное, рассчитанное на украшение досугов чуткого к «изящному», обладающего изысканным вкусом частного человека, определило создание стиля живописи дифференцированного в оттенках настроения, в тонкостях сюжетного, композиционного, колористического и ритмического решения. Искусство рококоизбегало обращения к драматическим сюжетам, к познанию реальности, очень скоро выродившись в бездумно-поверхностное искусство представителей той части общества, которая исповедовала девиз Людовика XV: «После нас — хоть потоп».

Сентиментализм– художественное течение в европейском и американском искусстве второй половины 18 в., возникает в результате кризиса просветительского рационализма. Недоверие по отношению к разуму как основному орудию познания и переустройства мира привело к противопоставлению разума чувству, изображению внутренних переживаний человека. Необходимым условием существования человека сентименталисты считали высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Основными отличительными чертами стали идеализация «естественного» человека, раскрытие «тайн» его души.

Сентиментализм получил название по роману Лоренса Стерна“Сентиментальное путешествие”.

Вопросы для самопроверки

1. Эстетические особенности стиля барокко

2. Классицизм во Франции

3. Стиль рококо в искусстве Франции

4. Сентиментализм в европейской литературе

5. Музыкальное искусство 17-18 вв в Европе

6. Внестилевое направление в европейской живописи

 

ТЕМА 4

Русское искусство 17 – 18 вв

В рамках этой темы необходимо знать, что последним этапом древнерусской истории был 17 век. Он же явился и началом нового периода в истории русского искусства.

В конце 17 в. наблюдается отход от канонов древнерусской архитектуры в храмовом зодчестве. Новый архитектурный стиль получил название «нарышкинского барокко»по имени родственников второй жены царяАлексея МихайловичаНатальи Кирилловны Нарышкиной(церковь Покрова в Филях).

Среди других построек бояр Нарышкиных примечательна трапезная Троице-Сергиевой лавры, имеющая богато декорированный фасад с расписными стенами и раковинами на карнизах, церковь в Троице-Лыково, храм Успения в Рязани.

По композиции «нарышкинские церкви» представляли собою традиционный восьмерик на четверике, усложненный пышным ордерным декором (виноградная лоза, гранаты, тюльпаны, фрукты, цветы) и кружевной орнаментикой из белого камня на красной кирпичной плоскости стены.

Церковь Богоматери в Дубовицах явила пример уникального, нигде больше не повторяющегося стиля, получившего название «голицынского барокко».

Большого расцвета достигло в 17 в. ювелирное и декоративно-прикладное искусство.

В произведениях декоративно-прикладного искусства 17 в. появилось стремление русских художников к красочности, усложненности и разнообразию форм.

Русское искусство 18 в

Петровское время явилось переломным для всей русской жизни, обозначило переход от средневековья к новому времени. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей и даже принудительной.

Петербургский стиль – это особое ощущение пространства и исторического времени. С 1914 г. Петр запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга, и одним из первых выдающихся сооружений стал Петропавловский собор, автором проекта являлся Доменико Трезини(1670 – 1734). Архитектурная композиция колокольни в верхней части является типичной для «петровского барокко»,где волюты, скрепляющие этажи, верхний четверик покрыт куполом, на который поставлен восьмигранный фонарик со шпилем. Петровские ворота, как и все сооружения Петербурга первой четверти 18 в., были возведены в формах барокко, хотя стиль архитектуры Петербурга при жизни Петра не является стилем барокков полном смысле этого слова. Это определялось принципом целесообразности, строгости и простоты. И принципы остались в силе даже при строительстве дома Петрав Летнем саду, больше похожего на жилище голландского бюргера.

В те же годы строились дворец Меньшикова, палаты Кикина, палаты князя А.П. Троекурова, дом Д.Трезини, здание Двенадцати коллегий, подмосковные Кусково, Вороново. Любовь Трезиник Голландии сказалась во всех этих постройках.

Постепенно вкусы Петра переместились в сторону пышности абсолютистской Франции. Это нашло отражение при строительстве Петергофа. Оригинальный ансамбль, в создание которого внес свою лепту художник европейского масштаба и исключительного дарования Жан Батист Леблон(1679 – 1719). Центральную ось композиции составлял морской канал, который под прямым углом пересекала аллея, идущая от дворца Марли, и лучевые аллеи, что обеспечивало исключительный обзор. Петергоф с его морской романтикой оказался непохожим ни на один из известных европейских художественных стилей.

Петербургу, задуманному как мировая столица, не соответствовал облик архитектуры европейской провинции, поэтому «петровское барокко» оказалось недолговечным. Осуществить то, что задумал Петр великий, оказалось под силу «елизаветинскому рококо», «екатерининскому классицизму», «александровскому ампиру».

Излюбленным мотивом орнамента для ЕлизаветыПетровны являлся рокайль (раковина), импортированный из Франции, поэтому в оформлении дворцовых интерьеров, ювелирных украшениях, столовых сервизах, мебели и мелкой пластике широко использовался стиль рококо.

Франческо Бартоломео Растрелли(1700- 1771)

Он соединил в своих постройках ордерность классической итальянской архитектуры, барочную динамику, орнаментику французского рококо и полихромию древнерусского зодчества. В результате возник особый, растреллиевский стиль, или стиль «монументального рококо».

Петербург из города-крепости превращался в город дворцов, в которых отражалось могущество русского государства.

Дворцовые интерьеры Растрелли– это бесконечная анфилада залов и кабинетов, бесконечная благодаря тому, что парадная лестница находилась не в центре дворца, а сбоку. Другой характерной чертой является светский, увеселительный облик независимо от предназначения зданий. Третья особенность интерьеров Растрелли состояла в его пристрастии к изобилию. В архитектуре Зимнего дворца нашла развитие композиционная схема дома-блока, замкнутого вокруг внутреннего двора.

Наряду с Растрелликрупнейшими русскими архитекторами барокко являются С.И.Чевакинский, построивший Николо-Богоявленский собор в Петербурге, и Д.В.Ухтомский, автор колокольни в Троице-Сергиевой лавре.

Особенности, присущие елизаветинской архитектуре середины века, находили своеобразное отражение в литературе.

Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 – 1744) написал первую сатиру, выступив зачинателем сатирического направления. Василий Константинович Тредиаковский(1703 – 1769) начал обновление литературного языка, переведя на разговорный язык поэму мирского содержания «Езда на остров любви» с церковно-славянского, ибо он, по словам самого Тредиаковского, «жестоко ушам слышится». В 1735 г. он опубликовал «Новый краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий», в котором предложил строить стих на ритмическом чередовании ударных и безударных слогов, осуществив тем самым реформу стихосложения.

Михаил Васильевич Ломоносов(1711 0 1765) развил эти принципы, выделив три рода речений (высоких, посредственных и низких). Соответственно литература была разделена на «три штиля», за каждым из которых закреплялась определенная лексика. К высокому стилю относились трагедия, героические поэмы, оды, «прозаические речи о важных материях». Посредственный стиль включал послание, сатиру, элегию, драму, написанные словами всех трех речений. Низкий стиль – это комедии, эпиграммы, басни, письма и песни, которые писали языком, близким к разговорному.

В последнем десятилетии царствования Елизаветыгосподство оды уступило место растущей популярности нового жанра – трагедии. Это было связано с ростом дворянского либерализма и волной просветительства. Поворот от оды к трагедии означал вместе с тем переход от велеречивости Ломоносова к простоте и сдержанности Александра Петровича Сумарокова(1717 – 1777). Сюжеты Сумароковбрал из полулегендарной русской истории, таковыми были «Хорев», «Дмитрий Самозванец».

С вступлением на престол Екатерины Второйначался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской, русское искусство стало наравне с западноевропейским.

Мода на античность и классицизм была немедленно импортирована в Россию, где она наиболее ярко проявилась в архитектуре. На смену нарядному и пышному барокко и рококо пришел «екатерининский классицизм». Первым из классицистических зданий стала Академия художеств (проект Жана Батиста Вален-Деламонтаи Михаила Федоровича Кокоринова), построенная в стиле раннего классицизма, сохраняющая очарование уходящего барокко. Другим строением был Малый Эрмитаж.

Почти в то же время архитектором Петербурга стал Антонио Ринальди(1710 – 17940. Он спроектировал Китайский дворец и павильон Катальной горки в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге.

Особую роль в строительстве Петербурга времен Екатеринысыграл Джакомо Кваренги(1744 – 1817), наиболее полно проявивший себя именно в России. Стиль Кваренгихарактеризуется как строгий классицизм с его творческой бескомпромиссностью, которая выражается в предельной простоте и четкости форм, статичности, обязательной симметрии, строгом чередовании одинаковых декоративных мотивов. В соответствии с этими требованиями были построены здания Академии наук, Мариинская больница, Смольный институт благородных девиц, Конноспортивный манеж.

Одним из символом «екатерининского классицизма»стали сооружения Чарльза Камерона (1740 – 1812) в Царском Селе. Он создал галерею, названную впоследствии Камероновой, Агатовые комнаты и Холодные бани. Камерону удалось оживить здесь античные образцы в тех зримых формах, которые соответствовали представлениям о красоте древнего мира.

Творениям классицизма в «золотой век» Екатеринынет аналогий. Нигде в Европе ни в 18 в., ни в начале 19 в. нее удалось достичь той величественной красоты, которая характеризует классицистические архитектурные ансамбли Петербурга и его пригородов. Русский классицизм– это великое явление в истории мирового искусства.

В соответствии с требованиями классицизма произошли значительные изменения в изобразительном искусстве, в первую очередь в живописи.

Одним из основоположников исторического жанра был Антон Павлович Лосенко(1737 – 1773). Его самые значительные работы «Жертвоприношение Авраама», «Прощание Гектора с Андромахой», «Владимир и Рогнеда» являют собой образцы русского академического стиля, кредо которого – подражание античности.

Федор Степанович Рокотов(1735 – 1808) происходил из крепостных и при покровительстве И.И.Шуваловабыл принят в Академию художеств. Особое обаяние было присуще его женским портретам, говорят даже об особом, «рокотовском типе» женской красоты. Творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого(1735 0 1822) считается вершиной портретного искусства 18 в. Почти все портреты лишены внешней парадности, но в то же время на них изображены значительные личности (портреты Кокоринова, Демидова, Строганова), исключение – портреты Екатерины, самым знаменитым из которых является портрет императрицы в виде мудрой законодательницы. Расцвет творчества Владимира Лукича Боровиковского (1757 – 1825) приходится на конец 18 – начало 19 в. Его больше занимает частное лицо в его личной камерной жизни. Самыми замечательными его полотнами были жанровые портреты, а также портреты деятелей литературы и театрального искусства. Даже портрет Екатерины написан был в романтической манере при соблюдении классицистических форм.

Вторая половина 18 в. – время резкого скачка в развитии русской музыки, практически всех жанров. Зарождается русская опера, появляются первые образцы симфонической и камерной инструментальной музыки, вокальной лирики, складывается национальная композиторская школа (М.Березовский, Д.Бортнянский, И. Хандошкин, М.Соколовский, Е.Фомин).

В годы правления Екатеринывозросло значение литературы, периодической печати. Реалистические черты отчетливо проявлялись в комедиях Дениса Ивановича Фонвизина(1745 – 1792). Лирика Гавриила Романовича Державина(1743 – 1816), историческая по своему содержанию книга Александра Николаевича Радищева(1749 – 1802) «Путешествие из Петербурга в Москву» несли идеи просветительства.

Отдельного внимания требует творчество Николая Михайловича Карамзина(1766 – 1826). Идеи сентиментализма, признанным главой которого он был, сыграли большую роль в разработке русской литературой проблемы личности, в совершенствовании художественных средств изображения внутреннего мира человека, в развитии русского литературного языка.

Вопросы для самопроверки

1. Русское искусство 17-18 вв

2. «Петровское», «Елизаветинское» барокко, монументальное рококо

3. «Нарышкинское» и «голицынское» барокко

4. Русское декоративное и прикладное искусство

5. «Петербургский стиль» в архитектуре

6. Классицизм и сентиментализм в русской литературе

7. Творчество Ф.Б.Растрелли

ТЕМА 5.

Европейская литература и искусство 19 века

В рамках этой темы необходимо знать,что исторические рамки литературы XIX в. обычно не совпадают с хронологией столетия. Нача­лом считается Великая французская револю­ция, имевшая всемирно-историческое значение. Она нанесла решающий удар по феодальной системе и ока­зала огромное воздействие на весь ход исторического развития в XIX в., насыщенном глубочайшими соци­альными потрясениями, войнами и революциями. Ото­звалась она широко и многообразно и в литературе, ее отзвуки находим у Дж. Байрона, В. Гюго, П. Беранже и др. При этом важно учитывать характер исторического процесса, его специфику в каждой из стран: Великобритании, Франции, Германии, США, Польше.

Завершением этого периода являются 70—80-е гг. XIX в. Далее выделяется следующий важный этап лите­ратурного развития — конец ХIХ — начало XX в., время, которое также имеет свою специфику и характеризуется яркими, весьма значительными явлениями в области сло­весности. В свою очередь внутри выделяются следующие значимые вехи: это начало 30-х гг. (парламентская рефор­ма в Англии 1832 г., Июльская революция во Франции 1830г., Польское восстание 1830г.и др., а также 1848 г, от­меченный циклом революционных выступлений в Евро­пе: в Германии, Франции, Италии, Австро-Венгрии, взле­том чартистского движения в Англии).

Литературный процесс в XIX в. проходит под зна­ком двух главных направлений — романтизма и классического (или критического) реализма. Термин «романтизм» впервые появился в XVIII в. и подразумевал все фантастическое, необычное, стран­ное. Позднее он стал употребляться для обозначения литературного направления, получившего развитие в литературе Европы и США, в основном в первой тре­ти XIX в. Романтизм также завоевал и другие художе­ственные сферы: музыку, живопись, театральное искус­ство. Историческая основа его — бурные годы, после­довавшие сразу за Великой французской революцией. Происходила ломка старых феодальных отношений, шли наполеоновские войны, наблюдался подъем национально-ос­вободительного движения в Ирландии, Испании, Ита­лии, Греции.

То была эпоха, когда прекраснодушные мечты про­светителей о «веке разума», который должен был насту­пить после крушения феодального мира, обнаружили вдруг свою иллюзорность; становление новых буржуаз­ных отношений имело своим результатом прежде все­го спекулятивную горячку, поляризацию богатства и нищеты, появление вульгарных и бессовестных нуво­ришей. Все это вызывало у определенной части роман­тиков ностальгические чувства по прошлому, которое начинало рисоваться в радужных красках.

Другие романтики, находившиеся под влиянием идей утопического социализма, получившего развитие в начале века в трудах Оуэна, Фурье, Сен-Симона, так­же недовольные капиталистическим прогрессом, гре­зили о некоем золотом веке социальной справедливо­сти и гармонии. Так обозначились две тенденции в ро­мантизме: если одни романтики, осуждая Французскую революцию, искали свой идеал в прошлом (Новалис — в Германии, Шатобриан — во Франции, Вордсворт — в Англии), то другие стремились заглянуть в завтрашний день (Шелли — в Англии, Жорж Санд и Гюго — во Франции). Но, размежевываясь, иногда вступая друг с другом в споры по политическим вопросам, романти­ки были во многом едины в своих философских и эсте­тических воззрениях.

Как показывает история литературы, любое новое направление зачастую складывается в острой полеми­ке с эстетикой предшественников, в данном случае с классицистами и просветителями. Становление роман­тизма сопровождалось появлением целого ряда важных эстетических документов. Их можно назвать литера­турными манифестами, которые провозглашали худо­жественные принципы нового искусства: это «Фраг­менты» Шлегеля (1798), предисловие Вордсворта и Кольриджа к «Лирическим балладам» (1800), предисло­вие Гюго к своей драме «Кромвель» (1827).

Романтики утверждали свою эстетику, во многом противопоставляя ее эстетике классицистов и просве­тителей. Классицистическому культу разума они проти­вопоставили культ чувства. Строгости и нормативности классицизма — полную свободу художника в выборе формы и стиля, в воплощении собственного индивиду­ального видения мира. «Естественному» человеку — «общественного» человека. Логике и рассудочности просветителей — полет фантазии, мечты, многокрасоч­ный мир, в котором реальность порой «перетекает» в сновидение. Классицистическому принципу отраже­ния жизни — принцип условности.

Мир у романтиков представал в преображенном виде благодаря сгущению красок, использованию гро­теска, символики, аллегории. На смену ясной, спокой­ной манере повествования у просветителей пришли не­кая приподнятость стиля, взволнованность, лиризм, эмоциональность. В литературу вошел новый герой, личность, обычно одинокая, во многом загадочная, бунтарь или изгой, разочарованный в жизни, бегущий от общества в иные, как правило, экзотические, стра­ны. Исключительный герой, поставленный в исключи­тельные обстоятельства. Само историческое время, на­сыщенное бурными социальными потрясениями, вызвало к жизни искусство драматичное, многокрасочное, исполненное внутренней динамики.

Это эпоха поэзии, востребовавшая стихотвор­цев; не случайно главенствующим жанром становится поэма. Появились и крупные формы, романы в стихах, такие как «Дон Жуан» Байро­на (иногда его считают сатирической поэмой), «Пан Та­деуш» Мицкевича, а в России — «Евгений Онегин» Пушкина. Как обычно, в переломные моменты возрас­тает пристальное внимание к истории. Происходит рож­дение исторического романа (В. Скотт). Усиливается ин­терес к литературе прошлых эпох, к писателям, чья эс­тетика созвучна романтизму, прежде всего Шекспиру. Активно осваивается античное наследие. Углубляются взаимосвязи и взаимовлияния литератур, получает раз­витие художественный перевод.

Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Козлов переводят западноевропейских поэтов на русский язык. Именно Байрон представляет собой яркий тип художника-ро­мантика. Как поэт и как личность он вызывал к жизни целое поколение последователей, исповедовавших эти воззрения, и художественное явление — байронизм, про­явившееся в творчестве Пушкина и Лермонтова, Мицке­вича и Жорж Санд, Гюго и Гёте. В литературе наметилось смещение акцента от поэзии к прозе: ведущим жанром стал социальный роман, позволяющий с наибольшей полнотой и конкретизацией деталей запечатлеть кар­тины жизни общества.

Реализм XIX в. иногда называют критическим, поскольку он пронизан пафосом критики мно­гих сторон жизни, прежде всего культа денег, голого чистогана, в жертву которым приносятся нрав­ственные человеческие ценности. Творчество реалис­тов еще важно тем, что содержит глубокие социальные обобщения. Наглядный тому пример — наследие Оноре де Баль­зака, художника-аналитика, обладавшего острым зре­нием, который разработал не только богатейшую типо­логию героев, но дал художественную трактовку эконо­мических факторов и законов.

Реалистический роман XIX в. — одно из блестящих достижений мировой литературы. Однако не следует противопоставлять романтизм реализму. Два этих мето­да нередко органично сосуществуют в творчестве одно­го художника, как, например, у Стендаля, Бальзака, Диккенса.

Вместе с тем в творчестве некоторых реалистов по­здней поры заметно активное неприятие романтических «преувеличений» и идеализации (Теккерей, Флобер).

В процессе эволюции сама форма, стилевые при­знаки классического реалистического романа на исходе XIX в. изменились, трансформировались, обогатились в связи с развитием новых художественных течений: символизма, натурализма, импрессионизма. Это можно наблюдать в творчестве Мопассана, Золя, Гарди, Дже­ка Лондона, Драйзера и др.

XIX в. внес поистине неоценимый вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Как уже было сказано выше, литературный XIX в. не совпадает с календарным веком, поскольку историко-литературный и исторический процессы определяются не датами как таковыми, а событиями, оказавшими существенное влияние на поступательный ход развития общества. Наряду с революцией во Франции на идеологическую жизнь Европы рубежа XVIII—XIX столетий большое влияние оказали завершение промышленного переворота в Англии и война за независимость в США. Со времени революции общественно-политические события во Фран­ции оказывают существенное воздействие на судьбы европейских государств.

Одним из проявлений неудовлетворенности результатами Фран­цузской революции 1789—1799 гг., поисков внебуржуазного социаль­ного и этического идеала были возникшие в начале XIX в. теории утопического социализма. Утопический социализм начала XIX столе­тия был важнейшим идеологическим фактором, под воздействием которого находился литературный процесс того времени. Романтизм, являющийся своего рода антибуржуазной утопией, прямо или косвенно выражал те или иные стороны учения утопического социализма.

Творчество Гюго и Ж. Санд во Франции, Годвина и Шелли в Англии, Гейне в Германии, Герцена и Чернышевского в России — вот те важнейшие моменты литературного процесса XIX в., которые тесно связаны с идеями утопического социализма.

Европейская литература первых трех десятилетий XIX в., получив мощный стимул для своего развития в событиях Французской рево­люции 1789—1799 гг., оказалась в дальнейшем тесно связанной с последующей политической жизнью, с наполеоновскими и антинапо­леоновскими войнами.

В основе романтизма лежит идеалистическое мировоззрение, раз­вивавшееся преимущественно в направлении от субъективного идеа­лизма к объективному. Идеалистический порыв к бесконечному как одна из характеристик идейно-эстетических позиций романтиков яв­ляется реакцией на скептицизм, рационализм, холодную рассудочность Просвещения. Романтики утверждали веру в господство духовного начала в жизни, подчинение материи духу.

Романтики, в частности, А. Шлегель, выражали стремле­ние ко всеобщности явлений, к универсализму. Этот романтический универсализм сказался и в социальном утопизме романтиков, в их утопических мечтах о торжестве идеалов гармонии во всем человеческом обществе.

Позднее в эстетике романтиков утверждается весьма существенный тезис о так называемом местном колорите, т. е. об описании внешней обстановки (Гюго, Нодье, отчасти Байрон). Но и у этих романтиков личности отводится главное место. Природа, любовь — разработка этих проблем была для романтиков путем познания и раскрытия сущности феномена человеческой личности. Она наделялась неогра­ниченными творческими потенциями, и ход развития объективного бытия в представлении романтиков определялся духовной деятельно­стью отдельной личности. Такой субъективистский антропоцентризм романтиков повлек за собой серьезное изменение акцентов в том гражданском общественном идеале, который был характерен для ми­ровоззрения классицистов и просветителей.

В решении проблемы «личность и общество» романтики перено­сили акцент на первый компонент этого соотнесения, считая, что раскрытие и утверждение человеческой личности, ее всемерное совер­шенствование в конечном итоге приведет к утверждению высоких общественных и гражданских идеалов.

Абсолютизация духовного мира отдельной личности у романтиков была сопряжена с известными негативными моментами. Однако в гораздо большей степени это возвеличивание отдельной личности, принципиальная установка вести путь познания всего сущего через ее внутреннее «я» привели романтиков к их самым значительным идей­но-эстетическим завоеваниям. В этой области романтиками сделан тот существенный шаг вперед в художественном познании действительно­сти, который выдвинул романтизм на смену искусству Просвещения. Стихи У. Вордсворта и В. Мюллера, Гейне и Байрона, Виньи и Ламартина, психологические повести Шатобриана и де Сталь раскры­вали современникам богатства духовного мира отдельной личности. Обращение к избранной личности, возвышающейся над «толпой», отнюдь не исчерпывает трактовку индивидуалистического начала у романтиков. В этой области в не меньшей мере сказался и их глубокий демократизм (Вордсворт, Гейне, В. Мюллер, Эйхендорф, Шуберт).

В творчестве романтиков берет свои истоки образ «лишнего чело­века», прошедший через всю литературу XIX столетия.

Романтики расширили арсенал художественных средств искусства. Им принадлежит заслуга разработки многих новых жанров, преиму­щественно субъективно-философской направленности: психологиче­ская повесть (здесь особенно много сделано ранними французскими романтиками), лиро-эпическая поэма (лейкисты, Байрон, Шелли, Виньи), лирическое стихотворение, исторический роман. С романтиз­мом связан яркий расцвет лирических жанров, противостоящих раци­оналистическому XVIII в. Многие поэты-романтики, решительно порывая с традициями классицистского стихосложения, осуществили принципиальную реформу стиха, расширившую и демократизировав­шую просодические средства, приблизившую его возможности к ото­бражению внутреннего мира духовной жизни отдельной личности, порой в сфере ее реальных житейских интересов. Утверждение новых романтических норм в лирике, в самой ее метрической структуре в Англии связано с творчеством лейкистов и Байрона, отчасти Шелли и Китса. Во французской литературе смелыми реформаторами стиха были Виньи и Ламартин, Гюго; в немецкой поэзии — Брентано, а вслед за ним Гейне, Мюллер.

Французская революция побудила литературу первых десятилетий Д1Х века осмыслить причины, закономерности, приведшие к такому бурному общественно-политическому взрыву. Этим объясняется столь активное вторжение в творчество романтиков исторических жанров. Именно в такой идеологической атмосфере возник и развивался исторический роман В. Скотта, Ж. Санд, В. Гюго, имевший воздействие на все европейские литературы.

С утверждением в сознании романтиков понятия историзма, с восприятием ими мира в движении, в развитии связана и одна из основных идей их философского мировосприятия — идея бесконечного. Историзм романтиков и отмеченные элементы диалектики со­средоточивали внимание на национальном прошлом своей родины, на особенностях национальной истории, национального уклада, быта, одежды. В их произведениях ожили легенды, предания, сказки, песни глубокой национальной старины, опираясь на которые они не только влили свежую струю в собственно художественную литературу, но и в ряде случаев, особенно в Германии, дали новую жизнь литературному языку своего народа.

К началу 30-х годов заметно изменилось соотношение сил в литературном развитии европейских стран. Франция теряет роль былой законодательницы эстетических норм и вкусов в искусстве и литера­туре. На первое место выдвигается Германия, с которой в иных моментах успешно соперничает Англия. Так или иначе, все европейские литературы той поры полны откликов на эстетические теории и литературную деятельность ранних немецких романтиков. К исходу же 20-х годов, когда романтизм становится перевернутой страницей не­мецкой литературы, когда с кончиной Гофмана временно угасает и его литературная слава, когда на литературном перепутье оказывается Гейне, к тому же вынужденный покинуть родину, немецкая литература надолго и прочно отходит на второй план, а внутри нее начинается процесс острой и активной антиромантической реакции. Во Франции же в эту пору, напротив, романтическое движение, хотя и достаточно значительное в своих истоках, но разрозненное и не оформленное организационно, именно в 20-х годах консолидирует силы, становится школой, разрабатывает свою эстетическую программу, выдвигает но­вые имена крупнейших поэтов и писателей — Ламартина, Виньи, Гюго. Одновременно в тесной связи с мощным романтическим дви­жением и параллельно ему в борьбе с общим литературным противни­ком — поздним классицизмом, складывается новое литературное направление.

Литература Англии той поры среди других крупнейших националь­ных литератур Европы в своем общем развитии идет от романтизма к реализму. После Озерной школы, Байрона и Шелли общественная жизнь Англии к началу 30-х годов выдвигает Диккенса и почти одновременно с ним Теккерея, писателей, по масштабу своего творче­ства, по степени таланта стоящих рядом со своими крупнейшими современниками в европейской литературе по ту сторону Ла-Манша.

В целом же этот заметный и существенный перелом в духовной жизни Европы, отразившийся не только в литературе и искусстве, был связан с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического укла­да. Нужды бурно развивающейся промышленности требовали точных знаний материального мира и соответственно развития естественных наук. Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции ни в какой мере не могли содействовать выполнению этих задач. Дух новой идеологической атмосферы начи­нает теперь определяться философией позитивизма, философией «положительных знаний», как тогда говорили. Концепции позитивизма отнюдь не исчерпывали философскую базу реализма.

В философском плане и в плане общего мировосприятия большин­ство реалистов порой вопреки своим собственным теоретическим декларациям оставались под плодотворным воздействием романтиче­ских концепций. Так, например, в цепочке Диккенс — Теккерей — Стендаль — Бальзак — Флобер мы без труда уловим различную степень воздействия позитивизма на этих писателей. В то же время следует подчеркнуть, что позитивизм был общим истоком философской базы как реализма, так и принявшего у него эстетическую эстафету натура­лизма. Причем натуралисты, в сущности, уже совершенно утратив связь с романтизмом, полностью опираются на философскую систему пози­тивизма. Этот стык между позитивизмом реалистов и позитивизмом натуралистов особенно четко определяется при сопоставлении эстети­ческой системы Флобера, с одной стороны, Шанфлёри и Дюранти (ближе стоявших к натурализму, чем к реализму) — с другой, а еще позже Мопассана и Золя, хотя совершенно очевидно, что оба последних в своем творчестве и преодолевали, и опровергали многие норматив­но-догматические аспекты эстетики натурализма.

В конечном итоге все эти заметные сдвиги в литературном процессе — смена романтизма реализмом или по меньшей мере выдвижение реализма на роль направления, представляющего основную линию литературы, — определялись вступлением буржуазно-капиталистиче­ской Европы в новую фазу своего развития.

Важнейшим новым моментом, характеризующим теперь расстанов­ку классовых сил, был выход рабочего класса на самостоятельную арену общественно-политической борьбы, освобождение пролетариата от организационной и идеологической опеки левого крыла буржуазии.

Июльская революция, свергнувшая с трона Карла X — последнего короля старшей ветви Бурбонов, — положила конец режиму Рестав­рации, сломила господство Священного союза в Европе и оказала существенное влияние на политический климат Европы (революция в Бельгии, восстание в Польше).

Формирование реализма в Англии хронологически почти точно совпадает с тем острым переломом в социально-политической жизни страны, который определился парламентской реформой 1832 г. и началом чартистского движения. В начале 30-х годов вступает в литературу Теккерей, в 1833 г. начинает работу над «Очерками Боза», своим первым произведением, Диккенс — крупнейшие представители блестящей плеяды романистов в Англии.

Сходные процессы, но имеющие свои национальные особенности, Происходили в то время и во Франции. Именно в 20-е годы появляются первые произведения у Бальзака, Мериме, а несколько раньше и Стендаля. На рубеже 20—30-х годов Бальзак и Стендаль создают свои первые значительные произведения — романы «Шуаны» и «Красное и черное» и уже в ближайшие годы становятся ведущими представи­телями европейского реализма.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.