Обратная связь
|
Изобразительное искусство и архитектура XVIII в. — век портрета, но уже на новом витке развития культуры. Изящная интимность, сдержанная лиричность, вежливо-беспощадная аналитическая наблюдательность — таковы художественные особенности портретов Латура, Гейнсборо, Гудона. Умение передать тончайшие оттенки настроения, подметить характерное отличает галантные празднества и жанровые сценки Ватто, Фрагонара, скромные бытовые мотивы Шардена, городские пейзажи Гварди.
Формирование новой культуры происходит весьма неравномерно в различных странах. Например, в Италии, лишенной национального единства, продолжается развитие традиций XVII в. Во Франции XVIII в. начинается печально-мечтательным изящным искусством Ваттои завершается революционным пафосом полотен Давида, приобретая сознательную гражданскую направленность.
В Испании творчество молодого Гойипротивостоит классицизму страстным интересом к ярким, характерно выразительным сторонам жизни и предваряет переход изобразительного искусства к реалистическому романтизму XIX в.
В XVIII в. сокращается церковное зодчество и возрастает объем гражданского строительства. Архитектуру характеризует стиль позднего барокко— еще более динамически усложненного, декоративно-перегруженного, менее величавого и монументального. Дальнейшее развитие претерпевает и классицистическое направление. Во Франции был создан ряд блестящих ансамблевых решений (площадь Согласия в Париже), представляющий переосмысление в духе классицизма принципов планировки городского ансамбля. Зарождается интерес к более интимной трактовке архитектурного образа отдельного особняка, более комфортабельного, элегантного. Это приводит к сложению принципов искусства рококо, более камерного, чем барокко.
Искусство рококо, более интимное, рассчитанное на украшение досугов чуткого к «изящному», обладающего изысканным вкусом частного человека, определило создание стиля живописи дифференцированного в оттенках настроения, в тонкостях сюжетного, композиционного, колористического и ритмического решения. Искусство рококоизбегало обращения к драматическим сюжетам, к познанию реальности, очень скоро выродившись в бездумно-поверхностное искусство представителей той части общества, которая исповедовала девиз Людовика XV: «После нас — хоть потоп».
Сентиментализм– художественное течение в европейском и американском искусстве второй половины 18 в., возникает в результате кризиса просветительского рационализма. Недоверие по отношению к разуму как основному орудию познания и переустройства мира привело к противопоставлению разума чувству, изображению внутренних переживаний человека. Необходимым условием существования человека сентименталисты считали высвобождение и совершенствование «естественных» чувств. Основными отличительными чертами стали идеализация «естественного» человека, раскрытие «тайн» его души.
Сентиментализм получил название по роману Лоренса Стерна“Сентиментальное путешествие”.
Вопросы для самопроверки
1. Эстетические особенности стиля барокко
2. Классицизм во Франции
3. Стиль рококо в искусстве Франции
4. Сентиментализм в европейской литературе
5. Музыкальное искусство 17-18 вв в Европе
6. Внестилевое направление в европейской живописи
ТЕМА 4
Русское искусство 17 – 18 вв
В рамках этой темы необходимо знать, что последним этапом древнерусской истории был 17 век. Он же явился и началом нового периода в истории русского искусства.
В конце 17 в. наблюдается отход от канонов древнерусской архитектуры в храмовом зодчестве. Новый архитектурный стиль получил название «нарышкинского барокко»по имени родственников второй жены царяАлексея Михайловича–Натальи Кирилловны Нарышкиной(церковь Покрова в Филях).
Среди других построек бояр Нарышкиных примечательна трапезная Троице-Сергиевой лавры, имеющая богато декорированный фасад с расписными стенами и раковинами на карнизах, церковь в Троице-Лыково, храм Успения в Рязани.
По композиции «нарышкинские церкви» представляли собою традиционный восьмерик на четверике, усложненный пышным ордерным декором (виноградная лоза, гранаты, тюльпаны, фрукты, цветы) и кружевной орнаментикой из белого камня на красной кирпичной плоскости стены.
Церковь Богоматери в Дубовицах явила пример уникального, нигде больше не повторяющегося стиля, получившего название «голицынского барокко».
Большого расцвета достигло в 17 в. ювелирное и декоративно-прикладное искусство.
В произведениях декоративно-прикладного искусства 17 в. появилось стремление русских художников к красочности, усложненности и разнообразию форм.
Русское искусство 18 в
Петровское время явилось переломным для всей русской жизни, обозначило переход от средневековья к новому времени. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей и даже принудительной.
Петербургский стиль – это особое ощущение пространства и исторического времени. С 1914 г. Петр запретил каменное строительство везде, кроме Петербурга, и одним из первых выдающихся сооружений стал Петропавловский собор, автором проекта являлся Доменико Трезини(1670 – 1734). Архитектурная композиция колокольни в верхней части является типичной для «петровского барокко»,где волюты, скрепляющие этажи, верхний четверик покрыт куполом, на который поставлен восьмигранный фонарик со шпилем. Петровские ворота, как и все сооружения Петербурга первой четверти 18 в., были возведены в формах барокко, хотя стиль архитектуры Петербурга при жизни Петра не является стилем барокков полном смысле этого слова. Это определялось принципом целесообразности, строгости и простоты. И принципы остались в силе даже при строительстве дома Петрав Летнем саду, больше похожего на жилище голландского бюргера.
В те же годы строились дворец Меньшикова, палаты Кикина, палаты князя А.П. Троекурова, дом Д.Трезини, здание Двенадцати коллегий, подмосковные Кусково, Вороново. Любовь Трезиник Голландии сказалась во всех этих постройках.
Постепенно вкусы Петра переместились в сторону пышности абсолютистской Франции. Это нашло отражение при строительстве Петергофа. Оригинальный ансамбль, в создание которого внес свою лепту художник европейского масштаба и исключительного дарования Жан Батист Леблон(1679 – 1719). Центральную ось композиции составлял морской канал, который под прямым углом пересекала аллея, идущая от дворца Марли, и лучевые аллеи, что обеспечивало исключительный обзор. Петергоф с его морской романтикой оказался непохожим ни на один из известных европейских художественных стилей.
Петербургу, задуманному как мировая столица, не соответствовал облик архитектуры европейской провинции, поэтому «петровское барокко» оказалось недолговечным. Осуществить то, что задумал Петр великий, оказалось под силу «елизаветинскому рококо», «екатерининскому классицизму», «александровскому ампиру».
Излюбленным мотивом орнамента для ЕлизаветыПетровны являлся рокайль (раковина), импортированный из Франции, поэтому в оформлении дворцовых интерьеров, ювелирных украшениях, столовых сервизах, мебели и мелкой пластике широко использовался стиль рококо.
Франческо Бартоломео Растрелли(1700- 1771)
Он соединил в своих постройках ордерность классической итальянской архитектуры, барочную динамику, орнаментику французского рококо и полихромию древнерусского зодчества. В результате возник особый, растреллиевский стиль, или стиль «монументального рококо».
Петербург из города-крепости превращался в город дворцов, в которых отражалось могущество русского государства.
Дворцовые интерьеры Растрелли– это бесконечная анфилада залов и кабинетов, бесконечная благодаря тому, что парадная лестница находилась не в центре дворца, а сбоку. Другой характерной чертой является светский, увеселительный облик независимо от предназначения зданий. Третья особенность интерьеров Растрелли состояла в его пристрастии к изобилию. В архитектуре Зимнего дворца нашла развитие композиционная схема дома-блока, замкнутого вокруг внутреннего двора.
Наряду с Растрелликрупнейшими русскими архитекторами барокко являются С.И.Чевакинский, построивший Николо-Богоявленский собор в Петербурге, и Д.В.Ухтомский, автор колокольни в Троице-Сергиевой лавре.
Особенности, присущие елизаветинской архитектуре середины века, находили своеобразное отражение в литературе.
Антиох Дмитриевич Кантемир (1708 – 1744) написал первую сатиру, выступив зачинателем сатирического направления. Василий Константинович Тредиаковский(1703 – 1769) начал обновление литературного языка, переведя на разговорный язык поэму мирского содержания «Езда на остров любви» с церковно-славянского, ибо он, по словам самого Тредиаковского, «жестоко ушам слышится». В 1735 г. он опубликовал «Новый краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий», в котором предложил строить стих на ритмическом чередовании ударных и безударных слогов, осуществив тем самым реформу стихосложения.
Михаил Васильевич Ломоносов(1711 0 1765) развил эти принципы, выделив три рода речений (высоких, посредственных и низких). Соответственно литература была разделена на «три штиля», за каждым из которых закреплялась определенная лексика. К высокому стилю относились трагедия, героические поэмы, оды, «прозаические речи о важных материях». Посредственный стиль включал послание, сатиру, элегию, драму, написанные словами всех трех речений. Низкий стиль – это комедии, эпиграммы, басни, письма и песни, которые писали языком, близким к разговорному.
В последнем десятилетии царствования Елизаветыгосподство оды уступило место растущей популярности нового жанра – трагедии. Это было связано с ростом дворянского либерализма и волной просветительства. Поворот от оды к трагедии означал вместе с тем переход от велеречивости Ломоносова к простоте и сдержанности Александра Петровича Сумарокова(1717 – 1777). Сюжеты Сумароковбрал из полулегендарной русской истории, таковыми были «Хорев», «Дмитрий Самозванец».
С вступлением на престол Екатерины Второйначался новый этап в развитии русской культуры, ее сближения с европейской, русское искусство стало наравне с западноевропейским.
Мода на античность и классицизм была немедленно импортирована в Россию, где она наиболее ярко проявилась в архитектуре. На смену нарядному и пышному барокко и рококо пришел «екатерининский классицизм». Первым из классицистических зданий стала Академия художеств (проект Жана Батиста Вален-Деламонтаи Михаила Федоровича Кокоринова), построенная в стиле раннего классицизма, сохраняющая очарование уходящего барокко. Другим строением был Малый Эрмитаж.
Почти в то же время архитектором Петербурга стал Антонио Ринальди(1710 – 17940. Он спроектировал Китайский дворец и павильон Катальной горки в Ораниенбауме, Мраморный дворец в Петербурге.
Особую роль в строительстве Петербурга времен Екатеринысыграл Джакомо Кваренги(1744 – 1817), наиболее полно проявивший себя именно в России. Стиль Кваренгихарактеризуется как строгий классицизм с его творческой бескомпромиссностью, которая выражается в предельной простоте и четкости форм, статичности, обязательной симметрии, строгом чередовании одинаковых декоративных мотивов. В соответствии с этими требованиями были построены здания Академии наук, Мариинская больница, Смольный институт благородных девиц, Конноспортивный манеж.
Одним из символом «екатерининского классицизма»стали сооружения Чарльза Камерона (1740 – 1812) в Царском Селе. Он создал галерею, названную впоследствии Камероновой, Агатовые комнаты и Холодные бани. Камерону удалось оживить здесь античные образцы в тех зримых формах, которые соответствовали представлениям о красоте древнего мира.
Творениям классицизма в «золотой век» Екатеринынет аналогий. Нигде в Европе ни в 18 в., ни в начале 19 в. нее удалось достичь той величественной красоты, которая характеризует классицистические архитектурные ансамбли Петербурга и его пригородов. Русский классицизм– это великое явление в истории мирового искусства.
В соответствии с требованиями классицизма произошли значительные изменения в изобразительном искусстве, в первую очередь в живописи.
Одним из основоположников исторического жанра был Антон Павлович Лосенко(1737 – 1773). Его самые значительные работы «Жертвоприношение Авраама», «Прощание Гектора с Андромахой», «Владимир и Рогнеда» являют собой образцы русского академического стиля, кредо которого – подражание античности.
Федор Степанович Рокотов(1735 – 1808) происходил из крепостных и при покровительстве И.И.Шуваловабыл принят в Академию художеств. Особое обаяние было присуще его женским портретам, говорят даже об особом, «рокотовском типе» женской красоты. Творчество Дмитрия Григорьевича Левицкого(1735 0 1822) считается вершиной портретного искусства 18 в. Почти все портреты лишены внешней парадности, но в то же время на них изображены значительные личности (портреты Кокоринова, Демидова, Строганова), исключение – портреты Екатерины, самым знаменитым из которых является портрет императрицы в виде мудрой законодательницы. Расцвет творчества Владимира Лукича Боровиковского (1757 – 1825) приходится на конец 18 – начало 19 в. Его больше занимает частное лицо в его личной камерной жизни. Самыми замечательными его полотнами были жанровые портреты, а также портреты деятелей литературы и театрального искусства. Даже портрет Екатерины написан был в романтической манере при соблюдении классицистических форм.
Вторая половина 18 в. – время резкого скачка в развитии русской музыки, практически всех жанров. Зарождается русская опера, появляются первые образцы симфонической и камерной инструментальной музыки, вокальной лирики, складывается национальная композиторская школа (М.Березовский, Д.Бортнянский, И. Хандошкин, М.Соколовский, Е.Фомин).
В годы правления Екатеринывозросло значение литературы, периодической печати. Реалистические черты отчетливо проявлялись в комедиях Дениса Ивановича Фонвизина(1745 – 1792). Лирика Гавриила Романовича Державина(1743 – 1816), историческая по своему содержанию книга Александра Николаевича Радищева(1749 – 1802) «Путешествие из Петербурга в Москву» несли идеи просветительства.
Отдельного внимания требует творчество Николая Михайловича Карамзина(1766 – 1826). Идеи сентиментализма, признанным главой которого он был, сыграли большую роль в разработке русской литературой проблемы личности, в совершенствовании художественных средств изображения внутреннего мира человека, в развитии русского литературного языка.
Вопросы для самопроверки
1. Русское искусство 17-18 вв
2. «Петровское», «Елизаветинское» барокко, монументальное рококо
3. «Нарышкинское» и «голицынское» барокко
4. Русское декоративное и прикладное искусство
5. «Петербургский стиль» в архитектуре
6. Классицизм и сентиментализм в русской литературе
7. Творчество Ф.Б.Растрелли
ТЕМА 5.
Европейская литература и искусство 19 века
В рамках этой темы необходимо знать,что исторические рамки литературы XIX в. обычно не совпадают с хронологией столетия. Началом считается Великая французская революция, имевшая всемирно-историческое значение. Она нанесла решающий удар по феодальной системе и оказала огромное воздействие на весь ход исторического развития в XIX в., насыщенном глубочайшими социальными потрясениями, войнами и революциями. Отозвалась она широко и многообразно и в литературе, ее отзвуки находим у Дж. Байрона, В. Гюго, П. Беранже и др. При этом важно учитывать характер исторического процесса, его специфику в каждой из стран: Великобритании, Франции, Германии, США, Польше.
Завершением этого периода являются 70—80-е гг. XIX в. Далее выделяется следующий важный этап литературного развития — конец ХIХ — начало XX в., время, которое также имеет свою специфику и характеризуется яркими, весьма значительными явлениями в области словесности. В свою очередь внутри выделяются следующие значимые вехи: это начало 30-х гг. (парламентская реформа в Англии 1832 г., Июльская революция во Франции 1830г., Польское восстание 1830г.и др., а также 1848 г, отмеченный циклом революционных выступлений в Европе: в Германии, Франции, Италии, Австро-Венгрии, взлетом чартистского движения в Англии).
Литературный процесс в XIX в. проходит под знаком двух главных направлений — романтизма и классического (или критического) реализма. Термин «романтизм» впервые появился в XVIII в. и подразумевал все фантастическое, необычное, странное. Позднее он стал употребляться для обозначения литературного направления, получившего развитие в литературе Европы и США, в основном в первой трети XIX в. Романтизм также завоевал и другие художественные сферы: музыку, живопись, театральное искусство. Историческая основа его — бурные годы, последовавшие сразу за Великой французской революцией. Происходила ломка старых феодальных отношений, шли наполеоновские войны, наблюдался подъем национально-освободительного движения в Ирландии, Испании, Италии, Греции.
То была эпоха, когда прекраснодушные мечты просветителей о «веке разума», который должен был наступить после крушения феодального мира, обнаружили вдруг свою иллюзорность; становление новых буржуазных отношений имело своим результатом прежде всего спекулятивную горячку, поляризацию богатства и нищеты, появление вульгарных и бессовестных нуворишей. Все это вызывало у определенной части романтиков ностальгические чувства по прошлому, которое начинало рисоваться в радужных красках.
Другие романтики, находившиеся под влиянием идей утопического социализма, получившего развитие в начале века в трудах Оуэна, Фурье, Сен-Симона, также недовольные капиталистическим прогрессом, грезили о некоем золотом веке социальной справедливости и гармонии. Так обозначились две тенденции в романтизме: если одни романтики, осуждая Французскую революцию, искали свой идеал в прошлом (Новалис — в Германии, Шатобриан — во Франции, Вордсворт — в Англии), то другие стремились заглянуть в завтрашний день (Шелли — в Англии, Жорж Санд и Гюго — во Франции). Но, размежевываясь, иногда вступая друг с другом в споры по политическим вопросам, романтики были во многом едины в своих философских и эстетических воззрениях.
Как показывает история литературы, любое новое направление зачастую складывается в острой полемике с эстетикой предшественников, в данном случае с классицистами и просветителями. Становление романтизма сопровождалось появлением целого ряда важных эстетических документов. Их можно назвать литературными манифестами, которые провозглашали художественные принципы нового искусства: это «Фрагменты» Шлегеля (1798), предисловие Вордсворта и Кольриджа к «Лирическим балладам» (1800), предисловие Гюго к своей драме «Кромвель» (1827).
Романтики утверждали свою эстетику, во многом противопоставляя ее эстетике классицистов и просветителей. Классицистическому культу разума они противопоставили культ чувства. Строгости и нормативности классицизма — полную свободу художника в выборе формы и стиля, в воплощении собственного индивидуального видения мира. «Естественному» человеку — «общественного» человека. Логике и рассудочности просветителей — полет фантазии, мечты, многокрасочный мир, в котором реальность порой «перетекает» в сновидение. Классицистическому принципу отражения жизни — принцип условности.
Мир у романтиков представал в преображенном виде благодаря сгущению красок, использованию гротеска, символики, аллегории. На смену ясной, спокойной манере повествования у просветителей пришли некая приподнятость стиля, взволнованность, лиризм, эмоциональность. В литературу вошел новый герой, личность, обычно одинокая, во многом загадочная, бунтарь или изгой, разочарованный в жизни, бегущий от общества в иные, как правило, экзотические, страны. Исключительный герой, поставленный в исключительные обстоятельства. Само историческое время, насыщенное бурными социальными потрясениями, вызвало к жизни искусство драматичное, многокрасочное, исполненное внутренней динамики.
Это эпоха поэзии, востребовавшая стихотворцев; не случайно главенствующим жанром становится поэма. Появились и крупные формы, романы в стихах, такие как «Дон Жуан» Байрона (иногда его считают сатирической поэмой), «Пан Тадеуш» Мицкевича, а в России — «Евгений Онегин» Пушкина. Как обычно, в переломные моменты возрастает пристальное внимание к истории. Происходит рождение исторического романа (В. Скотт). Усиливается интерес к литературе прошлых эпох, к писателям, чья эстетика созвучна романтизму, прежде всего Шекспиру. Активно осваивается античное наследие. Углубляются взаимосвязи и взаимовлияния литератур, получает развитие художественный перевод.
Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Козлов переводят западноевропейских поэтов на русский язык. Именно Байрон представляет собой яркий тип художника-романтика. Как поэт и как личность он вызывал к жизни целое поколение последователей, исповедовавших эти воззрения, и художественное явление — байронизм, проявившееся в творчестве Пушкина и Лермонтова, Мицкевича и Жорж Санд, Гюго и Гёте. В литературе наметилось смещение акцента от поэзии к прозе: ведущим жанром стал социальный роман, позволяющий с наибольшей полнотой и конкретизацией деталей запечатлеть картины жизни общества.
Реализм XIX в. иногда называют критическим, поскольку он пронизан пафосом критики многих сторон жизни, прежде всего культа денег, голого чистогана, в жертву которым приносятся нравственные человеческие ценности. Творчество реалистов еще важно тем, что содержит глубокие социальные обобщения. Наглядный тому пример — наследие Оноре де Бальзака, художника-аналитика, обладавшего острым зрением, который разработал не только богатейшую типологию героев, но дал художественную трактовку экономических факторов и законов.
Реалистический роман XIX в. — одно из блестящих достижений мировой литературы. Однако не следует противопоставлять романтизм реализму. Два этих метода нередко органично сосуществуют в творчестве одного художника, как, например, у Стендаля, Бальзака, Диккенса.
Вместе с тем в творчестве некоторых реалистов поздней поры заметно активное неприятие романтических «преувеличений» и идеализации (Теккерей, Флобер).
В процессе эволюции сама форма, стилевые признаки классического реалистического романа на исходе XIX в. изменились, трансформировались, обогатились в связи с развитием новых художественных течений: символизма, натурализма, импрессионизма. Это можно наблюдать в творчестве Мопассана, Золя, Гарди, Джека Лондона, Драйзера и др.
XIX в. внес поистине неоценимый вклад в сокровищницу всей мировой культуры. Как уже было сказано выше, литературный XIX в. не совпадает с календарным веком, поскольку историко-литературный и исторический процессы определяются не датами как таковыми, а событиями, оказавшими существенное влияние на поступательный ход развития общества. Наряду с революцией во Франции на идеологическую жизнь Европы рубежа XVIII—XIX столетий большое влияние оказали завершение промышленного переворота в Англии и война за независимость в США. Со времени революции общественно-политические события во Франции оказывают существенное воздействие на судьбы европейских государств.
Одним из проявлений неудовлетворенности результатами Французской революции 1789—1799 гг., поисков внебуржуазного социального и этического идеала были возникшие в начале XIX в. теории утопического социализма. Утопический социализм начала XIX столетия был важнейшим идеологическим фактором, под воздействием которого находился литературный процесс того времени. Романтизм, являющийся своего рода антибуржуазной утопией, прямо или косвенно выражал те или иные стороны учения утопического социализма.
Творчество Гюго и Ж. Санд во Франции, Годвина и Шелли в Англии, Гейне в Германии, Герцена и Чернышевского в России — вот те важнейшие моменты литературного процесса XIX в., которые тесно связаны с идеями утопического социализма.
Европейская литература первых трех десятилетий XIX в., получив мощный стимул для своего развития в событиях Французской революции 1789—1799 гг., оказалась в дальнейшем тесно связанной с последующей политической жизнью, с наполеоновскими и антинаполеоновскими войнами.
В основе романтизма лежит идеалистическое мировоззрение, развивавшееся преимущественно в направлении от субъективного идеализма к объективному. Идеалистический порыв к бесконечному как одна из характеристик идейно-эстетических позиций романтиков является реакцией на скептицизм, рационализм, холодную рассудочность Просвещения. Романтики утверждали веру в господство духовного начала в жизни, подчинение материи духу.
Романтики, в частности, А. Шлегель, выражали стремление ко всеобщности явлений, к универсализму. Этот романтический универсализм сказался и в социальном утопизме романтиков, в их утопических мечтах о торжестве идеалов гармонии во всем человеческом обществе.
Позднее в эстетике романтиков утверждается весьма существенный тезис о так называемом местном колорите, т. е. об описании внешней обстановки (Гюго, Нодье, отчасти Байрон). Но и у этих романтиков личности отводится главное место. Природа, любовь — разработка этих проблем была для романтиков путем познания и раскрытия сущности феномена человеческой личности. Она наделялась неограниченными творческими потенциями, и ход развития объективного бытия в представлении романтиков определялся духовной деятельностью отдельной личности. Такой субъективистский антропоцентризм романтиков повлек за собой серьезное изменение акцентов в том гражданском общественном идеале, который был характерен для мировоззрения классицистов и просветителей.
В решении проблемы «личность и общество» романтики переносили акцент на первый компонент этого соотнесения, считая, что раскрытие и утверждение человеческой личности, ее всемерное совершенствование в конечном итоге приведет к утверждению высоких общественных и гражданских идеалов.
Абсолютизация духовного мира отдельной личности у романтиков была сопряжена с известными негативными моментами. Однако в гораздо большей степени это возвеличивание отдельной личности, принципиальная установка вести путь познания всего сущего через ее внутреннее «я» привели романтиков к их самым значительным идейно-эстетическим завоеваниям. В этой области романтиками сделан тот существенный шаг вперед в художественном познании действительности, который выдвинул романтизм на смену искусству Просвещения. Стихи У. Вордсворта и В. Мюллера, Гейне и Байрона, Виньи и Ламартина, психологические повести Шатобриана и де Сталь раскрывали современникам богатства духовного мира отдельной личности. Обращение к избранной личности, возвышающейся над «толпой», отнюдь не исчерпывает трактовку индивидуалистического начала у романтиков. В этой области в не меньшей мере сказался и их глубокий демократизм (Вордсворт, Гейне, В. Мюллер, Эйхендорф, Шуберт).
В творчестве романтиков берет свои истоки образ «лишнего человека», прошедший через всю литературу XIX столетия.
Романтики расширили арсенал художественных средств искусства. Им принадлежит заслуга разработки многих новых жанров, преимущественно субъективно-философской направленности: психологическая повесть (здесь особенно много сделано ранними французскими романтиками), лиро-эпическая поэма (лейкисты, Байрон, Шелли, Виньи), лирическое стихотворение, исторический роман. С романтизмом связан яркий расцвет лирических жанров, противостоящих рационалистическому XVIII в. Многие поэты-романтики, решительно порывая с традициями классицистского стихосложения, осуществили принципиальную реформу стиха, расширившую и демократизировавшую просодические средства, приблизившую его возможности к отображению внутреннего мира духовной жизни отдельной личности, порой в сфере ее реальных житейских интересов. Утверждение новых романтических норм в лирике, в самой ее метрической структуре в Англии связано с творчеством лейкистов и Байрона, отчасти Шелли и Китса. Во французской литературе смелыми реформаторами стиха были Виньи и Ламартин, Гюго; в немецкой поэзии — Брентано, а вслед за ним Гейне, Мюллер.
Французская революция побудила литературу первых десятилетий Д1Х века осмыслить причины, закономерности, приведшие к такому бурному общественно-политическому взрыву. Этим объясняется столь активное вторжение в творчество романтиков исторических жанров. Именно в такой идеологической атмосфере возник и развивался исторический роман В. Скотта, Ж. Санд, В. Гюго, имевший воздействие на все европейские литературы.
С утверждением в сознании романтиков понятия историзма, с восприятием ими мира в движении, в развитии связана и одна из основных идей их философского мировосприятия — идея бесконечного. Историзм романтиков и отмеченные элементы диалектики сосредоточивали внимание на национальном прошлом своей родины, на особенностях национальной истории, национального уклада, быта, одежды. В их произведениях ожили легенды, предания, сказки, песни глубокой национальной старины, опираясь на которые они не только влили свежую струю в собственно художественную литературу, но и в ряде случаев, особенно в Германии, дали новую жизнь литературному языку своего народа.
К началу 30-х годов заметно изменилось соотношение сил в литературном развитии европейских стран. Франция теряет роль былой законодательницы эстетических норм и вкусов в искусстве и литературе. На первое место выдвигается Германия, с которой в иных моментах успешно соперничает Англия. Так или иначе, все европейские литературы той поры полны откликов на эстетические теории и литературную деятельность ранних немецких романтиков. К исходу же 20-х годов, когда романтизм становится перевернутой страницей немецкой литературы, когда с кончиной Гофмана временно угасает и его литературная слава, когда на литературном перепутье оказывается Гейне, к тому же вынужденный покинуть родину, немецкая литература надолго и прочно отходит на второй план, а внутри нее начинается процесс острой и активной антиромантической реакции. Во Франции же в эту пору, напротив, романтическое движение, хотя и достаточно значительное в своих истоках, но разрозненное и не оформленное организационно, именно в 20-х годах консолидирует силы, становится школой, разрабатывает свою эстетическую программу, выдвигает новые имена крупнейших поэтов и писателей — Ламартина, Виньи, Гюго. Одновременно в тесной связи с мощным романтическим движением и параллельно ему в борьбе с общим литературным противником — поздним классицизмом, складывается новое литературное направление.
Литература Англии той поры среди других крупнейших национальных литератур Европы в своем общем развитии идет от романтизма к реализму. После Озерной школы, Байрона и Шелли общественная жизнь Англии к началу 30-х годов выдвигает Диккенса и почти одновременно с ним Теккерея, писателей, по масштабу своего творчества, по степени таланта стоящих рядом со своими крупнейшими современниками в европейской литературе по ту сторону Ла-Манша.
В целом же этот заметный и существенный перелом в духовной жизни Европы, отразившийся не только в литературе и искусстве, был связан с развитием нового этапа буржуазно-капиталистического уклада. Нужды бурно развивающейся промышленности требовали точных знаний материального мира и соответственно развития естественных наук. Напряженные философско-эстетические искания романтиков, их теоретические абстракции ни в какой мере не могли содействовать выполнению этих задач. Дух новой идеологической атмосферы начинает теперь определяться философией позитивизма, философией «положительных знаний», как тогда говорили. Концепции позитивизма отнюдь не исчерпывали философскую базу реализма.
В философском плане и в плане общего мировосприятия большинство реалистов порой вопреки своим собственным теоретическим декларациям оставались под плодотворным воздействием романтических концепций. Так, например, в цепочке Диккенс — Теккерей — Стендаль — Бальзак — Флобер мы без труда уловим различную степень воздействия позитивизма на этих писателей. В то же время следует подчеркнуть, что позитивизм был общим истоком философской базы как реализма, так и принявшего у него эстетическую эстафету натурализма. Причем натуралисты, в сущности, уже совершенно утратив связь с романтизмом, полностью опираются на философскую систему позитивизма. Этот стык между позитивизмом реалистов и позитивизмом натуралистов особенно четко определяется при сопоставлении эстетической системы Флобера, с одной стороны, Шанфлёри и Дюранти (ближе стоявших к натурализму, чем к реализму) — с другой, а еще позже Мопассана и Золя, хотя совершенно очевидно, что оба последних в своем творчестве и преодолевали, и опровергали многие нормативно-догматические аспекты эстетики натурализма.
В конечном итоге все эти заметные сдвиги в литературном процессе — смена романтизма реализмом или по меньшей мере выдвижение реализма на роль направления, представляющего основную линию литературы, — определялись вступлением буржуазно-капиталистической Европы в новую фазу своего развития.
Важнейшим новым моментом, характеризующим теперь расстановку классовых сил, был выход рабочего класса на самостоятельную арену общественно-политической борьбы, освобождение пролетариата от организационной и идеологической опеки левого крыла буржуазии.
Июльская революция, свергнувшая с трона Карла X — последнего короля старшей ветви Бурбонов, — положила конец режиму Реставрации, сломила господство Священного союза в Европе и оказала существенное влияние на политический климат Европы (революция в Бельгии, восстание в Польше).
Формирование реализма в Англии хронологически почти точно совпадает с тем острым переломом в социально-политической жизни страны, который определился парламентской реформой 1832 г. и началом чартистского движения. В начале 30-х годов вступает в литературу Теккерей, в 1833 г. начинает работу над «Очерками Боза», своим первым произведением, Диккенс — крупнейшие представители блестящей плеяды романистов в Англии.
Сходные процессы, но имеющие свои национальные особенности, Происходили в то время и во Франции. Именно в 20-е годы появляются первые произведения у Бальзака, Мериме, а несколько раньше и Стендаля. На рубеже 20—30-х годов Бальзак и Стендаль создают свои первые значительные произведения — романы «Шуаны» и «Красное и черное» и уже в ближайшие годы становятся ведущими представителями европейского реализма.
|
|