Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Реализм в зарубежной литературе и искусстве 19 века

ФРЕДЕРИК СТЕНДАЛЬ

Стендаль(1783 – 1842) — под таким именем вошел в литера­туру замечательный французский писатель Анри Мари Бейль (романы «Арманс» ( 1827), «Красное и черное» (1831), «Пармская обитель» (1839); новелла «Ванина Ванини» (1829); книги «Жизнь Гайдна, Моцарта и Метастазио»,«История живописи в Италии» (обе — 1817), «О любви» (1822) и др.).

Стендаль родился в Гренобле, в семье нотариуса, был свидетелем, а позднее и участником важных со­бытий рубежа XVIII—XIX вв.: Французской буржуаз­ной революции, наполеоновских войн. С юности ув­лекался искусством, литературой, но мечтал стать ма­тематиком и собирался поступить в Политехническую школу. Однако бурные исторические события во Франции привели его в армию Наполеона, и будущий писатель дошел с наполеоновскими солдатами до Москвы.

Первые книги Стендаля появились во время его пребывания в Италии и были посвящены музыке и живописи. Лишь в 1820-е гг., когда Стендаль возвра­щается в Париж и включается в борьбу романтиков за новую литературу, он обращается к художественной прозе. Но, объединяясь с романтиками в полемике с эпигонами классицизма, защищая актуальное, служа­щее задачам современности искусство, Стендаль со­здает по существу иную, реалистическую эстетику и воплощает ее в своем творчестве.

Как и его современник Бальзак, Стендаль чув­ствует себя историком, исследователем нра­вов общества. Подзаголовок его романа «Крас­ное и черное» — «Хроника XIX века» — весьма точно от­ражает стремление автора создать многогранный образ эпохи, а не только описать отдельные характеры или ситуации. Более того, автор запечатлевает в индивиду­альной судьбе главного героя, Жюльена Сореля, объек­тивные, типические закономерности общественной жизни Франции в эпоху реставрации.



При этом писатель воссоздает не внешние детали жизни, а сосредоточивается на анализе внутреннего мира персонажа, его психологии.

Талантливый моло­дой поклонник Наполеона, выходец из простонародья Жюльен Сорель пытается в новых условиях посленаполеоновской Фран­ции найти достойное применение своим способностям. В самом начале своего жизненного пути Жюльен делает выбор в соответствии с законами своего времени: «…теперь священник в сорок лет получает жалования сто тысяч франков, то есть в три раза больше, чем самые знаменитые генералы Наполеона… Надо стать попом». Не призвание движет им, а циничный расчёт. И провинциальные дворяне, и буржуа, и семинария, и недосягаемая аристократия – всё оказалось пропитано духовной и душевной пустотой. Автор ведёт своего героя от одного разочарования к другому, но показывает, что тот делает свою карьеру не столько благодаря тартюфству, сколько вследствие своих истинных достоинств. Однако искреннее и жертвенное чувство госпожи де Реналь и смерть на эшафоте тридцатилетний Жюльен предпочитает богатству, чину гусарского поручика, имени аристократа и любви самой умной и красивой девушки из высшего общества. В чём причина этого? В том, что герой Стендаля не может отречься от своей естественности, чистоты, правды, разума. Автор сказал однажды о своём герое, что у него душа художника и нет ему места в мире продажности и торжествующих ничтожеств. В конце романа герой как бы возвращается к самому себе, обогащённый жизненным опытом, и понимает, что в человека есть внутренний моральный долг только перед самим собой. Он понимает, что не стоит лицемерить, изворачиваться, приспо­сабливаться, предавать любовь. И герой Стендаля в конце концов отказывается от своих честолюбивых планов, осознав их ничтожность.

Его гибель оборачивается нравственной победой Жюльена Сореля и над теми, кто его судит, и главное - над собственными слабостями и недостатками.

Начав с сочувственно-иронического отношения к своему персонажу, Стендаль в конце романа возвышает его и в глазах читателя, и в своих собственных глазах.

В заключительных главах романа действие как развитие событий заменяется действием как развитием мысли. Это позволяет автору подвести итог размышлений о своём времени, «наводящем уныние».

ОНОРЕ ДЕ БАЛЬЗАК

Оноре де Бальзак (1799 – 1850) родился в Туре в семье дирек­тора больницы, выходца из крестьянской среды. Начав учебу в Вандомском коллеже, Бальзак после переезда его семьи в Париж учится в не­скольких частных школах, а затем по желанию отца по­ступает на юридический факультет Сорбонны. Но его не влечет юридическая карьера, и Бальзак решает стать профессиональным писателем.

Первые произведения он сочиняет в духе так называ­емого «неистового романтизма» — это приключенческие романы с элементами ужаса и фантастики, которые Баль­зак публикует под разными псевдонимами и впослед­ствии не включает в круг своих подлинных произведений. Настоящим писателем он предстает лишь в 1829 г. в историческом романе «Шуаны». Художественная зрелость приходит к Бальзаку в 1834 г., когда он задумывает гранди­озный цикл романов, позднее названный им «Человеческой комедией».

Бальзак обладал феноменальной работоспособностью. За год он мог создать пять четырёхтомных романов. Богатство никогда не шло ему в руки. Но, стремясь разбогатеть, Бальзак становится ещё и издателем, потом приобретает ещё и типографию. Но последнее приобретение разоряет Бальзака окончательно. От долговой тюрьмы его спасает отец. Желание поправить своё положение выгодной женитьбой (что было в духе времени) также потерпело фиаско.

Благодаря огромному дарованию и упорному труду писатель практически полностью осу­ществил грандиозный замысел «Человеческой комедии», написав 90 романов из задуманных 140. В этом цикле Бальзак выступает как историк, исследователь общества, по его собственным словам. Он стремится к универсальности: ни один ха­рактер, ни одна жизненная ситуация не должны, как он считал, ускользнуть от взора писателя. И при этом его задача — найти «скрытый смысл огромного скопища типов, страстей и событий. Отсюда и внутренняя струк­тура «Человеческой комедии»: она делится на три разде­ла, первый из которых — «Этюды о нравах» — рисует «невыдуманные факты», а два других — «Философские» и«Аналитические этюды»обобщают эти наблюдения и стремятся выяснить «принципы, начала всего».

Новел­ла «Гобсек» была написана в 1830 г., а в 1835 г.Бальзак отредактировал ее и включил в состав «Человеческой комедии», связав с романом «Отец Горио» с помощью так называемого переходящего персонажа - Анастази де Ресто (одной из должниц ростовщика Гобсека, оказавшей­ся дочерью разорившегося фабриканта Горио).

Но произведения связаны не только внешне. И в но­велле, и в романе Бальзак обращается к своеобразным «вечным» свойствам человеческой психологии: скупости («Гобсек»), беззаветной отцовской любви к детям («Отец Горио»). Но и в том и в другом случае писатель рисует эти черты с таким обилием и с такой точностью исторических, социальных и даже профессиональных деталей, что Гобсек предстает перед читателем не «скуп­цом вообще», как, например, у Мольера, а ростовщиком эпохи реставрации во Франции, для которого наслажде­ние - это не просто обладание деньгами, это ещё и тайная власть над людьми, которую и дают деньги.

Точно так же отец Горио — любящий отец-буржуа, выражающий свою привязанность с помощью денег, дорогих подарков дочерям, в конце концов сам ста­новится виновником их эгоизма и собственной одино­кой смерти. Но, представляя социальные типы, Баль­зак одновременно наделяет своих героев индивидуаль­ными человеческими чертами: так, хотя он несколько раз избирает для своих романов сюжет о молодом про­винциале, решившем завоевать Париж, ни одна из этих историй не похожа на другую, ибо всякий раз писатель изображает новый характер. Сравним, например, Эжена де Растиньяка из рома­на «Отец Горио» и Люсьена Шардона из «Утраченных иллюзий».

В повести «Полковник Шабер» Бальзак показывает вопиющее беззаконие, ставшее нормой: героя наполеоновских сражений, тяжело раненного в одном из боёв, сочли мертвым; признать его живым (он потерял документы) оказалось невыгодным; как безродный нищий он был помещён в дом призрения. Показывая отношение к полковнику, Бальзак вскрывает бездуховность и расчётливость общества.

Тема романа «Евгения Гранде» - пути приобретения богатства и гибель личности под воздействием обстоятельств. Первый путь раскрывается на примерах из жизни папаши Гранде, ничтожного скряги и безжалостного корыстолюбца. Второй путь – трагическая судьба Евгении. Добрая, кроткая, способная всем пожертвовать ради любимого, она превращается вследствие воспитания отца в его подобие. Её месть неверному возлюбленному была достойна настоящего буржуа: она заплатила два миллиона долга его отца, показав ему этим, как он проиграл, отказавшись жениться на ней.

Главная задача «Шагреневой кожи» - гротескно показать роль денег в судьбе молодого человека и плату за обладание ими.

Благодаря умелому сопряжению социально-типического и индивидуального, разнообразию и уни­версальности использованного жизненного материала «Человеческая комедия» по широте представленной панорамы, по стилевой живописности, но главное — глубине художественной убедительности и полноте жизненной правды занимает едва ли не первое место среди подобных циклов. Именно в этом кроется секрет неизменной популярности романов Бальзака не толь­ко во Франции, но и во всем мире.

ПРОСПЕР МЕРИМЕ

Знаменитый французский писатель Проспер Мериме (1803 – 1870) родился в Париже в се­мье художника, одного из руководителей Па­рижской школы изящных искусств. Он получил юри­дическое образование в Парижском университете, од­новременно занимаясь искусствоведением, был хоро­шо знаком с литературной и художественной средой Парижа, дружил не только с французскими писателя­ми, например со Стендалем, но и со многими деятеля­ми русской культуры, жившими тогда в столице Фран­ции, — с П.А. Вяземским, А.И. Герценом, И.С. Турге­невым. Помимо литературных занятий, Мериме на протяжении двадцати лет, с 1834 по 1854 гг., уделял боль­шое внимание своей работе инспектора исторических памятников Франции.

Первые сочинения Мериме представляют собой разные формы литературной мистификации: свой сборник пьес писатель публикует в 1825 г. как «Театр Клары Гасуль», т.е. сочинение молодой ис­панской девушки, воспитанницы инквизитора и актри­сы; а сборник прозаических баллад «Гузла» (1827) — стилизацию под народную «иллирическую поэзию» — представляет читателю как перевод песен фольклорно­го певца Иакинфа Маглановича. Кстати, этой мисти­фикации поддался среди прочих и А.С. Пушкин.

Таким образом,Мериме пробует свои силы в худо­жественном воссоздании национального колорита, проявляя при этом не только талант мастера слова, но большие филологические, исторические и этнографи­ческие познания. Именно эти знания наряду с заслуга­ми Мериме-писателя позволили ему быть избранным во Французскую академию в 1844 г., а также помогли стать прекрасным переводчиком произведений Пуш­кина, Гоголя, Тургенева.

Но наибольшее значение в творческом наследииМериме имеют новеллы. Уже первый сборник новелл «Мозаика», который Мериме издал в 1832 г., содержит такие знаменитые сочинения писателя, как «Таманго» и «Взятие редута». В новелле «Таманго» два внешне противопоставленных друг другу героя: негритянский вождь Таманго и французский капитан-работорговец Леду — сходятся в том, что оба преступают нравствен­ные законы. Но счет, который писатель предъявляет че­ловеку европейской расы, европейской цивилизации, более строгий, и не потому, что капитан лишен тех при­влекательных черт — свободолюбия, гордости, — кото­рые есть в Таманго. В образе Леду Мериме обличает не просто жестокость отдельной личности, но колониа­лизм в целом.

Мериме — писатель, сдержанно выражающий свое отношение к действительности, он всегда стремится к объективному и точному повествованию, предпочитая пространному описанию какую-то одну выразитель­ную деталь. Его стилистика, его писательская манера органично передают специфику новеллистического жанра. Особенно ярко это проявляется в короткой, но выразительной новелле «Взятие редута». Она построе­на как рассказ очевидца, участника наполеоновских войн, о сопротивлении русских при захвате наполео­новскими войсками Шевардинского редута накануне Бородинского сражения. Мериме предвосхищает в этой новелле тот трезвый, негероический тон, каким будут рассказывать о войне Стендаль и Толстой.

Новелла «Кармен» (1845) — наиболее известное произведение писателя, прежде всего благодаря ярко­му характеру героини. Впоследствии образ слился со своим двойником, персонажем оперы французского композитора Ж. Бизе «Кармен» (1875) и стал «вечным образом». Но героиня новеллы Мериме выписана пе­ром скептика и реалиста, в произведении отсутствует тот мелодраматический колорит, который содержится в оперной версии.

ГЮСТАВ ФЛОБЕР

Гюстав Флобер (1821- 1880) - известный французский писатель.

Флобер был младшим сыном известного руанского хирурга, рос при городской больнице, и «медицинские» впечатления сыграли свою роль в выработке его эстетики. Не окончив из-за болезни курс права в Сорбонне, он рано избрал себе литературную карьеру, однако ничего не публиковал вплоть до 1856. С 1846 жил уединенно в загородной усадьбе Круассе, лишь иногда совершая путешествия (самое большое — на Восток в 1849-1851). Получил известность в 1857, после публикации романа «Госпожа Бовари» и нашумевшего судебного процесса, на котором эта книга была обвинена в «оскорблении нравственности» (суд вынес оправдательный приговор). С этого момента Флобер стал признанным лидером нового художественного направления — реализма, прямым учителем Г. де Мопассана, позднее был объявлен предтечей натурализма. Сделавшись знаменитым, он по-прежнему основную часть времени аскетически замкнуто жил в Круассе, общаясь с миром в многочисленных письмах, многие из них — к поэтам Луизе Коле, Луи Буйе, прозаикам Золя, Жорж Санд, И. С. Тургеневу и др. — представляют собой исключительно содержательные документы, в которых нашло отражение его эстетическое кредо.

В 1830-40-е гг. Флобер постепенно эволюционировал от «неистового» романтизма в духе В. Гюго (повести и новеллы с преувеличенно бурными страстями, байронической отверженностью главного героя, обильными лирическими излияниями автора) к новаторской художественной системе — объективному, отстраненному повествованию, стремящемуся к научной или же мистической истине, из которого полностью исключены прямые авторские оценки (автор в своем произведении, по словам Флобера, «должен быть подобен богу во вселенной — вездесущ и невидим»).

Реалистическая картина нравов общества нарисована в романе «Госпожа Бовари» (1857) — страдания женской души, засасываемой рутиной провинциальной жизни, и романе «Воспитание чувств» (1869) — история неудач и разочарований молодого человека. Историческая проза (романы «Саламбо» 1862; «Иродиада», 1877), ярко реконструирующая разные исторические эпохи, опиралась на современные политические ассоциации и представление о неизменном биологическом начале человеческой природы. Неоконченный сатирический роман «Бувар и Пекюше» (издан 1881), пародийный «Лексикон прописных истин» (издан в 1910). Блестящий стилист, Флобер оказал влияние на развитие реализма в мировой литературе.

Идейный смысл романа «Госпожа Бовари» (1857) — расчет с романтическими иллюзиями. Жена заурядного провинциального лекаря (фельдшера) Эмма Бовари, задыхаясь в мещанской среде нормандского городка, пытается наперекор своему положению вести себя как аристократка или героиня романа и, запутавшись в супружеских изменах и долгах, кончает самоубийством. Писатель мастерски показывает как пошлость провинциальной мелкобуржуазной среды (идеологом которой выступает болтун-«прогрессист» аптекарь Омэ), так и неистинную, надуманную форму, которую получают мистические упования и высокие идеалы Эммы, по-своему бунтующей против этой среды.

Роман «Саламбо» (1862), как и некоторые другие произведения зрелого Флобера — мистерия «Искушение святого Антония» (три редакции, 1849-1874), повести «Иродиада» и «Легенда о святом Юлиане Странноприимце» (обе 1877), — обращен не к современному быту, а к баснословным временам древности: сюжет — история мятежа войска наемников против Карфагена (3 в. до н. э.). Эпические описания походов и сражений, садистские сцены убийств и жертвоприношений образуют не столько исторический роман, сколько языческую мистерию о любви-вражде солнечного бога Молоха и лунной богини Танит, отраженную в истории карфагенской царевны Саламбо и вождя восставших наемников Мато.

Первый роман под названием «Воспитание чувств» (не опубликованный при жизни) был написанФлобером в 1845, второй, принципиально отличный от него, вышел в свет в 1869. Это биография молодого человека, стремящегося утвердить себя в Париже, но терпящего неудачу из-за смутности, непостоянства своих чувств и устремлений — творческих, любовных, политических. Действие происходит в 40-х гг. 19 в., в обстановке бурной интеллектуальной жизни Франции периода Июльской монархии, а финалом служит революция 1848 и история краха Второй республики, соотнесенного с жизненной неудачей главного героя Фредерика Моро.

Незавершенное произведение «Бувар и Пекюше» (опубликовано в 1881) необычного жанра — сатирическая энциклопедия культуры 19 в., представленная через историю друзей-двойников, которые, удалившись на покой и поселившись в маленьком провинциальном городке, неутомимо занимаются самообразованием, последовательно изучая самые разные области знания — агрономию, геологию, историю, литературу и т. д. Итог их опыта обнажает внутреннюю противоречивость интеллектуальной культуры, проявляющую себя также и в политическом фарсе, которым оборачивается во французской провинции революция 1848.

 

УИЛЬЯМ МЕЙКПИС ТЕККЕРЕЙ

Замечатель­ный мастер английского реалистического романаХ1Х в., блестящий сатирик Уильям Мейкпис Теккерей (1811 – 1863) родился в Калькутте, в со­стоятельной семье колониального чиновника. После смерти отца в шестилетнем возрасте был отправлен в Англию, жил на попечении деда, с ранних лет проявил литературный талант. Увлекался рисованием, мечтал о карьере живописца; интересовался философией, политикой. Учился в Кембриджском универ­ситете, но, разочаровавшись в учёбе, ушел с третьего курса, много путешествовал по Европе, США. Ведёт жизнь свободного художника, выступает как журналист, очеркист, а также карикатурист и книжный иллюстратор, читает лекции по английской литературе, выступает как критик и теоретик искусства.

В конце 30-х — начале 40-х гг. XIX в. Теккерей сотруднича­ет в журналах демократического направления, где публикует свои статьи, очерки, пародии, повести («Кетрин», «Мещанская история»), а также ис­торический роман сатирического содержания «Барри Линдон» (1844).

Известность к нему, однако, пришла лишь в середине 1840-х гг. с выходом одной из лучших произведений писателя, «Книги снобов» (1846— 1847). Произведение построено как серия очерков, характеризующих все слои британского общества. Объектом осмея­ния стал специфически национальный порок: снобизм, угодничество перед вышестоящими и унижение ниже­стоящих.

Славу писателя Теккерей обрел, опубликовав свой лучший роман — «Ярмарку тщеславия».

В этом «романе без героя» дано широкое обозрение английского и еще шире европейского общества, в ко­тором люди наподобие театральных марионеток, уп­равляемых опытной рукой кукольника, действуют как истинные снобы, одержимые лишь жаждой наживы, эгоистичные и тщеславные. В отличие от Диккенса, запечатлевшего жизнь фактически всех слоев общества, Теккерей изображает по преимуществу высшие круги, буржуазию и аристократию. Последняя вызывает у него особую неприязнь, таково иронически изображенное семейство Кроули, особенно баронет Пит Кроули, а также маркиз Стайн.

Среди целой галереи психологически тонко выпи­санных образов романа выделяется как художественное открытие Теккерея образ Бекки Шарп, красивой, рас­четливой и бездушной карьеристки, использующей любые средства для достижения своих целей.

В дальнейшем Теккерей стремится найти положи­тельных героев в современном ему обществе (романы «Пенденнис» и «Нокомы»), обращается к историчес­кой теме, к излюбленному им XVIII в. (романы «Исто­рия Генри Эсмонда», «Виргинцы»), издает цикл лекций о писателях эпохи Просвещения («Английские юмори­сты»), а также острый памфлет против королевских венценосных особ («Четыре Георга»).

В отличие от Диккенса, Теккерей — суровый реалист, он не прибегает к сгущению красок или идеализации, пользуясь легкой сатирической ретушью. Его взгляд на мир достаточно пессимистичен. По манере он рассказ­чик, бытописатель, ироничный скептик, склонный не к проповеди, как Диккенс, а лишь к язвительному ком­ментарию по поводу описываемых событий.

ЧАРЛЬЗ ДИККЕНС (1812-1870).

Юмористические нравоописательные «Очерки Боза» (1836) посвящены обитателям различных слоев лондонского общества. В сентиментальном романе «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837) (с наивным и трогательным эксцентричным героем) свойственные Диккенсу ирония и сатира побеждаются своеобразным диккенсовским комизмом, обусловленным верой в доброе начало человека. Пафосом сострадания к униженным (особенно к переживаниям детской души), неприятия всех форм социальной несправедливости проникнуты авантюрно-приключенческие романы «Приключения Оливера Твиста» (1838), «Николас Никльби» (1839), «Мартин Чезлвит» (1844). Социальный оптимизм Диккенса (романы «Лавка древностей», 1841, «Рождественские повести», 1843-46) вступал в противоречие с гротескно-реалистическим изображением губительной психологии собственничества и прагматизма: романы воспитания «Домби и сын» (1848) и «Дэвид Копперфилд» (1850, с автобиографическими чертами), роман «Холодный дом» (1853). Детективный роман «Тайна Эдвина Друда» (1870). Рисуя драматическую картину английской жизни, Диккенс вносил в нее смягчающие сказочно-сентиментальные оттенки (в т. ч. романы «Тяжелые времена», 1854, «Крошка Доррит», 1857). Основные нравственные коллизии романов Диккенса — столкновение бескорыстного, великодушного или беззащитного героя с миром эгоистических страстей и расчета, олицетворяемым низким «злодеем» или холодным рационалистом (иногда способным к нравственному преображению).

Происходивший из многодетной семьи, Диккенс рано узнал нищету и полной мере изведал бедствия, уготованные социально отверженным. Достоверность картин жизни людей этого круга, нескрываемое сострадание героям, на которых обрушивается немилость судьбы, более всего поражали современников в его романах, подчас носящих автобиографический характер.

Долговая тюрьма, в которой провел остаток лет отец Диккенса, разорившийся почтовый чиновник, стала местом действия в «Крошке Доррит» (1857). По собственным детским воспоминаниям описана фабрика ваксы, где мойщиком бутылок служит Дэвид Копперфильд («Жизнь Дэвида Копперфильда, рассказанная им самим», 1850). Обиход мелких чиновников, часто становящихся персонажами книг Диккенса, он досконально изучил, работая переписчиком бумаг в конторе адвоката. Не получив систематического образования, писатель работал парламентским стенографом, затем — газетным репортером. В 1836 он женился на дочери редактора газеты, в которой работал. Семейная жизнь Диккенса не удалась и закончилась разводом в 1858. Обременный большой семьей, Диккенс постоянно испытывал нехватку средств. Используя свой незаурядный актерский дар, он выступал (с 1858 — систематически) с публичными чтениями своих произведений, в том числе в США, где ему неизменно сопутствовал огромный успех.

Похоронен писатель в Вестминстерском аббатстве, рядом с Б. Джонсоном и Д. Гарриком.

Исключительно высоко ценя Диккенса, Ф. М. Достоевский назвал его непревзойденным мастером «искусства изображения современной, текущей действительности». Диккенс изучил ее за годы репортерской службы, которая предшествовала литературному дебюту — роману «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1837). Эта книга, представляющая собой цикл жанровых зарисовок, раскрыла дарование Диккенса как создателя гротескных характеров, выражающих самые укорененные особенности англичан как нации и передающих, по замечаниюГ. К. Честертона, «вечную радость народной веры... то главное в нас, что не зависит от поверхностной разницы между людьми».

Романы Диккенса представляют собой панораму английской жизни эпохи викторианства, уникальную по богатству наблюдений и разнообразию запечатленных человеческих типов. «Приключения Оливера Твиста» (1838), «Лавка древностей» (1841), «Домби и сын» (1848) создают исчерпывающе полный портрет общества, обнажая его пороки и изъяны. В конечном счете, несовершенство общества становится ясно и персонажам, находящим свой идеал в уюте дома, прочности семейных традиций, христианском милосердии к близким и чужим.

Цикл «рождественских повестей», созданных в 1843-48 («Колокола», «Сверчок за очагом» и др.), наиболее последовательно воплотил приверженность Диккенса незыблемым ценностям частной жизни — в противовес иллюзорным или эфемерным обретениям, которые приносит погоня за богатством и престижем.

Честертон говорил, что искусство Диккенса «как жизнь, потому что, как и жизнь, оно безответственно и невероятно». Выразившееся в книгах Диккенса восприятие мира не признает безнадежности и отчаяния, хотя нередко описаны жестокие и даже катастрофические ситуации. Однако самые тягостные обстоятельства неспособны подорвать веру героев Диккенса в конечное торжество добра или воздаяние за гробом, если недостижима земная справедливость. Юмор, побуждающий не только создавать фарсовые сюжетные положения, в которых всего отчетливее проступает истинная человеческая природа персонажей, но и распознать чудесное под уродливым внешним обликом вещей, заставляя ужас и отвращение отступать перед радостью, — важнейший писательский принцип Диккенса, органично выразивший главные свойства его личности и таланта.

Обычные для Диккенса фигуры переродившихся грешников, счастливые развязки конфликтов и обилие морализаторских сентенций, напоминающих воскресную проповедь, создали обманчивое представление о простоте и предугадываемости его книг. Однако на самом деле романы Диккенса никогда не становились идиллиями. В них затронуты острые социальные и этические коллизии, а отношение писателя к окружающей жизни со временем принимало нескрываемо критический характер, делая достаточно мрачным его взгляд на будущее. Реальность начинала восприниматься им как сила, откровенно враждебная гуманным побуждениям, которые вдохновляют любимых героев Диккенса. Репутация жизнелюбивого художника, наделенного редкостным комедийным даром, не соответствует содержанию таких романов, как «Холодный дом» (1853) и «Большие надежды» (1861), где писатель касается мучительных для него явлений деградации личности, погубленной ложными идеалами.

Взгляд на Диккенса как на романиста, добивавшегося абсолютного жизнеподобия, был опровергнут, когда открылась яркая театральность этой прозы и ее гротескная природа, напоминающая о себе, даже если автор старается достичь впечатления фактической достоверности своих описаний. Столь же произвольным оказалось и стойкое мнение о страхе Диккенса перед викторианской публикой с ее узкими понятиями. Дж. Оруэлл заметил, что в своем отношении к Диккенсу его современники «напоминали слона, которого бьют стеком, а ему это доставляет удовольствие, словно почесывают хобот».

ШАРЛОТТА БРОНТЕ (1816—1855)

Родилась в семье пастора Патрика Бронте. В 1820 он получает назначение в церковный приход в Хауорте, графство Йоркшир, куда перевозит жену и шестерых детей. После смерти миссис Бронте отдает в благотворительную школу четырех дочерей. От голода, холода и антисанитарии старшие, Мария и Элизабет, заболевают туберкулезом и вскоре умирают. Шарлотта и Эмили возвратились домой.

Вместе с братом Брэнуэллом Шарлотта «издает» домашний «Журнал для молодых людей», сочиняет повести о «подвигах» романтического злодея герцога Заморны в вымышленной стране Ангрии. В 1831 Шарлотта уезжает учиться в Роухедскую школу сестер Вулер. В 1837 посылает свои стихи на суд поэту Роберту Саути, который советует ей «блюсти свои женские обязанности и не мечтать о славе».

В 1846 выходят «Стихотворения Керрера, Эллиса и Эктона Беллов» (псевдонимы Шарлотты, Эмили и Энн) и удостаиваются благосклонного отзыва журнала «Атенеум». В том же году Шарлотта заканчивает работу над романом «Учитель», созданным по впечатлениям от пребывания в пансионе Эгеров (однако герои, учительница Фрэнсис Анри и учитель Уильям Кримсуорт, любят друг друга и вступают в брак). Из-за отсутствия остросюжетной коллизии роман отвергнут шестью издателями, но «Смит и Элдер» выражает готовность познакомиться со следующим произведением «Керрера Белла».

В августе 1847 Бронте посылает рукопись романа «Джейн Эйр» Смиту и Элдеру. И уже в октябре того же года роман выходит в свет и сразу становится знаменит. В первых десяти главах использован автобиографический материал. Сцены жизни и учения бедных девиц в Ловудском пансионе принадлежат к самым обличительным в английской литературе 19 века. Общий тон их сдержан, иногда саркастичен, часто грустен. Одиннадцатая глава в значительной мере переносит героиню и действие в область романтического вымысла. Начинается повествование о необыкновенной любви гувернантки Джейн Эйр и владельца поместья Торнфилд мистера Рочестера, о преградах на путях любви и ее конечном торжестве. Романтический идеал свободной человеческой воли воплощен писательницей в правдивом образе бедной девушки, готовой на любые жертвы ради признания своих жизненных прав и моральных принципов. Новое самосознание героини вызвало резко отрицательную реакцию консервативного «Квотерли Ревью»: «В книге настойчиво утверждаются права человека, для которых мы не находим оснований... в слове вседержителя...»

Для дальнейшего творчества Бронте характерен процесс «изгнания» романтического пафоса из литературного произведения. Усиливается трагизм мироощущения писательницы. От алкоголизма и пристрастия к наркотикам в сентябре 1848 умирает Брэнуэлл, в декабре от скоротечной чахотки — сестра Эмили. В мае 1849 от той же болезни скончалась Энн. Но Шарлотта продолжает работать, в октябре 1849 выходит роман «Шерли». Затворническая жизнь романистки в Хауорте не означала выключенности из мира социальных конфликтов. Темы «Шерли» — противостояние фабрикантов и рабочих, судьба детей бедняков, положение незамужней женщины в обществе, унизительная зависимость от работодателя и оскорбительной благотворительности. Постепенно проясняется тайна авторства Бронте. Она получает признание в литературных кругах, знакомится с писателями Э. Гаскелл, У. Теккереем, Г. Мартино.

В 1854 делает попытку преодолеть «смертельную боль» одиночества, выйдя замуж за помощника пастора Артура Николлса. В конце ноября того же года она простудилась. Токсикоз, вызванный беременностью, и, очевидно, туберкулезная вспышка привели к трагическому концу. 31 марта 1855 на тридцать девятом году жизни Бронте умерла.Патрик Бронте просит Элизабет Гаскелл написать историю «жизни и трудов» дочери. В марте 1857 такая книга вышла под названием «Жизнь Шарлотты Бронте», одновременно вышел в свет роман «Учитель». Творчество и личность Бронте волновали воображение многих современников. В лице бедной, но гордой героини-гувернантки она ввела новый типологический образ в мировую литературу.

ЭМИЛИ БРОНТЕ (1818 — 1848)

Некоторое время (1825) вместе с Шарлоттой училась в благотворительной школе в Коуэн-Бридж. Особенно близкие (родственные и творческие) отношения связвали ее с младшей сестрой Энн. Подобно брату Брэнуэллу и Шарлотте, сочинявшим романтические повести «ангрианского цикла», Эмили и Энн создали свой воображаемый мир, Гондал, источник их поэтического вдохновения.

В 1847 был опубликован ее роман «Грозовой перевал», который впоследствии принес ей славу. При жизни Эмили этот роман остался практически незамеченным и только после ее смерти, когда Шарлотта осуществила второе его издание, «Грозовой перевал» был встречен хором похвал как истинный шедевр, правда, с некоторыми оговорками. В биографической справке Шарлотта отмечала «ужасающую, великую мрачность», пронизывающую повествование о двух йоркширских семействах Эрншо и Линтонов, и их злом гении, Хитклифе. Кэтрин Эрншо и Хитклифа связывает бурная, демоническая, мятежная страсть. Их любовь трагична. Только после смерти они чудесным образом соединяются, их тела оказываются в одном гробу. Известная английская писательница Э. Гаскелл, писала, что роман «Грозовой перевал» вызвал у многих читателей дрожь ужаса и «отвращения к той выразительности... с которой были изображены дурные... персонажи». Однако роману присущи моральная сила и мудрость, жестокости, коварству и безумию противостоит разум и справедливость.

В настоящее время особенно высоко оценивается ее поэзия. Стихотворения «Воспоминание», «Пленник», «Душа моя не из трусливых» и другие принесли ей славу талантливой поэтессы, не менее оригинальной, чем Блейк, Шелли и Байрон.

Эмили умерла от скоротечной чахотки в тридцать лет. Ее жизни и творчеству посвящены многочисленные исследования английских и зарубежных критиков. Особо следует отметить «Биографию», принадлежащую Уинифрид Герен (1971).

ЭНН БРОНТЕ (1820 — 1849)






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.