Правовые и административно-правовые режимы: понятие, и признаки Режим – во многом синоним порядка вообще. То же самое свойственно и управлению, которое в любом своем проявлении всегда имеет организационную, упорядочивающую направленность.
Сущность и структура управления, органически соединена с функционированием правового режима государства.
Обеспечение правового режима во многом определяется деятельностью органов государственной власти и государственного управления, функционированием партий и других общественных организаций,соотношением политики и права.
Правовой режим определяет порядок регулирования, комплекса правовых средств, при которых сочетаются взаимодействующие между собой дозволения, запреты, а также позитивные обязывания.
Такая направленность регулирования ярче всего проявляется в рамках отраслей права. Помимо предмета и метода правового регулирования, для каждой отрасли права характерен ряд юридических особенностей, обусловленных предметом регулирования. Поэтому, любой отрасли свойственен свой специфический режим регулирования[154].
Все правовые режимы подразделяются на две группы: а) первичные, или общие; б) вторичные. Первые являются такими комплексами правовых средств, которые выражают общие и исходные соотношения способов правового регулирования на некотором участке общественной жизни (отраслевые режимы). Вторые представляют собой известные модификации общих режимов, вносящие либо особые льготы и преимущества, состоящие в дополнительных правах, либо особые ограничения, которые заключаются в дополнительных запретах и позитивных обязываниях (внутриотраслевые режимы).
Проблемные вопросы правовых режимов исследовали такие ученые как Алексеев С.С., Бахрах Д.Н., Матузов Н.И., Космынина П.В., Шамсумова Э.Ф., которые высказывали свое научное мнение по определению правового режима.
Правовой режим – это официально установленный порядок правового регулирования, отражающий совокупность юридических и организационных средств, используемых для закрепления социально-правового состояния объектов воздействия и направленный на обеспечение их устойчивого функционирования.
Правовому режиму присущи определенные признаки:
- правовое регулирование осуществляется целенаправленно в интересах определенного объекта, предмета или процесса – носителя правового режима;
- совокупность используемых правовых средств образует специальные правила поведения, деятельности, жизнедеятельности, официально установленные и обеспеченные системой организационно-правовых мер;
- в правовых актах закрепляется определенное правовое состояние объекта или процесса, отличное от иных участков правовой действительности и выражающееся в устойчивых взаимосвязях носителя режима с иными социальными объектами;
- специально установленные правила направлены на создание условий, препятствующих нарушению статуса (состояния) носителя правового режима;
- деятельность (действия) субъектов, реализующих режимные правила, основана на единых правовых принципах, единых правовых формах и осуществляется в точном соответствии с заранее установленным механизмом реализации прав и обязанностей.[155]
Правовое регулирование всегда целесообразно, оно направлено на достижение баланса интересов, потребностей, притязаний в обществе, в обеспечении беспрепятственной реализации субъектами своих прав.
Цели административно-правовых режимов полностью лежат в сфере национальной безопасности. Административно-правовые нормы служат защите определенного государственного распорядка, гарантиям правопорядка и общественной безопасности. Особую ценность имеют режимы, вводимые актом исполнительного органа власти. Например, объявление контртеррористической операции в соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ создает условия для проведения комплекса необходимых мероприятий, по средствам которых достигается поставленная цель.
Административно-правовые режимы рассматриваются как разновидность управленческих режимов:
· режимы, упорядочивающие и устойчиво закрепляющие субъект управления;
· режимы, упорядочивающие и устойчиво закрепляющие объект управления;
· режимы, закрепляющие требуемую степень подчиненности и зависимости субъекта и объекта управления;
· режимы информационного воздействия субъекта и объекта управления;
· функциональные управленческие режимы;
· режимы информационного обмена внутри протекающего в системе управления управленческого цикла;
· режимы взаимодействия функционально независимых между собой систем управления;
· режимы разграничения пересекающихся вертикальных и горизонтальных управленческих отношений внутри взаимодействующих между собой управленческих структур[156].
Административно-правовой режим – это урегулированный правовыми средствами комплекс управленческих мер и мероприятий, предусмотренный и реализуемый для достижения целей обеспечения национальной безопасности.
Административно-правовые отношения по юридическому характеру взаимодействия их участников, как правило, разграничиваются на вертикальные и горизонтальные. Вертикальными являются отношения властеподчинения, они возникают между соподчиненными сторонами и сформированы на основе способа позитивного обязывания с параллельным предоставлением органами исполнительной власти полномочий по контролю и надзору за исполнением обязательств. Такие отношения наиболее типичны для административно права, в них в полной мере проявляются закономерности управленческой деятельности, и обеспечивается реализация фундаментальных принципов эффективного управления.
Горизонтальными административно-правовыми отношениями признаются те, в рамках которых стороны фактически и юридически равноправны.
Учеными определены приемы, при помощи которых осуществляется регулирование общественных отношений при введении конкретных административно-правовых режимов:
а) нормативные правовые акты, устанавливающие особый порядок деятельности в конкретных сферах правового регулирования;
б) принципы административного права, объективированные в нормативных правовых актах;
в) организационное обеспечение надлежащей реализации принятых правовых мер в той или иной охраняемой сфере путем создания системы государственных органов, уполномоченных формировать и поддерживать соответствующий режим;
г) четкая, детальная, своего рода операционная регламентация действий субъектов права и их взаимоотношений между собой;
д) введение некоторых дополнительных правил или изъятие из общепринятых норм;
е) установление особой системы контроля за надлежащим порядком развития правоотношений в данной охраняемой сфере и ответственности за деятельность в рамках административно-правового режима;
ж) наличие особого метода правового регулирования, который основан на централизованном способе и императивном типе регулирования, выражается в юридическом неравенстве субъектов правоотношений, что приводит к более широкому применению ограниченно-разрешительных и запретительных методов, сочетаемых в необходимых случаях со строго целевым стимулированием субъектов права;
з) наличие специальных организационных, технических, материальных и финансовых средств (техники, ресурсов и т.д.) [157].
Необходимость административно-правовых режимов обуславливается, прежде всего, обеспечением интересов общественной безопасности и безопасности государства в целом, подверженной воздействию внешних и внутренних угроз.
|