Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Понятие и признаки административного правонарушения

 

В правоведении правонарушение рассматривается в качестве основания юридической ответственности. Следовательно, основанием административной ответственности является нарушение нормы права или административное правонарушение.

В этом проявляется их тесная взаимосвязь и взаимообусловленность: с одной стороны, без правонарушения нет административной ответственности, а с другой стороны, основанием административной ответственности является правонарушение, при наличии всех признаков состава административного правонарушения и отсутствия основания, исключающего ответственность в соответствии со ст. 24. 5 КоАП РФ. В силу этого понятия «административное правонарушение» и «административная ответственность» существуют как неразрывные правовые категории.Основное значение в вопросе об основаниях административной ответственности придается понятию «административное правонарушение», исследованию которого посвящены работы многих ученых[234]. Для более глубокого и всестороннего изучения понятия административного правонарушения необходимо исследовать его содержание, обусловленное объективными и субъективными факторами.

В научных исследованиях решению этого вопроса уделялось достаточное внимание[235]. Ученые-юристы разработали большое количество различных определений административного правонарушения. Например, А.В.Серегин говорил об административном проступке как о виновном антиобщественном деянии (действии или бездействии), нарушающем общественные правила поведения, охраняемые мерами административного воздействия[236]. Имеются и другие определения, подчеркивающие различные аспекты административного правонарушения.



Однако подавляющее большинство авторов обращают внимание на такие признаки, как противоправность, административная наказуемость, общественная опасность (вредность, вредоносность) и виновность деяния нарушителя[237].

Законодательное определение административного правонарушения дано в ст. 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ). В частности в ней сказано: административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В приведенном определении следует обратить внимание на то, что правонарушение представляет собой акт волевого поведения, связанного с нарушением нормы права, и выражающегося в двух формах: действия или бездействия. Не могут быть правонарушением мысли, чувства или желания человека, если они не воплотились в определенный поступок и не регулируются правом. Деяние обусловлено сознанием и волей человека. Именно благодаря сознанию действие обретает характер правомерного поведения человека.

Правонарушение в виде действия — нарушения запрета или активного невыполнения обязанности.

Нарушения нормы права, выражающиеся в бездействии, проявляется как невыполнение законного требования или пассивное невыполнение обязанности, т.е. человек должен был совершить определенные действия, предусмотренные нормой права, но не совершил их.

Так, управление транспортным средством с заведомо подложными государственными регистрационными знаками (ст. 12. 2 КоАП РФ) — действие, а невыполнение требования Правил дорожного движения уступить дорогу транспортному средству, пользующемуся преимущественным правом проезда перекрестков (ст. 12. 2 КоАП РФ) — бездействие.

Напомним, что административное правонарушение в виде действия или бездействия это, прежде всего нарушения запрета или невыполнения обязанности. В связи с этим необходимо отметить, что в современной научной литературе выделяется такие признакикак деяние, т.е. сознательное, волевое действие или бездействие человека, а также, признак, характеризующих субъектов совершение правонарушения, — деяние, совершенное физическим или юридическим лицом[238]. Полагаем, что первый и второй признак можно обозначить как дополнительные признаки или некоторый плеоназм (от греческого слова pleonasmos «излишество»), т.е. дублирование некоторого элемента смысла; наличие нескольких языковых форм, выражающих одно и то же значение, в пределах законченного отрезка речи или текста). Эти признаки, очевидно, более характерны для определения состава административного правонарушения.

Правонарушение закреплено в законе как материально-юридическое образование ихарактеризуетсяосновными признаками (признаваемые, так или иначе, всеми учеными), как общественная опасность или вредность (материальный признак), противоправность, виновность, наказуемость (формально-юридические признаки) и являются существенными сторонами данного явления.Юридический анализ понятий правонарушения в целом, и административного в частности, позволяет выявить наиболее общие и существенные признаки, которые свойственны любому правонарушению.

Административному правонарушению, в основном присущи следующие характерные черты: общественная опасность (вредность), противоправность, виновность, наказуемость.

Рассмотрим первый характерный признак наказуемого деликта— общественная опасность (вредность) административного правонарушения.

Наиболее дискуссионной в юридической литературе, остается проблема общественной вредности или общественной опасности административного правонарушения. Суть дискуссии главным образом заключается в том, что многие авторы предлагают различное толкование этого признака – либо как общественно опасное, либо как общественно вредное.

Ученые в области административного права по данному вопросу в разное время высказывали различные точки зрения.

Одни исследователи общественную опасность исключают из числа признаков административного правонарушения[239], другие считают возможным ее рассмотрение и распространение в равной мере, как на преступления, так и на правонарушения, а различие видят лишь в разной степени общественной опасности[240].

Третьи полагают, что «административные правонарушения могут быть общественно опасными, а могут не быть»[241], четвертые подчеркивают, что административно наказуемыедеяния только вредны, пятые при анализе его содержания вообще игнорируют его материальный признак – общественную вредность либо опасность, шестые утверждают, что указание на степень опасности или вредности деликта немного бы дало правоприменителю в установлении факта административного правонарушения, и, наконец, встречаются модификации перечисленных точек зрения[242].

Анализ вышеизложенных авторских позиций, полагаем, с одной стороны, свидетельствует об отсутствии в достаточной степени научно обоснованных положений и выводов о материальном характере административных правонарушений, приемлемых для законодательной практики, а с другой – указывает на недостаточную развитость самой административно-правовой теории о правонарушениях.

Совокупность указанных обстоятельств явилась одной из причин того, что общественная опасность (вредность) не воспринята в качестве материального признака административного правонарушения действующим административным законодательством.

Сегодня вряд ли можно прийти к одному решению, если не будет четко сформулировано понятие общественно опасного деяния. Когда переход улицы в неустановленном месте, проезд в трамвае без билета называют общественно опасным деянием, возникает вопрос: «А что же такое общественная опасность? Где граница этого понятия?»

По мнению И. С. Самощенко, общественно опасными следует считать деяния, которые в своей совокупности в определенной исторической обстановке нарушают условия существования общества[243]. С этой точки зрения, большинство административных правонарушений нельзя признать общественно опасными. О. М. Якуба и некоторые другие ученые вообще отрицали общественную опасность административных проступков[244]. Полагаем, что такая позиция наиболее справедлива.

В части 2 ст. 14 Уголовного кодекса Российской Федерации четко определено: «Не является преступлением действие или бездействие, хотя формально и содержащие признаки какого-либо деяния, предусмотренного Кодексом, но в силу малозначительности не представляющего общественной опасности». Следовательно, в праве четко закреплено, что малозначительное противоправное деяние не является общественно опасным.

В научной литературе обоснованно высказывается мнение о том, что даже совокупность однородных административных правонарушений не должна быть основанием для признания их преступлением[245]. Полагаем, что они не обладают общественной опасностью – это общественно вредные, антиобщественные деяния. Именно к этому выводу приходим при анализе статей КоАП РФ. В официальном определении административного правонарушения а такой признак, как общественная вредность, не назван, однако в ст. 2.2 Кодекса, содержащей определение умысла и неосторожности, говорится о предвидении виновным «наступления вредных последствий», в то время как в аналогичных статьях УК РФ речь идет об общественно опасных последствиях. Сам факт посягательства, указанный законодателем в ст. 2.1 КоАП РФ, свидетельствует о материальном признаке административного правонарушения, предполагает нанесение ущерба общественным отношениям, правопорядку, а тем самым интересам общества, предприятий, организаций и граждан. Поэтому если такого посягательства на охраняемые административным правом общественные отношения нет, то нет и самого противоправного действия[246].

Независимо от наличия или отсутствия в тексте определения понятия административного правонарушения прямого указания на общественную опасность (вредность) как на материальный признак, в реальной действительности нет таких деликтов, которые бы не причинили вреда охраняемым общественным отношениям. В противном случае наличие правонарушений не вызвало бы никакого беспокойства у общества. Таким образом, общественная опасность(вредность) выступает одним из его основных признаков.

Как справедливо отмечает Д.Н. Бахрах, большая часть административных правонарушений - общественно вредные т.к. не могут причинить обществу значительный ущерб. Например, нарушение правил провоза ручной клади, багажа и грузобагажа (ст. 11.19 КоАП РФ), безбилетный проезд (ст. 11. 18 КоАП РФ) и др. Что же касается правонарушений, имеющих общественно опасный характер, а их меньшинство, то к ним можно отнести – управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения (ст. 12.8 КоАП РФ), стрельба из оружия в не отведенных для этого местах (ст. 20.13 КоАП РФ) и т.д.

Общественную опасность (вредность) нарушений правил дорожного движения необходимо определять исключительно по характеру административного правонарушения. Если в связи с несоблюдением установленных норм поведения на дороге наступают конкретные вредные последствия, то, в зависимости от их тяжести, решается вопрос о виде ответственности.

Смерть или причинение тяжкого вреда здоровью потерпевшего по действующему законодательству влекут за собой уголовную ответственность. Эти правонарушения признаны законодательством общественно опасными, так как содержат угрозу причинения или причиняют существенный вред общественным отношениям.

На степень общественной вредности административного правонарушения влияют их повторность или неоднократность, форма вины правонарушителя и другие обстоятельства. Например, степень общественной вредности нарушения существенно повышается, если в течение года нарушитель дважды привлекался к административной ответственности.

Второй важнейший признак административного правонарушения—противоправность.

Противоправность означает, что действием (бездействием) нарушаются специальные правила, нормы, стандарты, административные, технические регламенты, которые предусмотрены федеральным и иным законодательством.

Например, нарушение норм и правил в области использования пожарной, санитарной, ядерной безопасности и т.д. Как общественно опасное (вредное) деяние административноеправонарушение посягает на регулируемые и охраняемые нормами административного права общественные отношения.

Нарушая нормы права, регламентирующие порядок организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, правонарушители тем самым противоправно посягают на общественный порядок, права и интересы граждан, нормальное функционирование предприятий и организаций.

Д. Н. Бахрах, справедливо полагает, что противоправность состоит в том, что определенное лицо совершает действие, запрещенное нормой права, или не совершает действия, предписанного правовым актом[247]. Сторонником этой точки зрения выступает и Л. Л. Попов[248], которая дает возможность достаточно четко уяснить смысл и значение этого термина.

Необходимо отметить, что противоправность административных деликтов находится в тесной связи с их общественной опасностью (вредностью).При этом, если последнее характеризует внутреннее свойство деяния, то противоправность – его юридическую форму, т. е. внешнюю оболочку.

Именно с использованием этого признака законодатель проводит в принимаемых нормах административного права «разграничительные линии», которые позволяют в реальной действительности правоприменительным органам точно квалифицировать различные противоправные деяния, особенно имеющие сходные признаки (например, административные правонарушения и преступления).

В. Н. Кудрявцев верно отмечает: «Неверное определение в законе границ противоправности может привести к тому, что правонарушителями будут искусственно признаны деяния, не представляющие вреда, или, напротив, останутся безнаказанными нежелательные в нашем обществе явления, поэтому любые манипуляции с законодательством (искусственное введение норм или их отмена) могут осуществляться лишь в узких пределах и в конечном итоге определяться содержанием объективных потребностей развития общества»[249]. Следовательно, административная противоправность может быть лишь юридической формой выражения общественной вредности или опасности деяния.

Все это, полагаем, свидетельствует о тесной взаимосвязи общественной опасности (вредности) и противоправности как признаков административного правонарушения. В. Е. Севрюгин справедливо замечает: «Объективная взаимосвязь и взаимообусловленность административной противоправности и общественной вредности деяния выражаются в том, что, с одной стороны, общественно вредные свойства деяния, не зафиксированные в норме административного закона, лишены юридической силы, а с другой стороны, если административно-правовая норма в силу объективных обстоятельств перестает соответствовать существующим (сложившимся) общественным отношениям, то она не способна больше выполнять роль регулятора административно-правовых отношений»[250].

Вместе с тем необходимо отметить, что установление административной противоправности далеко не всегда становится указанием законодателя на запрет какого-либо деяния. Правовой запрет, как правило, вытекает из общепризнанных в обществе представлений о должном или возможном поведении.Таким образом, в административном праве могут быть признаны противоправными те деяния, которые запрещены государством под страхом наступления последствий, предусмотренных правовыми санкциями.

Третий признак административного правонарушения — виновность.

Административное правонарушение – это не только общественно вредное, противоправное, но и виновное деяние, т. е. деяние, представляющее собой проявление воли и разума действующего (или бездействующего) лица, сознательного отношения к своей деятельности. Человек, совершая тот или иной проступок, осознает его результат, предвидит и учитывает его последствия. Всякий недоучет результатов, последствий проступка есть безответственное отношение человека к тому, что он делает.

Вина в качестве обязательного признака правонарушения закреплена в административном законодательстве. В статье 2.2 КоАП РФ указаны две формы вины – умышленная и неосторожная.

Действуя с умыслом, правонарушитель предвидит и желает наступления противоправного результата (прямой умысел) или не желает, но сознательно его допускает (косвенный умысел). Административное правонарушение может быть совершено и по неосторожности, что проявляется в виде самонадеянности либо небрежности. Данные обстоятельства особенно важно учитывать при применении мер административной ответственности.

Самонадеянность состоит в том, что лицо предвидит наступление противоправного результата, но легкомысленно рассчитывает его предотвратить. Небрежность заключается в непредвидении возможности противоправных последствий, хотя при подобных обстоятельствах лицо могло и должно было их предвидеть. Следовательно, без вины нет проступка, и этот принцип закреплен действующим законодательством.

Однако необходимо упомянуть, что ранее этот принцип распространялся лишь на случаи, когда к виновному применялись такие административные наказания, как предупреждение или штраф. Отсутствие в теории административного права единого мнения при решении вопроса об ответственности только при наличии вины до недавнего времени в известной мере подрывало принципиальную позицию правоведения, утверждающую, что без вины нет правонарушения, упречного поведения и не должно быть юридической ответственности и наказания.

По мнению Д. Н. Бахраха, «вина – ядро субъективной стороны состава, в которую в ряде случаев входит еще мотив и цель деяния (но чаще всего ни мотив, ни цель признаками состава не являются)»[251]. Этой точки зрения придерживается большинство ученых.

Ученые-административисты начала 40-х гг. ХХ в. считали, что в административном праве, в отличие от уголовного, вина не выступает обязательным элементом для всех случаев административного воздействия[252]. Возможно, здесь сказалось влияние взглядов дореволюционных русских ученых, полагавших, что административное наказание может применяться независимо от наличия вины[253].

В 1950-х гг. обосновывалось мнение, что в каждом административном нарушении должна быть доказана вина нарушителя[254], но высказывались и иные точки зрения, например А. П. Клюшниченко утверждал, что в виде исключения допускается наступление административной ответственности без вины[255].

Законодательное разрешение этого вопроса в административном праве наиболее полно осуществлено на федеральном уровне, в нормах Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в которых учет формы вины (умышленной или неосторожной) является обязательным при применении административной ответственности к виновным лицам.

Признание законодателем виновности свойством административного правонарушения имеет исключительно важное значение, поскольку способствует дальнейшему укреплению законности, развитию теории административного права, совершенствованию правоприменительной деятельности органов внутренних дел.

Однако уместно подчеркнуть, что это положение относится не ко всем видам административных наказаний. Отсутствие вины до принятия Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 210-ФЗ исключало ответственность участников дорожного движения.Вступление с 1 июля 2008 г. в законную силу ст.2.6.1 КоАП РФ предусматривает возможность автоматического привлечения к административной ответственности собственников (владельцев) транспортных средств в случае фиксации правонарушения техническими средствами, имеющими функции фото – и киносъемки, видеозаписи, без составления протокола должностным лицом, что лишает, на наш взгляд, участников дорожного движения презумпции невиновности, конституционного права на защиту и создает возможность объективного вменения вины.

Аналогичная ситуация складывается при определении вины юридического лица. Оно признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Четвертый признак правонарушения — наказуемость.

В отличие от административного, в уголовном праве наказание трактуется как мера государственного принуждения, применяемая только судом от имени государства к лицам, совершившим преступление, как средство охраны общественных отношений. В соответствии с этим в уголовном законе закреплены понятия, цели и виды уголовных наказаний (ст. ст. 43-44 УК РФ[256]). В решении подобного вопроса, относящегося к административному праву, имеется немало проблем. Следует подчеркнуть, что в официальном определении административного правонарушения законодатель прямо не указывает на наказуемость как его обязательный признак, а лишь говорит о том, что «законодательством установлена административная ответственность».

В административном праве наказуемость не рассматривается в качестве обязательного признака административного проступка и не закреплена в действующем законодательстве. По мнению Б. М. Лазарева, «этим подчеркивается качественное отличие санкций за преступления и за административные правонарушения»[257].

Отсутствие в административном законодательстве указания на наказуемость как признак правонарушения еще не может служить основанием для утверждения, что оно несвойственно административным правонарушениям. Законодатель хотя и не указывает в определении на данный признак правонарушения, но, признавая деяние общественно вредным, противоправным и виновным, не может оставлять его безнаказанным. Л. Л. Попов справедливо отмечает, что «административная наказуемость – важнейший признак административного правонарушения»[258]. Игнорирование этого теоретического положения может привести к невозможности осуществления органами внутренних дел эффективной борьбы с правонарушениями. Административное законодательство предписывает меры наказания, предусмотренные ст. ст. 3.1-3.12 КоАП РФ. В соответствии с этим правонарушение находится в тесной связи с административным наказанием, поэтому понятие «правонарушение» не может не включать в себя этот обязательный признак. Что же касается ст. 2.9 КоАП РФ, на основании которой лицо может быть освобождено от административной ответственности, то в таких случаях, как правило, решения принимаются в порядке исключения уполномоченным на то судьей, органом, должностным лицом за малозначительное административные правонарушение.

 

§2. Состав административного правонарушения

Для понимания сущности административного правонарушения недостаточно одних юридических признаков. Необходимо определение юридического состава административного правонарушения. Понятие о составе административного правонарушения имеет очень важное практическое значение, так как способствует правильной квалификации деяния юрисдикционными органами, эффективному применению административных наказаний, отграничению административных правонарушений от других противоправных деяний. Любое правонарушение имеет свой состав.

Под составом административного правонарушения обычно понимается совокупность установленных правом элементов, при наличии которых общественно вредное деяние признается административным правонарушением[259].

Будучи явлением реальной действительности, правонарушение обладает огромным числом признаков. По юридическим свойствам следует различать признаки, имеющие юридическое значение и не имеющие его (например, использование технических средств при совершении мелкого хищения, рост человека, совершившего правонарушение).

Правонарушение есть явление реальной действительности. Состав правонарушения — логическая конструкция, правовое понятие о нем, отражающее свойства, существенные признаки реальных явлений, т.е. определенных антиобщественных действий. Законодатель не создает признаков правонарушений, а лишь отбирает существенные, отличительные черты и конструирует составы. Но состав административного правонарушения — понятие правовое. Логическая конструкция закрепляется в праве и становится обязательной. Перечень закрепленных в ней признаков — необходимое и достаточное основание для квалификации деяния как административного правонарушения. Реальное деяние только тогда считается правонарушением, когда оно содержит все признаки состава, отсутствие хотя бы одного из них означает отсутствие состава в целом; вместе с тем для квалификации деяния вполне достаточно, если в нем обнаружены все признаки, входящие в состав, иные признаки деяния на квалификацию влияния не оказывают.Правоприменительные органы не вправе ни увеличить, ни уменьшить число признаков состава.Состав правонарушения представляет собой органичную систему, все его признаки важны, значимы и тесно связаны между собой. Возьмем для примера мелкое хищение (ст. 7.27 КоАП РФ). Сами по себе такие его признаки, как собственность, умысел, достижение 16-летнего возраста и др., ничего предосудительного не содержат. Но когда они существуют в совокупности, объединяются законодателем в норме права как перечень признаков правонарушения — это уже правовая модель правонарушения, его состав.

Из признания такого свойства состава, как органичность, вытекает очень важное следствие для тех, кто квалифицирует правонарушения. Если в деянии нет хотя бы одного из признаков, содержащихся в составе, то в нем нет и этого состава, т. е. оно не может быть квалифицировано по конкретной статье закона.

Учение о составе правонарушения имеет большое значение: во-первых,оно способствует выявлению наиболее существенных признаков антиобщественных деяний, разграничению их и установлению справедливых санкций; во-вторых, помогает правоприменяющиморганам правильно квалифицировать правонарушения и избирать соответствующие им меры воздействия; в-третьих, позволяет понять закон, помогает обучению юристов и правовому воспитанию граждан.

В составе административного правонарушения также имеются четыре элемента: объект, объективная сторона, субъект, субъективная сторона.В связи с этим и состав правонарушения (т.е. юридическое понятие о правонарушении) конструируют как совокупность четырех аналогичных элементов.

Каждый элемент состава в свою очередь представляет собой систему признаков (например, в объективную сторону могут входить факторы, характеризующие сам факт поведения, время, место его совершения, нанесенный им ущерб и т. д.). Соответственно четырем элементам состава, его признаки принято делить на четыре группы, характеризующие объект правонарушения, объективную сторону, субъект правонарушения, субъективную сторону.

Итак, признаки выступают как наипростейшие части состава, образующие нижний уровень системы. Группы создают подсистему, элементы– стороны состава, а органичное единство четырех сторон– состав административного правонарушения. Взаимосвязь, взаимодействие всех сторон образует целостные свойства состава– общественную опасность (вредность), противоправность, наказуемость и виновность– которые, будучи общими признаками, не входят ни в один из элементов состава. Они выступают системообразующими,интегративными свойствами всего состава. Общественная вредность и противоправность– вторичные, производные признаки состава, на существование которых особым образом влияет каждый признак любой его стороны (первичный признак).

Большое практическое значение имеет выделение постоянных и переменныхпризнаков правонарушений.

Постоянными считаются те, которые полно определены правовой нормой, теорией или устойчивой практикой (например, четко зафиксировано содержание понятий: «возраст, по достижении которого наступает административная ответственность», «страховой случай», «механическое транспортное средство», «алкогольная и спиртосодержащая пищевая продукция» и др.).

Переменными называют признаки, содержание которых четко не зафиксировано.

Первую их разновидность составляют те признаки, которые содержатся в бланкетных нормах и изменяются подзаконными актами. (Например, законом установлена ответственность за нарушение правил санитарии, дорожного движения, торговли алкогольной и спиртосодержащей продукцией. Такие правила изменяются центральными и местными органами, что влечет количественные изменения содержания признаков).

Втораяразновидность переменных признаков– оценочные признаки. Их содержание нормой четко не определено, вопрос об их наличии должен решаться практическими работниками с учетом конкретной обстановки. Значительную роль в усвоении оценочных понятий, в раскрытии их содержания играют теоретические исследования. Необходимо учесть, что такие признаки, как «грубое», «значительный вред», «состояние опьянения, оскорбляющее человеческое достоинство и общественную нравственность», четко конкретизировать в КоАП трудно, а в ряде случаев и не нужно.

Среди признаков состава выделяются позитивные и негативные,выраженные соответственно положительными и отрицательными понятиями («в не отведенных для этого местах» и т. п.).

По степени обобщенности следует различатьобщие, родовые, видовые и единичные признаки. Первые свойственны всем (противоправность, вменяемость, вина и др.), вторые и третьи характерны для группы составов, четвертые же (единичные) включены законодателем только в некоторые конкретные составы.

Наряду с признаками простых составов существуют квалифицирующие признаки, при наличии которых деяние должно быть квалифицировано по статье, предусматривающей более суровое наказание. В административном праве встречаются такие квалифицирующие признаки, как:повторность (ст. 5.27 КоАП РФ); наличие или возможность наступления вредных последствий (ч.2 ст. 9.4 КоАП РФ); совершение деяния должностным лицом либо законным представителем несовершеннолетнего (ст. 6.10 КоАП РФ).

Подчеркнем, что квалифицирующие признаки, как и простые, являются разновидностью конструктивных. Одни простые признаки образуют основной состав, но введение в систему квалифицирующего признака влечет возникновениеквалифицированного состава.

Составы административных правонарушений могут быть классифицированы по любому из признаков, входящих в них, а также в зависимости от особенностей юридических средств, использованных при их конструировании (составы описательные и бланкетные, однозначные и альтернативные, казуистические и обобщенные).

В уголовном праве существуют основные, квалифицированные и привилегированные (со смягчающими обстоятельствами) составы преступлений. Административное же право знает только основные и квалифицированные (с отягчающими признаками) составы.

По особенностям конструкции различаются материальные и формальные составы административных правонарушений.

Материальными называются составы, в которых:

1. Содержится такой признак, как наступление вредных материальных последствий антиобщественного деяния (например, нарушение Правил дорожного движения, повлекшее причинение легкого вреда здоровью потерпевшего. К числу таких проступков можно отнести также повреждение телефонов-автоматов (ст. 13.24 КоАП РФ), мелкое хищение чужого имущества (ст. 7.27 КоАПРФ) и др;

2. Описывается действие, обязательно влекущее вредные последствия, хотя последние законом и не названы (например, порча земель).

Для выявления состава материального правонарушения необходимо также установить причинную связь между деянием и наступившими последствиями. При отсутствии такой связи ответственность за материальные административные правонарушения не наступает.

Формальными считаются правонарушения, объективную сторону которых образуют только противоправное действие или бездействие, вне зависимости от наступления вредных последствий (нарушение правил паспортизации, пожарной безопасности, воинского учета и т. д.). Таковыми являются большинство деликтов, т.е. ответственность за их совершение наступает независимо от того, возникли или нет непосредственные материальные последствия от проступка. Достаточно самого факта нарушения определенных правил, например, несвоевременная перерегистрация оружия (ст. 20.11 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельных видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) и многие другие. Хотелось бы отметить, что совершение гражданином правонарушения, предусмотренного статьей КоАП, содержащей формальный состав, нередко влечет наступление имущественного ущерба. Наличие ущерба в таких случаях не является конструктивным признаком состава, но учитывается при определении размера наказания (например, само управление транспортным средством в состоянии опьянения образует правонарушение независимо от того, был при этом причинен какой-либо материальный ущерб или нет).

В зависимости от степени обобщения признаков антиобщественных проступков их составы подразделяются на казуистичные и обобщенные. В первом случае состав охватывает сравнительно узкую группу деяний (например, ч. 1 ст. 9.7 КоАП РФ установлена административная ответственность за повреждение электрических сетей напряжением до 1000 вольт, а ч. 2 ст. 9.7 КоАП РФ – за повреждение электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт).

Обобщение при конструировании составов не должно быть чрезмерным, ибо это потребует абстрагирования от существенных особенностей деяний, приведет к образованию составов с весьма расплывчатым содержанием, а, следовательно, к расширительному или ограничительному толкованию нормы на практике, к разнобою в ее применении в разных местностях. (В качестве примера можно назвать такой обобщенный состав, как мелкое хулиганство, который некоторыми должностными лицами понимается очень широко).

Большое практическое значение имеет деление составов на однозначные и альтернативные.

Однозначные, их большинство, четко указывают признак (например, нарушение правил движения через железнодорожные пути, повреждение телефонов-автоматов).

Альтернативные называют два или более вариантов признаков. Так, часто закон предусматривается несколько вариантов действий, совершение которых признается административным правонарушением. При этом правонарушением считается совершение как одного из названных в норме действий, так и нескольких или даже всех. (Например, ст. 20.8 КоАП РФ устанавливает ответственность за «нарушение правил производства, продажи, коллекционирования, экспонирования, учета, хранения, ношения или уничтожения оружия и патронов к нему». Правонарушением будет, и нарушение только правил учета или только правил хранения, или только правил производства оружия, и нарушение всех названных правил вместе.)

 

Таким образом, если однозначный состав называет те единственные признаки, совокупность которых его образует, то в альтернативном перечисляются несколько вариантов признаков. Чаще всего эта вариабельность в описании признаков обусловлена стремлением законодателя избежать общих формулировок, раскрыть содержание признака, конкретизировать его. А в ряде случаев конструирование альтернативных составов связано со стремлением нормотворческих органов экономить нормативный материал, вместо нескольких статей создать единую, но более широкую по охвату явлений.

Состав административного правонарушениякак уже отмечалось состоит из четырех элементов: объект, объективная сторона, субъект и субъективная сторона административного правонарушения.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.