Глава 15. Понятие и виды ответственностипо административному праву
Юридическая ответственность – важная часть правовой системы, направленная на защиту общественных отношений от неправомерного поведения виновных лиц. Юридическая ответственность имеет ряд существенных признаков: официальное осуждение виновного и признание его деяние правонарушением; применение к виновному установленных правом санкций уполномоченными субъектами власти; регламентированный процессуальными нормами порядок ее применения.
Очевидно, вышеуказанные признаки основаны на применении права, отраслевое разделение которого (уголовное, гражданское и административное право) является основой деления юридической ответственности на виды. Таким образом, юридическая ответственность представлена через уголовную, гражданско-правовую и административную ответственность.
Особенностью отрасли административного права всегда считалось регулирование более разнообразного круга общественных отношений. Виной тому множество действующих федеральных законов и подзаконных нормативных правовых актов, по- разному регламентирующих основание и порядок возникновения, изменения или прекращения правоотношений. Это касается и правоотношений, связанных с привлечением к ответственности лиц, виновных в совершении административных, дисциплинарных проступков и противоправных действий государственных служащих, повлекших причинение материального вреда государству.
Административное право полностью регулирует административную ответственность. Кроме того, оно регламентирует дисциплинарную ответственность государственных служащих и обучающихся (школьников, студентов, слушателей и др. а также материальную ответственность военнослужащих)[175].
Если административной ответственности в учебной литературе уделено достаточное внимание, то административно-правовой механизм привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности фактически не рассматривался.
1. Особенности дисциплинарной ответственности по административному праву
Дисциплинарная ответственность - это наложение дисциплинарных взысканий на основе правовых норм субъектами дисциплинарной власти на подчиненных им членов устойчивых коллективов за дисциплинарные проступки и иные правонарушения.
Дисциплинарная ответственность имеет ряд особенностей.
Первой особенностью является большое количество нормативных правовых актов, устанавливающих разнообразные дисциплинарные санкции.
Так, к лицам рядового и младшего начальствующего состава МВД России в соответствии со ст. 38 Постановления ВС РФ от 23 декабря 1992 г. № 4202-I "Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации»[176] применяются такие дисциплинарные взыскания, как замечание, выговор, строгий выговор, предупреждение о неполном служебном соответствии, понижение в должности, лишение нагрудного знака, снижение в специальном звании на одну ступень, увольнение из органов внутренних дел. В учебных заведениях Министерства внутренних дел Российской Федерации кроме перечисленных видов взысканий применяются взыскания в виде назначения вне очереди в наряд по службе (за исключением назначения в караул или дежурным по подразделению), а также отчисление из учебного заведения.
К сотрудникам Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий применяются дисциплинарные взыскания, предусмотренные Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в соответствии с требованиями ст. 40 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 116-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области пожарной безопасности"[177] и подпункта 15 пункта 12 Указа Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 868 "Вопросы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий"[178].
Положение о службе в органах внутренних дел РФ распространено Федеральным законом от 21 июля 1998 г. № 117-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с реформированием уголовно-исполнительной системы"[179] и на сотрудников органов и учреждений уголовно-исполнительной системы. Порядок и условия прохождения службы регламентируются также Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-I "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" [180], и Инструкцией, утвержденной приказом Минюста РФ от 6 июня 2005 г. № 76 "О порядке применения Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы"[181].
На сотрудников таможенных органов Российской Федерации[182] и сотрудников правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ[183] за нарушение служебной дисциплины могут налагаться в установленном порядке следующие виды дисциплинарных взысканий: замечание; выговор; строгий выговор; предупреждение о неполном служебном соответствии по результатам аттестации; увольнение из органов.
За дисциплинарный проступок к военнослужащему или гражданину, призванному на военные сборы на основании ст.28.4 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих"[184] могут применяться следующие виды дисциплинарных взысканий: выговор; строгий выговор; лишение очередного увольнения из расположения воинской части или с корабля на берег; лишение нагрудного знака отличника; предупреждение о неполном служебном соответствии; снижение в воинской должности; снижение в воинском звании на одну ступень; снижение в воинском звании на одну ступень со снижением в воинской должности; досрочное увольнение с военной службы в связи с невыполнением условий контракта; отчисление из военного образовательного учреждения профессионального образования; отчисление с военных сборов; дисциплинарный арест.
Дисциплинарным уставом Вооруженных Сил Российской Федерации[185] закреплен перечень взысканий, которые могут применяться к следующим категориям военнослужащих: солдатам, матросам, сержантам и старшинам; прапорщикам и мичманам; офицерам (младшим, старшим и высшим); гражданам, призванным на военные сборы.
Например, дисциплинарный арест применяется ко всем военнослужащим и гражданам, призванным на военные сборы, за исключением офицеров, граждан, призванных на военные сборы в качестве офицеров, военнослужащих и граждан, призванных на военные сборы, не приведенных к Военной присяге (не принесших обязательство), а также военнослужащих, не достигших возраста 18 лет, и военнослужащих женского пола.
Дисциплинарный арест назначается судьей гарнизонного военного суда в порядке, установленном Федеральным законом "О судопроизводстве по материалам о грубых дисциплинарных проступках при применении к военнослужащим дисциплинарного ареста и об исполнении дисциплинарного ареста"[186], на срок до 30 суток за один или несколько грубых дисциплинарных проступков. Если грубым дисциплинарным проступком является административное правонарушение[187], то срок дисциплинарного ареста устанавливается в пределах срока административного ареста, установленного за такое административное правонарушение Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
В срок дисциплинарного ареста засчитывается срок задержания военнослужащего (если такая мера обеспечения производства по материалам о дисциплинарном проступке была применена к военнослужащему) в связи с совершением им дисциплинарного проступка, за который назначен дисциплинарный арест.
Во время отбывания дисциплинарного ареста военнослужащий не может быть исключен из списков личного состава воинской части в связи с увольнением с военной службы (отчислением с военных сборов или окончанием военных сборов), за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией негодным к военной службе, а военнослужащий, проходящий военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание до старшины или главного корабельного старшины включительно, и военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, - также за исключением случая признания его военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе.
При этом время отбывания дисциплинарного ареста в срок военной службы не засчитывается.
Вторая особенность дисциплинарной ответственности по административному праву установлена ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ.
В ряде случаев административное правонарушение влечет в порядке исключения не административную, а дисциплинарную ответственность. Военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов несут ответственность за административные правонарушения в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, регламентирующими прохождение военной службы кроме правонарушений, за совершение которых административная ответственность наступает на общих основаниях (ч. 2 ст. 2.5 КоАП РФ).
Следовательно, ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ устанавливает общее правило о дисциплинарной ответственности военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, имеющих специальные звания, за совершенные ими административные правонарушения.
В случае, когда административное правонарушение совершено лицами, указанными в ч. 1 ст. 2.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении после выяснения всех обстоятельств совершения административного правонарушения подлежит прекращению для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности в соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ.
В этом случае постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении со всеми материалами дела в течение суток с момента вынесения постановления направляется в воинскую часть, орган или учреждение по месту военной службы или месту прохождения военных сборов лица, совершившего административное правонарушение, для привлечения указанного лица к дисциплинарной ответственности (ч. 2 ст. 28.9 КоАП РФ).
Действующее законодательство мало говорит о том, какие действия вправе совершать те, кто расследует факт совершения дисциплинарного проступка. В частности, должны ли при этом составляться какие-либо документы.
Однозначно у лица, привлекаемого к ответственности, должны быть взяты объяснения. Отказ от дачи объяснения в письменной форме не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания[188]. Однако этот факт необходимо зафиксировать в документах дисциплинарного производства.
Перед применением дисциплинарного взыскания проводится служебная проверка[189]. В практике данный вид деятельности часто именуется расследованием, а также разбирательством[190]. Так, на основании Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации разбирательство, как правило, проводится без оформления письменных материалов, за исключением случаев, когда командир (начальник) потребует представление материалов разбирательства в письменном виде. При этом разбирательство по факту совершения военнослужащим грубого дисциплинарного проступка заканчивается составлением протокола.
Из анализа нормативных правовых актов следует, что законодатель в одних случаях перечисляет основания, по которым проводятся служебные проверки, например, в Инструкции о порядке организации и проведения служебных проверок в органах, подразделениях и учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации одним из таких оснований является: грубое нарушение сотрудником служебной дисциплины; при необходимости наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств совершения дисциплинарного проступка; гибели сотрудника, получения им ранений, травм, применения и использования оружия, а также, в случае возбуждения в отношении сотрудника уголовного дела или дела об административном правонарушении, в целях устранения причин и условий, приведших к совершению им преступления или административного правонарушения; по требованию сотрудника для опровержения сведений, порочащих его честь и достоинство; для подтверждения факта существенного и (или) систематического нарушения условий контракта в отношении сотрудника и т.д. [191].
В других – устанавливает исчерпывающий перечень грубых дисциплинарных проступков, по которым в обязательном порядке проводится служебная проверка в письменном виде. Так, в соответствии со ст. 81 Дисциплинарного устава Вооруженных Сил Российской Федерации одним из таких оснований является, например, совершение административного правонарушения, за которое военнослужащий в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях несет дисциплинарную ответственность; отсутствие военнослужащего, проходящего военную службу по контракту, или офицера, проходящего военную службу по призыву, в воинской части или установленном за пределами воинской части месте военной службы без уважительных причин более четырех часов подряд в течение установленного ежедневного служебного времени.
Третий вариант можно рассмотреть на примере Инструкции об организации и о проведении служебной проверки в таможенных органах Российской Федерации, утвержденной Приказом Федеральной таможенной службы от 2 сентября 2008 г. № 1083, где в п. 5 перечисляются поводы для проведения служебной проверки. Такими являются: сведения о совершении дисциплинарного проступка; информация, изложенная в представлении, сообщении (ориентировке) органа дознания, предварительного следствия, прокуратуры, суда, другого государственного органа или его должностного лица, а также содержащаяся в публикациях средств массовой информации, в письмах, заявлениях юридических или физических лиц; сведения о чрезвычайном происшествии; возбуждение в отношении сотрудника уголовного дела.
Данный перечень является открытым и может быть изменен по усмотрению начальника таможенного органа.
По решению представителя нанимателя и письменному заявлению гражданского служащего проводится служебная проверка в отношении федеральных государственных гражданских служащих Минюста России и его территориальных органов[192].
За каждый факт нарушения служебной дисциплины, а также за несколько выявленных проступков одновременно может быть наложено только одно дисциплинарное взыскание.
Правовыми актами установлены сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности. Так, лица рядового, начальствующего состава МВД России, сотрудники правоохранительной службы в органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ по общему правилу могут привлекаться к ответственности до истечения десяти суток с того дня, когда начальнику стало известно о совершенном проступке. Дисциплинарное взыскание не может быть наложено во время болезни сотрудника либо в период его нахождения в отпуске или командировке, а также в случае, если со дня совершения проступка прошло более шести месяцев, а по результатам ревизии или проверки финансово-хозяйственной деятельности - более двух лет со дня его совершения. В указанные сроки не включаются период нахождения сотрудника в отпуске, время болезни, а также время производства по уголовному делу или делу об административном правонарушении[193].
Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке (не считая времени на проведение разбирательства, производство по уголовному делу или по делу об административном правонарушении, времени болезни военнослужащего, нахождения его в командировке или отпуске, а также времени выполнения им боевой задачи), но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности[194]. Срок давности установлен п. 8 ст. 28.2 Федерального закона от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и он составляет один год со дня совершения дисциплинарного проступка.
В ряде случаев закон устанавливает наряду с общими и специальные сроки давности. Например, в соответствии с п. 4 ст. 58 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" дисциплинарное взыскание к гражданскому служащему применяется непосредственно после обнаружения дисциплинарного проступка, но не позднее одного месяца со дня его обнаружения, не считая периода временной нетрудоспособности, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия на службе по уважительным причинам, а также времени проведения служебной проверки[195].
Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство должно быть прекращено.
Дисциплинарная ответственность обучающихся
Поступление в образовательное учреждение является правом каждого гражданина. Обучающиеся всех видов образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами[196]. Помимо этого на обучающихся возлагаются определенные обязанности. Одной из них является выполнение установленных в образовательных учреждениях правил поведения. Следствием их нарушения является применение мер дисциплинарной ответственности.
В зависимости от последствий, возникающих у обучающихся за нарушение правил поведения в образовательном учреждении, меры принуждения разделяются на меры дисциплинарного или воспитательного воздействия. Может показаться, что такое разделение достаточно условно. Однако только с точки зрения обучающегося. Во-первых, меры воспитательного воздействия более разнообразны, так как не ограничены рамками законодательства и устава образовательного учреждения. Во-вторых, субъектами их применения являются все педагоги, работающие в учебном заведении. В-третьих, применение мер воспитательного воздействия не связано с крайней мерой дисциплинарного принуждения – отчислением обучаемого из образовательного учреждения, когда другие меры воспитательного и дисциплинарного воздействия уже исчерпаны. Воспитательное воздействие, направлено исключительно на формирование личности обучающегося в интересах его самого, общества и государства. В-четвертых, меры воспитательного воздействия, как правило, предшествуют применению мер дисциплинарного характера. Наконец, главное отличие заключается в том, что каких- либо правовых последствий для обучающегося применение мер воспитательного воздействия не вызывает.
Правовую основу дисциплинарной ответственности обучающегося в сфере образования составляют: международное законодательство по охране прав и свобод несовершеннолетних (Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 г.[197], Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г.[198] и т.д.); нормативные правовые акты федерального уровня (Конституция РФ, Закон РФ «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»[199], Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»[200], Типовые положения об образовательных учреждениях и т.д.[201]); локальные акты образовательного учреждения (Декларация прав обучающихся, Этические кодексы студентов, Правила поведения обучающихся, Правила о поощрениях и взысканиях обучающихся, Уставы и Дисциплинарный устав и т.д.).
Таким образом, особенностью дисциплинарной ответственности обучающегося является то, что она применяется на основании совершенного дисциплинарного проступка, как противоправного, виновного нарушения обучающимся обязанностей, предусмотренных законодательством, подзаконными нормативными правовыми актами и локальными актами образовательного учреждения.
Следовательно, под дисциплинарной ответственностью понимается основанное на законах, подзаконных нормативных правовых актах и локальных актах образовательных учреждений официальное осуждение обучающегося за виновное деяние, признанное дисциплинарным проступком и применение уполномоченными субъектами дисциплинарного наказания в установленном правом порядке.
Целью применения дисциплинарного наказания является предупреждение совершения новых нарушений дисциплины, как самим нарушителем, так и другими обучающимися.
Для достижения цели меры дисциплинарной ответственности решают следующие задачи: упорядочивание внутренних взаимоотношений, регламентация поведения всех участников образовательного и воспитательного процесса; воспитание гражданственности; уважение прав и свобод других лиц; обеспечение интеллектуального, культурного, нравственного и физического развития обучающихся; формирование правового, позитивного поведения обучающегося; содействие формированию положительных черт его личности; способствование формированию стойкой привычки соблюдения правил поведения в образовательном учреждении, общественно-одобряемых деяний.
На сегодняшний день единственной законодательно предусмотренной мерой дисциплинарной ответственности является исключение из образовательного учреждения.
Так как, согласно ст. 32 Закона РФ «Об образовании» в компетенцию образовательного учреждения входит разработка и принятие правил внутреннего распорядка, другие меры дисциплинарной ответственности могут быть предусмотрены уставами и другими локальными правовыми актами образовательного учреждения. Это положение полностью корреспондируется с п. 9 ст. 1 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», согласно которому «За нарушение студентом обязанностей, предусмотренных уставом высшего учебного заведения и правилами его внутреннего распорядка, к нему могут быть применены дисциплинарные взыскания вплоть до отчисления из высшего учебного заведения».
Согласно анализу отдельных правовых актов принятых в образовательных учреждениях, к обучающимся применяют следующие меры дисциплинарной ответственности: замечание; выговор; строгий выговор; возложение обязанности возместить вред; возложение обязанности принести публичное извинение; условное исключение из школы; отстранение от занятий сроком до одной недели; исключение или отчисление из учебного заведения.
Как правило, решение об отчислении из учебного заведения применяется за неоднократное совершение грубых нарушений устава учебного заведения. Неоднократным нарушением является совершение двух и более нарушений дисциплины. Анализ законодательства, подзаконных нормативных и локальных правовых актов не выявил установленный перечень грубых нарушений. Однако к ним можно отнести следующие нарушения:
- появление обучающегося в образовательном учреждении в состоянии алкогольного, наркотического или токсического опьянения, а равно потребление им наркотических средств, психотропных веществ, алкогольных напитков и других одурманивающих веществ;
- обращение предметов, запрещенных в обращении на территории образовательного учреждения (оружие, патроны, взрывчатые вещества, ножи и др.);
- причинение материального ущерба образовательному учреждению, педагогическим работникам, учащимся или посетителям образовательного учреждения;
- угроза или причинение вреда жизни или здоровью обучающихся, педагогических работников, посетителей образовательного учреждения;
- нарушение правил пожарной, санитарно-эпидемиологической безопасности, приведшие к негативным последствиям;
- недостойные, аморальные проступки в образовательном учреждении (нецензурная брань, курение, мелкое хулиганство, неуважительное отношение к старшим и обучающимся);
- организация незаконных митингов, шествий, пикетирование на территории образовательного учреждения;
- совершение в образовательном учреждении административных правонарушений или преступлений.
Следует признать существование дополнительных наказаний, применяемых вместе с основными. Например: исключение из органов самоуправления, лишение звания (староста класса, группы, председатель дружины, лучший ученик, студент и т.д.), лишение права нахождения фотографии провинившегося учащегося на доске почета учреждения и др.
Субъектами дисциплинарного воздействия в образовательном учреждении могут быть учащиеся школы, студенты, слушатели, аспиранты учреждений начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, учреждений дополнительного образования взрослых.
Применение дисциплинарной ответственности к отдельным категориям обучающихся имеет ряд особенностей. Так, в отношении учащихся школ, не достигших 15 лет, согласно п.6 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», нельзя применить крайнюю меру дисциплинарного взыскания – исключение из учебного заведения. В отношении других обучающихся применение дисциплинарного наказания связано не столько с обучением, сколько с научной работой. Так, согласно п. 17 и п. 54 Приказа МВД России от 7 августа 2003 г. № 610, докторанты и адъюнкты, не выполнившие план работы над диссертацией, отчисляются соответственно из докторантуры и адъюнктуры[202].
Законодательство фактически не регулирует процесс возбуждения, расследования и применения дисциплинарных санкций. В частности, открытыми остаются такие вопросы: Какие действия должны совершать уполномоченные субъекты? Должны ли при этом составляться какие-либо документы? Очевидно одно. Решение о дисциплинарном наказании должно быть мотивированным, основанным на доказательной базе. Последней могут быть материалы опроса, протоколы заседаний дисциплинарных советов, проверки журналов учета посещаемости и успеваемости, собственные отчеты, заявления, докладные, служебные записки и решения обучающихся и уполномоченных индивидуальных и коллегиальных субъектов (совет образовательного учреждения, ученый совет, попечительский совет, общее собрание, педагогический совет, высший совет студенческого сообщества и т.д.).
Таким образом, процедура дисциплинарного производства частично основана на локальных правовых актах в виде утвержденных Положений, устанавливающих деятельность коллегиальных органов образовательных, научно-образовательных и научных учреждений (например, Положение о Совете школы). Так, на основании вышеупомянутого Приказа МВД России отчисление докторантов и адъюнктов основано на решении ученого (научно-технического) совета вуза или НИУ МВД России, деятельность которых регламентируется локальными правовыми актами соответствующих образовательных учреждений системы подготовки кадров МВД России. Примером может служить Приказ начальника Дальневосточного юридического института МВД России от 23 июня 2008 г. № 377 «Об утверждении Положения об Ученом совете Дальневосточного юридического института МВД России».
Особенности службы в правоохранительных органах диктуют и особое отношение к дисциплине курсантов, слушателей, проходящих обучение в ведомственных учебных заведениях правоохранительных органов. Это проявляется в создании специальных органов, деятельность которых направлена на укрепление служебной дисциплины и законности, обеспечение соблюдения норм профессиональной этики, предупреждение и разрешение конфликта интересов в повседневной деятельности курсантов. Так на основании Приказа МВД России от 27 июля 2009 г. № 579 «Об утверждении Типового положения о комиссии органа, подразделения, учреждения системы Министерства внутренних дел Российской Федерации по служебной дисциплине и профессиональной этике» в учреждениях системы подготовки кадров для МВД России созданы соответствующие комиссии. Примером может служить деятельность комиссии по служебной дисциплине и профессиональной этике Дальневосточного юридического института МВД России, положение о которой утверждено приказом начальника ДВЮИ МВД России от 16 сентября 2009 г. № 481. Так как обучение курсантов является частью их служебно-боевой подготовки, данная комиссия вправе рассматривать не только нарушения, связанные с действием Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации[203], но и в связи с качеством обучения в образовательном учреждении системы МВД.
Согласно п.80 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования, дисциплинарное взыскание, в том числе отчисление, может быть применено к студенту высшего учебного заведения после получения от него объяснения в письменной форме[204].
Законом частично урегулирован процесс отчисления из общеобразовательного учреждения лиц, достигших возраста пятнадцати лет, не получивших основного общего образования.
Согласно п.6 ст. 19 Закона РФ «Об образовании», для этого требуется согласие родителей, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования. Согласия родителей не требуется в случае неоднократного грубого нарушения устава образовательного учреждения. Однако само решение принимается с учетом мнения родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающегося из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления (п. 7 Закона РФ «Об образовании»).
Сроки давности привлечения к дисциплинарной ответственности также не урегулированы законодательством. Однако типовые положения об образовательных учреждениях, принятые Постановлениями Правительства РФ, частично заполняют этот пробел. Так, согласно п.80 Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования дисциплинарное взыскание применяется в срок, не превышающий 1 месяц со дня обнаружения проступка и 6 месяцев со дня его совершения, не считая времени болезни студента и (или) нахождения его на каникулах. Не допускается отчисление студентов во время их болезни, каникул, академического отпуска или отпуска по беременности и родам. Если давностный срок истек, а дисциплинарное взыскание не наложено, дисциплинарное производство, на какой бы стадии оно не находилось, прекращается.
Любое решение о применении дисциплинарного взыскания в отношении обучающегося должно оформляться в письменной форме в виде приказа руководителя образовательного учреждения. О принятом решении следует ознакомить виновного обучающегося и его родителей под роспись с вручением копии приказа.
Сведения о дисциплинарном взыскании заносятся в личное дело обучающегося.
|