Административно-правовое регулирование управления государственной безопасностью Обеспечение безопасности личности, общества и государства в сферах жизнедеятельности является одной из важнейших задач, стоящих перед органами государственной власти и местного самоуправления Российской Федерации. В соответствии с законом РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г. под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз[525].
К основным объектам безопасности законодатель отнес: личность – ее права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальную целостность.
Органы законодательной, исполнительной и судебной властей, государственные, общественные и иные организации и объединения, граждане, принимающие участие в обеспечении безопасности, а также законодательство, регулирующее отношения в сфере безопасности, представляют собой систему безопасности Российской Федерации.
Ключевым субъектом обеспечения безопасностиявляется государство, призванноенадежно защищать национальные интересы России, которыепредставляют собой совокупность сбалансированных интересов личности, общества и государства в экономической, внутриполитической, социальной, международной, информационной, военной, пограничной, экологической и других сферах.
Они носят долгосрочный характер и определяют основные цели, стратегические и текущие задачи внутренней и внешней политики государства[526].
Под угрозой безопасности понимается совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства, когда нарушается или становится невозможным нормальная жизнедеятельность объектов безопасности.
Угрозы безопасности принято различать повероятности их реализации, по источнику опасности и месту его расположения, по сферам человеческой деятельности, по масштабам воздействия на объекты безопасности и т.п.
Так, в правовых актах и научной литературе обычно употребляются такие понятия, как: реальные и потенциальные, внутренние ивнешние, политические и экономические, военные и криминальные, объективные и субъективные, всеобщие, локальные и частные угрозы и т.п.
Основными функциями системы безопасности являются:
выявление и прогнозирование внутренних и внешних угроз жизненно важным интересам объектов безопасности, осуществление комплекса оперативных и долговременных мер по их предупреждению и нейтрализации;
создание и поддержание в готовности сил и средств обеспечения безопасности;
управление силами и средствами обеспечения безопасности в повседневных условиях и при чрезвычайных ситуациях;
осуществление системы мер по восстановлению нормального функционирования объектов безопасности в регионах, пострадавших в результате возникновения чрезвычайной ситуации;
участие в мероприятиях по обеспечению безопасности за пределами Российской Федерации в соответствии с международными договорами и соглашениями, заключенными или признанными Российской Федерацией.
Решая общие для них задачи по обеспечению национальной безопасности, каждый из субъектов безопасности, вместе с тем, в зависимости от области своей деятельности обладает довольно четкими полномочиями в сфере безопасности.
При этом важное место в системе безопасности занимают «силы обеспечения безопасности»- государственные органы, которые образуются в структуре исполнительной власти для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности.
К ним законодатель относит:Вооруженные Силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной, судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы; Государственную противопожарную службу, органы службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможенные органы, природоохранные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопасности.
Общее руководство государственными органами обеспечения безопасности осуществляет Президент Российской Федерации. Он жеформирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, который является конституционным органом, осуществляющим подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения безопасности.
Рассматривая систему безопасности как совокупность тесно взаимодействующих элементов, следует отметить, что в зависимости от жизненно важных интересов личности, общества и государства, подвергающихся угрозе, различаются:внутренняя и внешняя безопасность страны; личнаяи общественная; государственная и международная; экономическая, политическая и оборонная; технологическая,культурная, информационная и интеллектуальная; экологическая, санитарно-эпидемиологическая и продовольственная; безопасность дорожного движения, пожарная и иные виды безопасности.
И хотя в деятельности по обеспечению различных видов безопасности много общего, все же, при обеспечении конкретного вида безопасности имеются и ряд существенных особенностей. Эти отличия проявляются в наличии различных объектов безопасности, в специальной правовой базе регламентирующей деятельность тех или иных сил обеспечения безопасности, в средствах, используемых для обеспечения конкретных видов безопасности.
Так, под государственной безопасностью надлежит понимать состояние защищенности конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Российского государства от внутренних и внешних угроз.
Правовую основу обеспечения государственной безопасности составляют Конституция Российской Федерации, Закон Российской Федерации «О безопасности», федеральные законы «Об органах Федеральной службы безопасности в Российской Федерации»[527], «О государственной охране»[528], «О внешней разведке»[529], другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты федеральных органов государственной власти.
Особенностью обеспечения государственной безопасности как одного из видов безопасности является, прежде всего, то, что ее правовое регулирование согласно п. «м» ст. 71 Конституции РФ находится в исключительном ведении Российской Федерации, и для ее обеспечения законодательством предусмотрено создание специализированных федеральных органов безопасности, таких как: Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), Служба внешней разведки Российской Федерации (СВР России).
Так, деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:контрразведывательная деятельность;борьба с терроризмом;борьба с организованной преступностью и коррупцией;разведывательная деятельность;пограничная деятельность;обеспечение информационной безопасности.
Органы ФСБ обеспечивают в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной промышленности и энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок; участвуют в разработке и реализации мер по обеспечению информационной безопасности страны, по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществляют меры, связанные c допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну.Кроме того, в рамкахсвоих полномочий Федеральная служба безопасности Российской Федерации также обязана осуществлять государственное управление в области защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, охраны внутренних морских вод, территориального моря, исключительной экономической зоны, континентального шельфа Российской Федерации и их природных ресурсов, обеспечивать информационную безопасность Российской Федерации координировать контрразведывательную деятельность федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на ее осуществление.
В условиях существующих противоречий между основными участниками мировой политики, увеличения масштабов международного терроризма,существуетреальнаяпотребность в обеспечении надежной охраны лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, а также объектов, зданий, сооружений в которых размещены органы государственной власти.
К объектам государственной охраны относятся Президент Российской Федерации, Председатель Правительства; Председатель Совета Федерации; Председатель Государственной Думы; Председатель Конституционного Суда; Председатель Верховного Суда; Председатель Высшего Арбитражного Суда; Генеральный прокурор. При необходимости по решению Президента Российской Федерации государственная охрана может быть предоставлена иным лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы и федеральным государственным служащим.
Кроме того, государственной охране подлежат главы иностранных государств и правительств и иные лица иностранных государств во время их пребывания на территории Российской Федерации.
Обеспечивать государственную охрану призвана Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России), которая является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связии информации[530].
В федеральных органах государственной охраны предусматривается военная и гражданская служба.
Сотрудники ФСО РФ в случаяхпредусмотренных федеральным законом «О государственной охране» вправе применять физическую силу, специальные средства и оружие.
Что касается Службы внешней разведки РФ (СВР РФ), то она представляет собойсовокупность специально создаваемых государством органов являющихся составной частью сил обеспечения безопасности страны и призвана защищать безопасность личности, общества и государства от внешних угроз с использованием гласных и негласных методов и средств, особый характер которых определяется условиями разведывательной деятельности.
Приоритетными целями разведывательной деятельности СВР являются
- обеспечение Президента Российской Федерации, Федерального Собрания и Правительства разведывательной информацией, необходимой им для принятия решений в политической, экономической, военно-стратегической, научно-технической и экологической областях;
- обеспечение условий, способствующих успешной реализации политики Российской Федерации в сфере безопасности;
- содействие экономическому развитию, научно-техническому прогрессу страны и военно-техническому обеспечению безопасности Российской Федерации.
При этом необходимо помнить, что помимо самостоятельной Службы внешней разведки в Российской Федерации разведывательную деятельность за рубежом имеют право осуществлять ФСБ и Министерство обороны России. Однако каждый из них имеет свою сферу деятельности.
Так СВР призвана осуществлять разведывательную деятельностьв политической,экономической,военно-стратегической,научно-техническойи экологической сферах, а также в сфере обеспечения безопасности учреждений Российской Федерации, находящихся за пределами территорииРоссийскойФедерацииикомандированныхза пределы территории Российской Федерации граждан Российской Федерации, имеющих по роду своейдеятельности допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.
Органвнешнейразведки (Главное разведывательное управление)МинистерстваобороныРоссийской Федерации обязан осуществлять разведывательную деятельность в военной, военно-политической, военно-технической, военно-экономической и экологической сферах.
Разведывательная деятельность органов федеральной службы безопасности осуществляется в политической, экономической,военной и научно-технической сферах путем использования радиоэлектронных средств, а также в сфере охраны Государственной границы Российской Федерации,исключительнойэкономической зоне Российской Федерации и континентального шельфа Российской Федерации во взаимодействии с органами Службы внешней разведки Российской Федерации.
В соответствии с современной разведывательной доктриной, Внешняя разведка России в 90-х годах отказалась от глобализма и сосредоточила свои усилия на тех странах и регионах, где у России имеются подлинные, а не мнимые интересы.
Кроме того, в настоящее время в разведке происходит переход от конфронтации со спецслужбами различных стран к взаимодействию и сотрудничеству в тех областях, где совпадают их интересы (борьба с международным терроризмом, контрабандой наркотиков, проблема распространения оружия массового поражения и т.п.).
Немаловажное значение в обеспечении государственной безопасности имеет надёжная охрана государственной границы. Согласно закону Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации», под государственной границей понимается линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, т.е. пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации[531]. Защита и охрана Государственной границы являются составной частью системы обеспечения безопасности Российской Федерации, и заключаются в согласованной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер по соблюдению режима государственной границы, пограничного режима и режима пропуска через границу, защите интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз.
Непосредственную охрануГосударственной границы на суше, море, реках, озерах и иных водоемах, в пунктах пропуска через Государственную границуобязаны осуществлять Пограничные органы, входящие в структуру ФСБ России. В этих целях они обеспечивают всеми имеющимися мерами недопущение противоправного изменения Государственной границы на местности, осуществляют контроль за соблюдением имеющих разрешительный или уведомительный характер правил режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу, а также проводят войсковую, разведывательную, контрразведывательную, оперативно-розыскную, режимно-пропускную и военно-техническую деятельность.
В пределах своих полномочий осуществляют производство по делам об административных правонарушениях, ведут дознание по делам, отнесенным законодательством Российской Федерации к их ведению; осуществляют профилактику правонарушений, борьба с которыми входит в компетенцию пограничных органов, а также участвуют в деятельности пограничных представителей Российской Федерации, проводят при необходимости пограничные поиски и операции.
В своей деятельности по охране государственной границы пограничные органы взаимодействуют с войсками противовоздушной обороны, Военно-Морским Флотом, другими войсками и воинскими формированиями Российской Федерации.
Охрана государственной границы регулируется большим количеством нормативных правовых документов. Поэтому законодатель установил не один, общий режим, а три вида режима охраны государственной границы: режим государственной границы, пограничный режим, режим в пунктах пропуска через государственную границу.
Режим государственной границы включает правила- содержания Государственной границы, пропуска через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, ведения на Государственной границе либо вблизи нее на территории Российской Федерации хозяйственной, промысловой и иной деятельности и т.п.
Пограничный режим включает те правила, которые действуют на территории, прилегающей к линии государственной границы, т.е. району пограничной зоны или территориальных вод в пределах пятикилометровой полосы местности вдоль Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водных объектов. Он служит исключительно интересам создания необходимых условий охраны Государственной границы и включает правила:
- въезда (прохода), временного пребывания, передвижения лиц и транспортных средств в пограничной полосе;
- хозяйственной, промысловой и иной деятельности, проведения массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий вблизи Государственной границы на суше, морского побережья Российской Федерации, российских берегов пограничных рек, озер и иных водоемов и на островах на указанных водоемах, а также до рубежа инженерно-технических сооружений границы;
- учета и содержания российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) и средств передвижения по льду, их плавания и передвижения по льду;
- ведения промысловой, исследовательской, изыскательской и иной деятельности в территориальных и внутренних водах России.
Режим в пунктах пропуска через Государственную границу включает правила въезда в эти пункты, пребывания и выезда из них лиц, транспортных средств, ввоза, нахождения и вывоза грузов, товаров и животных, устанавливаемые в интересах создания необходимых условий для осуществления пограничного, таможенного и иных видов контроля.
Таким образом, охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу.
3§Правовые основы управления в области юстиции
Организационно-правовая система управления в области юстиции
Административно-правовое управление в области юстиции ранее заключалось в обеспечении функционирования судов, государственного нотариата, органов записи гражданского состояния и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 7 октября 1996 г. № 1177 утверждена и до настоящего времени действует Концепция реформирования органов и учреждений юстиции Российской Федерации[532], которая предусмотрела новые направления в ее деятельности.
В соответствии с Концепцией организационное управление в судах всех юрисдикций осуществляется через Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации,что соответствует принципу независимости судебной власти. Федеральным законом от 8 февраля 1998 г. (в редакции закона от 11 ноября 2009 г. № 246-ФЗ) определено, что судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации (далее - Судебный департамент) является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов (далее - суды), органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей, которое состоит в проведениимероприятий кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Обеспечение деятельности Верховного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратом этого суда.
Судебный департамент, а также управления (отделы) Судебного департамента в субъектах Российской Федерации и создаваемые им учреждения (далее - органы и учреждения Судебного департамента) образуют систему Судебного департамента.
Судебный департамент, его органы и учреждения призваны способствовать укреплению самостоятельности судов, независимости судей и не вправе вмешиваться в осуществление правосудия.В пределах своей компетенции он вправе:запрашивать в установленном порядке у государственных и иных органов, учреждений, организаций, должностных лиц и получать от них необходимые документы и материалы; контролировать расходование бюджетных средств судами, а также органами и учреждениями Судебного департамента; проводить ревизии их финансово-хозяйственной деятельности, выполнять иные задачи предусмотренные законом.
Органы управления и взаимодействия с иными органами в области юстиции
Управление в области юстицией имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой правового положения объектов управляющего воздействия. Министерство юстиции Российской Федерации(Минюст России) непосредственно подчинено Президенту Российской Федерации. Оно централизовано управляет организациями (учреждениями и предприятиями), входящими в его систему.
Минюст России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, в том числе в сфере исполнения уголовных наказаний, регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния, обеспечения установленного порядка деятельности судов и исполнения судебных актов и актов других органов, а также правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере регистрации некоммерческих организаций, включая отделения международных организаций и иностранных некоммерческих неправительственных организаций, общественные объединения, политические партии и религиозные организации, в сфере адвокатуры, нотариата, государственной регистрации актов гражданского состояния.Минюст России осуществляет координацию и контроль деятельности подведомственных ему Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН России) и Федеральной службы судебных приставов (ФССП России).
Минюст России осуществляет свою деятельность непосредственно через свои территориальные органы, а также руководит деятельностью федеральных государственных учреждений, созданных в установленном законодательством Российской Федерации порядке для реализации задач в установленной сфере деятельности. Он взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
В целях повышения деятельности органов и учреждений органов юстиции образовано восемь Главных управлений Министерства юстиции Российской Федерации по федеральным округам, которые являются главными территориальными органами и осуществляют контроль за деятельностью аналогичных структур по субъектам Российской Федерации. Например, Главные управления Министерства юстиции Российской Федерации по Центральному, Сибирскому, Уральскому, Южному, Северному, Северо-Кавказскому, Приволжскому, Дальневосточному федеральным округам.
В соответствии с возложенными задачами министерство всфере правотворческой и правоприменительной деятельности:вносит Президенту и в Правительство РФ проекты законов, обеспечивает исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента и Правительства Российской Федерации, а также международных договоров России по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности;обобщает практику применения законодательства России и проводит анализ реализации государственной политики в установленной сфере деятельности, разрабатывает на этой основе меры по совершенствованию своей деятельности; и т.п.
В области государственной регистрации, ведения реестров и учетов нормативных правовых актов: осуществляет государственную регистрацию нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций или имеющих межведомственный характер, а также актов иных органов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации; осуществляет государственный учет нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации; а также выполняет иные функции по регистрации нормативных правовых актов.
В области противодействия коррупционным проявлениям Минюст России: проводит антикоррупционную экспертизу проектов федеральных законов, проектов указов Президента и проектов постановлений Правительства РФ, разрабатываемых федеральными органами исполнительной власти, иными государственными органами и организациями, при проведении их правовой экспертизы;проводит в установленном порядке правовую и антикоррупционную экспертизу проектов концепций и технических заданий на разработку проектов федеральных законов, предлагаемых для включения в планы законопроектной деятельности Правительства Российской Федерации.
В сфере деятельности некоммерческих, религиозных, политических, общественных организаций указанное министерство: утверждает форму свидетельства о государственной регистрации некоммерческой организации, форму уведомления о создании на территории Российской Федерации филиала или представительства международной организации, иностранной некоммерческой неправительственной организации, и другие формы регистрации;определяет порядок проведения проверок соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами (уставным целям); осуществляет иные функции по нормативно-правовому регулированию, предусмотренные законодательством Российской Федерации о некоммерческих организациях.
В области нотариальной деятельности министерство юстиции: утверждает формы реестров регистрации нотариальных действий, нотариальных свидетельств и удостоверительных надписей, организует выдачу лицензий на право нотариальной деятельности и др.
В области адвокатской деятельностиминистерство: определяет порядок ведения реестров адвокатов субъектов Российской Федерации; осуществляет организационное и методическое руководство деятельностью территориальных органов, связанной с ведением реестров адвокатов субъектов Российской Федерации, выдачей удостоверений адвоката, участием представителей территориальных органов в работе квалификационных комиссий при адвокатских палатах субъектов Российской Федерации и реализацией иных функций, установленных законодательством об адвокатуре.
В области государственной регистрации актов гражданского состояния Минюст России согласовывает назначение руководителя органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в компетенцию которого входит организация деятельности по государственной регистрации актов гражданского состояния на территории субъекта Российской Федерации; координирует деятельность по государственной регистрации актов гражданского состояния и осуществляет ее методическое обеспечение; утверждает образцы бланков записей актов гражданского состояния и бланков свидетельств о государственной регистрации актов гражданского состояния и т.д.
В области деятельностисудебно-экспертных учрежденийосуществляет организационное и методическое руководство.
В области международной деятельности министерство осуществляет в установленном порядке государственную регистрацию соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти по взаимодействию России с Европейским комитетом по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания, и т.п.
Осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие предусмотрены законами, актами Президента или Правительства Российской Федерации.
|