Внутренние и внешние функции государства. Роль налогообложения в реализации экономической функции государства. Государство: понятие, признаки, сущность. Значение налогов и сборов в функционировании государства.
Государство– это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определённой территории.
Признаки:
1) наличие публичной власти (государство обязательно обладает аппаратом управления, принуждения, правосудия, ибо публичная власть – это чиновники, армия, полиция, суды, а также тюрьмы и другие учреждения);
2) система налогов, податей, займов (выступая основной доходной частью бюджета любого государства, они необходимы для проведения определённой политики и содержания государственного аппарата,);
3) территориальное деление населения (государство объединяет своей властью и защитой всех людей, населяющих его территорию, независимо от принадлежности к какому-либо роду, племени, учреждению);
4) право (государство не может существовать без права, так как последнее юридически оформляет государственную власть и тем самым делает её легитимной)
5) монополия на правотворчество (издаёт законы, подзаконные акты, создаёт юридические прецеденты, санкционирует обычаи, трансформируя их в юридические правила поведения);
6) монополия на легальное применение силы, физического принуждения (возможность лишить граждан высших ценностей, каковыми являются жизнь и свобода, определяет особую действенность государственной власти);
7) устойчивые правовые связи с населением, проживающим на его территории (гражданство, подданство);
8) наличие денежной единицы (валюты);
9) наличие государственного языка;
10) суверенитет (присущее государству верховенство на своей территории и независимость в международных отношениях).
11) наличие государственных символов – герба, флага, гимна.
Сущность государства заключается в следующих аспектах:
1) то, что любое государство есть организация политической власти (формальная сторона);
2) то, чьим интересам служит данная организация (содержательная сторона).
Главное в сущности государства – его содержательная сторона, другими словами, то, чьи интересы прежде всего данная организация политической власти осуществляет, какие приоритеты устанавливает в своей политике.
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. В современном цивилизованном обществе налоги – это основная форма дохода государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на развитие научно – технического прогресса. Кроме того, налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений. Способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения.
Внутренние и внешние функции государства. Роль налогообложения в реализации экономической функции государства.
Внутренние функции:
1. Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка – это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества.
2. Экономическая функция государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме.
3. Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог все больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п. Кроме того, налоговая система призвана реально влиять на укрепление рыночных отношений. Способствовать развитию предпринимательства, стимулировать производство и одновременно служить барьером на пути социального обнищания низко оплачиваемых слоев населения.
4. Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищённость личности.
5. Экологическая функция – она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования.
6. Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу.
Внешние функции:
1. Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена.
2. Функция содействия по обеспечению международного мира связана с деятельностью государства по предотвращению войны, разоружению, сокращению химического и ядерного оружия, укреплению обязательного для всех режима нераспространения оружия массового уничтожения и новейших военных технологий.
3. Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности, направленной на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран.
3. Механизм государства. Роль и место в нем налоговых органов.
Механизм государства – это система государственных органов, призванных осуществлять государственную власть, задачи и функции государства.
Характерные черты механизма государства:
а) он представляет собой систему, т.е. упорядоченную совокупность государственных органов, взаимосвязанных между собой. В механизм государства входят законодательные органы (парламент), президент со своей администрацией, исполнительные органы (правительство, министерства, государственные комитеты, и т.п.), судебные органы (конституционные, верховные, арбитражные и иные суды),прокурорские и иные надзорные органы, налоговая полиция, вооружённые силы и т.д.;
б) его целостность обеспечивается едиными целями и задачами. Именно цели и задачи объединяют столь разные государственные подразделения в единый организм, ориентируют их на решение общих проблем, направляют их энергию в определённое позитивное русло;
в) его основным элементом выступают государственные органы, обладающие властными полномочиями;
г) он является той организационной и материальной силой, с помощью которой государство осуществляет свою власть, достигает конкретных результатов
Структура механизма государства включает в себя:
1) государственные органы, которые находятся в тесной взаимосвязи и соподчинённости при осуществлении своих непосредственных властных функций.;
2) государственные организации – это такие подразделения механизма государства, которые призваны осуществлять охранительную деятельность данного государства;
3) государственные учреждения – подразделения механизма государства, которые властными полномочиями не обладают, а осуществляют непосредственную практическую деятельность по выполнению функций государства в социальной, культурной, воспитательно-образовательной, научной сферах;
4) государственные предприятия – это такие подразделения механизма государства, которые также не обладают властными полномочиями, а осуществляют хозяйственно-экономическую деятельность, производят продукцию, выполняют работы и оказывают услуги для удовлетворения потребностей общества;
5) государственных служащих (чиновников), специально занимающихся управлением. Государственные служащие различаются по своему правовому положению в механизме государства. В зависимости от полномочий они могут подразделяться на следующие виды: а) лица, занимающие
6) организационные и финансовые средства, а также принудительную силу, необходимые для обеспечения деятельности государственного аппарата.
Форма государства.
Форма государства – это способ организации политической власти, охватывающий форму правления, форму государственного устройства и политический режим.
Элементами формы государства являются:
1)Форма правления – элемент формы государства, характеризующий организацию верховной государственной власти, порядок образования её органов и их взаимоотношения с населением. Формы правления подразделяются на монархии и республики.
Монархия– это форма правления, при которой власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства (монарха).
Признаки монархии:
1) власть передаётся по наследству;
2) осуществляется бессрочно;
3) не зависит от волеизъявления населения.
Республика– это форма правления, при которой глава государства является выборным и сменяемым, а его власть считается производной от избирателей или представительного органа.
Признаки республики:
1) выборность власти;
2) ограниченность срока полномочий власти;
3) зависимость от избирателей.
2) форма государственного устройства – это элемент формы государства, характеризующий внутреннюю структуру государства, способ его политического и территориального деления, обусловливающий определённые взаимоотношения органов всего государства с органами его составных частей.
Формы:
Унитарное государство – простое, единое государство, части которого являются административно-территориальными единицами и не обладают признаками государственного суверенитета; в нём существует единая система высших органов и единая система законодательства.
Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государственными образованиями и обладают в той или иной мере государственным суверенитетом и другими признаками государственности; в нём наряду с высшими федеральными органами и федеральным законодательством существуют высшие органы и законодательство субъектов федерации.
Конфедерация – временный союз государств, образуемый для достижения политических, военных, экономических и прочих целей. Конфедерация не обладает суверенитетом, отсутствует общий центральный государственный аппарат и отсутствует единая система законодательства.
3) политический (государственный) режим – это система методов, способов и средств осуществления политической власти.
- демократический режим − провозглашаются и реально обеспечиваются права и свободы человека; решения принимаются большинством с учётом интересов меньшинства; предполагается существование правового государства; выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти; силовые структуры (вооружённые силы, полиция, органы безопасности и т.п.) находятся под демократическим контролем общества; многопартийность, соревнование политических партий; гласность; принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную.
К антидемократическим режимам относят тоталитарныеи авторитарныережимы.
-Тоталитарный режим. Основные характеристики: государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни, к всеохватывающей власти; общество практически полностью отчуждено от политической власти, но оно не осознает этого; монопольный государственный контроль над экономикой, СМИ, культурой, религией и т.д., вплоть до личной жизни; государственная власть формируется бюрократическим способом, недоступна для контроля со стороны народа; доминирующим методом управления становится насилие, принуждение, террор; господство одной партии;
- Авторитарный режим –политическая власть осуществляется конкретным лицом (класс, партия, элитная группа и т.д.) при минимальном участии народа. Выделяют деспотический (неограниченная власть, основанная на самоуправстве), тиранический (основан на единоличном правлении, жестоких методах её осуществления.).
5. Гражданское общество: понятие, структура, признаки.
Гражданское общество — это система внегосударственных общественных отношений и институтов, дающая возможность человеку реализовать его гражданские права и выражающая разнообразные потребности, интересы и ценности членов общества.
Структура гражданского общества (элементы): личность; семья; школа; церковь; собственность и предпринимательство; социальные группы, слои, классы; частная жизнь граждан и её гарантии; институты демократии; общественные объединения, политические партии и движения; независимое правосудие; система воспитания и образования; свободные СМИ и др.
Признаки современного гражданского общества:
- наличие в обществе свободных владельцев средств производства;
- развитость и разветвленность демократии;
- правовая защищенность граждан;
- определенный уровень гражданской культуры.
Общие идеи и принципы, лежащие в основе любого гражданского общества:
- равенство прав и свобод всех людей в политической сфере;
- гарантированная юридическая защита прав и свобод граждан на основе законов, имеющих юридическую силу;
- экономическая независимость индивидов;
- гарантированная законом возможность граждан объединяться в независимые от государства и партий общественные объединения по интересам и профессиональным признакам;
- свобода граждан в образовании партий и гражданских движений;
- создание необходимых материальных и прочих условий для развития науки, культуры, образования и воспитания граждан;
- существование механизма, стабилизирующего отношения между государством и гражданским обществом и обеспечение безопасности функционирования со стороны государственных органов.
|