Правовые основы специальных налоговых режимов. Российским законодательством установлено два вида налоговых режимов:
1.Общий.
2.Специальные:
- Единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН)
- Упрощенная система налогообложения (УСН)
- Патентная система налогообложения (с 1 января 2013г.)
- Единый налог на вмененный доход (ЕНВД)
- Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукций.
Режимы регламентируются НК РФ, кроме того, иные особые правила применения специального режима налогообложения могут содержаться в каких-либо иных федеральных законах. Специальные налоговые режимы предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов.
Специальный налоговый режим создается в рамках специальной системы налогообложения, для ограниченных категорий налогоплательщиков и видов деятельности, обязательно включающей в себя единый налог, как центральное звено, и сопутствующее ему ограниченное количество других налогов и сборов. Центральное место отводится единому налогу. Взимание единого налога не освобождает его налогоплательщиков от обязанности уплаты ограниченного числа других налогов, которые нельзя включать в совокупный единый платеж в силу отсутствия прямой связи с производством и реализацией базовой продукции, служащей основанием для перевода на специальный налоговый режим.
Как организационно-финансовая категория, специальный налоговый режим должен строиться на определенных принципах построения — справедливости, эффективности, нейтральности и простоты. Налоговое регулирование в форме специального налогового режима может проявляться в двух ипостасях: в виде упрощения общей системы налогов, налогообложения, учета и отчетности и в виде реального снижения налоговой нагрузки по сравнению с общим налоговым режимом.
22.Правовые особенности досудебного урегулирования налоговых споров.(=25вопрос)
С 1 января 2009 г. существует обязательное досудебное обжалование решений налоговых органов, вынесенных по результатам налоговых проверок, в вышестоящих органах с возможностью последующего судебного контроля. Решение, вынесенное по результатам налоговой проверки (выездной или камеральной), может быть обжаловано в судебном порядке только после обжалования в вышестоящем налоговом органе.
Досудебное урегулирование налоговых споров – комплекс предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, законодательством РФ о рассмотрении обращений граждан и внутриведомственными актами мероприятий, осуществляемых должностными лицами налоговых органов в административном порядке, в целях урегулирования налогового спора. Обжалование ненормативных правовых актов налоговых органов осуществляется по административной иерархии: жалоба подается в налоговый орган, в чьем подчинении находится налоговый орган, допустивший нарушение законодательства.
Досудебная процедура урегулирования налоговых споров распространяется на ограниченный перечень ненормативных правовых актов налоговых органов, а именно на:
- решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения;
- решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
В НК РФ предусмотрены две процедуры административного обжалования указанных видов решений налогового органа в вышестоящем налоговом органе:
- апелляционный порядок обжалования;
- общий порядок обжалования.
Апелляционная жалоба подается до момента вступления в силу обжалуемого решения. Срок на подачу жалобы ограничен 10 рабочими днями со дня вручения решения (решение вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения лицу, в отношении которого было вынесено решение). Подается в письменной форме. Особенность ее направления в том, что апелляция на решение налогового органа подается в вынесший это решение налоговый орган, который обязан в течение трех дней со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами в вышестоящий налоговый орган (ст. 139 НК РФ).
В основном разделе жалобы указывается наименование налогового органа, вынесшего обжалуемое решение, содержание данного решения. Нужно подробно изложить, с чем именно не согласен налогоплательщик, какие нормы права нарушены, перечислить доводы и аргументы, обосновывающие позицию организации. Далее приводиться требование жалобщика – отменить или изменить решение. К жалобе следует приложить копии документов и материалов, подтверждающих возражения и аргументы налогоплательщика.
Жалоба, по истечении отведенного 10-ти дневного срока, не будет иметь статус апелляционной, поэтому решение вступит в силу и будет исполняться налоговым органом.
Ст. 139 НК РФ предусматривает три срока подачи жалоб в вышестоящий налоговый орган:
а) на решение о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения:
- для подачи апелляционной жалобы – 10 рабочих дней со дня вручения решения.;
- для подачи жалобы на решение, вступившие в силу, - 1 год со дня вынесения обжалуемого решения.
б) Иные ненормативные правовые акты, действия (бездействие) – 3 месяца со дня, когда лицо узнало о нарушении своих прав.
Решение налогового органа по жалобе принимается в течение одного месяца со дня ее получения. О принятом решении в течение трех дней со дня его принятия сообщается в письменной форме лицу, подавшему жалобу (ст. 140 НК РФ).
По результатам обжалования вышестоящий налоговый орган вправе (ст. 140 НК РФ):
- оставить жалобу без удовлетворения;
- отменить акт налогового органа;
- изменить решение или вынести новое решение.
23. Понятие, виды и принципы юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах.
Ответственность за нарушения законодательства о налогах и сборах обладает всеми признаками юридической ответственности: является формой государственного принуждения; содержит неблагоприятные последствия для нарушителя; устанавливается законом; применяется государственным органом; основанием для наступления юридической ответственности является правонарушение.
Основанием для привлечения лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах является неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него законодательством о налогах и сборах обязанностей.
Среди нарушений законодательства о налогах и сборах выделяют:
- налоговые правонарушения;
-нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки административного правонарушения (налоговые проступки);
- нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащие признаки преступления (налоговые преступления).
Виды ответственности:
- налоговая ответственность;
- административная ответственность;
- уголовная ответственность.
Меры юридической ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах носят по большей части имущественный характер (являются штрафами). Применение таких мер ведет к пополнению бюджетов соответствующих уровней.
Принципы:
1) Принцип справедливости - дифференцированное установление санкций с учетом характера правонарушения, степени его общественной опасности.
2)Принцип соразмерности. Наказание за налоговое правонарушение должно быть соразмерно содеянному, т.е. должно налагаться с учетом причиненного вреда.
3) Принцип определенности. Законом должны быть конкретно определены признаки деяний, которые законодатель рассматривает в качестве правонарушений.
4)Принцип однократности — никто не может быть наказан дважды за одно и то же правонарушение.
5)Принцип индивидуализации. Меры ответственности должны применяться с учетом личности виновного, характера вины, обстоятельств, смягчающих и отягчающих наказание.
6)Принцип обоснованности. Размеры санкций за налоговые правонарушения должны быть обоснованы с позиции борьбы с такими правонарушениями.
|