Правоотношение: понятие, признаки, виды. Налоговые правоотношения и их основные признаки. Правоотношение - это урегулированное нормами права общественное отношение, участники которого обладают взаимными правами и обязанностями, гарантированными государством.
Признаки:
-Наличие как минимум двух сторон (управомоченной и обязанной);
-Правовая связь между ними через субъективные права и юридические обязанности (у обеих сторон);
-Урегулированность правовыми нормами содержания этих субъективных прав и юридических обязанностей, а также условий возникновения самого правоотношения;
-Обеспеченность возможностью государственного принуждения (не обязательно путём применения мер юридической ответственности).
Правоотношение возникает при наступлении предусмотренных законом юридических фактов: заключения договора, совершения правонарушения, других событий, с которыми закон связывает определённые правовые последствия и т. д..
Виды:
1. По функциям права:
- регулятивные правоотношения — возникают в целях регулирования общественных отношений;
- охранительные правоотношение — возникают, в целях обеспечения и защиты установленного правопорядка; способствуют реализации регулятивных правоотношений.
2. По степени определенности:
- абсолютно-определенные правоотношения, в которых управомоченному субъекту корреспондирует неопределенное количество обязанных субъектов;
- относительно-определенные правоотношения, в которых все стороны отношения конкретно определены (истец - ответчик, супруг - супруга, подсудимый - суд и т.п.).
3. По отраслям права:
- конституционно правовые отношения;
- гражданско-правовые отношения;
- уголовно правовые отношения;
- уголовно-процессуальные отношения;
- административно-правовые отношения и т.д.
4. По структуре правоотношений:
- простые правоотношения - отношения между двумя субъектами, связанные с реализацией предписания одной нормы права (отношения по поводу заключения мелкой бытовой сделки);
- сложные правоотношения — отношения между несколькими субъектами, складывающиеся в процессе реализации комплекса юридических норм, объединенных единым целевым назначением (правоотношения в сфере правосудия).
Налоговые правоотношения можно определить как урегулированные нормами налогового права общественные отношения, возникающие по поводу установления, введения и взимания налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Признаки:
-налоговые отношения складываются в процессе воспроизводства общественного продукта (в рамках двух фаз – распределения и обмена) в процессе формирования централизованных (государственных, муниципальных) фондов денежных средств, и поэтому они носят распределительный характер;
-налоговые отношения имеют властный (императивный) характер, исходя из чего государство непосредственно или в лице уполномоченных им субъектов выступает обязательной стороной этих отношений;
-возникновение, изменение и прекращение налоговых отношений непосредственно связаны с нормативными правовыми актами, поскольку субъекты налогового права сами не вправе устанавливать либо прекращать названные отношения. Налоговые отношения, таким образом, это часть общественных отношений, ограниченная сферой налогообложения и имеющая финансово-экономическую основу.
12. Правотворчество и законотворчество. Законотворческая деятельность Министерства финансов Российской Федерации в сфере федеральных налогов и сборов.
Правотворчество — это правовая форма деятельности государства с участием гражданского общества по установлению, изменению, отмене юридических норм. Главное назначение правотворчества — установление новых правовых норм.
Законотворчество — это особая форма правотворчества, деятельность представительного (законодательного) органа государственной власти, связанная с выявлением потребности в законодательном регулировании, разработкой и принятием. Особенности:
а)связано с принятием особого вида правового акта — закона;
б)осуществляется высшими представительными органами власти;
в) должно строго соответствовать установленным законом процедурам.
Законотворческая деятельность отличается от других форм деятельности органов государственной власти тем, что здесь устанавливаются общеобязательные правила поведения (правовые нормы), адресованные всем субъектам правоотношений. В результате законотворчества нормы права получают свое закрепление в официальных документах – нормативно-правовых актах.
Министерство финансов Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, обеспечивающим проведение единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ и координирующих деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти. Министерство финансов Российской Федерации дает письменные разъяснения налоговым органам, налогоплательщикам, ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщикам сборов и налоговым агентам по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, которые не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах, а также утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых деклараций, обязательные для налогоплательщиков, налоговых агентов, а также порядок их заполнения.
Реализация права. Содержание обязанности по уплате налогов и сборов.
Реализация права - это воплощение предписаний правовых норм в жизнь в фактической деятельности субъекта. Реализация права всегда связана только с правомерным поведением людей, то есть таким поведением, которое соответствует правовым предписаниям.
Классификация форм реализации права в зависимости от юридического положения правореализующего субъекта:
1.Простая реализация - осуществляется физическими и юридическими лицами без вмешательства государственных органов;
2.Сложная реализация - осуществляется в виде государственно-властной деятельности компетентных государственных органов и сопровождается вынесением акта применения права;
Реализация права подразделяется в зависимости от правореализующих действий и виду реализуемых юридических норм:
1.Использование норм права - состоит в реализации субъективных прав, то есть в осуществлении субъектами своих прав, предусмотренных управомочивающими нормами права;
2.Исполнение норм права - состоит в реализации юридических обязанностей, то есть в обязательном совершении активных положительных действий, предусмотренных обязывающими нормами права;
3.Соблюдение норм права - состоит в реализации юридических запретов, то есть обязанностей пассивного типа, когда лицо воздерживается от совершения действий, предусмотренных запрещающими нормами права;
Обязанность по уплате налога (сбора) возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных НК или иным актом законодательства о налогах и сборах.
Обязанность по уплате конкретного налога или сбора возлагается на налогоплательщика и плательщика сбора с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога или сбора.
Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
1.с уплатой налога и (или) сбора налогоплательщиком или плательщиком сбора;
2.с возникновением обстоятельств, с которыми законодательство о налогах и (или) сборах связывает прекращение обязанности по уплате данного налога и сбора;
3.со смертью налогоплательщика или с признанием его умершим в порядке, установленном гражданским законодательством РФ (задолженность по поимущественным налогам умершего лица либо лица, признанного умершим, погашается в пределах стоимости наследственного имущества);
4.с ликвидацией организации-налогоплательщика (ликвидация юридического лица) после проведения ликвидационной комиссией всех расчетов с бюджетами (внебюджетными фондами).
|