Право государственной и муниципальной собственности Право собственности предоставляет равные возможности всем своим субъектам. Поэтому гражданско-правовые нормы о праве собственности по общему правилу рассчитаны как на частных собственников, определяя режим принадлежащего им имущества, так и на публичных собственников с особенностями, установленными законом.
Особенностями правового положения субъектов публичной собственности являются, во-первых, наличие у них особых, властных полномочий, позволяющих им принимать нормативные акты, которые регламентируют порядок осуществления принадлежащего им права собственности; во-вторых, осуществление этого права в публичных интересах.
Публичная собственность в РФ имеет две разновидности - государственную и муниципальную собственность. Право государственной собственности характеризуется множественностью субъектов, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты - республики, края, области и т.д. (в отношении имущества, составляющего их собственность). Уполномоченные государственные органы (как РФ, так и её субъектов) выступают в имущественном обороте от имени соответствующего государственного образования и в соответствии со своей компетенцией осуществляют те или иные правомочия публичного собственника (ст. 125 ГК).
Муниципальная собственность относится к публичной, поскольку ее субъекты являются публично-правовыми образованиями. Муниципальная собственность не является разновидностью государственной собственности, а представляет собой самостоятельный вид публичной собственности. Субъектами права муниципальной собственности в п. 1 ст. 215 ГК названы муниципальные образования в целом. От имени соответствующего муниципального образования - собственника - его правомочия в соответствии со своей компетенцией могут осуществлять те или иные его органы (ст. 125, п. 2 ст. 215 ГК).
Какой именно государственный или муниципальный орган вправе выступать в тех или иных конкретных имущественных отношениях от имени соответствующего государственного или муниципального образования, определяет установленная законодательством компетенция этого органа.
В качестве объектов как государственной, так и муниципальной собственности могут выступать различные виды имущества: недвижимость, включая земельные участки, предприятия и другие имущественные комплексы, жилищный фонд и нежилые помещения, здания и сооружения производственного и непроизводственного назначения, а также оборудование, транспортные средства и иные средства производства, а также вещи бытового, потребительского характера. В состав публичного имущества входят и принадлежащие публично-правовым образованиям ценные бумаги, в частности, акции, вклады в банках, иностранная валюта и валютные ценности, а также различные памятники истории и культуры.
Объекты публичной собственности распределяются между Российской Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Порядок отнесения государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Федерации должен устанавливаться специальным законом (п. 5 ст. 214 ГК), в отсутствие которого сохраняет силу Постановление Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность». В соответствии с указанным Постановлением все государственное имущество, за исключением прямо определенного в качестве муниципальной собственности (приложение 3 к названному Постановлению), предполагается федеральным. Последнее разделено на исключительно федеральное имущество (перечисленное в приложении 1) и на имущество, которое может быть передано в собственность субъектов Федерации (приложение 2). Если же объекты государственной собственности прямо не упомянуты ни в одном из приложений к названному постановлению, они передаются в собственность соответствующих субъектов Федерации после специального обращения по этому поводу их высших органов (а до этого момента считаются находящимися в федеральной собственности).
Находящееся в государственной или муниципальной собственности имущество может быть разделено на две части. Одна часть закрепляется за государственными или муниципальными предприятиями и учреждениями на правах хозяйственного ведения или оперативного управления. Это распределенное публичное имущество. Имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (нераспределенное государственное или муниципальное имущество), прежде всего средства соответствующего бюджета, составляет казну публично-правового образования. Такое имущество может быть объектом обращения взыскания кредиторов публичного собственника (п. 1 ст. 126 ГК).
В государственной собственности могут находиться любые виды имущества, в том числе вещи, изъятые из оборота или ограниченные в обороте (п. 2 ст. 129 ГК). Данное положение, не относится к муниципальной собственности, субъекты которой могут быть собственниками ограниченного в обороте имущества лишь по специальному указанию закона и не могут стать собственниками вещей, изъятых из оборота.
К числу вещей, составляющих объект исключительно государственной собственности, по действующему законодательству относятся леса, недра, ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской экономической зоны РФ, некоторые особо охраняемые природные объекты, особо ценные объекты историко-культурного наследия и некоторые художественные ценности, большинство видов вооружений и объектов оборонного значения.
Имущество может поступать в публичную собственность не только общими перечисленными выше, но и специальными способами, не свойственными отношениям частной собственности: например, специальным способом приобретения права публичной собственности является сбор налогов, а также реквизиции, конфискации и национализации. Имеется и специальное основание прекращения права публичной собственности - приватизация.
59.Понятие и содержание иных (ограниченных) вещных прав.
Основные виды ограниченных вещных прав названы в ст. 216 ГК: это права владения и пользования земельными участками, сервитуты, права хозяйственного ведения и оперативного управления имуществом.
Ограниченные вещные права, имея ряд общих черт, по своим целям и содержанию достаточно разнообразны, и законодательство не дает им единого общего определения. Опираясь на нормы действующего законодательства, их можно определить как устойчивое право на использование чужой собственности, защищаемое против всех третьих лиц и имеющее ограниченное по сравнению с правом собственности содержание.
Основные черты ограниченных вещных прав.
Во-первых, круг и содержание ограниченных вещных прав определены законом и не могут по усмотрению носителей этих прав расширяться. В этом принципиальное отличие ограниченных вещных прав от прав обязательственных, где действует принцип свободы договора (ст. 421 ГК), позволяющий участникам создавать новые договорные обязательства и обязательства смешанного характера (пп. 2 и 3 ст. 421 ГК).
Во-вторых, в отличие от права собственности, предметом которого может быть как недвижимое, так и движимое имущество, ограниченные вещные права, как правило, возникают в отношении недвижимого имущества. Соответственно наличие ограниченного вещного права должно подтверждаться государственной его регистрацией.
В-третьих, в своем возникновении и содержании ограниченные вещные права производны и зависимы от права собственности на соответствующий материальный объект. Соответственно, в случае прекращения права собственности ввиду гибели объекта или изменения его назначения ограниченное вещное право прекращается.
В-четвертых, особенностью ограниченных вещных прав становится их сохранение даже в случае смены собственника соответствующего имущества. Иначе говоря, эти права сохраняются и при перемене права собственности на такое имущество (например, в случае его продажи, перехода по наследству и т.д.), как бы обременяя его, т.е. всегда следуют за вещью, а не за собственником. Такое право следования является характерным признаком вещных прав.
В-пятых, наличие ограниченного вещного права дает его обладателю основание предъявить вещный иск в случае нарушения его права, что сближает такие права с правом собственности. Согласно ст. 305 ГК носители ограниченных вещных прав могут предъявлять в их защиту требования, предоставленные собственнику.
Перечень ограниченных вещных прав дается в ст. 216 ГК и включает права трех групп: традиционные вещные права, которые ведут свое начало еще от римского права - сервитуты, права пользования земельными участками, и вещные права юридических лиц по хозяйствованию с имуществом собственника - право оперативного управления и право хозяйственного ведения.
Даваемый в ст. 216 ГК перечень вещных прав не является исчерпывающим, он дополняется нормами самого ГК и других законов. В частности, к ограниченным вещным правам в науке гражданского права относят:
|