Обратная связь
|
Объект и предмет экономической социологии. Объектом изучения экономической социологии является взаимодействие двух основных сфер общественной жизни – экономической и социальной.
Экономическая сфера – подсистема общества, ответственная за производство, распределение, обмен и потребление материальных благ и услуг, необходимых для жизнедеятельности людей. Она состоит из следующих основных элементов: промышленность, сельское хозяйство, строительство, отрасли обслуживания (транспорт, связь и т.д.).
Социальная сфера охватывает интересы классов и социальных групп (наций, народов), отношения общества и личности, условия труда и быта, здоровья и досуга.
Предметом изучения экономической социологии является: социальный механизм развития (регулирования) экономики, под которым понимается устойчивая система социального поведения и сознания общественных групп в экономической сфере, а также их взаимодействие в этой сфере друг с другом и государством.
Основные категории экономической социологии: экономическое поведение, экономическое сознание, экономическое мышление, экономическая культура, экономические интересы, рынок труда и т.д.
24. Предмет и содержание социологии труда.
Социология труда – область социологии, которая изучает типичные социальные процессы в сфере труда, социальные факторы повышения эффективности труда, влияние технико-технологичеких и социальных условий на отношение к труду.
Труд – целесообразная деятельность людей, направленная на создание материальных и духовных ценностей. Труд является базовым социальным процессом, носит общественный характер. Структура труда включает в себя: а)личностный компонент производительных сил (т.е. люди с их знаниями, способностями); б)вещественные компоненты (предметы и средства труда); в)производственные отношения, которые появляются в трудовом процессе; г)цель труда.
Основные категории, характеризующие социальную сущность труда: содержание, характер, условия труда, отношение к труду и т.д. Содержание труда – отражает способ соединения производителя со средствами труда, определяемый уровнем развития производительных сил. Характер труда – отражает способ соединения производителя со средствами труда, обусловленный господствующими в обществе отношениями собственности. Труд бывает: ручной, механизированный, автоматизированный (по содержанию), добровольный и принудительный, бесплатный и высокооплачиваемый, неквалифицированный и высококвалифицированный, простой и сложный – по характеру. Условия труда – совокупность факторов, влияющих на работоспособность человека, его здоровье. Выделяют: а) социально-экономические условия труда – продолжительность рабочего дня, уровень оплаты, льготы, привилегии; б) санитарно-гигенические – промышленная санитария, техника безопасности, загазованность; в) организационно-технические – механизация производственных процессов, энерговооруженность; г) социально-психологические условия труда – отношения на производстве между работниками, руководителями и подчиненными. Мотивация – это комплекс причин, побуждающих работников к целенаправленной деятельности, выступающих движущей силой в поведении. Мотивация бывает: внутренняя и внешняя, прямая и косвенная, социально-экономическая и социально-психологическая, текущая и перспективная. Внешняя мотивация – стимулирование, которое делится на материальное и моральное.
Как область социологии, социология труда тесно связана с экономической социологией, социологией занятости, социологией профессий. Становление социологии труда относится к концу XIX – началу XX в. В России первые работы были посвящены положению фабрично-заводских рабочих ( В.Берви-Флеровский, К.Пажитнов и др.).На Западе развитие социологии труда связано с появлением в 20-х годах индустриальной социологии, ее основоположник Элтон Мэйо проводил хотторнские эксперименты в электротехнической компании недалеко от Чикаго, в результате которых создал концепцию “человеческих отношений”. Он экспериментально доказал, что помещая рабочего в условия так называемых «человеческих отношений», можно не только разрешить ряд чисто психологических противоречий, вытекающих из тэйлоровской поточно-конвейерной системы «выжимания пота», но и заметно поднять производительность труда. Американские социологи А.Маслоу и Ф. Херцберг разработали теорию трудовой мотивации.
.25. Социальные институты экономической жизни. Трудовой коллектив, его структура и функции.
Коллектив – от латинского “collectivus” – “собирательный”.
Трудовой коллектив – это общность людей, объединенных совместной деятельностью на основе существующих социально-экономических отношений, общностью целей и интересов.
Виды трудовых коллективов:
Производственные: промышленные, сельскохозяйственные, строительные, рыболовецкие и др.
Непроизводственные: педагогические, медицинские и др.
Три уровня объединения работников коллектива: 1)основной – предприятие в целом; 2)промежуточный (вторичный) – коллектив цеха, факультета; 3)первичный (контактный) – бригада, студенческая группа
Коллективы бывают: а) крупными (>1000 чел.), средними, малыми (до 100 чел); б)постоянные, временные, смешанные.
По стадии развития выделяют: а)формирующийся; б)сложившийся; в)коллектив, находящийся в стадии реорганизации.
Функции коллектива: 1)производственно-экономическая (целевая); 2)социально-политическая (управленческая); 3)воспитательная (духовно-идеологическая).
Типы структуры трудового коллектива: 1) функциональная – отражает разделение и кооперацию труда; 2) профессионально-квалификационная – отражает деление на профессии; 3) социально-демографическая (половозрастная) – женщины, молодежь, пенсионеры; 4) социально-политическая – деление на различные общественные организации, творческие объединения в рамках предприятия; 5) социально-психологическая – структура межличностных отношений в коллективе.
По сплоченности коллективы бывают: сплоченны, расчлененные, разобщенные.
Социальное управление.
Под социальным управлением понимается основанное на достоверном знании систематическое воздействие субъекта управления (управляющей подсистемы) на социальный объект (управляемую подсистему), в качестве которого может выступать общество в целом и его отдельные сферы (экономика, политика, социальная, духовная сфера) или звенья (предприятия, учреждения, организации и т.п.) – с тем, чтобы обеспечить, сохранение их качественной специфики и целостности, их нормальное функционирование, совершенствование и развитие, успешное движение системы к заданной цели.
Социология управления – это специфическая отрасль социологического знания, изучающая социальные основы, систему и процессы управления, их социальные функции и принципы, особенности управленческих решений и управленческой деятельности, степень их эффективности в условиях существующих в обществе социальных отношений.
Сущность социологического подхода к управлению заключается в выделении и всестороннем изучении шести взаимосвязанных его компонентов. Первый из них – деятельность органов управления, как государственных, так и общественных, с точки зрения функционирования их в качестве социальных систем. Вторым компонентом является целенаправленное управленческое воздействие на управляемый аппарат, включающее целеполагание (социальное проектирование, планирование, регулирование и т.п.) и целедостижение. Третьим компонентом выступает социальная самоорганизация, представляющая собой совокупность спонтанных процессов внутригруппового регулирования (общественное мнение, традиции, обычаи, социальные нормы, лидерство и т.п.), оказывающих регулирующее, управляющее воздействие на поведение и деятельность индивидов и на их ценностные ориентации и взаимоотношения. Четвертым компонентом является система управленческих решений (определенных “команд”), направленных на обеспечение целостности и сохранение или повышение качественных параметров управляемой системы. Пятый компонент представляет анализ и контроль функционирования управляемой подсистемы. Шестым компонентом социального управления является обеспечение такой направленности деятельности управляемой системы и всех без исключения ее элементов, которая бы удерживала в допустимых пределах возможные отклонения в действиях отдельных индивидов и их групп от поставленных целей и задач.
Управление как сложное взаимодействие управляющей и управляемой подсистем проходит ряд стадий: получение и переработка информации об управляемой подсистеме; планирование возможных управленческих воздействий; принятие управленческих решений; организация их выполнения; контроль за реализацией управленческих решений; анализ результатов управленческих воздействий и внесение корректив в процесс управления. Последняя стадия завершает процесс управления, превращая его в замкнутый цикл.
Технология разработки и принятия управленческих решений выступает в качестве центрального положения новой управленческой парадигмы. Речь идет о децентрализации принятия решений, добровольном и активном сотрудничестве персонала и администрации, гуманизации процесса труда и отношений, обеспечении личной свободы и независимости, возможности совершенствования, творческого роста как работников, так и управленцев. В свете новой парадигмы получают развитие современные концепции управления – системное, программно-целевое, ситуационное, координационное управление, управленческое консультирование, стратегический менеджмент и др.
Среди основных категорий социологии управления – объект управления, субъект управления, управленческие отношения, культура управления, стиль управления и др. Выделяют три основных стиля управления: директивный, коллегиальный (демократический) и либеральный (попустительский, анархический).
|
|