Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Социальное поведение: сущность, основные черты, виды

Существует 3 близких понятия: активность, деятельность, поведение.

Активность – присуща всем живым существам, способность реагировать на окружающую среду, всеобщая характеристика живого, отличающая от неживого.

Деятельность – применима к человеку. Можно определить как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на достижение целей. Элементы деятельности: потребности, цели, действия.

Поведение – совокупность движений, актов, которые можно наблюдать, т. е. внешняя форма проявления деятельности.

Наука о поведении называется этологией.

Если речь идет о людях, используют термин «соц. поведение». Элементы соц. поведения:

Ø Потребности

Ø Мотивы

Ø Ожидания

Ø Поступки

Виды соц. поведения:

ü Экономическое

ü Политическое

ü Демографическое

ü Трудовое

ü Организационное

ü Правовое

ü Деструктивное

Мотивация поведения:

§ Текущая мотивация, связанная с сегодняшней деятельностью человека;

§ Перспективная

§ Прямая

§ Побудительная

Стимулирование:Материальное

  • Нематериальное (социальное, моральное)
  • Творческое

Принципы стимулирования поведения:

1) Комплексности (должно сочетаться материальное и нематериальное стимулирование)

2) Гласности

3) Оперативности и гибкости

Социальный контроль девиантного поведения.

Понятие «девиация» введено в научный оборот французским социологом Эмилем Дюркгеймом. Девиация – от лат. «отклонение».

Девиантное поведение употребляется в двух значениях:

- в широком включает в себя любое отклонение от сложившихся в данном обществе норм и стереотипов;

- чаще в узком – негативные отклонения, неодобряемые обществом (пьянство, наркомания, проституция).



Существуют различные теории объяснения девиантного поведения:

Биологические теории. В конце 19 в. Чезаре Ломброзо ввел понятие врожденного преступника, т. е. обосновал связь между девиантным и преступным поведением определил физические черты: выдающаяся вперед нижняя челюсть, сплющенный нос, редкая бородка, приросшие мочки ушей.Американский психолог У. Шелдон, считал, что люди, как и собаки, все определенных пород, могут следовать определенным образцам поведения. Часто определенное строение тела соответствует определенному поведению. Наиболее склонны мезаморфы – люди, отличающиеся атлетическим телом, склонные к активности, беспокойству, но отличаются низкой чувствительностью. Биологич. объяснения девиации делаются также на основании аномалий половых хромосом (Ф. Айзек и др.) Половые хромосомы различаются, т. е. те, у кого есть доп. У – те склонны.

Психологический подход – девиантное и преступное поведение связано со слабоумием, дегенеративностью и психопатией.З. Фрейд ввел понятие потенциального преступника, которым владее страсть к разрушению, и в следствие этого он испытывает чувство вины и хочет, чтобы его поймали и наказали, полагая, что наказание поможет ему преодолеть…

Социологический подход. Впервые Э. Дюркгейм. Он рассмотрел взаимосвязь девиации и аномии. Аномия – состояние общества, при котором отсутствует четкая регуляция поведения людей.В обычной жизни нормы, соц. правила управляют жизнью людей. Но в период кризисов жизненный опыт людей перестает соответствовать нормам общества. Старые нормы уже не соответствуют, а новые еще не появились.

Дезорганизация людей приводит к беспорядку, т. е. к соц. дезорганизации. соц. дезорганизации рассматривается в работах Дюркгейма, как причина девиантного поведения.

Видный американский социолог Р.Мертон считал, что девиация происходит в результате противоречия между целями и соц. одобряемыми средствами их осуществления. Если люди видят, что поставленной цели невозможно достичь с пом. cоц. одобряемых средств, то они прибегают к незаконным средствам.

Культурологические теории – на анализе культурных ценностей, приводят к девиации.

1) отклонения в поведении возникают в результате несоответствия норм культуры низшего слоя населения нормам культуры высшего слоя.

2) Теория наклеенных ярлыков объясняет девиантное поведение правом влиятельных групп (судей, врачей) навязывать другим людям правила поведения, наклеивать ярлыки девиантов.

Теории конфликта: подход К.Маркса (он усматривал истоки девиантного поведения в антогоничности буржуазного строя).

I. Формы девиантного поведения:

- пьянство;

- алкоголизм;

- проституция;

- наркомания;

- преступность;

- самоубийство;

Пьянство – неумеренное употребление спиртных напитков;

Алкоголизм – болезненное влечение к алкоголю;

В США от алкоголизма страдают более 15 млн. человек. Ежегодно потери доходят до 100 млрд. $. В СССР в 60-80-е гг продажа водки увеличилась в 2 раза, а плодово–ягодных в 6,6 раз.

Наркомания – заболевание, которое выражается в психологической и физической зависимости от наркотических средств. Всего известно около 220 видов веществ растительного и химического происхождения. В конце 13 века крестоносцы привезли в Европу опиум. Парацельс в 16 в. изготовил из опиума лекарственное средство. Позднее выделили из него морфий. ЛСД – в 1937 г. В мире каждый 25-й житель наркоман. Из них 70% люди до 30 лет. В РБ 70% наркотиков местного происхождения.

Проституция – вступление за плату в случайные внебрачные сексуальные отношения, не основанные на любви или личной симпатии.

Соц. контроль является особым механизмом соц. регуляции поведения людейи поддержания общественного порядка.Соц. контроль – это совокупность мер, внушений, способов убеждения, запрета и санкций с одной стороны; система выражения признания, наград с другой стороны, благодаря которым поведение людей приводится в соответствие с принятыми образцами поведения.

Основные виды соц. контроля:

§ обычай и традиции;

§ мораль (нравственность);

§ религия;

§ право.

П. Сорокин в книге «Преступление и кара, подвиг и награда» предлагал ввести наградное право, изучал соц. контроль.

2 стороны соц. контроля:

v - нормативная – существование норм права и морали

v - институциональная – существование институтов, субъектов соц. контроля: семья, милиция, уч. заведения, администрация ВУЗов.

Институты: а)формальные (милиция, администрация школы, др.); б) неформальные (семья, родители, дети, друзья)

Функции соц. контроля:

- регулятивная (регулирует общественную жизнь);

- охранительная (защита правопорядка);

- стабилизирующая функция.

Сущность, структура и типология социальных конфликтов.

Управление конфликтами

Конфликт (от латинского conflictus –столкновение) – столкновение противоположных интересов, мнений, взглядов, серьезное разногласие, острый спор, чреватый осложнениями для любой из противоборствующих сторон.

Структура конфликта. Составными элементами конфликта являются: объект конфликта, субъекты конфликта, инцидент, т.е. реагирование субъектов на объект конфликта. Объект конфликта – причина конфликта, ее следует отличать от повода. Субъекты конфликта – стороны, чьи интересы сталкиваются.

Типология – выделение типов или видов конфликтов. По сферам распространения конфликты бывают: экономические, социальные, политические, идеологические, трудовые, национальные.

По уровням: глобальные, международные, государственные, региональные, локальные.

По субъектам: межгрупповые, между личностью и группой, межличностные, внутриличностные.

По объекту: деловые, эмоциональные.

Американский социолог Дойч выделил 6 типов конфликтов: подлинный, случайный или условный, смещенный, неверно приписанный, скрытый, ложный.

В социальной конфликтологии, возникшей во второй половине 50-х годов как направление социологической мысли, вместо понятия “ликвидация конфликта” используется понятие “управление конфликтами”. Оно предусматривает максимальное использование положительных функций конфликта и сведение к минимуму его негативных социальных последствий.

Методы разрешения конфликта разнообразны, каждый из них применяется с учетом особенностей той или иной организации, условий ее функционирования и т.п. Первая группа методов разрешения конфликта (по Д. Карнеги, М. Мескону) включает в себя уклонение от конфликтного взаимодействия, исключение социальной демонстрации, когда один из партнеров стремится всячески продемонстрировать свои успехи, достоинства и т.п., унижая тем самым другого, подталкивая его к противостоянию. Одним из часто применяемых методов разрешения конфликтов является принуждение, которое в случае обострения межгосударственных противоречий оборачивается применением вооруженной силы, военными действиями. Широко распространен и часто применяется специфический метод решения конфликтов, называемый компромиссом, когда достигается соглашение путем взаимных уступок.

В разрешении конфликтов, особенно возникающих между различными организациями, группами, нациями, странами, очень важное место занимают переговоры, в ходе которых нужно искать точки соприкосновения при существующих различиях и расхождениях. Большое значение имеет посредничество – “деликатное” участие третьей стороны, советы которой добровольно принимают обе конфликтующие стороны. В некоторых случаях имеет место арбитраж – обращение к третьей стороне, решение которой обязательно для конфликтующих.

Американский ученый К. Томас выделил 5 способов реагирования в конфликтных ситуациях: соперничество, компромисс, избегание, приспособление, сотрудничество. Оптимальным является сотрудничество, при котором достигается выигрыш обеих сторон.

30. Социология общественного мнения .

Социология общественного мнения – специальная социологическая теория. Термин “общественное мнение” возник в Англии, в конце XVIII века стал общепринятым.

Общественное мнение – специфическое проявление общественного сознания, сложное духовное образование, выражающееся в оценках (как в вербальной, так и в невербальной форме) и характеризующее отношение людей к актуальным проблемам окружающей их действительности.

Субъект общественного мнения – народное большинство – обладает внутренней структурой, элементы которой – классы, социальные слои, нации, другие социальные общности и отдельные личности. В рамках этих общностей формируется общественное мнение, и они же являются его выразителями. Включенность той или иной социальной группы в структуру субъекта общественного мнения обусловлена значимостью обсуждаемой проблемы, ее важностью для данной группы.

Объект общественного мнения – то, по поводу чего складывается общественное мнение. Чем большей степенью значимости обладает объект, чем сильнее затрагивает общие потребности и интересы, тем рельефнее проявляется общественное мнение. В зависимости от сложности внутренней структуры и организации объектов общественного мнения различают мнения о фактах, событиях, явлениях, процессах, характеризующие общественное бытие.

В ходе развития общественное мнение проходит стадии возникновения, формирования и функционирования. Оно может формироваться как стихийно, так и сознательно. Основные способы (методы) формирования общественного мнения – внушение, убеждение, подражание и т.п.; основные средства (каналы) его формирования – средства массовой информации, устная пропаганда и политическая агитация, межличностное общение и т.д.

Сферы проявления общественного мнения – политика, право, нравственность, экономика, наука, религия и т.д. Наиболее отчетливо общественное мнение дает о себе знать в сфере политики. Общественное мнение имеет ряд черт: направленность, интенсивность, динамичность, распространенность, зрелость. Основные функции общественного мнения: регулятивная, нормативная, информационная.

Социология образования.

Образование – процесс, механизм овладения людьми накопленными наукой и практикой знаниями и опытом, передачи их через специальные учреждения.

Социология изучает образование как социальный институт, его социальные функции.

Институт образования представляет собой структурно-сложную систему, которая включает: дошкольное, школьное, профессионально-техническое, средне специальное, высшее образование, а также учреждения или организации, в которых проводится повышение квалификации.

Функции образования:

- экономическая. Связана с подготовкой и повышением квалификации кадров для сферы экономики.

- социальная. Связана с процессом социализации, с формированием социальной структуры, общества.

- культурная. Связана с передачей через сферу образования из поколения в поколение достижений в области науки и культуры.

Социология образования в отличие от педагогической науки изучает не только специфику образовательного процесса, но и его взаимосвязь с другими социальными процессами, взаимодействие системы образования с другими социальными институтами, влияние образования на совершенствование социальной структуры и развитие общественных отношений, на эффективность трудовой и других видов социальной деятельности. Основы социологии образования были заложены Э. Дюркгеймом.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.