Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Управление национальными процессами

Управление национальными процессами – основное средство осуществления национальной политики. Оно представляет собой специфический вид деятельности государства, общественно-политических организаций, планомерное, сознательное, целенаправленное воздействие на развитие национальных отношений с целью достижения определенных целей.

Формирование и функционирование механизма управления социальными процессами и их проявлениями в сфере национальных отношений определяется законами общественного развития. Социальное назначение механизма управления – осуществление требований этих законов. Последние предопределяют структуру механизма научного управления, набор и использование составляющих его компонентов.

Социальная действительность, сущность объективных законов, их требования глубже и богаче созданного в соответствии с ними механизма управления. Поэтому его “конструирование” должно максимально соответствовать законам развития управляемой системы – национальных отношений.[c.125]

Механизм управления национальными процессами имеет сложную структуру, включающую следующие компоненты:

– управляемая система – объект управления (национальные процессы);
– управляющая система – субъект управления (государство, политические партии, общественно-политические организации);
– принципы, комплекс рычагов, методов, средств, приемов управления, система нормативов деятельности управляющей системы необходимых для взаимодействия между управляющей и управляемой системами;
– управленческий процесс, его стадии, функции, оценка эффективности и др.

Структура механизма управления национальными процессами во многом зависит от конкретной сферы их проявления, от конкретного объекта управления. Например, в механизм управления языковой жизнью кроме традиционных структурных компонентов включаются лингвистические учреждения, в механизм управления духовной культурой народов – творческие союзы, в механизм урегулирования межнациональных конфликтов – средства массовой информации, общественные организации, научные институты.



Таким образом, определяемый сущностью, требованиями объективных законов общественного развития, механизм управления национальными процессами – это способ организации, функционирования управляющей системы, комплекс принципов, социальных рычагов, правовых, нравственных норм и других средств и способов, воздействующих на управляемую систему (национальные отношения) для достижения конкретных целей. С помощью механизма управления обеспечивается последовательность (цикличность) деятельности управляющей системы, ее взаимодействие с управляемой системой.

В процессе управления современными национальными процессами выделяются такие фазы, как анализ и прогноз (определение главных проблем этнополитической ситуации, ее основных противоречий, доминирующих тенденций и перспектив развития национальных отношений); выявление управленческих целей, методов и средств их решения; определение факторов, влияющих на [c.126] принятие решений; разработка конкретного курса действий, организационно-массовое и идеологическое обеспечение реализации управленческих решений и т.п. Высокая динамичность национальных процессов, возможность непредвиденных поворотов и даже изломов в их развитии требуют от субъекта управления постоянно анализировать состояние национальных отношений и оперативно корректировать свои решения.

Разработка, конструирование технологии управления имеет несколько этапов.

Теоретический – связан с определением цели, объекта технологизации; расщеплением объекта на составляющие и выяснением социальных связей.

Методический – с выбором методов, средств получения информации, ее обработки, анализом, принципов ее трансформации в конкретные выводы и рекомендации.

Процедурный – с организацией практической деятельности по разработке управленческой технологии.

Совокупность теории, методики, процедуры представляет систему разработки социальных технологий. Она включает ряд процедур, каждая из которых представляет совокупность конкретных операций:

– диагностика реального состояния национальной сферы, выявление болевых точек, уточнение актуальных проблем, развития, целей и задач;
– разработка возможных вариантов достижения цели; анализ альтернатив;
– выбор решения (на основе построения имитационных моделей, опросов общественного мнения, проведения социального эксперимента и др.);
– определение оптимально необходимых операций, обеспечивающих регулирование национального процесса;
– подготовка сценария действия и его утверждение (определение форм взаимодействия объекта и субъекта технологизаций);
– определение потребности в правовом, политическом обеспечении каждого из этапов разработки и освоения социальной технологии;
– организация информационного обеспечения;
– контроль за ходом реализации программы (формы и методы диагностики на промежуточных этапах).[c.127]

Касаясь механизма принятия и реализации управленческих решений, следует отметить следующие стадии или циклы.

Во-первых, теоретико-концептуальная стадия подготовки решения. В национальной сфере исключительно важное значение имеет концептуальная модель развития национальных отношений. Эта стадия управленческого процесса выполняется научными организациями, информационно-аналитическими центрами, экспертными группами, временными творческими коллективами. На основе концепции разрабатывается программа национально-этнического развития и межнационального сотрудничества.

Во-вторых, стадия законодательного оформления принципов и норм национальной политики. На этой стадии принимаются законоположения, акты и установления, определяющие конкретные пути и средства решения поставленных задач. Эта процедура реализуется федеральной законодательной властью, президентской структурой, другими нормотворческими федеральными органами.

В-третьих, практическая реализация принятых решений и законоположений. Эта стадия является непосредственной задачей исполнительных органов федерального, республиканского и регионального уровня. Здесь очень важным является согласованность органов управления на федеральном уровне и субъектов федерации.

Государственная система управления национальными отношениями подчинена задаче регулирования их в рамках федеративных отношений, с ее помощью осуществляется разграничение полномочий между федеральными органами и органами власти субъектов федерации. Однако система федеральных органов управления имеет недостатки. Одним из них является рассредоточенность и множественность структур, регулирующих и контролирующих национальную сферу. На федеральном уровне к ним относятся президентские структуры, в том числе Совет безопасности; соответствующие структуры при Правительстве Российской Федерации; соответствующие комитеты Государственной Думы и Совета Федерации; Комитет РФ по делам Севера; Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям. Между этими структурами отсутствует должная координация, полномочия каждого из них определены нечетко. Это ведет к ненужному дублированию, многочисленным и длительным [c.128] согласованиям, усложнению процедуры принятия управленческих решений. В этой связи обоснованным является предложение о создании при Президенте Российской Федерации Совета по межнациональным вопросам.

Практика последних лет показывает, что соперничество властных органов, разнобой в подходах сыграли не лучшую роль на этапе зарождения “чеченского кризиса”, при принятии правовых актов по реабилитации казачества. Наблюдалась несогласованность в их действиях в период разрастания грузино-абхазского, а затем урегулирования осетино-ингушского вооруженного конфликта. Число таких примеров можно увеличить. Но вывод и так ясен: нужна четкая координация и согласованность в подготовке и принятии управленческих решений.

Особо следует сказать о специальном государственном органе ведающем национальными отношениями. Нужда в таком органе возникла давно. Это связано с комплексным характером национальных проблем, что требует необходимость координации и оперативного принятия решений. Кроме того, необходимость в специальном аппарате продиктована тем, что только в недрах такого органа, где работают высококвалифицированные специалисты, можно разработать и принять компетентное решение.

О специальных структурах, регулирующих сферу межнациональных отношений, всерьез зашла речь в конце 80-х годов, т.е. в последние годы существования СССР, когда стало очевидным, что национальный вопрос может явиться ключевым при решении судьбы и общественно-политического строя, и самой страны. В ЦК КПСС появляется отдел национальных отношений, затем создаются соответствующие структуры в аппарате Президента СССР и в Совете Министров СССР. После распада СССР в суверенной Российской Федерации был создан Госкомитет по делам федерации и национальностей, который несколько раз реорганизовывался и был затем преобразован в Министерство по делам национальностей и федеративным отношениям.

Конечно, Министерство само по себе какими бы компетентными не были его работники не в силах объять необъятное и взять на себя те проблемы и функции, которыми должны заниматься другие властные структуры. Вместе с тем оно не должно превращаться в своего рода [c.129] “пожарную команду”, некий инструмент “тушений” межэтнических конфликтов. Министерство или Комитет (как бы ни назывался специальный орган по делам национальностей) должен быть органом, осуществляющим на федеральном уровне в области практической национальной политики прежде всего организационно-управленческую и координационную политику.

Но самое главное заключается в том, чтобы расширить полномочия федеральных исполнительных органов и прежде всего министерства, в регулировании межнациональных отношений. Дело в том, что одним из острых углов межэтнической напряженности являются взаимоотношения титульного и нетитульного населения республик и других национально-государственных образований. Фактически ни министерство, ни другой федеральный орган не может регулировать и нормализовать эти отношения. Суверенные (как они именуются в своих конституциях) республики не допускают “вмешательства” федеральных органов во внутренние дела. Соответствующие органы субъектов федерации эти проблемы не замечают или вообще не считают, что существуют проблемы между титульными и нетитульными национальностями.

Национальные отношения – динамично развивающаяся система, требующая к себе постоянного внимания, целенаправленного воздействия субъекта управления, обеспечивающее создание условий для достижения оптимальности функционирования и развития. Научный, творческий подход к этому делу не терпит косности, приспособления к устоявшимся, привычным формам. Необходимо совершенствование организационных структур управления, повышения эффективности применяемых методов и средств управления.[c.130]

Глава VIII.

Основные понятия:национальный вопрос, межнациональные отношения, национальная политика, суверенитет национальный, государственный, право наций на самоопределение, этническое большинство, национальные меньшинства, интернационализм.[c.130]

Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:

1. Какие исторические формы общности людей Вы знаете?

2. По каким признакам личность определяет свою национальность?

3. Что такое “национальный вопрос”? Может ли он быть решен? В чем суть политического аспекта национального вопроса?

4. Тождественны ли понятия “национальные” и “межнациональные” отношения?

5. Каковы политические основы (принципы) решения национального вопроса?

6. Является ли сущность национального вопроса постоянной, неизменной и одинаковой для всех наций и народностей?

7. Могут ли нации мирно жить в едином государстве? Что для этого нужно?

8. На достижение каких общих целей должна быть направлена национальная политика? Чем определяется существование различных форм объединения наций: содружество, ассоциация содружеств, конфедерация, федерация, автономия и др. Какую роль играет религия в развитии этноса, наций и в национальной политике государств? Под влиянием каких факторов формируется национальное самосознание личности и наций. Каково его значение при выработке практической реализации национальной политики?

Литература:

1. Бердяев Н.А. Проблемы национальности. Восток-Запад // Бердяев Н.А. Судьбы России. – М., 1990.
2. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990.
3. Ленин В.И. Критические заметки по национальному вопросу. – Полн. собр. соч. – Т. 25.
4. Тавадов Г.Т. Современная этнополитическая ситуация в России // Социально-политический журнал. – 1994. – № 11-12.
5. Социология межнациональных отношений: Учебное пособие. / Отв. ред. В.Н. Иванов. М., 1996.
6. Национальная политика в Российской Федерации. – М., 1993.
7. Необходимость национальной идеи. // Национальная доктрина России. М., 1994. № 5-8.
8. Рогозин Д.О. Россия и национальный вопрос. // Рогозин Д.О. Русский ответ. СПб., 1996.[c.131]






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.