Обратная связь
|
Политический спектр современных видов идеологии Идеология имеет множество различных форм выражения содержания, многообразна в своих конкретных видовых проявлениях. Формы идеологии соотносятся с формами общественного сознания и подразделяются на политическую, экономическую, правовую, нравственную, экологическую, художественно-эстетическую, военную, прочие, имеющие самостоятельный предмет отражения и соответствующую форму выражения интересов. Политическаяформа идеологии (политическая идеология) относится к числу наиболее распространенных и важных. Это обусловлено тем, что она затрагивает узловые проблемы мировоззрения людей, государственного и общественно-политического устройства, деятельности политических партий, а также обосновывает притязания какой-либо группы на власть или ее использование, предусматривая ту или иную стратегию политических действий. Одни политические идеи и ценности поэтому направлены на стабилизацию политического порядка, его сохранение и укрепление. Другие — выражают стремление к переменам в общественно-политической жизни, смене властных элит, политической модернизации, в том числе недостаточно назревшей и полезной для общества. Политические идеологии, с точки зрения характера выражаемых идей, подразделяются на умеренныеи радикальные, вплоть до экстремистских.
Целостные системы идей, отличающиеся своеобразием мировоззренческого взгляда на мир, общественно-политическое устройство и развитие, в соответствии с выражаемыми интересами, образуют различные виды идеологии. Их совокупность составляет реально существующий идеологический или идейно-политический спектр общества.
По сфере распространения и политического влияния, своему статусу, идеологии разделяются на общественные и государственные. Первые проявляются и действуют прежде всего в сфере гражданского общества, выступая идейной платформой политических партий и общественно-политических объединений, движений. Вторые — имеют государственный масштаб и проявляют [c.678] себя в сфере государственной политики, выражая общенациональные интересы и ценности.
Рассмотрим структуру и основные составляющие идеологического спектра современного российского общества.
В структурном плане произошли существенные изменения, характеризующиеся переходом от двухполюсной (коммунисты — антикоммунисты) и конфронтационной модели идейно-политического спектра на начальном этапе реформирования российского общества к многополюсной и по преимуществу консенсусной. Переход этот еще не завершился и в идеологическом спектре сохраняются элементы двухполюсного построения (“левые” – “правые”), а также конфронтационные тенденции.
Вместе с тем, отчетливо обозначились контуры новой модели идеологического спектра — в виде своеобразного треугольника идейно-политических сил и доктрин: либералы — коммунисты — национал-патриоты. Первые представляют политическую идеологию правительственных кругов, осуществляющих курс на рыночное реформирование России. Вторые составляют идейную оппозицию ему с точки зрения реставрации (на обновленной основе) основ социалистического и коммунистического порядка. Третьи, кстати говоря, они зачастую и именуются “третьей силой”, заявляют о себе как оппозиция правительственному курсу, а также и коммунистам, с точки зрения реформ в духе национальных интересов и ценностей, самобытного российского уклада и образа жизни.
Конечно, весь состав идейно-политического спектра не сводится только к трем указанным политическим идеологиям и гораздо богаче. Он представлен другими разновидностями идеологии (социалистической, консервативной, фашистской и другими, менее распространенными и влиятельными, а также различными идейными течениями (умеренными, радикальными, экстремистскими). Охарактеризуем содержание важнейших видов идеологии.
Либеральная идеология. Главная ее цель и ценность — свобода личности. Классический либерализм исходил из автономии индивидуальной свободы и разума, свободы собственности и частного предпринимательства, ограничения властного произвола и вмешательства государства в экономику. “Лучшее правительство то,– отмечал [c.679] в свое время Т. Джефферсон, – которое меньше всего управляет”.
Современный либерализм (неолиберализм) представляет собой одну из наиболее влиятельных в западном мире идеологий, воплощающих, по мнению Ф.Фукуямы, “триумф западной идеи в конце ХХ века”, у которой “не осталось никаких жизнеспособных альтернатив” (8). С подобным преувеличением, конечно, нельзя согласиться.
По своему характеру либеральная идеология может быть как правоумеренной, так и праворадикальной, в зависимости от преобладающего в ее версиях способа достижения и обеспечения свободы. Радикальный либерализм с негативным предубеждением относится к государству, недооценивает государственное регулирование экономики и других неполитических сфер деятельности, преувеличивает значение рыночных механизмов в осуществлении общественной свободы, а также меру независимости личности от общества. Практика либерализации цен, т.е. освобождения их от государственного регулирования — характерный пример радикально-либерального мышления. Умеренный либерализм более лоялен к государству и государственному регулированию, осознавая их роль в качестве необходимых гарантов свободы личности. “Без государства, – констатирует французский теоретик либерализма А.Фурсан, – личные свободы станут иллюзией” (5). Присущий либеральной идеологии лозунг “меньше государства”, в умеренно-либеральной интерпретации означает “меньше неправового государства”, т.е. меньше властного произвола и бюрократических пут. Без силы государства свободе индивида угрожает экономический диктат монополий. Ослабление государства бьет по финансовой, кредитной, налоговой и другим системам государственного регулирования, подрывает фундаментальную науку, масштабные НИОКР, капиталоемкие производства, убыточные, но полезные для общества предприятия, что также ограничивает меру общественной свободы.
Либеральная идеология, преимущественно радикального толка, с началом рыночных реформ оказывает свое влияние и в России. В роли главных ее субъектов сегодня выступают движение “Наш дом – Россия” (В.Черномырдин) с одноименной парламентской фракцией (С.Беляев), “Демократический выбор России” (Е.Гайдар) с [c.680] соответствующей депутатской группой. Они отличаются решительностью намерений и мер по либерально-демократическому переустройству России и утверждению в образе жизни россиян либеральных ценностей. На первом этапе политики либерализации (1991-1995 гг.) главный упор был сделан на разгосударствление собственности и массовую ускоренную приватизацию, в целях слома монополии государства в экономике. Теперь же на первый план выходит проблема эффективности приватизации. Инвестиции и современное управление – предприятию, доходы от приватизации – государству (а значит, всем, кому платят из бюджета), полноценную защиту прав собственности – акционерам. Такими будут принципы приватизации в нынешнем году.
В основу политики либерализации положены в первую очередь интересы элиты крупных частных собственников — так называемых “новых русских”. В повестке дня политики либералов стоят задачи стимулирования среднего и мелкого частного бизнеса, создания “среднего класса” как важнейшей социальной базы либеральной демократии. При этом, для наиболее радикальной части либералов цель ускоренного перехода к рыночной системе хозяйства оправдывает любые средства и важнее самих ценностей либерализма.
Консервативная идеология. Она во многом близка идеологии либерализма. Только в эпоху становления и утверждения капитализма эти две идеологии были идейными антагонистами. Теперь же различия между ними не столь принципиальны. В главных своих идеях они смыкаются. Фактически это две стороны одной идеологии.
По своему характеру консервативная идеология может быть умеренной и радикальной. Это противоречит сложившемуся у нас стереотипу о крайне радикальном и даже реакционном характере консерватизма. Считалось, что он символизирует верность старому, отжившему, а также вражду ко всему новому, особенно в облике социализма. Но не всякое старое есть отжившее и реакционное. Точно также, не всякое новое всегда прогрессивно и на пользу людям и обществу. В этом смысле консерватизм является выражением преемственности с позитивным опытом прошлого и определенного скепсиса в отношении общественных новаций и реформ. Люди часто [c.681] совершают неразумные действия, руководствуются иррациональными мотивами и чувствами. Для того, чтобы каким-то образом их сдерживать, веками и десятилетиями создавались такие институты, как монархическая и парламентская системы правления, церковь, общественная мораль, традиции. Быть консерватором, по определению британского профессора М.Оукшотта, значит “предпочитать известное неизвестному, то, что испытано, тому, что не прошло проверку практикой, факт – выдумке, действительное – возможному, ограниченное – безграничному, близкое – далекому, достаточное – изобилию, обычное – совершенному” (10).
К числу базовых ценностей консервативная идеология относит частную собственность, рыночные механизмы развития зкономики, правовое государство, эволюционность общественного прогресса. Это сближает ее с либерализмом. Вместе с тем, консерваторы больший крен делают в сторону элитизма, поддержки аристократических и богатых слоев населения, исходя из признания неравенства людей и иерархичности общественных отношений. В экономической политике консервативную позицию отличает ставка на крупный капитал. Во властных отношениях — концепция “демократического господства элит”, в соответствии с которой демократия представляет собой власть меньшинства в интересах общественного блага. С позиций элитизма рассматриваются и проблемы безопасности, международных отношений. Это находит свое выражение в идеях неравенства наций, борьбы за власть в межгосударственных отношениях, поддержания военно-силового превосходства стран, составляющих мировую элиту.
В современной России идеология консерватизма заново зарождается и не имеет еще достаточно широкой социальной базы, а также значительного влияния. Отдельные идеи и ценности, близкие духу консерватизма (элитизм, верность традициям, строгость общественной морали, крепость семьи, религиозная основа духовности личности и общества и другие) отстаивают Общество купцов и промышленников России, Совет дворянского собрания, Союз казачьих войск России, Свободная демократическая партия (М.Салье), другие силы, объединившиеся в сословное общественно-политическое движение “Традиции и [c.682] прогресс”. Российский консерватизм, тем не менее, не выделился пока в самостоятельное идейно-политическое направление, не стал фактором, влияющим на расстановку сил в стране. Ему еще предстоит преодолеть стереотип психологического неприятия консерватизма, сформироваться как идеологии.
Коммунистическая идеология. По своему характеру — это леворадикальная идеология, поскольку связана с революционными целями и задачами: устранением частной собственности, переустройством капиталистического и других эксплуататорских обществ в бесклассовый строй свободных от угнетения и равноправных тружеников.
Со второй половины 80-х годов коммунистическая идеология переживает глубокий идейно-теоретический кризис, вылившийся в конце 80-х начале 90-х годов в крах ее как господствующей государственной идеологии в бывшем СССР и странах Восточной Европы. По оценкам многих антикоммунистов она вступила в необратимую фазу умирания, что неизбежный процесс разложения, охватил коммунизм сверху донизу. Однако коммунистическую идеологию нельзя огульно отрицать, не признавая за ней определенного ядра истины, благодаря которому изменилось к лучшему и западное капиталистическое общество.
Коммунистическая идея не исчезнет, пока сохраняются ее социальные корни, политические источники и субъекты (партии и движения рабочего класса и эксплуатируемых масс), идейные резервы обновления. Это подтверждает практика многих стран, в том числе и России, где коммунисты остаются достаточно влиятельной идейно-политической силой. На декабрьских (1995 г.) парламентских выборах КПРФ (Г.Зюганов) одержала внушительную победу, завоевав большинство депутатских мест.
Нельзя забывать, что коммунистическое движение неоднородно, в силу чего коммунистическая идея существует и развивается в нескольких идейных версиях — от умеренной социал-демократической (КПРФ) до радикальной неомарксистской и неосталинистской (Трудовая Россия, ВКПБ).
КПРФ существенно обновила свою идейную программу, сделав ставку на парламентские формы борьбы за власть и политику социально значимых общественных [c.683] реформ на основе многоукладной экономики с преобладанием государственного сектора и регулирования.
Фактически под флагом коммунистической идеи скрывается социал-демократическая платформа, рассматриваемая в качестве тактического средства достижения стратегических целей и ценностей будущего коммунистического порядка.
Радикальные версии коммунистической идеологии сохраняют верность классическому марксизму: идеям диктатуры пролетариата, власти Советов, национализации собственности, директивного управления Госплана и Госснаба, народного контроля, коммунистического воспитания масс и др.
Социал-демократическая (социалистическая) идеология. По своему характеру она является левоумеренной, поскольку исходит из эволюционности общественного развития, отказа от революционного насилия. Идея социализма оказывает заметное влияние на общественно-политические процессы во многих странах мира, в том числе в Германии, Франции, Италии, Испании, Швеции, Японии, других развитых государствах. В Европе социалисты ведут за собой 30—40, а в ряде стран и более, процентов избирателей. Во многих государствах они представлены правящими партиями, участвуют в коалиционных правительствах, имеют значительные парламентские фракции. Социалисты победили на последних выборах в Испании, Италии, Литве, Польше, Греции, Венгрии, Украине, других странах.
Базовыми ценностями социал-демократического идеала признаются свобода, справедливость, солидарность. Они неосуществимы без механизма демократии — политической, экономической, социальной, международной. Демократия, в понимании социалистов, не столько цель, а тем более самоцель, сколько необходимое средство реализации указанных базовых ценностей. Политическая демократия осуществляется в рамках свободных выборов и означает “возможность смены правительства мирным путем на основе законного волеизъявления народа”, с “гарантиями соблюдения прав личности и меньшинства”. Главным инструментом политической демократии является правовое государство, опирающееся на принципы конституционализма, верховенства права, разделения и сбалансирования властей, субсидиарности (разделения [c.684] компетенции), опоры на широкое местное самоуправление, плюралистического гражданского общества.
Экономическая демократия основывается на идее равенства различных форм собственности и необходимости смешанной экономики. Рыночные механизмы должны дополняться государственным регулированием рынка в интересах всех граждан, принятием антимонопольных мер, ограничением крупного частного капитала и власти транснациональных корпораций.
Социальная демократия ориентирует на создание достойных человека условий труда и жизни, справедливое перераспределение доходов в пользу нетрудоспособных слоев, социальную помощь нуждающимся.
Международная демократия обеспечивается преодолением неравенства в международном масштабе, устранением тоталитарных режимов и дисбалансов в соотношении военно-политических сил и вооружений, укреплением глобальной и коллективной безопасности.
Социалистические идеи и ценности имеют своих приверженцев и в России. Их отстаивают Социал-демократическая партия РФ (А.Аверкиев, В.Болдырев), Республиканская партия (В.Шостаковский, В.Лысенко), Российский социал-демократический центр (О.Румянцев, А.Яковлев, Е.Шапошников), Фонд Горбачева, Социалистическая народная партия России (М.Шаккум). Идея российского социализма имеет свою специфику, наиболее четко выраженную в концепции СНПР.
Формула российского социализма, отмечает Председатель СНПР М.Шаккум, “выводится на пересечении двух ключевых принципов — справедливости и коллективизма. Это гармония частного и коллективного начал в обществе, увязка индивидуальных и общественных интересов через меру справедливости... Мы пожертвовали идеалами коллективизма ради примитивно понимаемого рынка. Мы разрушили комплекс социальных прав и гарантий ради обеспечения индивидуальных прав и свобод. Соблюдение и развитие цельного комплекса прав граждан является сегодня в России социалистическим лозунгом. Социалистической является формула: развитие рынка и частной собственности в той мере, в какой это не препятствует осуществлению всего комплекса прав человека... Российская экономика и государственность нуждаются не в [c.685] реформах, а в восстановлении. Мы должны честно сказать народу: нужно восстановить экономику, управляемость страны, возродить великое российское государство. Это – стратегическая цель, это – главный лозунг России последних лет ХХ и первых лет ХХI века” (11).
Нельзя не отметить, что пока не сложилось единого понимания российского социализма, что силы российских социал-демократов разрозненны. Между ними существует немало противоречий во взглядах на базовые ценности и пути их реализации. Опрос делегатов II программного съезда СДПР показал, что 47 процентов причислили себя к либералам, 10 – к социалистам, 34 – к центру. На выборах в Федеральное собрание (1993 и 1995 гг.) социал-демократы выступали не единым блоком, а порознь.
Национал-патриотическая идеология. Она служит воплощением идейной ориентации на особый путь исторического развития России, ценности самобытной российской цивилизации, сильной государственности, соборности, народности, православной веры (но и свободы вероисповедания граждан других религиозных конфессий), национальной культуры. Особый упор делает также на отстаивание национально-государственных интересов России, защиту российских товаропроизводителей и предпринимателей, заботу о процветании Отечества в целом.
Вместе с тем под флагом национал-патриотической идеи выступают самые разные движения и партии, как искренне приверженные национал-патриотическим целям и ценностям, так и паразитирующие на них. Наибольшую известность на ниве национал-патриотизма, прежде всего русского толка, приобрели ЛДПР, Конгресс русских общин.
Идеологию “просвещенного традиционализма” отстаивает Российский общенародный союз (С.Бабурин). В ее основе – признание самоценности всех периодов исторического развития России и СССР, недопущение как бездумной идеализации, так и безоглядного очернительства нашего прошлого, четкая ориентация на сохранение традиций коллективизма, присущих народу, укрепление общегосударственного единства на принципах Народовластия, Патриотизма и Справедливости, восстановление позиций России как естественного геополитического центра прежнего СССР посредством добровольного воссоздания государственного единства составлявших его народов [c.686] и поэтапного формирования нового федеративного объединения – Российского Союза.
Привлекательность национально-патриотических идей в последнее время заметно усилилась. На них устойчиво ориентируется значительная часть российского электората, о чем свидетельствует успех на парламентских выборах 1993 и 1995 гг. партии ЛДПР. В ближайшей перспективе национал-патриотическая идеология сохранит свое идейное значение и влияние. Вместе с тем, патриотические ценности не стали и вряд ли будут ее исключительной монополией. Они нашли отражение в идейно-политических платформах коммунистов, либералов, других объединений и движений.
Таким образом, идеология является необходимым и важным элементом общественно-политической жизни современного государства. Она представлена широким спектром различных разновидностей систем идей и форм выражения их содержания. Политические идеологии фактически образуют идейное ядро любых систем ценностей и программ их реализации. В идейно-политическом спектре российского общества выделяется триада праволиберальной, левокоммунистической и социал-демократической, а также национал-патриотической идеологии.[c.687]
Глава XL.
Основные понятия:идеология, идея, идеологическая потребность, теория, концепция, “деидеологизация” политики.
Вопросы для размышления и самопроверки, учебные задания:
1. Что такое идеология, каковы ее существенные признаки?
2. Каково соотношение идеологии политики?
3. Выясните сущность понятий “идея”, “теория”, “концепция”, есть ли между ними связь? Если “да”, то в чем она выражается?
4. Каким образом перемены в мире повлияли на общественно-политическую мысль?
5. Какие основные направления общественно-политической мысли, разновидности идейно-политических [c.687] течений Вы знаете? Дайте им краткую характеристику. Составьте таблицу.
6. В чем суть новых моментов в современной политической идеологии?
7. Какова идеологическая ситуация в России?
Литература:
1. Шапошников Е. Что сегодня мешает России. // Независимая газета. – 1994. – 15 июня. 2. The end of Ideology Debats. / Ed. by R.Heber. – N.-Y., 1969. P. 128. 3. Sorokin P. The Crisis of our Age. – N.-Y., 1941. P. 13. 4. Аксючиц В. Патриотизм или фашизм? Выбор будущего и диктат исторического рока. // Независимая газета. – 1994. – 23 июня. 5. Волкогонов Д.А. Психологическая война. – М.: Воениздат, 1983. С. 21-22; Спиркин А.Г. Основы философии. Учебное пособие для вузов. – М.: Политиздат, 1988. С. 488. 6. Франк С. Нравственный водораздел в русской революции. // Свободная мысль. – 1992. – № 4. – С. 64. 7. Кургинян С. Слово есть дело. // Век. – 1996. – № 15. 8. Фукуяма Ф. Конец истории? // Вопросы философии. – 1990. – № 3. – С. 134. 9. Foursans A. Pour un nouvean liberalisme. – P. 1982. P. 97. 10. Oakeshott M. Rationalism in Politics and other Essayes. – L., 1967. P. 169. 11. Шаккум М. Выход из кризиса: власти не хотят, оппозиция не может. // Московская правда. – 1996. – 24 апреля.[c.688]
|
|