Сущность нормативного, экспериментального, индексного методов прогнозирования 5.1. Сущность нормативного метода
Одной из функций стратегического менеджмента является разработка нормативов конкурентоспособности перспективных моделей товаров, которые будут выпускаться в будущем. Для разработки этих нормативов проводятся глубокие маркетинговые исследования рынков, на которых могут быть представлены товары фирмы, строится дерево показателей конкурентоспособности товаров фирм-конкурентов, прогнозируются показатели качества и ресурсоемкое товаров, условий их применения. Для прогнозирования перечисленных показателей может применяться любой из методов, рассмотренных в табл. 1.
Вместе с тем, фирмы, ориентирующие свою деятельность на воспроизводство конкурентоспособных на внешнем рынке товаров, не всегда имеют аналог-ориентир. Эти фирмы чаще всего являются пионерами (эксплерентами) в данной области. Поэтому для прогнозирования нормативов конкурентоспособности будущих товаров фирмы -эксплеренты применяют экспертные (при наличии квалифицированной экспертной группы численностью не менее 7 человек) и нормативные методы прогнозирования (при отсутствии экспертной группы, но наличии профессионала в данной области и необходимой информации). Остальные методы являются вспомогательными.
Нормативный метод прогнозирования основывается на:
а) установлении зависимостей между экономическими и организационно-техническими показателями (факторами);
б) установлении ориентира (норматива) будущего развития объекта.
На рис. 3 показана форма связи между показателями качества объекта и затратами на их достижение.
Рис. 3. Зависимость между показателями качества товаров (Пк) и производственными затратами на их достижение (Зп)
Анализ рис. 3 позволяет сделать следующие выводы:
1) зависимость между показателями качества товаров и производственными затратами на их достижение прямо пропорциональная;
2) каждая последующая единица качества требует все больше единиц затрат. Например, как показано на рисунке, при повышении качества на 20%, с точки "А" до точки "Б" затраты увеличились на 100%. Подобные соотношения индивидуальны для конкретного показателя качества.
Зависимость между показателями качества товаров и эксплуатационными затратами на их использование имеет обратную форму связи: с повышением качества затраты в сфере эксплуатации ("тебестоимость") снижаются. Оптимальный уровень качества (норматив)определяется либо исходя из требований потребителей, либо исходя из минимизации совокупных затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта.
На рис. 4 показана схема выбора базы для определения нормативов показателя качества будущего товара и затрат.
Рис. 4. Схема выбора базы для определения нормативов показателя качества (Пк) будущего товара и элемента производственных или эксплуатационных затрат (3)
Конкуренция "невидимой рукой" неуклонно повышает качество товаров и снижает удельные затраты (на единицу полезного эффекта товара). Поэтому после исследования рынка и прогнозирования тенденций изменения показателей качества товара и элементов затрат фирма-изготовитель принимает в 1998 г. решение о повышении данного показателя качества к 2001 г. с точки "А" до точки "Б", снижении эксплуатационных затрат с точки "В" до точки "Д". Производственные затраты на качество при этом увеличились с точки "В до точки "Г", т. к. организационно-технический уровень производств почти не изменился. Однако совокупные затраты уменьшились, т. к. прирост производственных затрат примерно в 2 раза меньше экономии на эксплуатационных затратах. Экономия времени выражается не только в уменьшении абсолютного значения совокупных затрат, но и в дополнительном снижении удельных совокупных затрат за счет повышения качества товара.
На стадии стратегического маркетинга нового товара следует скрупулезно изучать рынок, прогнозировать тенденции научно- технического прогресса и разрабатывать нормативы конкурентоспособноститоваров и фирмы в целом. На этой стадии не проводятся сложные экспериментальные работы, а собирается и изучается различного рода информация. На стадии стратегического маркетинга устанавливаются нормативы конкурентоспособности, на стадии НИОКР проверяется теоретически и практически возможность материализации нормативов. И если маркетологи не "в ту сторону" направят работников последующих стадий жизненного цикла товара, жди потерь.
Повышение конкурентоспособности во всех сферах деятельности и экономия ресурсов особенно важны для российских предприятий, организаций, фирм, т. к. в целом Россия по эффективности использования ресурсов в 2-2,8 раза отстает от передовых стран, а по уровню конкурентоспособности находилась в 1995 г. на 48 месте.
|