Этнические процессы в середине – второй половине I тыс. н.э. Формирование восточнославянских племен территории Беларуси. В начале раннего средневековья в письменных источниках появляются первые достоверные упоминания о славянах. Тогда у них распадался родовой строй. С 6в. славяне (склавины и анты) расселялись на территории Южной, Средней и Восточной Европы. Потом они постепенно разделились на три большие группы: западные – чехи, словаки, поляки; южные – сербы, болгары, хорваты; восточные – белорусы, украинцы, русские.
О нахождении славян на территории Беларуси в 5-8вв. письменные сведения в письменных источниках отсутствуют. Основными данными для решения этого сложного вопроса являются материалы исследований археологических памятников.
В середине 1 тыс. н.э. в жизни населения средней и северной Беларуси происходят значительные изменения. Культура штрихованной керамики и днепро-двинская сменяются памятниками типа верхнего слоя Банцеровщины. Впервые они стали известны в конце 20-х годов по материалам 5-8вв., полученных из верхнего культурного слоя Банцеровского городища под Минском.
В результате раскопок получены значительные и разнообразные сведения о характере памятников третьей четверти 1 тысячелетия центральной и северной Беларуси. В северо-западной части днепровского бассейна выявлено несколько десятков селищ 5-8вв.
На первой стадии существования банцеровской культуры население проживало только на селищах, размещенных по берегам рек и озер. К ранним относятся поселения около д. Курчина и Ревячки Медельского, Воронеч Полоцкого, Сосенка Вилейского районов. Наиболее ранний комплекс найден на раскопках поселения и грунтового могильника около д. Ревячки. В раскопе выявлены наземные и полуземляночные жилища с печами-каменками.
Селища другого хронологического периода возникают в непосредственной близости от ранних городищ, уже опустевших к тому времени. Городища культуры штрихованной керамики и днепро-двинской были значительно перестроены в хорошо укрепленные убежища, где пряталось население во время опасности.
Важные раскопки проведены на селище Дедиловичи. Оно лежит на склонах холма, на вершине которого находилось небольшое городище, основанное племенами культуры штрихованной керамики. На селище раскопаны 54 жилища двух типов – наземные постройки столбовой и срубной конструкции. Обычно жилища представляют собой полуземлянки. Обогревались жилища с помощью открытых очагов или печей-каменок, размещенных в одном из углов полуземлянок. Печи строились из камней без использования глины.
Ученые связывают с населением банцеровской культуры грунтовые и курганные могильники 5-8вв. Грунтовые погребения выявлены на селище поблизости от д. Ревячки. Одно трупосожжение было помещено в урне, два других – в ямках.
В Северной Беларуси были выявлены многочисленные погребения в курганных могильниках. Курганы в плане – длинные, круглые. Погребальный обряд похож на ритуал грунтовых могильников. Остатки кремации в урнах или без них помещались в насыпи курганов.
Инвентарь погребений в курганах бедный. Встречаются находки деталей костюма, единичные вещи (синие стеклянные бусы, железные пряжки, фрагменты орнаментированных костяных изделий). В качестве урн или накрывающей их посуды использовались лепные горшки банкообразной, слабопрофилированной или тюльпанообразной формы. В Беларусском Подвинье возник локальный вариант банцеровской культуры, который характеризуется появление рядом с круглыми курганами длинных валоподобных насыпей. Некоторые исследователи считают такие могильники кривичскими.
Ведущими отраслями хозяйства были земледелие и скотоводство. Охота и рыболовство играли вспомогательную роль. Были распространены домашние ремесла – черная и цветная металлургия, гончарство, прядение, ткачество, обработка шкур, дерева и др.
Хронологические рамки банцеровской культуры определяются 5-8вв. Памятники этой культуры в средней и северной Беларуси сформировались на основе культур штрихованной керамики и днепро-двинской. Особенности воздействия южных культур проявились в распространении открытых поселений, в строительстве полуземляночных жилищ, в погребальном обряде.
Этнический состав населения 5-8вв. в центральной и северной Беларуси окончательно не выявлен. Археологические данные позволяют предполагать, что в формировании банцеровской культуры принимали участие и славянские племена. Они появились на территории, где раньше жили балты и в значительной степени сами ассимилировались. При дальнейшем расселении славяне окончательно заселили Верхнее Поднепровье и Подвинье.
Вторая археологическая культура третьей четверти 1 тысячелетия получила название калочинской (от д. Калочин Речицкого района). Территория распространения калочинской культуры включает гомельско-могилевское поречье Днепра и Сожа, Подъясенье, верховья Сулы, Сейма, бассейн нижней Припяти. Исследователи рассматривают калочинские памятники в качестве варианта большой культурной общности, включая в ее ареал Смоленское Поднепровье, среднюю и северную Беларусь.
Основными памятниками являются селища и грунтовые могильники. Этой культуре принадлежат также городища и курганные могильники. Были раскопаны три городища: Калочин на Днепре, Красная Звезда на Березине, Залатомино на Соже. Городища хорошо укреплены валами и рвами. На их площадках выявлены хозяйственные ямы, видимо, для запасов питания. Селища размещались около воды. На селище Калочин, Тайманово, Юровичи выявлены жилища. Это небольшие прямоугольные или квадратные полуземлянки площадью от 9 до 22м2 с очагом в углу.
Погребальный обряд характеризуется помещением остатков трупосожжения в грунтовые могильники. Преобладают ямные безурновые погребения, однако встречаются и погребения в урнах. Такие могильники исследованы в Новом Быхове, Тайманове. К калочинским относятся отдельные погребения в курганных могильникам Демьянски на берегу Ипути.
Калочинская культура датируется 5-8вв. Ученые единодушны в мнении, что формирование калочинской культуры связано с памятниками предшествующего времени на этой территории. Остается нерешенным вопрос об этнической принадлежности культуры. Часть исследователей включают ее в балтский этно-культурный массив. Другие исследователи говорят о славянском характере калочинских памятников. Третьи считают, что калочинская культура балтская, однако находится под мощным влиянием славян.
В 8-9вв. славяне разделились на 13-15 этнических общностей или племенных княжений, как они названы в летописи. На территории Беларуси находилось несколько таких объединений. Это были довольно устойчивые объединения – кривичи, радимичи, дреговичи. Они представляли собой не племена, как в раннем железном веке, а сложившиеся протонародности («народцы») и одновременно начальные государственные образования или протогосударства.
Кривичи – большое объединение племен, которые жили в верховьях Днепра, Западной Двины, Волги, на юге Чудского озера. Известия о них встречаются в летописях при описании событий 9-10вв.
Название «кривичи» исследователи выводят по-разному: от имени старшего рода Крив, что наиболее вероятно, от слов «кровные» (близкие по крови), от языческого первосвященника Криво-Кривейте, от пересеченной, холмистой местности (кривизна).
Процесс формирования кривичей – результат ассимиляции пришлыми славянами местных балтских и западно-финских племен. В конце 1 тысячелетия н.э. объединение кривичей распалось на 3 группы – полоцкую, смоленскую, псковскую.
Курганные могильники кривичей второй половины 1 тысячелетия нашей эры состоят из длинных (валоподобных), удлиненных и круглых в плане насыпей высотой 1-2м, в которых помещены остатки кремации покойных. В Витебской области изучены курганы 5-7вв. около д. Янковичи. В Городокском районе около д. Дорохи выявлено 11 курганных могильников трех периодов: третьей четверти 1 тысячелетия н.э., 9в. с кремаций умерших и 10-начала 11вв. с трупоположением.
Курганные могильники кривичей 9-10вв. исследовались около д. Барки, Глинище Полоцкого, Смольки Городкского районов. Трупосожжение почти всегда находилось под насыпью, на грунте. Часто пережженные кости собраны в неглубокой ямке, сверку которой помещен перевернутый вверх дном глиняный горшок. Большинство курганов бедны на инвентарь или совсем его не имеют. Изредка встречаются курганы с большим количеством поврежденных огнем женских украшений, распространенных у балтов, характерных также для культуры смоленских длинных курганов. Славянскими чертами курганов 9-10вв. является обряд трупосожжения и наличие лепных горшков с отличительными чертами. В длинных курганах северной Беларуси, видимо, похоронены славяне, в быте которых чувствуется сильное влияние материальной культуры балтов.
На границе 10-11вв. появляются круглые курганы с погребальным обрядом трупоположения, который окончательно вытеснил кремацию. Для полоцких и смоленских кривичей в 11-12вв. характерен определенный тип украшений – браслетоподобные проволочные кольца с завязанными концами диаметром 5-11см, которые носили женщины.
Население Полацкой земли и представители местной династии князей названы «кривичами» в летописях под 1127, 1129, 1140, 1162гг. Название «кривичская земля» в некоторых случаях сохранилась на территории северной Беларуси до первой четверти 14в. В латышском языке термин «кривичи» закрепился для обозначения восточных славян.
Одновременно в древних летописях используется термин «полочане». Согласно объяснения летописца это название происходит от реки Полоты – правового притока Западной Двины, возле устья которой был основан Полоцк. Видимо, полочане – группа кривичей, которые выделились из кривичского объединения с центром в Полоцке, от которого они получили свое название.
Дреговичи, как отмечал летописец, жили между Припятью и Западной Двиной. Однако эти реки не очерчивали дреговичскую территорию. Благодаря археологическим исследованиям установлено, что дреговичи занимали территорию на востоке до Днепра, на севере до линии городов Заславье, Логойск, Борисов. Тут дреговичи смешивались с полоцкими кривичами. Южная граница территории дреговичей находилась немного на юг от Припяти, где они были соседями с древлянами. В направлении на запад граница переходила Западный Буг, что подтверждают материалы курганных могильников в Среднем Побужье.
Наиболее распространено мнение, что название «дреговичи» происходит от слова «дрыгва» (болото). Дреговичи – жители сырой, болотистой местности. Высказываются также мнения, что это название произошло и от имени собственного, например Драг и Драговит. Летописец называет дреговичей среди этнических групп, которые имели «свое княженье» еще до возникновения Киевской Руси.
Предшественниками летописных дреговичей на средней Припяти в 6-8вв. были славянские племена пражской культуры
Курганы дреговичей 9-10вв. с кремацией и лепной керамикой известны на Днепре, Припяти, в верховьях Случи и Оресы. На рубеже 10-11вв. появляются первые дреговичские курганные трупоположения. В курганах 11-13вв. встречаются постройки в виде невысокого сруба, покрытого крышей.
Среди женских украшений у дреговичей были распространены зерненые бусы. Они изготавливались из меди и серебра.
Каркас бусин был украшен напаянными мелкими серебряными шариками – зернью. Такое сочетание разных металлов придавало изделию особую красоту. Такие бусы считаются характерным племенным признаком дреговичей. Набор украшений дреговичских женщин был менее богатым по сравнению с кривичскими.
По мнению некоторых исследователей, город Брест был основан на рубеже 10-11вв. дреговичами и принадлежал Туровскому княжеству. Во многих курганных могильниках на север и запад от древнего Бреста находят зерненые бусы дреговичского типа. Они выявлены и в культурном слое Бреста. Изучение погребального обряда и инвентаря курганов 10-13вв., их классификация привели к выводу, что дреговичи были основным населением Среднего Побужья. Другие ученые считают, что археологические памятники, которые напоминают так называемые «каменные курганы», принадлежат славянизированным потомкам западнобалтских племен ятвягов.
В «ПВЛ» дреговичи упоминаются под 1116 годом. В последний раз они упомянуты в летописи в 1149 годом в связи с тем, что города «Слуцк, Клецк и все дреговичи» временно оказались под властью черниговского князя.
На территории расселения дреговичей возникли города Туров, Пинск, Брест, Слуцк, Клецк, Рогачев, Мозырь, в конце 10 в. сложилось Туровское княжество. Юго-восточная часть земель дреговичей вошла в Киевское княжество.
Радимичи – восточнославянская этническая общность, земли которой размещались в юго-восточной части современной Беларуси (восток Гомельской и Могилевской областей), а также в западных районах Брянской и северо-западных районах Смоленской областей. На территорию Беларуси, таким образом, приходится более чем половина основных радимичских земель.
Поскольку основная территория радимичей находилась в зоне малоурожайных суглинисто-подзолистых почв, они стремились к расселению в черноземные земли, результатом чего стал колонизационный поток их в юго-восточном направлении.
Как сказано в летописи, название радимичи происходит от имени собственного Радим, во главе с которым радимичи пришли с прапольских земель. Предшественниками радимичей в Посожье были носители калочинской культуры 5-8вв.
Наиболее исследованными являются курганные могильники. Погребальный обряд – трупосожжение (8-10вв), с конца 10в. – трупоположение. В Беларуси курганы радимичей изучались около д. Обидовичи Быховского, Веточка, Вишенька, Годиловичи, Ходосовичи, Шапчицы, Юдичи Рогачевского, Демьянки Добрушского, Насимковиси Чечерского районов.
Характерными для радимичских женщин были украшения, где в разных вариантах сочетались семилопастные или перстнеобразные височные кольца, мелкий бисер, позолоченные стеклянные бусы, круглые подвески, которые символизировали небесные светила. Для радимичедсй кроме височных колец свойственными являются пластинчатые шейные гривны. Этнографические особенности женского костюма объясняются влиянием балтского субстрата на культуру радимичей.
Почти до конца 10в. радимичи жили самостоятельно и выплачивали дань сначала хазарам, а потом Киеву. С 11в. территория радимичей была в составе Черниговского княжества. В летописи радимичи упоминаются под 984г. Наиболее крупным городом радимичей был Гомель, о чем свидетельствуют археологические раскопки. Существовали также города Кричев, Славгород, Чечерск. Последний раз радимичи упоминаются в летописи под 1169г.
Главные занятия кривичей, дреговичей, радимичей – земледелие. Основные орудия для обработки земли – соха и рало. На территории Беларуси в основном использовалась соха, которая только рыхлила, но не переворачивала землю. Основные сельскохозяйственные культуры – ячмень, просо, пшеница, рожь, лен. Восточным славянам были известны культуры бобов, гороха, чечевицы и особенно репы. Важную роль играло скотоводство. Разводили крупный и мелкий рогатый скот, свиней, а также лошадей. Распространены также были лесные и речные промыслы, бортничество. Занятие ремеслами для сельского населения имел подсобное значение. Крестьяне сами изготавливали ткани, шили одежду и обувь, делали предметы быта, посуду, стоили жилье.
Типам сельских поселений, которые известны по письменным источникам, отвечают два типа археологических памятников: открытые неукрепленные поселения от нескольких сот квадратных метров до нескольких гектаров и небольшие хорошо укрепленные городища.
В начальной стадии поселения славян размещались в речных долинах и на береговых террасах группами по 3-5 и больше поселений. В 8-9вв. характер размещения поселений не изменился, однако увеличилось их количество. Ближайшие поселения составляли единую государственно-территориальную структуру – общину, а между группами поселений оставались большие незаселенные просторы, занятые лесом.
|