Тема 2.1.3. Борьба экипажа с пожарами на судах. Причины возникновения пожара на судах?
Пожары на судах происходят от: * неосторожного обращения с открытым огнем, нагревательными приборами и от курения; * неисправности электрических кабелей, электрооборудования, освещения, нарушения правил эксплуатации судовых механизмов; * попадания топлива на раскаленные и горячие поверхности механизмов, выхлопных трубопроводов; * искрообразования при работе котлов, камбузов и при ударах; * воспламенения горючих газов и паров нефтепродуктов; * нарушения правил производства сварочных работ; * разрядов статического и атмосферного электричества; * самовозгорания и самовоспламенения грузов; * смешения несовместимых опасных грузов
Организация противопожарных мер на судне.
Организационные мероприятия по созданию системы противопожарной защиты судна, поддержание противопожарного режима на судне осуществляются в соответствии с требованиями СОЛАС-74, Международной конвенции о подготовке и дипломировании моряков и несении вахты 1978 г. - ПДНВ-78/95), предусматривающей требования к компетентности, профессионализму и квалификации членов экипажей судов и их оценку, и Международным кодексом по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения.
Специальные требования пожарной безопасности, зависящие от специфических особенностей судов, типов силовых установок, а также подлежащих выполнению при перевозке различных грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, ремонтных и других видов работ устанавливаются соответствующими нормативными документами. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности судна возлагается на судовладельца. Если судно передано другому предприятию для ремонта или отстоя, то противопожарные мероприятия и ответственность за его пожарную безопасность могут быть возложены на предприятие, принявшее судно для ответственного хранения на время ремонта или отстоя, если это условие установлено договором судовладельца и предприятия.
За противопожарную безопасность несет ответственность:
судна, находящегося в эксплуатации или ремонте при наличии судового экипажа, - капитан судна;
ремонтируемого судна при отсутствии судового экипажа – судоремонтное предприятие, что должно быть предусмотрено договором судовладельца и судоремонтного предприятия;
судна, находящегося в доке, - предприятие производящее доковые работы независимо от наличия экипажа на судне, находящегося в доке.
Ответственность за соблюдение требований пожарной безопасности при проведении ремонтных работ подразделениями судоремонтного предприятия возлагается на предприятие, производящее эти работы.
Ответственность за выполнение требований пожарной безопасности при перевозке грузов, производстве погрузочно-разгрузочных, бункеровочных, а также ремонтных и других видов работ, производимых силами судового экипажа или ремонтными бригадами, взятыми в рейс, возлагается на капитана судна.
Контроль выполнения эксплуатационных требований в отношении пожарной безопасности судна осуществляет капитан морского порта в соответствии с требованиями правила 19 главы I СОЛАС-74, статьей 5 Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 г.(далее - МАРПОЛ 73/78), статьей Х ПДНВ-78, главой V Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации и рекомендациями резолюции Ассамблеи ИМО А .742(18) от 05.11.1993 г.
К занятию должностей членов экипажа судна допускаются лица, имеющие дипломы и квалификационные свидетельства, установленные Положением о дипломировании членов экипажей морских судов (постановление Правительства Российской Федерации от 4 августа 1999 г. № 900, Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, № 33, ст. 4119) , прошедшие соответствующую противопожарную подготовку в морских учебных заведениях по программам, одобренным Министерством транспорта Российской Федерации, учитывающие, в том числе, обязательные требования для подготовки и квалификации лиц командного и рядового состава специализированных судов определенных типов. (Глава V ПДНВ-78). Лица, не являющиеся пассажирами и членами экипажа судна (подменные и ремонтные бригады, практиканты и т.п.), до выполнения возложенных обязанностей должны пройти инструктаж и приобрести знания:
о символах, знаках безопасности и сигналах аварийно-предупредительной сигнализации;
о подаче сигнала при обнаружении дыма или пожара, нахождении и использовании индивидуальных спасательных средств, путях эвакуации и месте сбора;
об использовании переносных огнетушителей и действиях по открытию и закрытию противопожарных дверей;
о методах и приемах первой медицинской (доврачебной) помощи.
На судах, имеющих на борту пассажиров, в срок не более 24 часов после выхода из порта должен быть проведен учебный сбор и противопожарный инструктаж всех пассажиров, ознакомление с местами нахождения и правилами пользования индивидуальными и коллективными спасательными средствами.
На пассажирских судах, заходящих в промежуточные порты и принимающих на борт новых пассажиров, должна проводиться периодическая радиоинформация о мерах и правилах пожарной безопасности.
Все вновь прибывшие члены экипажа судна должны пройти первичный инструктаж о мерах пожарной безопасности на рабочем месте.
Обучение и инструктаж по использованию спасательных средств и их снабжения и по использованию средств пожаротушения должны проводиться на судне как можно скорее, но не позднее чем через 2 недели после прибытия члена экипажа на судно, однако, если член экипажа приписан к судну в соответствии с определенным графиком, такое обучение должно проводиться не позднее чем через 2 недели после того, как он впервые прибудет на судно. Индивидуальный инструктаж может касаться различных частей судовых спасательных средств и судовых средств пожаротушения, однако все судовые спасательные средства и судовые средства пожаротушения должны быть рассмотрены в течение 2 месяцев (правило III 19/4.1 СОЛАС-74).
Проведение инструктажа возлагается капитаном судна на лиц командного состава и оформляется записью в журнале инструктажа, хранящегося у старшего помощника капитана.
Противопожарная подготовка на судне обязательна для всех членов экипажа. Она должна проводиться непрерывно в соответствии с планами технической учебы, утверждаемыми капитаном судна, и включать изучение:
устройств и конструктивных особенностей судна;
организации пожаротушения на судне;
схем противопожарной защиты;
мест сбора и обязанностей отдельных членов экипажа;
стационарных и переносных средств пожаротушения, правил их эксплуатации, поддержании в исправности и готовности к действию;
аварийных дыхательных устройств;
личных обязанностей по борьбе с пожаром и личных процедур безопасности.
Также должны проводиться периодические практические учения (в условиях, максимально приближенных к реальным ситуациям) в соответствии с расписаниями по пожарной тревоге, согласно оперативным планам тушения пожаров, задачам и функциям аварийных партий (групп) по отработке операций по организации борьбы с пожарами и эффективному использованию средств пожаротушения.
Практические занятия проводятся по учебным тревогам, объявляемым по указанию капитана судна.
На судне должны проводиться общесудовые и частные учения по борьбе с пожаром.
Общесудовые учения подразделяются на подготовительные, зачетные и показательные.
Частные учения проводятся в составе аварийных партий.
Общесудовые учения проводятся со всем экипажем под руководством капитана судна по заранее подготовленному плану, к разработке которого привлекается весь командный состав судна. В зависимости от натренированности экипажа общесудовые учения проводятся в простых или сложных условиях с применением средств имитации: с задымлением помещений и принятием мер предосторожностей, исключающих возможность аварий на судне (а при стоянке в порту - с информацией капитана порта), а также вводных команд и инструктажей, определяющих сложность учебных задач.
Частные учения проводятся командирами аварийных партий по планам, утвержденным старшим помощником капитана судна, как по общесудовым тревогам, так и без объявления их.
|