Обратная связь
|
ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ Взаимодействие с родителями представляет собой частный случай более общего вопроса: кто несет ответственность за воспитание, кто является экспертом в определении способностей ребенка — родители, специально обученные психологи, врачи, педагоги-воспитатели? В разные эпохи на этот вопрос давались разные ответы. Так, например, в некоторых религиях считается, что взрослые греховны и не могут воспитывать детей. Психологические исследования показывают, что воспитатели, наблюдающие поведение конкретного ребенка на фоне группы сверстников, гораздо яснее представляют себе круг его интересов, особенности восприятия и поведения, чем родители. Тем не менее в большинстве конституций определено, что семья несет ответственность за воспитание гражданина, поэтому требования родителей должны быть учтены в дошкольном учреждении.
Среди этих требований называют: определение цели дошкольного воспитания; перечисление видов деятельности, организуемых воспитателем в детском саду; организацию питания, сна и отдыха, занятий физкультурой (в западной терминологии -спортом); соотношение занятий и свободной игры; оформление и распределение помещений детского сада; возможность ребенку знакомиться с окружающим; гибкость режима работы. Обычно родители исходят из того, что ребенку нужно обеспечить любовь и профессиональную заботу персонала. Важны также представления общества о детях дошкольного возраста и экономический и социальный статус родителей, имеющих таких детей: насколько они уважаемы, какой поддержкой пользуются, какую работу могут получить.
Существует три основных родительских стиля: авторитарный (поведение контролируется в соответствии с абсолютными стандартами); авторитативный (поведение контролируется в соответствии с нуждами развития); пермиссивный (контроля избегают, детей не порицают). Первый вариант считается устаревшим и подавляющим личность ребенка, что рикошетом обедняет и жизнь родителей, так как не позволяет им узнать свое дитя и подготовиться к будущему. Проблемы все разрешающих родителей часто определяются тем, что они боятся стать врагами ребенка, одернуть его, приучить его к каким-то правилам. Они либо слишком много читали о самоценности детства, и абсолютизируют все детские проявления, в том числе игру, либо недостаточно опытны и уверены в себе, чтобы различать среди детских проявлений такие, которые нужно поддерживать и поощрять, и такие, которые являются «проверкой границ»: ребенок все время пытается узнать, что можно и что нельзя, что хорошо и что плохо, ожидая, что взрослые ему в этом помогут. Детские способы «разведки» — капризы, смелость, наглость, непослушание. Способ ответа взрослого — четкие «да» и «нет», строгость и решительность, ласка и поддержка. Именно адекватные реальности установки отличают родителей авторитатив-ного, наиболее поощряемого семейными консультантами типа. Эти родители достаточно хорошо представляют себе, как развивается ребенок, через какие этапы проходит становление личности. Их нельзя застать врасплох истерикой, сбить с толку неожиданными интересами и фобиями. Они пытаются как можно глубже понять своего ребенка и исходить из действительных потребностей его роста и развития. Они не боятся формулировать и проводить в жизнь некоторые принципы и правила. Они лояльны и действуют по обстоятельствам. Это старый принцип «кнута и пряника», переосмысленный в новой исторической обстановке.
Некоторые родители проявляют озабоченность главным образом тем, насколько их дети готовы к поступлению в школу. Возраст начала школьного обучения колеблется в разных странах между 4 и 8 годами, поэтому проблема обучения детей чтению, счету, письму и решению элементарных логических задач (по типу тестов) решается в соответствии с этим: этому учат либо в детском саду или семье, либо в школе. Если подготовка ребенка к обычной школе не входит в основные цели дошкольных учреждений, то овладение этими навыками не является существенной частью их работы. Но в этом случае школа должна быть готова принять детей, отличающихся от большинства других, приходящих в школу. Поэтому часто после детского сада, созданного по инициативе родителей, приходится перестраивать и систему работы школы. В этом случае нередко трудно согласовать установки родителей и педагогов. Родители иногда хотят чего-нибудь особенного для своих детей, им не нравится официальный государственный подход к воспитанию и обучению в дошкольном возрасте, они предпочитают частные детские сады, работающие по сформулированным родителями принципам. Не всегда вписываются в общую систему детские сады с языковым или художественным уклоном или работающие по системе Монтессори, Штейнера. Интересны также проекты, посвященные переходу родителей в воспитатели (такая возможность предусмотрена в некоторых законодательных актах).
Невозможно справиться с проблемами современных детей только в школе либо только дома. Часто школы в большей степени, чем семьи, наносят вред развитию личности: именно в школах дети знакомятся с курением, наркотиками, алкоголем, оружием. По данным ученых, только 70 % тех, кто сейчас учится в школе в США, ее закончит, а среди детей национальных меньшинств -еще меньше.
. Чтобы вовлечь родителей в сотрудничество со школой, существуют некоторые широко распространенные виды совместных действий. Учителям предлагается: разрабатывать программы, направленные на помощь в обучении и предупреждение неуспеваемости, в осуществлении которых участвуют родители; информировать родителей письменно и устно, приглашать их на встречи, где они могут оценить качество обучения; создавать программы для обучения грамоте взрослых (если школа расположена в бедной стране, бедном районе или в месте проживания иностранцев); проводить регулярные встречи с руководством; устраивать^общие обеды в столовой; организовывать поездки за город с родителями; привлекать их к участию в других мероприятиях; приглашать выступить в школе; включать родителей в различные школьные комитеты и комиссии; обеспечивать присутствие родителей на общешкольных мероприятиях; разрешать родителям новичков находиться в школе некоторое время по их желанию вместе с детьми; проводить собрания и другие мероприятия в удобное время (вечером).
В целях углубления работы с родителями педагогическому коллективу следует решить для себя вопросы: все ли собрания с родителями целенаправленны, имеют смысл для решения проблем? Легко ли им понять, что происходит в классе, как можно поставить его об этом в известность? Могут ли родители считаться достоверным источником информации о своем ребенке? Имеет ли ценность влияние родителей и можно ли назвать несколько особых моментов, когда оно оказалось существенным? Родители приходят в школу для того, чтобы обсуждать деятельность педагогов позитивно или негативно? Персонал школы обсуждает родителей обычно негативно или позитивно? Информируют ли родителей о хорошей успеваемости их детей? Какой процент родителей участвует в общественной работе в школе, предоставлена ли всем такая возможность с учетом их пожеланий? Описывают ли учителя и родители свои отношения во враждебном тоне? Были ли у кого-то из родителей в свое время проблемы со школой? Достаточно ли учитываются пожелания родителей при организации учебного процесса и дополнительных занятий для детей?
Когда педагоги встречаются с родителями, они должны говорить с ними на одном языке, стремиться понять семейные правила и ритуалы, специальную школьную терминологию исключить (по крайней мере в начале беседы), чтобы не отпугнуть мать или отца. Учителя и воспитатели должны стараться почувствовать, какую реакцию вызывают их слова, когда эмоции преобладают над фактами, ориентироваться на сотрудничество, а не на соперничество при решении вопроса о потенциальном влиянии на ребенка. Семьи могут сами предлагать педагогам варианты решения проблем, особенно тогда, когда они замечают в поведении ребенка признаки насилия, давления (сексуальные домогательства, тяжелые проблемы в коллективе, издевательства, влияние наркотиков). Прояснить проблемы в общении с ребенком помогают такие меры, как проведение взрослыми общих собраний, на которых составляется договор об искренности, высказываются предложения советоваться, задавать вопросы, собирать информацию об аналогичных случаях; составляют последовательный план действий по принятию надлежащих мер; готовят для участников конкретные задачи, например, понаблюдать за чем-то, сообразуясь со своими возможностями.
В детские сады и школы часто приглашают специалистов — психиатров, психологов, социальных работников, логопедов. Оказывается, что в непринужденной обстановке легче задать волнующий родителей вопрос, который они нередко боятся задать врачу, так как опасаются, что неопытностью могут навредить своему ребенку. Но любого родителя мучает, все ли в порядке с его ребенком, и он косвенно пытается получить ответ на беспокоящие его вопросы. Иногда в сотрудничестве с другими полезно сравнить стили семейного взаимодействия и выбрать новую линию поведения.
С трудными детьми и их родителями педагог должен строить свою деятельность, опираясь прежде всего на достигнутые, пусть и небольшие, успехи. Вначале следует добиваться согласия родителей на участие их ребенка в коррекционной программе, без этого никаких мер принимать нельзя. На любом этапе работы необходимо спрашивать у родителей, что может помешать им участвовать в программе, устранять это препятствие, а затем, по завершении каждого этапа работы, обязательно обсуждать его результат. Воспитаннику нельзя давать отвлекаться от темы и переутомляться, скучать в ожидании, пока, мол, будут достигнуты взаимно согласованные цели. Важно поддерживать контакт с разными социальными организациями, но при этом иметь в виду всегда конкретных людей, в них работающих: лично адресованная информация быстрее доходит до цели и, как правило, дает результаты. Вообще, консультация специалиста — это поддержка и семьи, и педагогического коллектива, а не вызов их компетентности.
Вопросы для повторения
|
|