В чем проблема качества образования? Чем оно определяется? Кто
Отвечает за качество образования? Каковы его основные составляющие?
Как измерить результативность образования?
К чему должно готовить дошкольное учреждение? Начальная школа?
Общемировая тенденция для детских садов такова: воспитатели создают такую атмосферу и среду, которая стимулирует ребенка радостно и спокойно знакомиться с окружающим миром, совершать открытия, быть максимально самостоятельным, проявлять любознательность, выражаться разнообразными способами. Со стороны может показаться, что взрослый самоустраняется, однако это не так. Обучение и воспитание антиавторитарно, но в высшей степени ответственно профессионально и ненасильственно. Дети всегда ощущают надежное и доброжелательное отношение воспитателя.
Общемировая тенденция для школ состоит в следующем: учитель, запасаясь всевозможными материалами и учебными пособиями, организует учебное пространство, создает различные ситуации и условия для продвижения детей, предоставляет им возможность выбирать задания и учиться в своем темпе. Самые прочные знания — добытые самим учеником, самое важное в личности — пережитое на опыте. В обоих случаях взрослый сосредоточивает внимание на поддержке индивидуального развития каждого ребенка и стремится знать о нем все, постоянно консультируясь с родителями. (Эти сведения строго конфиденциальны и никогда не могут быть использованы против кого-то.)
Может быть, определенное преимущество западной системы состоит в ярко выраженной возможности получать по любому вопросу разностороннюю компетентную информацию, консультироваться с разными специалистами любого уровня, находить людей, заинтересованных теми же задачами, способными вместе с тобой решать их. И все они ориентированы на совершенствование системы образования, знакомство с новыми веяниями и внедрение их в повседневную практику.
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Бобровская С. Л. Сущность системы Фребеля. — М., 1972.
Боровикова О.Н., Дежникова Н. С., Ришар Е.Н. Зарубежная школа: авторский поиск, эксперименты, находки. — М., 1993.
Вульфсон Б.Л., Малькова З.А. Сравнительная педагогика. — М.; Воронеж, 1996.
Грюнелиус Э.М. Вальдорфский детский сад. — М., 1992.
Детский сад в Японии / Под ред. В. Т. Нанивской. — М., 1987.
Детство идеальное и настоящее / Под ред. Е. Р. Слободской. — Новосибирск, 1994.
Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. — М., 1996.
Доман Г., Доман Д. Дошкольное обучение ребенка. — М., 1995.
Дюнн М. Все о детской вечеринке. — М., 1996.
История зарубежной дошкольной педагогики: Хрестоматия / Сост. Н.Б.Мчелидзе, А.А.Лебеденко, Е.А.Гребенщикова. — М., 1986.
Карлгрен Ф. Воспитание к свободе. Педагогика Рудольфа Штайнера. Из опыта международного движения вальдорфских школ. — М., 1993.
Лешли Д. Работать с маленькими детьми, поощрять их развитие и решать проблемы. — М., 1991.
Ливер Б.Л. Обучение всего класса. — М., 1995.
Миндлина Т. Я. Дошкольное воспитание во Франции. — М., 1984.
Митч Р. Все дети талантливы. — Минск, 1998.
Обухова Л. Ф. Детская психология. — М., 1995.
Поломис К. Дети в пионерском лагере. Прогулки, походы, экскурсии. — М., 1990.
Сигуан М., Макки У. Ф. Образование и двуязычие. — М., 1990.
Сорокова М. Г. Современное дошкольное образование: США, Германия, Япония. - М., 1998.
Такач К. Э. идр. Одаренные дети. — М., 1991.
Теория и практика социальной работы: отечественный и зарубежный опыт/ Под ред. Т.Ф.Яркиной, В.Г.Бочаровой. — М.; Тула, 1993. -Т. 1-2.
Ушинский К.Д. Собр. соч. — М., 1950. — Т. 3. — С. 497—498.
Фесюкова Л. Б. От трех до семи. — Харьков; СПб., 1996.
Фребель Ф. Педагогические сочинения. — М., 1913. — Т. 1,2.
Фриман Д. Как развить таланты ребенка от рождения до 5 лет. — М., 1995.
ХондзёМ. и др. Как организовать коллектив дошкольников. — М., 1991.
Ainslie R. С. (ed.) The child and the day care setting: Qualitative variations and development. New York, 1984.
Bancroft D., Carr R. Influencing children's development. Oxford, 1995.
Bearne E. Differentiation and diversity in the primary schools. London, 1996.
Bronfenbrenner U. The ecology of human development. Cambridge. 1979. Broude G.J. Growing up. A cross-cultural encyclopedia. Santa Barbara, I Cohen L., Manion L. Research methods in education. London, 1994. Colberg-Schroder ff., Krug M., Pelzer S. Soziales Lernen im Kindergarten.
Munchen, 1991.
Corsaro W.A. Friendship and peer culture in the early years.Norwood, 1985.
David T. Working together for young children. London: Routledge, 1994.
England K. (ed.) Who will mind the baby? Geographies of child care and working mothers. London, 1996.
Fennes H., Hapgood K. Intercultural learning in the classroom: crossing borders. London, 1997.
Fihlo W. L., Lean K. 0. (eds) Teacher education for the environment. NY,
1996.
Fradrich J., Loewenfeld M. Kinder, Umwelt und Natur. Ravensburg, 1994.
Freeman J. Quality basic education: the development of competence. Paris, 1992.
Haucke K. Chancen der Altersmischung im Kindergarten. Koln etc., 1987.
Holt D, (ed.) Primary arts education. Contemporary issues. London, 1997.
Huber L., Kegel G., Speck-Hamdan A. (Hg.) Einblicke in den Schriftspra-chenerwerb. Braunschweig, 1998.
Johnston J. Early exploration in science. Buckingham, 1996.
Lee V., Das Gupta P. (eds.) Children's cognitive and language development. Oxford, 1995.
Luchtenberg S., Nieke W. (Hg.) Interkulturelle Pedagogik und europeisclie Dimension. Herausforderungen fur Bildungssystem und Erziehungswissenschaft. Munster, 1994.
Martin D. J. Elementary science methods. A constructivist approach. Albany,
1997.
Montessori M. Das kreative Kind. Der absorbierende Geist. Freiburg, 1987. Oates J. (ed.) The foundations of child development. Oxford, 1994. Oerter E. Psychologic des Spiels. Munchen, 1993. Retter H. (Hg.) Kinderspiel und Kindheit in Ost und West. Bad Hcilbrunn,
1991.
Rothstein P.R. Educational psychology. New York etc., 1990.
Russell H. Play and friendships in a multi-cultural playground. Melbourne,
1986.
Schwarz H. Lebens- und Lernort Grundschule. Berlin, 1994.
Singer E. Child-care and the psychology of development. London and New
York, 1992.
Steiner R. Die Erziehung des Kindes. Die Methodik des Lchrens. Domach,
1987.
Stubbs M. Language, schools and classrooms. London, 1990.
Swann J. Girls, boys, & language. Oxford, 1992.
Teale W. H., Sulzby E. (eds.) Emergent literacy: writing and reading. Noiv
NJ, 1986.
Tobin J.J., Wu D. Y.H., Davidson D. H. Preschool in three culluivs: l,i|>.m. China, and the United States. New Haven, 1989.
Tucker N. The child and the book. Cambridge, 1990.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Становление взглядов на общественное дошкольное воспитание
и начальную школу 6
Наиболее распространенные педагогические системы общественного
воспитания детей 25
Педагогическая система Фридриха Фребеля 25
Педагогика Марии Монтессори 35
Вальдорфская педагогика 43
Педагогика Селестена Френе 49
Педагогика Реджио Эмилия 58
Общественное дошкольное воспитание и начальная школа в разных
странах 79
США 81
Китай 91
Франция 96
Германия 104
Великобритания 112
Ирландия 116
Япония 120
Турция 127
Финляндия 129
Актуальные проблемы современной зарубежной педагогики детства 140
Экологическое воспитание 141
Свобода и самостоятельность в образовании 154
Воспитатель и учитель в педагогическом процессе 159
Безопасность и насилие 163
Воспитание в духе мира 172
Проблемы взаимодействия с родителями 177
Мальчики и девочки: традиционные половые роли
или равенство 181
Грамота и грамотность 185
Полиэтническое воспитание 193
Разновозрастные группы 200
Педагогический учет модальностей обучения 206
Качество образования 229
Рекомендуемая литература 238
|