Организация работы ответственных руководителей и исполнителей (физкультурных организаторов, дежурных, капитанов команд, судей, исполнителей разовых поручений, групповодов). • Степень подготовленности этих лиц в отношении знания ими своих обязанностей и прав, а также содержания и способов выполнения поручений, успешность их деятельности.
• Контроль и оценка педагогом работы помощников; обеспечение сознательного подчинения занимающихся ответственным лицам и своевременная помощь им в затруднительных случаях (проявляя при этом необходимый такт и предупредительность).
• Соблюдение педагогом требований периодической смены помощников.
Организация присутствующих на уроке (временно освобожденных от упражнений, выведенных по каким-либо причинам из строя, посетителей).
• С точки зрения получения ими определенной пользы от занятия, сведения к минимуму всего, что может помешать работе педагога и занимающихся.
Организация предметного содержания урока.
• Фактическая организация (в процессе проведения занятия) упражнений вводной части урока по содержанию, последовательности и нагрузке в соответствии с конкретным физическим и психическим состоянием учащихся и внешними условиями работы: целесообразность внесенных (сравнительно с предусмотренным в конспекте) изменений.
• Наличие и целесообразность изменений в составе, последовательности и дозировке упражнений основной части урока;
использование в ней незапланированных вспомогательных упражнений (на внимание, успокаивающих, дыхательных, подводящих и др.), уместность и роль их в соответствующих ситуациях; отсутствие их в аналогичных условиях.
• Фактическая организация и дозировка упражнений заключительной части урока; ее отсутствие и несоответствие состоянию занимающихся, их предстоящей деятельности.
ТЕМА 3.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ СОЗНАТЕЛЬНОСТИ,
АКТИВНОСТИ И НАГЛЯДНОСТИ,
Ведущим в педагогических наблюдениях по третьей (и четвертой) темам должно являться понимание того, что система дидактических принципов представляет собою нормативную основу обучения. Она определяет содержание, методическую направленность, методы и организацию обучения. Необходимо также иметь в виду, что все принципы взаимосвязаны и в процессе учебно-воспитательной работы должны отражаться в определенном единстве. Особенно важно помнить, что законом обучения является его единство с развитием и воспитанием, созреванием познавательных сил обучаемых, воспитанием их интеллектуальных, моральных и волевых качеств, формированием аналитического мышления, привитием общечеловеческой нравственности, Исходя из этого все частные применения предусмотренных тематикой принципов необходимо связывать с требованиями принципавоспитывающего обучения.
Что касается наблюдений по отдельным вопросам третьей темы, то при анализе и оценке соответствующих фактических данных необходимо учитывать достигнутый в школе уровень подготовленности (или неподготовленности) данной группы детей к сознательной, активной и самостоятельной учебной деятельности, следовательно - их реальные возможности справляться с конкретными требованиями. Главным во всех случаях должно являться установление стремления проводящего урок реализовать в своей работе данные принципы, умение выявлять и использовать соответствующие возможности детей, добиваясь доступных в данных условиях, пусть даже небольших, практических результатов. При этом важно не упускать из виду также определенное соответствие и целесообразность отдельных требований специфическим задачам и содержанию обучения на конкретных этапах (начального, углубленного, совершенствующего).
3.1. Формирование сознательного отношения и устойчивого интереса к физическому воспитанию в целом и к конкретному уроку.
• Наличие (или отсутствие) в учебно-воспитательном процессе элементов осмысливания цели проводимых занятий и раскрытия перспективных линий физического совершенствования,
• Проявление педагогом внимания к определению и разъяснению занимающимся конкретных задач и заданий; выбор времени их сообщения (в начале урока, перед выполнением определенного упражнения, в процессе овладения им и т.п.), целесообразность и педагогический результат этого выбора.
• Характер предлагаемых задач и заданий, разъяснений, демонстраций, вопросов, указаний, предложений и других руководящих действий педагога (ясность, полнота, тактичность подачи, эмоционально-волевая окрашенность и т.п.), их роль в стимулировании интересов, мобилизации чувств, мышления и воли учащихся, установлении сознательного отношения к предлагаемому:
влияние этих действий педагога на побуждение учащихся к самостоятельным усилиям, на проявление творческой инициативы, повышение личной ответственности за качество и эффективность учебной работы.
3.2. Формирование у занимающихся навыков сознательного анализа двигательных действий, самоконтроля и самооценки учебного труда.
• Достаточность (или недостаточность) создаваемых педагогом условий для самостоятельного ведения наблюдений, выполнения упражнений и проявления учащимися мыслительной активности (определение педагогом ведущих задач наблюдения и самостоятельных действий учащихся, выделение необходимого для этого времени, сообщение предварительных знаний, организация обстановки, ориентирование в возможных ошибках, опасностях и т.п.).
• Сохранение педагогом руководящей роли в процессе самостоятельных проявлений учащихся (контроль за их действиями, побуждение к самоконтролю, коррекция самооценок; своевременная консультативная помощь, предупреждение ошибочных действий; сосредоточение внимания на недостаточно осваиваемых характеристиках техники движений, на упущении в ориентировочных действиях и применения усвоенных ранее знаниях и умениях; совместная с учащимися формулировка выявляемых в процессе учебных действий закономерностей движений, двигательной деятельности; определение правил парных и других коллективных действий, вопросов взаимоконтроля и критериев взаимооценок; стимулирование и поощрение поисковых и творческих усилий; результирующая оценка поведения учащихся, качества самостоятельных действий и результатов).
3.3. Обеспечение в процессе обучения наглядности и единства фактических наблюдений с формированием отвлеченных представлений и понятий.
• Степень использования различных видов наглядности - непосредственной (зрительной, слуховой и др.) и опосредованной (образным словом и др.); обеспечение педагогом правильности и впечатляемости демонстрируемого (показа движений, иллюстраций, подсчета темпа и др.).
• Выбор времени демонстрация (до выполнения, в процессе выполнения, после выполнения заданного), уместность такого выбора; предварительная подготовка учащихся к сознательному, целенаправленному наблюдению демонстрируемого и осмысливанию воспринятого.
• Внимание педагога к наблюдению и анализу занимающимися собственных действий; обучение сопоставлению их с заданными образцами и побуждение к самокорректированию выполняемого.
• Соблюдение меры в показе движений (учителем, учеником); сочетание показа с требованиями самоотчета занимающихся в воспринятом, осмысливанием и обсуждением его, - обеспечивающим формирование правильных представлений и понятий;
предупреждение слепого копирования показанного, поощрение творческого привнесения в выполнение показанного положительных собственных характеристик и своеобразия (легкости, непринужденности, пластичности, выразительности).
• Привитие интереса к наблюдениям, стремления понять воспринимаемое и разумно использовать в собственной двигательной практике.
|