Реализация требований доступности обучения. • Соблюдение основной установки современной дидактики -обеспечения посильности заданий при высоком напряжении сил и способностей в связи с преодолением трудностей учебной работы; целесообразность и результативность предложенной педагогом меры интеллектуальных, волевых и физических усилий, обусловленных сложностью заданий, учебного материала и конкретных учебных действий (ориентировочных, мыслительных, координационных и др.), а также необходимой интенсивностью и продолжительностью учебной работы; степень учета при этом фактического состояния организма и психики занимающихся.
• Внимание педагога к организации оптимальных условий учебной деятельности и реализации познавательных возможностей учащихся (обеспеченность учебными пособиями, местом и достаточным временем для работы, своевременность помощи, предупреждение травматизма, мобилизация внимания, создание положительных эмоциональных состояний и др.).
• Умение обеспечивать продуманные переходы от более известного, интересного и увлекательного, более легкого и простого к новому, не ставшему еще личной потребностью, к более сложному, трудному, мало эмоциональному, утомительному и т.п.
• Умение вносить в напряженную работу элементы необходимого отвлечения, переключений, успокоения, временного отдыха, или специального восстановления внимания, регуляции дыхательной и сердечно-сосудистой функции, новой мотивации требуемых напряжений и т.п.
Обеспечение индивидуального подхода к учащимся.
• Учет педагогом возрастно-половых различий между мальчиками и девочками при определении
учебных заданий и нагрузок, выборе методических приемов обучения и воспитания, организации и оценке учебной деятельности; внимание к уровню подготовленности, интересам, возможностям определенных звеньев класса и отдельных учеников.
• Проявление заботы о стимулировании, использовании в учебной работе и последовательном развитии индивидуальных способностей учащихся, поддержании творческой инициативы, тактичном устранении недочетов в физическом развитии, двигательных проявлениях и поведении; умение сочетать коллективное обучение с основами техники движений и применения их в различных условиях с индивидуализированным освоением деталей техники и вариантов двигательных действий.
• Конкретные достижения в дифференциации и индивидуализации учебных заданий, приемов педагогических воздействий на уроке; умение обеспечивать в целом коллективный характер обучения и соответствующие воспитательные влияния на взгляды, взаимоотношения и поведение учащихся
ТЕМА 5.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ СЛОВА И ДЕМОНСТРАЦИИ
В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИИ
В наблюдениях и анализе по данной теме (и следующей) необходимо установитьзнание педагогом, проводящим урок, основного состава методов,понимание их сути и типичных особенностей, а такжеумение целесообразно подбирать и эффективно применять в учебно-воспитательной работе. При этом следует обратить внимание на умение творчески сочетать, варьировать и обогащать выбранные методы конкретными методическими приемами, учитывая намеченные задачи, особенности учебного материала, условия проведения занятий, учебные ситуации и возможности учащихся.
В частности, важно проследить наличие у педагога стремления использовать применяемые методы не только в целях репродуктивного (воспроизводящего заданное в готовом виде), но и "продуктивного" обучения (насыщенного проблемными ситуациями, элементами самостоятельного поиска и творческих усилий учащихся). При этом необходимо установить в основных чертах наличие и степень соблюдения педагогом дидактических принципов и общих положений физического воспитания (особенно - принципа оздоровления).
|