Обратная связь
|
Проведение педагогом урока и деятельность учащихся. Урок начался своевременно, а закончился позже звонка. Педагог привела детей из класса, где они переодевались. По заданию учащиеся быстро и почти беззвучно построились в одну шеренгу, на них было приятно смотреть - подтянуты, внимательны. На этом фоне проходил рассказ игры "Караси и щуки", попутно излагались условия и правила игры. По ходу игры педагогом давались необходимые указания, дополнительные пояснения, осуществлялся хороший контакт с учениками.
После игры было предложено построение в две колонны по одному, отдельно мальчики и девочки. В данном случае, как и в начале урока, была использована соревновательная форма, что вызвало большой интерес и удовольствие у детей. Итоги построения и игры педагог подводила с учетом, прежде всего, точности действий занимающихся. Оценка их технических качеств стимулировала повторные усилия в этом направлении, предложенная педагогом смена нескольких положений рук была весьма эффективной для активизации внимания занимающихся. После предварительных указаний относительно предстоящих действий со скакалкой командиры отделений быстро, на хорошем эмоциональном и рабочем фоне, а главное тихо (на что педагог обратила особое внимание) раздали скакалки.
В целом упражнения со скакалками были хорошо организованы, ученики выполняли их старательно, внимательно наблюдали идеальный показ педагога, слушали замечания. Все упражнения со скакалкой пе-
дагог сначала показывала, попутно обращала внимание на главное и на то, каких ошибок нужно избегать, от чего они зависят. По ходу выполнения упражнений высказывались оценочные суждения, делались замечания, уточнялись представления детей. Приятно было слышать: "Молодец", "Отлично", "Мягко приземляешься" и т.п. Педагог успевала каждому своевременно сказать самое необходимое, что весьма активизировало старательность учеников. Ценным являлось и то, что не всё упражнения педагог проводила под счет. Часть из них предлагалось выполнять самостоятельно, а прыжки в индивидуальном темпе. В это время педагог подходила к ученикам, помогала. Прыжковые упражнения удачно чередовались с выполнением различных положений и движений. Для демонстрации прыжков через скакалку была вызвана девочка, хорошо их выполняющая. Жаль, что она не была оставлена перед строем для дальнейшего наблюдения учениками образца, нуждающиеся в срочной наглядности могли бы в нужный момент посмотреть.
При выполнении прыжков на двух, вращая скакалку вперед, девочки добились значительно больших успехов. В дальнейшем следует это учесть и уделить больше внимания мальчикам, а может быть подумать, как привлечь девочек в помощь мальчикам. После серии упражнений со скакалками был организован четкий сбор предметов командирами. По-прежнему, использовался соревновательный метод. Организованно прошло расхождение групп к местам занятий: мальчики на ходу получали от освобожденных палки, а, придя на место, под руководством командира приступили к выполнению подводящего упражнения - захвату ногами палки. Девочки, под непосредственным руководством педагога, занялись изучением положения группировки в упоре присев и при перекате. Педагог продемонстрировала сама, затем после опробования вызвала девочку и на ней показала и объяснила все необходимое. Девочки выполняли упражнение одновременно, причем педагог успела всех проверить, всем указала на недостатки или достижения, снова показала лучшее выполнение упражнения и только после этого отправилась к мальчикам. Девочки весьма успешно и активно продолжали заниматься самостоятельно.
Проверив выполнение захвата, педагог предложила мальчикам поставить палки, но в результате они свалились с грохотом. Следовало продумать заблаговременно, где и как их сложить. После этого мальчикам было предложено подойти к гимнастической стенке. Поскольку не было определено, как распределиться (по два на один пролет), то произошла заминка, расстроившая внимание детей. Для них осталось также неясным, зачем было предложено выполнять вис на согнутых руках и сгибание ног. Упражнение выполнено недостаточно организованно, так как не были продуманы приемы регулирования нагрузки. К тому же педагог передвигалась то к девочкам, то к мальчикам, которые заметно утрачивали интерес к упражнениям. Несмотря на то, что было задумано допустить к выполнению упражнений на канатах только лучших, то есть успешно выполнивших предыдущее, педагог разрешила это всем, чем был разрушен стимул. В целом эта часть была слишком растянута и к корцу уже девочки, по своей инициативе, перестали работать.
Смена мест занятий была произведена за две минуты до звонка, так как не было продумано распределение работы во времени. Из-за этого конец урока был испорчен. Не удалось провести также содержательную в методическом отношении заключительную часть. В создавшейся обстановке уже не следовало давать смену мест, вместо этого можно было провести заключительную часть. Фактически же по звонку педагог построила класс в одну шеренгу, наспех подвела итоги, сообщила содержание очередного урока, собрала записи помощников и отправила ребят в класс.
В основной части урока использованы такие методы слова, как описание, общие и индивидуальные указания, оценочные суждения, иногда объяснение. Личный показ и демонстрация лучшего исполнения учениками сопровождался описанием и объяснением. В начале урока удачно использованы зрительные ориентиры. Соответственно решаемым задачам применялись методы обучения в целом и по частям. Воспитательные воздействия в основной части урока сводились лишь к замечаниям, что не способствовало сознательной активности учеников. В этом отношении начало урока было значительно более содержательным, когда методические приемы убеждения учеников позволили педагогу привлечь их внимание к решаемым задачам и способствовали повышению заинтересованности.
Гигиеническая эффективность основной части урока в целом могла быть значительно выше, но заслуживает внимания то, что педагог проявляла заботу о формировании осанки и обучала правильному дыханию. При этом убедительно доказывалась важность этого, что способствовало воспитанию самостоятельности учеников при решении задач физического развития.
Речевая подготовленность педагога оказалась на достаточно высоком уровне. Доброжелательный, приветливый и, вместе с тем, достаточно требовательный тон импонирует ребятам этого возраста. Двига-
тельная подготовленность педагога безукоризненна (Мастер спорта по художественной гимнастике), показ упражнений - идеальный. Держится педагог перед классом уверенно и свободно, достаточно требовательна, уже на этом этапе вызывает уважительное отношение учеников к себе.
Весьма эффективно использованы в качестве помощников освобожденные ученики и групповоды.
Большое впечатление производит умелое применение педагогом палочек для регулирования темпа, ритма и подачи звуковых сигналов.
Б. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Отлично проведенная первая часть урока и эффективная, в связи с этим, деятельность учеников свидетельствуют о больших потенциальных возможностях педагога. Однако следует обратить внимание на более тщательную разработку вопросов организации основной части урока. Можно предположить, что лучший расчет действий во времени, более активное использование объяснений, соревновательных элементов, оценок, взаимооценок, самооценок значительно повысили бы эффективность деятельности занимающихся в основной части урока и обеспечили бы более полноценное решение образовательных задач. Оценка урока - хорошо.
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПЛОТНОСТИ УРОКА
Контроль расхода времени на различные элементы учебно-воспитательной работы занимающихся с целью определения плотности урока, как косвенного показателя его полноценности, осуществляется с помощью хронометрирования. Для удобства все действия занимающихся объединяют по сходным признакам в самостоятельные виды:
1)умственные по преимуществу действия (слушание педагога, наблюдение, осмысливание воспринимаемого, проектирование предстоящих действий, взаимоконтроль, взаимооценивание, обсуждение вопросов и др.);
2)двигательные по преимуществу действия (выполнение физических упражнений, перемещение и установка снарядов, раздача и сбор учебных пособий, подготовка мест занятий, взаимопомощь и др.);
3)отдых - учитываются и оцениваются целесообразные и нецелесообразные затраты времени.
Суммирование полученных данных позволяет определить, процентное соотношение расхода времени на все действия занимающихся и плотность урока. Различают общую и двигательную (моторную) плотность.
Общая плотность урока является обобщенным показателем рационального использования времени. Она определяется отношением суммы всех необходимых затрат времени (на умственные и физические действия, а также оправданные паузы в работе) ко всей продолжительности урока, и выражается в процентах. Например, если в школьном уроке эта сумма составила 41 минуту, то общая плотность урока будет равна 91,1% (сумма рационально затраченного времени на все виды деятельности умножается на 100% и делится на 45').
Двигательная плотность определяется отношением суммы показателей времени, использованного на физические по преимуществу действия занимающихся, к общей продолжительности урока. Например, если в школьном уроке на физические действия затрачено 29 минут, то двигательная плотность урока будет равна 64,5% (29' * 100% / 45' == 64,5%). При анализе и оценке полученных материалов следует иметь в виду, что общая плотность полноценного урока должна приближаться к100%.
Что же касается двигательной плотности, то в зависимости от типа урока ее показатель может изменяться и достигать высокого уровня, особенно в старших классах. Так, в уроках совершенствования техники движений и физических качеств, она может достигать 70-80%. В уроке же с образовательной по преимуществу направленностью, где предусмотрено разучивание сложного двигательного действия и решение соответствующих задач (например, обучение знаниям), требующих значительных затрат времени на умственную деятельность занимающихся, двигательная плотность может находиться в пределах 50% и ниже.
Анализ хронометрических данных должен способствовать правильной оценке умения организовать учебно-воспитательную работу и продуктивно расходовать время урока.
Для достижения объективности суждений и рекомендаций необходимо учесть тип урока, задачи, специфику учебного материала, состояние и работоспособность учеников, материально-технические возможности и другие условия, определяющие особенности урока. На основании анализа, в конечном счете, долж-
ны быть сформулированы выводы и кратко изложены конкретные предложения по совершенствованию учебно-воспитательного процесса на уроке.
Вот почему к выполнению этого важного задания студент должен заблаговременно подготовиться:
1) изучить конспект урока, на котором предполагается хронометрирование;
2) определить тип урока;
3) изучить соответствующую литературу (материал учебника, методические пособия;
4) своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока;
5) наметить объект наблюдения - это должен быть "средний" ученик, которого не предупреждают о предстоящем наблюдении;
6) подготовить протокол для черновой записи соответствующей информации. Образец выполнения данного задания, то есть содержание и порядок записей хронометрирования, а также примерный анализ, приведены ниже.
В графе "действия занимающихся" лаконично и последовательно записывается содержание каждого действия, например:
"слушание задач урока", "ходьба", "бег", "упражнения в движении", "обдумывание задания", "участие в установке снарядов" "пассивный отдых" и т.д.
В следующей графе записывается время окончания действий занимающихся. Если разные действия одного и того же вида деятельности следуют одно за другим, то по скользящему секундомеру фиксируется время окончания последнего. Например, "ходьба", "бег, ходьба, упражнения в движении" - все они относятся к физической, по преимуществу, работе. Поэтому нет смысла осложнять записи и последующие расчеты определением времени каждого из них. Но, если после ходьбы ученики слушали объяснение или предварительные указания педагога относительно предстоящего бега, то фиксируется время окончания ходьбы, затем - слушания педагога (это умственная работа) и т.д.
Дальнейшие расчеты и записи продолжительности действий по видам деятельности, а также обработка данных хронометрирования должны производиться после окончания урока.
Путем вычета предыдущего показателя времени от очередного определяется продолжительность действия и заносится в соответствующую графу. Например (см. образец); построение и рапорт длился 2'45", это время записываем в графу "физическая, по преимуществу, работа". А слушание задач урока закончилось на 3'05". От этого времени отнимаем предыдущее 2'45", полученные 20'записываем в графу "умственная, по преимуществу, работа".
В зависимости от деятельности педагога умственные и двигательные действия занимающихся, а также паузы их отдыха, могут быть целесообразными и нецелесообразными, эффективными и неэффективными. Например, используя в уроке хорошо известные ученикам, несложные упражнения, педагог неоднократно их показывал. Естественно, ученики нецелесообразно затратили определенное время на наблюдение того, что могли выполнить сразу. Или - для выполнения смешанных висов на брусьях педагог вызывал по одному ученику) вместо того, чтобы использовать имеющиеся возможности выполнения по три сразу. Во втором случае пауза отдыха и ожидание очереди значительно сократились бы. Поскольку упражнение в смешанном висе не сопровождается значительными нагрузками, паузы отдыха должны быть минимальными, остальное время оценивается как нецелесообразное.
Все нецелесообразные затраты времени на умственную и двигательную работу, а также на отдых, определяются сразу, по ходу хронометрирования и записываются в графу со знаком "-".
Для вычисления общей плотности суммируются показатели рациональных затрат времени ("+") на все вида деятельности. Полученную сумму следует умножить на 100, а полученное произведение поделить на время урока.
Для вычисления двигательной плотности суммируются показатели времени, затраченного на двигательные действия ("+", "-"). Полученную сумму необходимо умножить на 100 и поделить на время урока.
Попутные записи в графе "Примечания" позволяют более всесторонне осмыслить и оценить наблюдаемое. Они будут касаться тех действий учеников, которые отклоняются от общих действий класса. Изменения плотности урока, зависящие от таких отклонений, будут касаться только данного ученика и должны быть оговорены специально при анализе плотности урока в целом.
ПРОТОКОЛ ПЛОТНОСТИ УРОКА № 1
от "18" декабря 2006 года
Урок физического воспитания в V-a классе проведен
практикантом (фамилия, инициалы)
Задачи урока:
1. Совершенствовать способность к уравновешиванию на повышенной опоре.
2. Закрепить умение выполнять смешанные висы хватом сверху.
Тип урока - урок совершенствования и закрепления.
Общая плотность 78% - фактическая, т.е. с учетом положительных (+) показателей двигательная плотность - 33,5%.
Выводы и рекомендации: Тип урока - урок закрепления и совершенствования ранее изученного материала. Для подобных уроков характерна высокая моторная плотность
ЗАПИСЬ НАБЛЮДЕНИЙ
№№ пп
| ДЕЙСТВИЯ
| Время окончания действия
| Умственная, по
Преимуществу, работа
| Двигательная, по преимуществу, работа
| ОТДЫХ
| Нецелесообразные затраты времени
| Примечания
| +
| -
| +
| -
| +
| -
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 1.
| Построение, рапорт
| 2,45"
| -
| -
| 1,45"
| -
| -
|
| 1,00"
|
| 2.
| Слушание задач
| 3,05"
| 20"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 3.
| Ходьба
| 4,30"
|
| -
| 1,25"
| -
| -
| -
| -
|
| 4.
| Слушание задания
| 4,45" .
| 15"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 5.
| Выполнение задания 1
| 5,15"
| -
| -
| 30"
| -
| -
| -
| -
|
| 6.
| Слушание указаний
| 6,00"
| 20"
| 25"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 7.
| Повторно бег, ходьба, перестр
| 8,15"
| -
| -
| 2,15"
| -
| -
| -
| -
|
| 6.
| Слушание описания упр. 2
| 9,30"
| 1,15''
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 9.
| Выполнение упр. 2
| 9,45"
| -
| -
| 15"
| -
| -
| -
| -
|
| 10.
| Слушание описания упр. 3
| 10,25"
| 40"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 11.
| Выполнение упр. 3
| 10,45"
| -
| -
| 20"
| -
| -
| -
| '-
|
| 12.
| Слушание указаний
| 11,20"
| 35"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 13.
| Выполнение упр. 3
| 11,30"
| -
| -
| 10"
| -
| -
| -
| -
|
| 14.
| Слушание и наблюдение упр. 4
| 12,20"
| 25"
| 25"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 15.
| Выполнение упр 4
| 12,40"
| -
| -
| 20"
| -
| -
| -
| -
|
| 16.
| Слушание описания упр. 5
| 13,05"
| 15"
| 10"
| -
| -
| -
| -
| -
|
| 17.
| Выполнение упр. 5
| 13,25"
| -
| -
| 20"
| -
| -
| -
| -
|
| 18.
| Слушание описания упр. 6
| 13,50"
| 25"
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| 19.
| Выполнение упр. 6
| 14,20"
| -
| -
| 30"
|
| -
| -
|
|
| 20.
| Слушание описания упр. 7
| 15,05"
| 25"
| 20"
| -
| -
| -
| -
| -
|
| 21.
| Выполнение упр. 7
| 15,30"
| -
| -
| 25"
| -
| -
| -
| -
|
| 22.
| Слушание итоговых замечаний
| 1635"
| 30"
| 35"
|
|
|
|
|
|
| 23.
| Ходьба, перестроение
| 18,30"
| -
| -
| 55"
| 1,00"
| -
| -
| -
| | 24.
| Слушание указаний
| 19,30"
| 1,00"
|
| -
| -
| -
| -
| -
|
| 25.
| Расстановка снарядов
| 20,50"
| -
| 3,05"
| 1,20"
| -
| -
| -
| -
|
| 26.
| Слушание описан, наблюд, упр.
| 25,55"
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| -
|
| 27.
| Ожидание очереди
| 27,00"
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 1,00"
|
|
|
|
|
|
|
| 28.
| 1-я попытка упр. на бревне
| 27,10"
| -
| -
| 10"
| -
| -
| -
| -
|
| 29.
| Отдых, ожидание очереди
| 28,30"
| -
| -
| -
| -
| 20"
| 1,00"
| -
|
| 30.
| 2-я попытка упр, на бревне
| 28,50"
| -
| -
| 20"
| -
| -
| -
| -
|
| 31.
| Отдых, ожидание очереди
| 30,20"
| -
| -
| -
| -
| 1,00"
| -
| -
|
| 32.
| 3-я попытка упр на бревне
| 30,4"
| -
| -
| 20"
| -
| -
| -
| -
|
| 53.
| Отдых, ожидание очереди
| 32,00"
| -
| -
| -
| -
| 20"
|
|
|
| 34.
| 4-я попытка упр. на бревне
| 32,15"
| -
| -
| 15"
| -
| -
| -
| -
|
| 35.
| Отдых, ожидание очереди
| 33,50"
|
| -
| -
| -
| 35"
| -
| -
|
| 36.
| 5-я попытка упр. на бревне
| 34,25"
| -
|
| 35"
| -
| -
| -
| -
| Вып. Вне очереди
| 37.
| Простой - нецелесообразный
| 35,20"
| -
| -
|
| -
| -
| -
| 55"
| Ничего не делает
| 38.
| Слушание указаний учителя
| 36,00"
| 40"
| -
|
|
|
|
|
|
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 39.
| 6-я попытка упр. на бревне
| 36,20"
| -
| -
| 20"
| -
| -
| -
| -
|
| 40.
| Отдых, ожидание очереди
| 37,10"
|
|
|
|
|
| 50"
| -
|
| -
| -
| -
| -
| -
| 41.
| Смена снарядов
| 37,35"
| -
| -
| 25'
| -
| -
| -
| -
|
| 42.
| Слушание описан, упр. на брус,
| 38,00"
| 25"
|
|
|
|
|
|
|
| -
-
| -
| -
| -
| -
| -
| 43.
| Отдых, ожидание очереди
| 38,10"
| -
| -
| -
| -
| -
| -
| 10"
|
| 44.
| 1-я попытка упр. на брусьях
| 38,30"
| -
| -
| 20"
| -
| -
| -
| -
|
| 45.
| Отдых, ожидание очереди
| 40,25'
| -
| -
| -
| -
| 30"
| 1.25"
| -
|
| 46.
| 2-я попытка упр. на брусьях ,
| 40,40"
| .-
| -
| 15"
| -
| -
| -
| -
|
| 47.
| Отдых, ожидание очереди
| 42,00"
| -
| -
| -
| -
| 20"
| 1,00"
| -
|
| 48.
| Слушание замечаний
| 43,40"
| 40"
| 1,00"
| -
| -
| -
| -
| -
|
| 49.
| Уборка снар., построение, уход
| 45,20"
| -
| -
| 1,40"
| -
| -
| -
| -
|
| | Сумма затраченного времени по по видам действий
|
| 10,10
| 6.00
| 15,10
| 1,00
| 2.35
| 7,1S
| 3.10
|
| | | | | | | | | | | | |
В уроке имели место два явно выраженных простоя: один в начале, когда учащиеся по звонку были готовы к исходному построению, а педагог искал палочки и мел, второй - в основной части урока, когда педагог, увлекшись подгруппой на брусьях, перестал контролировать работу другой. Воспользовавшись этим, девочки прекратили упражнение на бревне.
22% - нецелесообразных затрат времени явились следствием весьма слабой организации урока. Так, при выполнении упражнений в равновесии можно было вообще обойтись без пауз, если бы педагог индивидуализировал работу, своевременно подумал о принципе постепенности и прочности. Одним можно было предложить выполнение на полу, другим - на гимнастической скамейке, третьим - на рейке гимнастической скамейки, а четвертым - на бревне (наиболее сложные условия).
В первую часть урока были включены простые и хорошо знакомые ученикам упражнения, большинство из которых можно было провести поточно. Вместо этого педагог перед каждым упражнением делал паузы, обязательно описывал и показывал их, Дозировка упражнений была мизерной (4-5 раз). Уже в этой части урока обнаружились резервы для увеличения не только двигательной, но и общей плотности урока. Хорошо знакомые ученикам упражнения не следовало показывать и описывать, а лишь назвать, требуя выполнения сразу. По ходу выполнения можно было давать характеристику, указания, оценочные суждения, Вместо непрерывного подсчета, следовало использовать постукивание палочками, задания на самостоятельное удерживание заданного темпа и т.д.
Моторная плотность основной части урока составила всего 24%. Как свидетельствуют данные протокола, много времени ученики затратили на всякие паузы, главным образом нецелесообразные. В продолжение основной части урока ученица, за которой велось наблюдение, выполнила в подходов к бревну (один вне очереди) и 2 подхода к брусьям. Моторную плотность основной части урока можно было увеличить, используя в дополнение к бревну гимнастические скамейки. Висы на брусьях следовало выполнять, как минимум, по два человека одновременно.
Более двух минут педагог затратил на замечания по поводу дисциплины. Учитывая особенности данного класса (ребята старательны, любят физкультуру) можно предположить, что улучшению дисциплинированности будет способствовать более основательная подготовка к уроку, конкретизация частных задач и формулировка заданий для учеников, выбор соответствующих методических приемов обучения, воспитания, организации и др.
Заключительной части урока фактически не было: ребята наспех убрали снаряды, построилились, резервы для этого имелись.
Итак, общую и моторную плотность урока можно было повысить, резервы для этого имелись.
Главное для педагога этого урока - тщательная, всесторонняя подготовка. Следует обратить внимание на более качественную разработку конспекта и своевременную организацию материально-технических условий.
Подпись студента __________
Оценка анализа урока _________
Подпись методиста _________
ПУЛЬСОМЕТРИЯ
Пульсометрия играет вспомогательную роль в контроле за уроком физического воспитания в школе. На основании показателей пульса выясняется реакция сердца на нагрузку, вызванная определенным упражнением или серией упражнений, а также динамика этих реакций на протяжении всего урока. В последнем случае вычерчивается "кривая нагрузки".
Частота сердечных сокращений подсчитывается в течение 10 секунд в наиболее характерные моменты урока.
Оценка пульсовых данных и пульсовой кривой должна сопровождаться всесторонним анализом. Показатели пульса у разных лиц, как и у одного и того же лица в разное время и при разных обстоятельствах - не совпадают. Измеряют же, как правило, частоту сердечных сокращений лишь у одного занимающегося. Кроме того, следует иметь в виду, что эти изменения происходят не только в зависимости от характера и величины мышечной работы, но и под влиянием эмоций, которые в уроках физического воспитания нередко достигают значительной силы. Поэтому относительно правильная оценка показателей пульсометрии возможна лишь при учете данных педагогического наблюдения, которые фиксируются частично в графе "Примечания".
Содержание и порядок записей уясняются из названия отдельных граф протокола. Форма протокола и образец выполнения этого задания приводятся ниже. Для обеспечения информативности данных важно соблюдать следующее:
1) своевременно подготовить часы (с секундной стрелкой) или секундомер, который включается по звонку и не выключается до конца урока (без этого невозможно оформить кривую нагрузки);
2) подготовить протокол для черновой записи показателей;
3) заблаговременно выбрать объект наблюдения - по возможности наиболее значимый для анализа. Это должен быть "средний" ученик, характеризующий основную массу учащихся данного класса. Студент выбирает мальчика, студентка - девочку. Характеристику намеченного ученика дает учитель физического воспитания.
При возможности можно наблюдать за работой одновременно нескольких разнотипных представителей класса и подсчитывать у них пульс: девочки и мальчика; сильного, среднего и слабого по подготовленности ученика; старательного и нерадивого и т.п. В этом случае каждого ученика наблюдают разные студенты. Анализ и обобщение всех исследовательских данных можно поручить одному из студентов, который оформляет соответствующие материалы и докладывает их при обсуждении урока в бригаде.
Намеченного для наблюдения ученика необходимо заблаговременно предупредить, поставив его в известность о цели, содержании и порядке предстоящей процедуры. Подсчитывается пульс сразу после окончания упражнения или серии упражнений и перед выполнением. Для этого хронометрист должен своевременно подойти к занимающемуся, чтобы не отвлекать его и избежать паузы после выполненной работы, причем желательно все измерения производить в одной и той же свободной основной стойке. Важно получить исходные показатели пульса до начала урока. Далее пульс подсчитывается при входе ученика в зал, по звонку и т.д.
4) После окончания урока, полученные десятисекундные показатели пульса переводят в минутные, по которым оформляется графическое изображение динамики пульса в течение урока - его "кривая".
При анализе полученных данных учитывается тип урока и запланированное в конспекте содержание. Реальная кривая нагрузки оценивается с учетом общих требований к развертыванию работоспособности.
По высоте кривой условно можно судить об интенсивности нагрузки, а по величине площади между кривой и проекцией от исходного пульса о ее объеме. Записи в примечании дают ответ на возникшие вопросы.
Для того чтобы анализ полученных данных был достаточно убедительным, необходимо изучить специальную литературу о функциональных особенностях сердечной деятельности учащихся соответствующего возраста.
|
|