Теоретические основы конституции: понятие, сущность, функции, юридические свойства Конституция(от латинского слова constitutio – установление, утверждение) – это основной закон государства, который принимается в особом порядке, имеет высшую юридическую силу и регулирует наиболее важные общественные отношения, которые определяют принципы организации публичной власти, закрепляя при этом основы конституционного строя, гарантии прав и свобод человека и гражданина, систему, порядок организации и компетенцию органов государственной власти, территориальное устройство государства, государственные символы.
В науке конституционного права понятие конституции имеет два значения. Обычно различают формальную и материальную конституцию. Различные авторы вкладывают неодинаковое содержание в эти понятия.
В западноевропейской науке под конституцией в формальном смысле, как правило, понимается закон, принимаемый и изменяемый в особом порядке и обладающий высшей юридической силой по сравнению с иными нормативными актами.
Под конституцией в материальном смысле понимается совокупность норм, предметом регулирования которых является главным образом организация государственной власти. При этом не имеет значения происхождение норм: содержатся ли они в одном особом правовом акте, нескольких актах или вообще являются нормами неписаного, судебного и обычного права. Главное – это их содержание, предмет регулирования. При таком широком понимании можно говорить о наличии конституции в любом государстве, например, в рабовладельческом и феодальном.
Однако в современной зарубежной конституционной доктрине существует и другой подход, при котором проблема переносится в совершенно иную плоскость. Речь идет не о соотношении формы и содержания, а о соотношении формальной (юридической) и реальной (фактической) конституций. Подобный подход преобладает в российской науке конституционного права.
При таком подходе под конституций в формальном смысле понимаетсяюридическая конституция, то есть основной закон государства (обладающий высшей юридической силой по отношению ко всем остальным законам и иным нормативно-правовым актам), закрепляющий основы организации государственной власти и правовое положение личности.
В материальном смысле это - фактическая конституция, то есть реальный порядок организации и осуществления государственной власти, фактические отношения между государством и обществом.
Юридическая и фактическая конституции не всегда совпадают. Те положения юридической конституции, которые совпадают с существующими общественными отношениями, являются реальными, а те, которые не согласовываются – фиктивными. Расхождения между юридической и фактической конституцией, как правило, являются результатом изменения соотношения политических сил, существовавшего на момент ее принятия.
Фиктивность конституций характерна также для стран с авторитарным и особенно тоталитарным политическим режимами, где демократические нормы, закрепленные в конституции, призваны скрыть антидемократическую сущность режима.
Наука конституционного права не ограничивается приведенными выше значениями термина «конституция».
Среди прочих определений данного понятия наиболее интересным представляется определение конституции как системы ограничений государственной власти путем провозглашения и обеспечения прав и свобод граждан. Это определение имеет свои истоки в общей идее конституционализма, как формы государственного правления, которое ограничено и базируется на основном законе.
В современной науке конституцию, сточки зрения ее сущности, рассматривают как юридический, политический и идеологический документ.
Сущность конституции как юридического документа состоит в ее особом содержании, высшей юридической силе, роли конституции как юридической основы текущего законодательства и в повышенной стабильности.
Как политический документ конституция закрепляет соотношение социальных сил в обществе, их борьбу и сотрудничество, достигнутый компромисс, либо господство определенных слоев населения, регулирует политический процесс в обществе.
Как идеологический документ конституция в концентрированном виде отражает господствующую в обществе или принятую его руководящими силами социально-политическую доктрину, определенное мировоззрение.
Содержание конституцииопределяется предметом регулирования. По общему правилу в конституциях регулируются общественные отношения, которые образуют основу всего устройства общества и государства и непосредственно связаны с осуществлением государственной власти. Это отношения между человеком, обществом и государством и основополагающие отношения, определяющие устройство государства и его функционирование. Помимо этого в конституциях, как правило, имеются отличительные особенности, характерные для конкретной страны.
Основной закон имеет социальное и юридическое содержание.
Социальное содержание конституции – это конкретизация ее социальной сущности, отражающая основы существующего строя (они зависят от того, какие конкретные социальные силы определяют пути развития государства) и национально-специфические особенности конкретной страны.
Правовое, юридическое содержание конституции – это совокупность норм, институтов и принципов, закрепляющих основы общественного и государственного строя, основные права граждан.
Структура конституции – это способ ее внутреннего построения, то есть порядок объединения конституционных норм в определенные комплексы - разделы и последовательность их размещения.
Для современных конституций характерны следующие элементы внутренней струк туры:
- преамбула – короткая вступительная часть конституции. В ней указываются цели конституции, исторические условия ее принятия.
- основная часть – сам текст конституции. В нее включаются нормы о правах и свободах, основах общественного строя, о системе и статусе государственных органов, о государственной символике, о порядке внесения изменении в конституцию.
- заключительные и переходные положения – нормы относительно введения в действие конституции, порядок внесения изменений в конституцию, определяются сроки введения в действие отдельных конституционных норм, которые не могут быть реализованы одновременно с принятием конституции, устанавливаются сроки принятия законов, на которые ссылается конституция.
- дополнительные положения – содержат нормы толкования, отдельные исключения из правил, установленных конституцией и т.п.
Функции конституции: юридическая, политическая, идеологическая.
Юридическая функция конституции заключается в том, что это – основной закон, главный источник права страны, лежащий в основе всей системы правового регулирования общественных отношений.
Политическаяфункция состоит в том, что конституция определяет устройство государства, его отношения с отдельными людьми и их группами, служит правовой основой политической системы.
Идеологическаяфункция состоит в том, что конституция, как наиболее авторитетный закон, обращается к признанными в обществе ценностям и побуждает человека эти ценности соблюдать и защищать.
Юридические свойства конституций –это признаки, которые отличают их от актов текущего законодательства, в том числе:
1. Верховенство в системе законодательных актов государства.
2. На нормах и принципах конституций базируется текущее законодательство.
3. Законы и иные нормативно-правовые акты должны приниматься на основе конституции и соответствовать ей.
4. Нормы конституции являются нормами прямого действия.
5. Действие на всей территории государства.
6. Особый порядок их изменений и дополнений.
7. Особая правовая защита.
Относительно классификации конституций по различным критериям существуют следующие основные подходы.
Согласно современным подходам по социальным признакам разграничивают полуфеодально-теократические конституции (Бруней, Катар, Саудовская Аравия), конституции капиталистического общества, конституции тоталитарного социализма и постсоциалистические конституции.
Классификация конституций по юридическим признакамосуществляется по следующим критериям.
1. По структуре:
а) консолидированные;
б) неконсолидированные.
2. По форме:
а) писаные;
б) неписаные.
3. По порядку издания:
а) октроированные (дарованные);
б) принятые представительным органом (учредительным собранием; парламентом);
в) одобренные на референдуме.
4. По способу изменения:
а) гибкие;
б) жесткие;
в) смешанные.
5. По периоду действия:
а) постоянные;
б) временные.
6. С точки зрения целеполагания:
а) программного характера;
б) констатирующие.
7. С точки зрения государственного устройства:
а) конституции федеративных государств;
б) конституции унитарных государств;
в) конституции субъектов федерации;
г) конституции автономий политического характера.
Реализация конституционных норм, то есть осуществление их предписаний на практике осуществляется в следующих формах – применение, использование, исполнение и соблюдение.
Применениеконституционных норм осуществляется органами государственной власти и должностными лицами. Основным способом применения является издание законов и иных нормативно-правовых актов.
Соблюдение конституционных норм имеет место тогда, когда субъекты конституционных правоотношений воздерживаются от совершения действий, запрещенных Конституцией.
Исполнение конституционных норм происходит тогда, когда субъекты конституционных правоотношений исполняют возложенные на них конституционные обязанности.
Использование конституционных норм происходит в том случае, если субъекты конституционных правоотношений по своему усмотрению, желанию используют предоставленные им права.
|