Элементами формы государства являются форма правления, форма государственного устройства и политический режим. Форма правления – это способ организации государственной власти, обусловленный принципами взаимоотношений высших органов государства: главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти.
В зависимости от порядка замещения должности главы государства (наследование или путем выборов) различают две основные формы правления: монархия и республика.
Монархия – форма правления, когда главой государства является лицо, получающее и передающее свой государственный пост и почетный титул по наследству и пожизненно. В ряде стран (Малайзия, ОАЭ) из этого правила есть исключения.
С учетом членов британского содружества (где монарха представляет генерал-губернатор) монархии составляют около шестой части государств мира. Крупнейшие страны: Великобритания, Испания, Япония, Тайланд.
Основные особенности монархии:
- наследование титула и должности – главы государства;
- пожизненный характер нахождения на должности главы государства;
- отсутствие юридически закрепленного механизма ответственности правителя (монарх не несет политической и юридической ответственности за результаты своего правления).
- он может оставить свою должность только, если сам отречется от престола, хотя в некоторых странах существуют и иные способы.
Различают абсолютную, дуалистическую и парламентскую монархию.
Абсолютная монархия характеризуется прежде всего тем, что в руках монарха сосредотачивается вся полнота власти. Примером такого государства может служить Султанат Оман. Вместо Конституции здесь действует Коран. Правительство формирует король. Премьер-министр – обычно его сын; губернаторы – родственники. Законы издаются от имени монарха, монарх может непосредственно руководить административной деятельностью и назначать правительство, вершить высший суд. Бахрейн, Катар, ОАЭ, Саудовская Аравия имеют октроированные конституции, однако Коран стоит выше. Могут существовать законосовещательные органы, избираемые мужским населением либо назначаемые монархом, которые на деле не ограничивают власть монарха. По существу эти страны – абсолютные монархии.
Монархи в Омане, Саудовской Аравии являются высшими духовными лицами, что, безусловно, увеличивает их власть.
Особую роль в системе управления существующих абсолютных монархий играют семейные советы и мусульманская религия.
Семейный совет – неформальная организация, которая на своих совещаниях решает различные вопросы, в частности вопрос престолонаследия, может заставить монарха отречься от престола.
Семейный совет состоит из членов правящей семьи, близких родственников и некоторых высших сановников – особо уважаемых знатоков Корана.
Дуалистическая монархия – первая форма конституционной монархии - власть поделена между монархом и парламентом. Исполнительная и частично судебная власть принадлежит монарху; законодательная – парламенту. Парламент избирается всеми подданными или их частью, если избирательное право – цензовое.
Монарх может назначать правительство, которое ответственно только перед ним. Монарх имеет право абсолютного вето. Монарх имеет право издавать указы, имеющие силу закона. Монарх имеет право распускать парламент.
Парламентская монархия существует в Великобритании, Японии, Нидерландах, Швеции, Канаде, Австралии.
Главный отличительный признак парламентской монархии – ответственность правительства перед парламентом. Недоверие парламента правительству означает его отставку. В свою очередь, правительство может предложить монарху распустить парламент (нижнюю палату).
Характеризуется также следующими признаками:
- полномочия монарха имеют преимущественно представительский характер; юридически – он глава государства, но фактически не участвует в управлении государством;
- монарх не имеет право вето (Испания) или не применяет его (Великобритания);
- верховенство парламента над исполнительной властью;
- парламент имеет широкие полномочия – принимать законы и наиболее важные государственные решения;
- судебная власть – независимая;
- правительство формально назначается монархом, одновременно фактически должно пользоваться доверием со стороны парламента (или его нижней палаты);
- глава правительства – лидер партии, имеющей большинство мест в парламенте;
- распускает правительство монарх, но только если получил относительно него вотум недоверия в парламенте или если правительство само подало в отставку;
- акты монарха контрассигнуются главой правительства или соответствующим министром.
Республика – (лат., общественное дело) – форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.
Республика – наиболее распространенная в современных условиях форма государственного правления.
В республике глава государства – президент избирается на определенный срок и по определенной процедуре. Президентом может стать любой гражданин, отвечающий конституционно установленной квалификации. Президент несет законодательно установленную ответственность.
Виды республик: президентская, парламентская, смешанная.
Президентская республика. Классическим примером такой республики является США.
Главный отличительный признак – отсутствие ответственности исполнительной власти перед парламентом за проводимую политику.
Признаки:
- выдерживается формальное требование жесткого разделения властей (президент не вправе досрочно распустить парламент, но и парламент не вправе смещать министров путем вотума недоверия) и наличие сбалансированной системы сдержек и противовесов (президент имеет право суспенсивного (отлагательного) вето; верхняя палата может воспрепятствовать назначению президентом должностных лиц и не ратифицировать подписанные им договоры);
- избрание президента на всеобщих выборах;
- президент объединяет полномочия главы государства и главы правительства (отсутствует должность премьер-министра, им является президент);
- правительство формирует президент при ограниченном участии парламента;
- правительство, как правило, не является коллегиальным органом;
- глава государства не имеет права распускать парламент;
- отсутствие института контрассигнатуры.
Парламентская республика.
Главный отличительный признак – политическая ответственность правительства перед парламентом (Германия, Италия, Индия, Венгрия, Чехия, Эстония).
Признаки:
- осуществление полномочий главы государства и главы правительства различными лицами;
- в сфере исполнительной власти реальные полномочия принадлежат правительству;
- полномочия президента – ограничены;
- правительство формируется парламентом, участие президента в этом процессе во многих странах фактически номинальное;
- право главы государства распускать парламент, которое, как правило, эффективно контролирует правительство;
- контрассигнация актов главы государства главой правительства или соответствующим министром;
- нередко наблюдается солидарная ответственность правительства.
Смешанная: парламентско-президентская или президентско-парламентская республика. (Австрия, Ирландия, Исландия, Польша, Финляндия, Франция, большинство стран СНГ).
Признаки:
- парламент и президент избираются гражданами;
- президент – нередко харизматический (т.е. популярный в народе) лидер;
- президент может руководить правительством или назначать его (когда руководит премьер-министр);
- президент может распускать парламент. Он имеет право активно вмешиваться в политическую жизнь, но, как правило, этим правом не пользуется (в странах СНГ президенты пользуются данным правом весьма активно);
- правительство должно пользоваться доверием парламента (нижней палаты).
Такая форма правления эффективна, если парламентское большинство, правительство и президент принадлежат к одной политической партии.
В некоторых мусульманский странах существуют теократические (исламские) республики (Иран). Наряду с президентом и парламентом в них имеется должность руководителя, наделенного верховной духовной и политической властью и исполняющего функции вождя нации.
Советская республика: советы «представительные» органы; не признается разделение властей; выборы судей советами; приоритет партии по отношению к государственной власти и др.
|