Обратная связь
|
Раздел 1 Основные составляющие общества. Глава 8. Поселенческие общности и жизнь в крупных городах
Потребление энергии
Процесс субурбанизации происходил в период, когда бензин стоил сравнительно дешево. Жители пригородов имели возможность без затруднений приобретать недорогое топливо для своих домов и автомобилей. Но с 1973 г. стоимость нефти и природного газа значительно возросла, поэтому большие автомобили (так называемые "пожиратели горючего"), производимые в Детройте, подорожали и перестали пользоваться спросом. Такие автомобили стали непрактичными из-за высокой стоимости импортируемой нефти и растущего дефицита топлива. Эта ситуация в какой-то мере нормализовалась после незначительного снижения цен на топливо в начале 80-х годов, кроме того, возрос спрос на малолитражные автомобили более высокого качества. Однако стоимость энергии, необходимой для отопления огромных жилищных комплексов в наших городах, останется серьезной проблемой и в будущем.
Раздел 1 Основные составляющие общества.
Глава 8. Поселенческие общности и жизнь в крупных городах
Загрязнение воздуха
Концентрация автомобилей и промышленных предприятий в городах стала причиной загрязнения воздуха - это происходит, когда пыль, дым, испарения в соединении с влагой образуют смог. Загрязнение представляет опасность не только для человеческих легких и жизни вообще, оно оказывает вредное воздействие на растительный и животный мир, вызывает разрушение зданий и наносит ущерб некоторым сферам деятельности людей, например туризму (Дасманн, 1972).
Раздел 1 Основные составляющие общества.
Глава 8. Поселенческие общности и жизнь в крупных городах
Утилизация отходов
К отходам относятся металлические контейнеры, бутылки, брошенные автомобили, неиспользованные куски кирпича и бетона, мусор и другие ненужные предметы. Они не только портят пейзаж, но стремительно занимают все больше земли во многих городах. Использование таких отходов представляет собой проблему, поскольку они скапливаются в огромном количестве. Долгосрочное решение этой проблемы, например, переработка отходов, представляется слишком дорогостоящим. Однако, если другие источники энергии не подешевеют превращение мусора в топливо может стать сравнительно экономичным.
Раздел 1 Основные составляющие общества.
Глава 8. Поселенческие общности и жизнь в крупных городах
Воздействие шума
В современных городах отмечается высокий уровень шума. Гул метро, рев реактивных самолетов, гудки автомобилей и грузовиков, оглушительная музыка дискотек вызывают раздражение людей и даже причиняют им боль. Хотя все по-разному реагируют на шум, в той или иной то мере он мешает всем жителям города (Дасманн, 1972).
Раздел 1 Основные составляющие общества.
Глава 8. Поселенческие общности и жизнь в крупных городах
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ЗАТРУДНЕНИЯ
Перед властями многих городов стоит проблема непомерно растущих расходов, в то время как источники доходов сокращаются. Центральные города вынуждены тратить больше денег, чем другие поселенческие общности, по многим причинам. Поскольку в основном они возникли раньше, чем пригороды, требуются средства на восстановление старых и строительство новых зданий. Кроме того, эксплуатация и ремонт уличного оборудования, мостов, систем канализации, водоснабжения и других видов городской собственности тоже поглощают огромные средства.
Однако этим не исчерпываются основные расходы городской казны. Самые большие затраты связаны с развитием социального обеспечения, образования и правоохранительных органов. Средние и зажиточные слои общества все еще продолжают стремиться в пригороды, хотя в последнее время наблюдается тенденция возвращения в город. В результате этого огромное число жителей городов составляют бедняки - представители этнических и расовых меньшинств, а также пожилые люди, живущие на фиксированные доходы. Расходы на содержание школ в городских гетто, оплата дополнительных сил полиции в связи с высоким уровнем преступности в городах и выплата денежных пособий непропорционально растущему числу граждан становятся тяжелым бременем для городской казны. Это бремя оказывается еще тяжелее в таких городах, как Нью-Йорк, где расположено множество музеев, исследовательских центров, библиотек и посольств. Хотя соседние округа и даже вся страна в целом получают прибыли от этих учреждений, город часто несет основные расходы на их содержание. Примерно 30 процентов доходов городов составляют налоги на собственность. Но в пределах городов имеется много видов собственности, не подлежащих налогообложению: церкви, правительственные здания и университеты. В городах налогом облагаются в первую очередь коммерческие и промышленные предприятия. В результате развития торговли и расширения коммерческого сектора за счет налогов увеличиваются средства, направляемые в городскую казну. К сожалению, многие коммерческие предприятия переводятся из городов в пригороды. Эта тенденция усилилась под влиянием таких факторов, как более низкие налоги в пригородах, красивая природа и нежелание размещаться вблизи центров железнодорожного и водного транспорта.
Такие же факторы в значительной мере способствовали миграции предпринимателей илюдей, ищущих работу, с севера и среднего запада на юг и юго-запад страны. Наконец, руководителей многих крупных магазинов привлекла заманчивая перспектива приблизиться к потенциальным потребителям, и они покинули центральные города, чтобы обосноваться в пригородах. Это привело к сокращению доходов от налогов городов и росту безработицы, в связи с чем появилась необходимость в создании новых дорогостоящих общественных учреждений.
Перечисления средств от налогов, полученных финансовыми органами штатов и федеральными органами, частично восполнили эти затраты, но их оказалось недостаточно, чтобы предотвратить растущий дефицит городского бюджета. За последние 10 лет значительно возросла помощь городам со стороны властей (штатов и федеральных), но она не соответствует растущим расходам. Более того, центральным городам было выделено меньше средств из федерального бюджета и бюджета штатов, чек пригородам к сельским районам, поэтому главными источниками пополнения городской казны служат местные налоги. Учитывая такое соотношение затрат и доходов, перспектива обновления центральных городов страны не представляется радужной.
Раздел 1 Основные составляющие общества.
Глава 8. Поселенческие общности и жизнь в крупных городах
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В начале этой главы мы заглянули в маленький ирландский поселок сельского типа. Его жители занимаются главным образом сельским хозяйством, социальная структура отличается простотой, состав его населения и культура однородны, издавна он был оторван от внешнего мира; и все же Е его жизнь проникли некоторые черты крупных промышленных городов. В конце главы мы перенеслись в огромные города, интенсивно развивавшиеся в течение последних десятилетий. Они совсем непохожи на крошечный ирландский поселок, затерянный в глуши, - в них созданы сложные системы разделения труда и социальной организации, сформировались многие расовые и этнические общности, для них характерно многообразие культур и космополитизм.
Учитывая коренное различие между сельскими и городскими общностями, можно сделать вывод, что человечество в своем развитии прошло огромный и сложный путь. Наверное, следует задать вопрос: а стоило ли проходить этот путь? На него нельзя ответить однозначно. Развитие городов способствует росту благосостояния людей, совершенствованию культуры, глубокому духовному обновлению и многообразию социальной жизни - это недостижимо ни в одном сельском поселке. В то же время в городах существуют целые группы несчастных и обездоленных людей, множество экологических и социальных проблем. Безусловно, городская жизнь будет усложняться, и будущим поколениям предстоит, с одной стороны, затратить много времени и сил на борьбу с пороками современных городов и, с другой стороны, реализовать благоприятные возможности, заложенные в их развитии.
|
|