Обратная связь
|
Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО. Глава 11. Сексуальные роли и неравенство
СЕКСУАЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОЗНАГРАЖДЕНИЯ
В этом разделе мы рассмотрим причины неравного распределения социальных благ между мужчинами и женщинами. Проанализируем три аспекта, связанные с этой темой: семейную жизнь, образование и занятость
Семейная жизнь
Образование
Занятость
Дискриминация на работе
Короткий конец экономической дубинки
Прерывание трудовой деятельности
Женщины и продвижение по службе
"Просто домохозяйка"
Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.
Глава 11. Сексуальные роли и неравенство
СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ
Традиционная семья, в которой отец работает полностью вне дома, а мать целиком поглощена домашними делами, уже перестала быть самой распространенной социальной системой в нашем обществе. Более половины всех замужних женщин работают вне дома. В связи с увеличением числа разводов возрастает количество детей, которые воспитываются в семьях родителей-одиночек (см. главу 1 3) . Так как в большинстве случаев забота о детях выпадает на долю разведенных матерей, говоря об "одиноком родителе", мы чаще всего имеем в виду "одинокую мать".
В связи с этими изменениями возникли новые проблемы и возможности. Что касается проблем, когда оба родителя работают вне дома, то они должны, прежде всего, каким-то образом пристроить своих детей на период рабочего дня. Поскольку лишь на немногих предприятиях имеются дневные центры ухода за детьми или предоставляется гибкий график работы для родителей, они вынуждены нанимать домработниц и нянь или устраивать детей в детский сад. Другая проблема заключается в том, что, даже если и муж, и жена работают вне дома, жена обычно выполняет основные домашние дела. Исследования свидетельствуют о том, что эта тенденция особенно заметна, когда муж имеет высокооплачиваемую и престижную работу, а жена занимает низкооплачиваемую должность с низким престижем. Когда уровень образования жены выше, чем мужа, возрастает тенденция к равномерному распределению домашних забот между супругами (Эриксен, Янси, Эриксен, 1979; Кларк, Най, Гекас, 1978). На основании других исследований выявлено: чем выше заработок жены по сравнению с доходом мужа, тем большую власть она приобретает в семье, возрастает ее роль в принятии решений, касающихся семейных дел (Эпштейн, 1974).
Что касается возможностей, то при наличии оплачиваемой работы женщины, вероятно, обретают чувство значимости и свободы, которого они лишены дома. Исследования показали, что, несмотря на двойное бремя служебных и домашних обязанностей, работающие жены счастливее, чем домохозяйки. Даже если работа неинтересная и низкооплачиваемая, их самоуважение выше, чем у женщин, все время находящихся дома (Ферри, 1976). Согласно исследованию Института Гэллапа, проведенному в 1982 г., число женщин, желающих иметь детей и работать на полную ставку, с 1975 г. возросло на 25 процентов. Число женщин, предпочитающих быть только домохозяйками, с 1975 по 1982 г. понизилось на 27 процентов (San Francisco Chronicle ", 1982).
Раздел II. СОЦИАЛЬНОЕ НЕРАВЕНСТВО.
Глава 11. Сексуальные роли и неравенство
ОБРАЗОВАНИЕ
Как уже упоминалось, принадлежность к мужскому или женскому полу может влиять на успехи в учебе. Различия особенно ярко выражены в ранней юности, когда девочки отличаются способностями к языку, а мальчики в большей мере проявляют зрительное и пространственное воображение и успешнее решают математические задачи (Маккоби, Джаклин, 1974). Но в то время как мальчиков, отстающих по чтению, часто переводят в исправительные классы, для девочек обычно не организуют дополнительных занятий по развитию зрительного и пространственного воображения, даже если они в этом нуждаются.
Структура учебного процесса также может оказывать неблагоприятное воздействие и на мальчиков и на девочек. Исследования наводят на мысль, что в дошкольном возрасте девочек поощряют, когда они находятся возле учителя; в начальной школе их хвалят за послушание. Мальчиков обычно наказывают за нарушение правил, но, по-видимому, их в меньшей мере вознаграждают за пассивность и послушание, чем девочек (Иресон, 1978). Хотя достижения и мальчиков и девочек вознаграждаются, стремление мальчиков к развитию своих личностных качеств поощряется, в то время как девочки воспитываются в духе конформизма (Бардвик, Доуван, 1972).
В период, предшествующий юности, девочки учатся успешнее, чем мальчики. Но когда девочки становятся молодыми женщинами, "женский" идеал, которому они должны соответствовать, вступает в противоречие с устремленностью к достижениям и духом конкуренции. Быть женственной часто означает, что на первый план выдвигается стремление завлекать мальчиков, а не успехи в учебе. Девочки стараются не проявлять свои интеллектуальные способности и активность, боясь "отпугнуть" потенциальных поклонников. Они теряют интерес к таким вызывающим "соперничество" предметам, как физика; даже бывшие отличницы порой начинают плохо отвечать на контрольных опросах по математике.
Несмотря на эти явно неблагоприятные факторы, число женщин, окончивших колледжи и поступивших на юридический, медицинский и экономический факультеты университета, за последние 30 лет значительно возросло. В период с 1950 по 1980 г. значительно увеличилось число женщин, окончивших колледжи. Однако в период учебы в аспирантуре женщины обычно специализируются в таких "женских" областях, как педагогика, английский язык, журналистика, изящные и прикладные искусства, иностранные языки, литература, медицина и библиотечная наука. Работа в этих областях оплачивается ниже, чем в технических профессиях, например в инженерном деле и вычислительной науке.
Одной из причин нежелания женщин приобретать профессии в областях, где преобладают мужчины, вероятно, является своего рода "боязнь успеха". Матина Хорнер (1969) предположила, что достижение успеха отождествляется с активностью и "мужественностью", и женщины беспокоятся, что их будут считать в какой-то мере менее женственными, если они добьются его. Для проверки своего предположения Хорнер предложила студенткам колледжа написать рассказ, начинающийся со следующего предложения: "После экзаменов в конце первого семестра Анна стала лучшей студенткой своего курса медицинского факультета". То же самое задание было дано студентам мужского пола, а имя Анна было заменено Джоном. При анализе рассказов студентов-мужчин Хорнер обнаружила, что 80 процентов испытуемых предсказали успех Джону. Что касается рассказов, написанных студентками, то 65 процентов испытуемых проявили своего рода "боязнь успеха". В них предсказывалось, что Анне придется расплачиваться за успехи в учебе неудачей в личной жизни.
На следующем этапе исследования Хорнер наблюдала поведение испытуемых. Женщины, в рассказах которых в большей мере чувствовалась "боязнь успеха", успешнее работали самостоятельно, чем в группах, где наблюдалась конкуренция; мужчины и женщины, не боявшиеся успеха, преуспевали в атмосфере конкуренции. Хорнер пришла к выводу, что в рассказах студенток проявилась глубокая тревога, мешавшая женщинам в интеллектуальной деятельности.
В ходе дальнейшего исследования Хоффман (1974) обнаружил, что больше мужчин (77 процентов), чем женщин (65 процентов), беспокоилось по поводу успеха, но, наверное, это было вызвано разными причинами. В то время как женщины боялись социальных последствий успеха (имеется в виду невозможность найти или сохранить мужа, а также вероятность недовольства со стороны мужчин и женщин, занимающих сравнительно низкооплачиваемые должности), мужчин волновало, как успех повлияет на их личную жизнь - смогут ли они уделять семье достаточно времени или удовлетворять свои интересы, не связанные с работой. Трудно однозначно истолковать эти результаты, но вероятно, беспокойство женщин было обусловлено социальными заботами, в то время как тревога мужчин объяснялась главным образом чувством вины.
Схема 11-1. Работа, выполняемая женщинами (в %)
|
|