Насколько Вы лично удовлетворены следующими сторонами своей жизни? 9 глава Обстановка. Где происходит наблюдаемая ситуация? Какого рода социальное поведение данная обстановка поощряет, какому препятствует? Какого рода поведения следует ожидать, какое будет неожиданным?
Цель. Имеются ли какие-либо формальные цели, ради которых собрались участники, или они оказались вместе случайно? Имеются ли неформальные цели? Совместимы или противоположны цели различных участников ситуации?
Социальное поведение. Что и как делают участники ситуации? Каковы стимулы, вызывающие ту или иную форму поведения? Что является объектом данной формы поведения, на кого .или на что оно направлено? Как действует наблюдаемый (говорит, жестикулирует, плачет, смеется и т. п.)? Каковы напряженность, постоянство, эмоциональность, продолжительность данной формы поведения? Каков эффект данной формы поведения?
Частота и продолжительность. Когда возникла ситуация и как долго она длилась? Уникальна эта ситуация или повторяется? Как часто она возникает? Что вызывает ее? Насколько она типична? Ответы на эти вопросы требуют соответствующей подготовки наблюдателя, поэтому успех неконтролируемого наблюдения в решающей степени зависит от его квалификации. Обычно оно проводится самим исследователем или его ближайшими помощниками, хорошо - представляющими предмет и цели исследования и обладающими достаточными профессиональными навыками.
Недостаток неконтролируемого наблюдения — опасность субъективного отношения наблюдателя к объекту, что может привести к искажению результата. Именно здесь проблема наблюдение — вывод может проявиться наиболее ярко.
Неконтролируемое наблюдение чаще всего встречается в монографических социологических исследованиях, оно также применяется в исследованиях поискового плана или на начальном (поисковом) этапе более обширного социологического исследования.
Структурализованным (контролируемым) называется такой вид наблюдения, при котором социолог заранее определяет, какие из элементов изучаемого процесса или ситуации имеют наибольшее значение для его исследования, и сосредоточивает на них свое внимание, составляя специальный план записи наблюдении до начала сбора информации.
Чащу всего задача структурализованного наблюдения в исследовании — проверка результатов, полученных другими методами, уточнение их. Оно может использоваться и как основной метод сбора информации, для точного описания и проверки гипотез в исследованиях небольшого масштаба.
Его применение требует хорошего предварительного знания предмета исследования, так как в процессе разработки процедуры структурализованного наблюдения социолог должен построить систему классификации явлений, составляющих наблюдаемую ситуацию, и стандартизировать категории наблюдения. Система классификации должна быть выражена в тех терминах, в которых предполагается проводить последующий анализ.
Количество категорий в начале работы может быть значительным, однако по мере апробации многие из них будут исключены либо как неработающие, либо как недостоверные. В ходе пилотажного исследования полезно проверить действенность выбранных для фиксации категорий путем проведения интервью с некоторыми из наблюдаемых, установить, совпадают или нет их самооценки с самооценками действий, которые делает наблюдатель.
Контроль результатов осуществляется прежде всего стандартизацией процедуры наблюдения, оформлением выделенных в процессе разработки программы факторов, подлежащих наблюдению, в виде таблиц, карточек, протоколов наблюдения, а также использованием вспомогательных технических средств (кино-, фото-, звукозаписывающая аппаратура). Кроме того, контроль осуществляется путем увеличения числа наблюдателей и сравнения результатов их наблюдений, а также через интенсификацию наблюдения — проведение серии наблюдений за одним и тем же объектом. Только выполнение всех этих условий делает наблюдение действительно контролируемым.
Если исследователь утверждает, что представители каких-то социальных групп реже читают газеты, чем это общепринято, то он обязан установить нормальную меру чтения газет и сравнить с этой мерой среднюю частоту чтения газет данной социальной группой. Если такая операция не проводится, то вывод им получен на основе неконтролируемого наблюдения.
Контролируемое наблюдение находит самое широкое применение в исследованиях экспериментального плана. Довольно часто оно используется в описательных исследованиях. В поисковых исследованиях оно применяется крайне редко, так как отсутствие достаточной информации о предмете не позволяет провести удовлетворительную структурализацию.
В зависимости от степени участия наблюдателя в исследуемой социальной ситуации различаются включенное (участвующее) и невключенное (неучаствующее) наблюдение.
При невключенном (внешнем) наблюдении исследователь или его помощники находятся вне изучаемого объекта. Они со стороны наблюдают происходящие процессы, не вмешиваясь в их ход, не задавая никаких вопросов, — они просто регистрируют ход происходящих событий.
Невключенное наблюдение используется для наблюдения за массовыми процессами, когда наблюдатель, для того чтобы видеть весь ход процесса, должен находиться на достаточном удалении от объекта наблюдения. Оно применяется для описания социальной среды, в которой происходит интересующее социолога событие. Внешний наблюдатель может видеть и фиксировать акты так называемого открытого поведения. Но, как человек посторонний, он не может точно знать, что скрывается за этими актами, поэтому его интерпретация не всегда может быть правильной. Можно повысить объективность наблюдения путем увеличения числа наблюдателей, но есть и другой путь: добиваться корректности самих выводов наблюдателя. Иными словами, акты поведения должны приобрести для наблюдателя то же значение, что и для наблюдаемых.
Внешнее наблюдение может проводиться не только самим исследователем, но и специально подготовленными наблюдателями. Однако это возможно только в том случае, когда процедура достаточно хорошо отработана и проверена надежность категорий.
Если речь идет о, серии наблюдений, исследователю целесообразно проводить первые наблюдения самому или присутствовать при проведении их помощником наблюдателем, чтобы убедиться в том, что ни одна часть информации не упускается.
Невключенное наблюдение, направленное на описание характеристик социальной среды, применяется в монографическом исследовании (на поисковом его этапе) и в исследованиях описательного плана. Кроме того, невключенное наблюдение используется в экспериментальных исследованиях или на этапе экспериментальной проверки гипотезы в лабораторных условиях. Обычно этот вид наблюдения применяется и при социометрических исследованиях.
Примером невключенного наблюдения могут служить описания Ф. Энгельсом лондонских трущоб в работе Положение рабочего класса в Англии[176].
Включенным (участвующим) называется такой вид наблюдения, при котором наблюдатель в той или иной степени непосредственно включен в изучаемый процесс, находится в контакте с наблюдаемыми людьми и принимает участие в их деятельности. Степень включенности наблюдателя в исследуемую ситуацию может колебаться в довольно широком диапазоне: от наблюдения пассивного, которое стоит близко к невключенному и сходно с наблюдением через стекло, прозрачное лишь для наблюдателя, до наблюдения активного, когда наблюдатель до такой степени сливается с исследуемым коллективом, что наблюдаемые начинают считать его членом данного коллектива и соответственно к нему относиться.
Включенное наблюдение в любых его видах позволяет собрать информацию, недоступную для получения другими методами. Исследователю здесь открываются более значимые для коллективной деятельности процессы и явления. Поскольку при длительном наблюдении члены исследуемого коллектива успевают привыкнуть к наблюдателю, они возвращаются к своим привычным действиям и поведению, к своим обычным правилам и нормам, словом, к тому, что им свойственно в естественных условиях. Наблюдатель постепенно начинает постигать более глубокие слои коллективной жизни: он узнает, что обычно рассказывается в коллективе, о чем говорят и о чем не принято говорить, что поощряется и что порицается, какова эмоциональная атмосфера, в которой живет коллектив, и т. д.
Выделяют разные типы такого участия (включения), которые социологи называют еще ролями наблюдателя.
Полное включение (наблюдение проводится скрытно, изнутри). Участник, его истинное лицо и цели как исследователя неизвестны наблюдаемым. Он вступает в исследуемый коллектив и, принимает участие в его деятельности наравне с другими. Такое интенсивное наблюдение изнутри может помочь получить данные, которые невозможно получить путем внешнего наблюдения. Эта разновидность наблюдения применяется обычно при исследовании закрытых коллективов, не поддающихся наблюдению извне, а также при исследовании социального взаимодействия внутри малых групп.
При включенном наблюдении исследователь может выбрать для себя нейтральную позицию, не принимая активного участия в коллективной деятельности. Так, в условиях производства он может взять на себя роль практиканта или стажера. При наблюдении за прослушиванием лекций или ходом каких-либо собраний, дискуссий исследователь легко может принять на себя роль обычного участника. И в том и в другом случае этого достаточно, так как он имеет возможность вести соответствующие записи, не вызывая никаких подозрений.
Наиболее сложной является позиция наблюдателя, когда он начинает исполнять роль члена исследуемого коллектива, в особенности если этот коллектив достаточно стабилен и немногочислен. В этом случае любое новое лицо самим своим присутствием вносит в его деятельность определенные нарушения, которые могут исказить картину его повседневной жизни, и исследователь должен быть чрезвычайно внимателен и осторожен.
Чтобы нарушения были наименьшими, следует руководствоваться следующими правилами:
принять на себя роль рядового члена коллектива;
держаться в тени и не проявлять повышенного интереса к происходящему;
больше слушать и наблюдать и меньше задавать вопросов;
высказывания должны быть нейтральными и не иметь оценочного характера.
Чтобы хорошо понять внутреннюю логику событий, происходящих в коллективе, необходимо достаточно долго участвовать в его жизни. Однако слишком долгое и активное участие в коллективных процессах имеет свои опасные стороны. Исследователь привыкает к поведению и действиям членов коллектива, а также к их реакциям настолько, что все происходящее начинает казаться ему само собой разумеющимся, и от него начинают ускользать особенности этого коллектива. Кроме того, здесь существует определенный риск, связанный с тем, что исследователь может принять чью-либо сторону или присоединиться к чьему-то мнению при обсуждении существенных для коллектива вопросов. Если он открыто проявит свои предпочтения, он может потерять доверие тех, кого изучает. Если он внутренне присоединяется к чьей-либо позиции, полученные данные могут оказаться необъективными.
Чтобы всего этого не произошло, можно рекомендовать наблюдателю применить различные способы проверки извне — интервью, анкетирование и т. д., обсудить все виденное с кем-то из коллег. Иногда весьма полезно на несколько дней приостановить наблюдение, чтобы затем, вернувшись к нему, увидеть обстановку новыми глазами.
Включенное наблюдение хорошо контролируется увеличением числа наблюдателей, одновременно исследующих одну ситуацию. Последующее сравнение их записей, которые они должны вести независимо друг от друга, позволяет, во-первых, устранить следствия каких-либо побочных влияний (субъективных и объективных), а во-вторых, обнаружить у того или иного наблюдателя мертвые точки, т. е. не увиденные им события. Кроме того, наблюдатели имеют возможность видеть действия друг друга и реакцию наблюдаемых на присутствие исследователей. Это позволяет наблюдателям проверить правильность своих действий. Поэтому если на всем протяжении исследования участие нескольких наблюдателей невозможно, оно , очень желательно хотя бы на начальном этапе работы.
Примером использования метода включенного наблюдения с полным участием наблюдателя в жизни исследуемого коллектива может служить работа В. Б. Ольшанского, который, собирая материал, в течение нескольких месяцев работал сборщиком электроаппаратуры на заводе имени Владимира Ильича.
Длительное (в течение нескольких месяцев) пребывание в изучаемом коллективе не только помогло исследователю обнаружить насколько достоверны результаты, полученные с помощью других методов (анкетного опроса и интервью), но и позволило увидеть некоторые стороны коллективной жизни, скрытые от глаз тех, кому доводилось видеть этот коллектив от случая к случаю.
Так, была выявлена связь между коллективными установками и избирательностью в отношении содержания информации, передаваемой по радио. Исследователь наблюдал, как рабочие старались переключиться на менее шумную работу, когда передаваемые сообщения соответствовали сложившимся в коллективе интересам а установкам. В наблюдении удалось выявить также некоторые коллективные нормы и их влияние на отдельных членов коллектива. Например, было отмечено, что насмешкам подвергались как нарушители трудовой дисциплины, так и те, кто в ущерб интересам коллектива стремился к индивидуальным достижениям.
Применение включенного наблюдения всегда должно быть морально обосновано. Никто не имеет права наблюдать те явления и события, которые люди специально скрывают от посторонних глаз. Исследователь может наблюдать лишь то, что члены коллектива не скрывают друг от друга, что в их поведении считается более или менее само собой разумеющимся.
Полное участие применяется, как правило, в монографических исследованиях, ибо такая методика наблюдения по природе своей исключает массовость, а результаты наблюдения при полном включений с трудом поддаются количественному выражению.
«Участник-наблюдатель» — форма наблюдения, при которой исследователь не скрывает своей роли и с согласия коллектива наблюдает его жизнь в течение определенного времени, имеет возможность беседовать с его членами, принимать участие в обсуждении проблем коллектива.
В этом отношении в очень выгодной позиции оказывается заводской социолог. Будучи членом того же предприятия, что и изучаемый им коллектив, он довольно легко может войти в его состав, не скрывая своих исследовательских интересов, и в дополнение к собственным- наблюдениям может обращаться за разъяснениями к тем или иным членам коллектива.
Более или менее длительное присутствие одного и того же наблюдателя в исследуемой Ситуации довольно скоро перестает оказывать на нее сколько-нибудь значительное влияние. Людям легче свыкнуться с присутствием наблюдателя, чем изменить ставшие привычными формы поведения.
В качестве примера можно привести социологическое исследование на пражском заводе «ЧКД—Соколове», где применялось включенное наблюдение указанного типа[177]. Исследователи посещали в течение нескольких месяцев закрепленный за ними участок и участвовали в общественно-политической жизни коллектива: присутствовали на собраниях партийных и профсоюзных организаций, на производственных совещаниях и рабочих собраниях, а результаты наблюдения заносили в дневник.
Наблюдатель-участник — данная роль характеризуется тем, что наблюдение носит более формальный характер. Контакт наблюдателя с членами наблюдаемого коллектива минимален, исследователь не скрывает своих научных целей. Примером может служить наблюдение, которое ведет интервьюер за опрашиваемыми в процессе одноразового интервью.
Наблюдатель — роль, во многом сходная с невключенным наблюдением.Как правило, наблюдаемым неизвестны задачи, которые ставит перед собой исследователь; они даже могут не знать, что являются объектами наблюдения. Наблюдатель контактирует с ними лишь в, той мере, в какой его к этому вынуждает ситуация: отвечая на вопросы наблюдаемых о цели своего присутствия, объясняет его каким-нибудь благовидным предлогом.
Степень участия включенного наблюдателя в исследуемой ситуации во многом определяется характером самого исследования и его задачами. В исследованиях поискового плана предпочтительно полное включение с целью лучшего понимания исследуемого явления. В исследованиях экспериментального плана на этапе проверки гипотезы полезнее применять наблюдение с меньшей степенью участия.
По месту проведения и условиям организации наблюдения делятся на полевые и лабораторные.
Полевое наблюдение проводится в естественной обстановке, в реальной жизненной ситуации, в непосредственном контакте с изучаемым объектом.
Большинство конкретно-социологических исследований проходит именно в форме полевого наблюдения. Оно может быть различной степени структурализации и включенности и применяться в исследованиях любого плана — от поискового до экспериментального на самых различных этапах, выполняя роль как основного метода сбора первичной информации, так и дополнительного (предварительное знакомство с объектом, контроль результатов, углубление представлений об объекте, сбор дополнительной информации).
Лабораторное наблюдение — такой вид наблюдения, при котором условия окружающей среды и наблюдаемая ситуация определяются исследователем. Основное его достоинство — максимальная по сравнению с другими видами возможность выявить все факторы, ситуации и установить взаимосвязь между ними. Основной недостаток — искусственность ситуации, которая, несмотря на все ухищрения исследователя, может резко менять поведение участников.
Лабораторное наблюдение чаще всего применяется в исследованиях экспериментального плана или на этапе экспериментальной проверки гипотез и как правило, сводится к фиксации изменений, которые происходят в результате воздействия экспериментальных факторов. При лабораторном наблюдении особенно широко применяются возможные технические вспомогательные средства (кино- и фотоаппаратура, видеомагнитофоны и т. д.).
По регулярности проведения можно различать наблюдение систематическое и случайное.
Систематическое наблюдение характеризуется прежде всего регулярностью фиксации действий, ситуаций, процессов в течение определенного периода времени. Оно позволяет выявить динамику процессов, значительно повысить достоверность экстраполяции их развития. Наблюдение можно проводить каждый день, раз в неделю, раз в месяц и т. д. Вести наблюдение можно:) за определенной группой (например, рабочей бригадой или научным коллективом (лабораторией) в течение месяца, года); 2) за определенным процессом в разных группах (например, за ростом самосознания отдельных социальных групп, классов, освободившихся от колониализма наций); 3) за определенным процессом в определенной группе (например, изменением отношения к труду у рабочих определенной бригады, ростом национального самосознания народа и т. д.).
В зависимости от места наблюдения и степени изученности объекта систематическое наблюдение может быть полевым (естественным) или лабораторным, иметь различную степень контролируемости и включенности наблюдателя, сохраняя все их достоинства и недостатки. Хорошая система классификации, подробная категоризация позволяют производить смену наблюдателей, снижая ошибки, связанные с включенностью.
Область применения систематического наблюдения достаточно широка — от поискового до экспериментального исследования.
К случайному наблюдению относится наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации.
Например, проводя по плану наблюдение за изменением содержания труда, социолог может столкнуться с общим или дифференцированным изменением отношения к труду, проведения досуга, социальной, активности и т. п. и зафиксировать все это как представляющее значительный интерес.
Содержание труда конкретных членов изучаемого коллектива может меняться не только в результате изменения технологии производства (например, внедрения автоматизации), но быть следствием научной организации труда и даже изменения неформальных отношений между членами коллектива.
От случайного наблюдения следует отличать случайное выявление и фиксирование фактов в ситуации наблюдения, запланированного именно за данной деятельностью. Выявление такого рода фактов является основной задачей неструктурализованного наблюдения за заранее определенной ситуацией. Но оно может происходить и в процессе контролируемого наблюдения.
Так, фиксируя содержание труда по заранее разработанной программе в карточке, социолог может обнаружить, что не все факты, касающиеся процесса труда, нашли в ней отражение.
Случайное наблюдение обычно не планируется как самостоятельная процедура сбора первичной информации.
Определение вида наблюдения. В чистом виде тот или иней из отмеченных видов наблюдения в конкретно-социологическом исследовании не встречается. Приведенная типологизация сугубо условна отражает только наиболее значимые для условий сбора первичной информации характеристики наблюдения, которые не существуют независимо друг от друга, а всегда представлены синдромно. Какие из этих характеристик будут наиболее значимы в конкретном исследовании, социолог определяет исходя из специфики исследованиям его плана, условий сбора информации, предмета исследования и степени знакомства с ним, состава исполнителей, имеющихся финансов, времени т. д.
Обычно на первоначальном этапе работы в исследованиях поискового плана применяется неконтролируемое (неструктурализованное) полевое наблюдение, которое может быть различной степени включенности и регулярности (от случайного до систематического).
На этапе сбора конкретного эмпирического материала в описательном исследовании используется структурализованное (контролируемое) систематическое наблюдение, включенность которого может быть различной.
В экспериментальных исследованиях применяют структурализованное (контролируемое) систематическое наблюдение, включенность которого зависит от специфики предмета и условий наблюдения;
Здесь значительно чаще, чем в других случаях, наблюдение может быть лабораторным.
Если наблюдение используется для контроля данных, полученных другими методами, оно обязательно должно быть максимально строго структурализовано, проводиться систематически и в тех условиях, в которых собиралась контролируемая им информация.
Общий принцип применения наблюдения в конкретном социологическом исследовании может быть сформулирован так: чем сложнее, многомернее объект наблюдения, чем более специфичны задачи исследования, тем интенсивнее должно быть наблюдение, тем строже должны соблюдаться правила проведения процедуры, тщательнее должны контролироваться полученные результаты.
Одна из тем исследования Общественное мнение[178] называлась Собрание как канал выражения общественного мнения и реакция на него государственных и общественных институтов. В рамках названной темы предусматривалось проведение исследования собраний методом наблюдения. Исследование собрания методом наблюдения имело своей задачей получение данных, относящихся только к процессу собрания.
Программа исследования предусматривала решение следующих задач:
фиксирование характеристик собраний, являвшихся объектами наблюдения;
фиксирование характеристик информации, содержащейся в докладах и выступлениях;
получение данных о поведении участников собрания;
получение данных о выступающих на собрании и отношении к ним аудитории;
получение данных о временной структуре собраний.
Объектом исследования являлась совокупность собраний различных типов, уровней и тематики, проходивших в период с декабря 1968 по март 1969 г. па специально выбранных (по принципу типичности) предприятиях (в учреждениях) Орджоникидзевского района г. Таганрога.
Исследование было нацелено на получение таких данных о феномене собрания, которые помогли бы ответить на следующие вопросы: Кто выступает на собрании? Что выступающие сообщают аудитории, о чем они говорят? Как реагирует аудитория на сообщаемую информацию? Как проходит процесс принятии решения? Что характеризует ход собрания в целом? Каковы временные характеристики собрания?
Информация, полученная в результате проведения данного исследования, с одной , стороны, дополняла результаты других исследований, являлась материалом для качественного анализа, а с другой — позволяла в известной мере контролировать эти результаты.
Документом сбора первичной информации была принята специально разработанная Карточка наблюдения на собрании.
Карточка наблюдения состояла из девяти отдельных бланков, названия которых совпадали с определенным этапом в процессе собрания:
— Ситуация непосредственно перед началом собрания (бланк II).
— Организационный период (бланк III).
— Карточка докладчика, выступающего (бланк IV).
— Реакция участников собрания на доклад, выступление (бланк V).
— Общая ситуация во время прений (бланк VI).
— Ситуация во время принятия проекта решения (бланк VII).
— Ситуация во время принятия поправок и дополнений к проекту решения (бланк VIII).
— Ситуация после окончания собрания (бланк IX).
— Общая характеристика собрания (бланк I).
Бланк I не был связан с собственно процессом собрания, а представлял собой специальное задание наблюдателю, где заранее указывалось: предприятие (учреждение) или его подразделение, в котором должно было состояться собрание; повестка дня собрания с выделением того пункта, обсуждение которого подлежало наблюдению; тип собрания; место и время его проведения.
Поведение аудитории (участников собрания) во время доклада и его обсуждения рассматривалось в терминах проявления ими своего отношения (положительного, отрицательного и нейтрального) и интереса к сообщаемой информации, т. е. в терминах реакций аудитории на высказывание.
В процессе наблюдения внимание наблюдателя сосредоточивалось на актах так называемого открытого поведения участников собрания (в основном вербального). Соответственно в карточке наблюдения были выделены те элементы открытого поведения, которые способствовали .решению задач исследования и могли быть однозначно интерпретированы при анализе результатов.
Такие акты поведения, интерпретация которых не могла быть однозначной, попадали в специально введенную, дополнительную категорию (ситуация неясна, отношение нейтрально, не выражено, разговоры, тему которых невозможно определить) и при анализе не учитывались.
Для сбора первичных эмпирических данных был использован метод наблюдения в той его разновидности, которая характеризуется как полевое, контролируемое, включенное, систематическое наблюдение.
В соответствии с .проведенным определением речь шла о наблюдении, проводимом в непосредственном контакте с объектом наблюдения, причем наблюдаемые явления (элементы ситуации) фиксировались в момент их появления.
Дополнительный контроль полученных данных, помимо категоризации, осуществлялся методом одновременного наблюдения объекта двумя наблюдателями с последующим сравнением результатов,
Наблюдатель был непосредственно включен (самим фактом своего присутствия на собрании) в изучаемый процесс, находился в контакте с наблюдаемыми людьми и принимал участие в их деятельности, одновременно наблюдая ее, т. е. влиял па наблюдаемую ситуацию и подвергался ее воздействию. Степень включения его в ситуацию была незначительной.
Фиксация результатов наблюдения производилась на том бланке карточки наблюдения, который относился к наблюдаемой ситуации,. путем обведения соответствовавшего наблюдаемому элементу (аспекту) ситуации цифрового индекса и путем подробного описания этого элемента на специально отведенном для этого месте. Подобное цифровое обозначение облегчало запись результатов наблюдения, а впоследствии упростило обработку данных и их анализ.
Карточка наблюдения должна была обеспечить получение максимально объективных данных. Эта задача решалась двумя способами: во-первых, категории наблюдения (элементы ситуации), были выделены в карточке наблюдения таким образом, что наблюдатель был лишен возможности выносить оценочные суждения; во-вторых почти в каждом бланке-карточке были выделены специальные рубрики, где наблюдатель описывал реальные акты поведения (слова, фразы, жесты и т. п.), на основании которых он фиксировал появление того или иного структурного элемента ситуации.
Программа исследования заранее, до начала процедуры наблюдения, определяла аспекты (структурные элементы) исследуемого объекта (собрания) или ситуации изучаемого процесса, которые полагались наиболее значимыми в свете задач исследования. И наблюдатели именно на них сосредоточивали свое внимание, фиксируяих наличие или отсутствие в карточке наблюдения.
Были выделены следующие значимые с точки зрения задач исследования элементы поведения участников собрания, показывающие; положительное отношение к сообщаемой информации (одобрительные реплики, возгласы, аплодисменты и т. п.); отрицательное отношение к сообщаемой информации (неодобрительные реплики, возгласы и т. п.); наличие интереса к сообщаемой информации (требование дополнительной информации, вопросы к выступающему, разговоры, связанные с обсуждаемым вопросом); отсутствие интереса к сообщаемой информации (разговоры на посторонние темы, занятие посторонними делами).
Одновременно фиксировалась и сила проявления того или иного элемента поведения, т. е. число людей, в поведении которых наблюдался выделенный элемент, по следующим группам:
|