Каким требованиям должен удовлетворять клубный работник? 1 глава (Иначе говоря, какие знания у него должны быть, что он должен уметь делать, какими личностными характеристиками он должен обладать?)
Знания Умения Личностные характеристики
Вопрос может быть плохо понят из-за системы категорий респондента, с которой он соотносит задаваемый вопрос. Одно и то же слово может означать совершенно разное для разных людей. Так, для одних часто ходить в кино означает ежедневно, а для других — один раз в неделю. По этой причине, во-первых, не следует употреблять неопределенных слов, таких, как некоторые, довольно, часто, редко, много, мало. Во-вторых, необходимо проверить в пилотажном исследовании соответствие формулировки системе категорий респондентов.
После того как опрашиваемый понял вопрос, вспомнил необходимые для ответа события, он выбирает ответ на вопрос. Основными факторами, определяющими этот выбор, являются социально-психологические характеристики опрашиваемого: нормы поведения, установки, ценности. При формулировании вопросов нужно стремиться к тому, чтобы эти характеристики не привели к выбору неадекватного ответа.
В каждом языке существуют эмоционально окрашенные слова, слова, которые связаны с общепринятыми нормами, ценностями, установками. Употребление их предопределяет ответ, в некоторых случаях отличный от достоверного. Поэтому при формулировке вопросов необходимо обращать внимание на следующее: не несет ли вопрос в себе чрезмерную эмоциональную нагрузку? не оперирует ли он стереотипами? не включает ли он имен, .пользующихся престижем? не использует ли похвальных отзывов, направляющих ответ в ту или иную сторону?
В вопросе не должны проявляться мнения, ценности и установки исследователя. Они могут вызвать сильное смещение ответов в пользу его точки зрения.
Рассмотрим пример из исследования Человек и его работа. Для определения значимости отдельных мотивов отношения к труду предлагался полузакрытый вопрос, содержащий 16 вариантов ответов, причем каждому из положительных вариантов давался параллельно расположенный отрицательный ответ[192]. Рассмотрим две альтернативы и на их примере покажем влияние мнения исследователя на результаты.
Вопрос выглядел следующим образом:
Отметьте, пожалуйста, крестиком, что Вам нравится и что не нравится в Вашей работе (можно отметить несколько пунктов в левом и правом столбцах)
Что вам нравится в вашей работе? Что вам не нравится в вашей работе
1. Разнообразная работа 1. Однообразная работа
2. Работа требует смекалки 2. Работа не заставляет думать
В формулировке вопроса выражено мнение исследователя, что однообразная и не заставляющая думать работа не может нравиться человеку. Однако из психологии труда известно[193], что однообразная работа не всегда вызывает отрицательные эмоциональные состояния. В силу индивидуальных особенностей некоторые люди могут длительное время с удовольствием выполнять однообразную работу.
Аналогично этому положение о том, что не заставляющая думать работа не может нравиться человеку, более чем сомнительно.
Если бы это было так, то зачем исследователям выдвигать гипотезу о преобладающей значимости содержания труда в общей структуре мотивов, определяющих удовлетворенность работой? Подобная формулировка увеличивает смещение в пользу подтверждения гипотезы исследования.
Ряд вопросов может привести респондента в смущение, вызвать у него неудовольствие, отрицательную реакцию, потому что в них спрашивается о неодобряемом, в обществе поведении, или они затрагивают сугубо личные стороны жизни, или ответы на них могут уронить престиж респондента. Социологи часто забывают, что люди Я могут быть чувствительны, а это ведет к получению недостоверных ответов.
Чтобы опрашиваемый отвечал на подобные вопросы свободно и откровенно, нужно дать ему почувствовать, что все возможные ответы не могут вызвать осуждения — не только со стороны исследователя или интервьюера, но и со стороны общества Этого можно достичь, предваряя смущающие вопросы такого типа вступлением.
По одним и тем же вопросам разные люди имеют разные мнения. И это неудивительно — ведь у каждого из нас есть свои собственные взгляды и убеждения.
Вопрос же можно сформулировать следующим образом: Одна люди считают, что., другие придерживаются противоположного мнения. А как Вы считаете?
Сама конструкция вопроса может склонить опрашиваемого к определенному ответу Вопрос: Вы ведь не думаете... не правда ли? — точно так же наводит на отрицательный ответ, как и вопрос: Разве Вы не хотите? — наводит на положительный ответ.
Вопрос может получиться наводящим, если мы не сделали его альтернативным. Например, вопрос: Удовлетворены ли Вы своей работой?, предполагающий только один из возможных ответов, вызывает внушение в положительном направлении. Для преодоления этого эффекта необходимо преобразовать вопрос в альтернативный.
В случае закрытых вопросов факторами, определяющими выбор ответа на вопрос, кроме социально-психологических характеристик, являются некоторые психологические особенности восприятия.
Из предложенных вариантов человек лучше всего фиксирует первый и последний ответы (с перевесом в сторону первого) и больше всего положительный ответ. Кроме того, сравнительная длина альтернатив является признаком, который в первую очередь дифференцирует их. Поэтому реакция респондента зависит как от нахождения положительной альтернативы в списке возможных ответов, так и от их последовательности и сравнительной длины.
Исследование А. Л. Свенцицкого[194] подтвердило положение о том, что опрашиваемые чаще всего выбирают ответы в начале предлагаемого перечня. Изменение последовательности альтернатив привело к изменению результатов до 15%.
Допустим, что при изучении отношения к труду задаются такие альтернативы: труд является первой жизненной необходимостью; каждый человек должен трудиться, чтобы обеспечить свою семьи, и т. п. по убывающей значимости.
Можно заранее сказать, что наибольший процент ответов будет получен по первой альтернативе.
Альтернативы должны быть перемешены так, чтобы они не были представлены ни в логической последовательности, ни в порядке их значимости. Самым идеальным является расположение альтернатив в случайном порядке. Если существует всего две альтернативы отрицательная и положительная, то выбор ответа может зависеть от того, названа ли положительная категория первой или второй. Для того чтобы снять влияние последовательности альтернатив, в половине тиража анкет на первое место ставят положительную альтернативу, а на второе отрицательную. Половину респондентов надо опросить в одной последовательности, а половину в обратной.
На выбор ответа может оказывать определенное влияние и сравнительная длина альтернатив. Для избежания этого необходимо уравнять альтернативы по их длине. Если трудно подобрать категории ответов примерно одинаковой длины, их можно уравновесить графически, продолжив каждую альтернативу рядом точек.
Приведем простой пример:
Доволен ..............................1
Не совсем доволен.............2
Недоволен .........................3
И закрытых вопросах встает также проблема адекватности выражения в словах предложенного варианта ответа и содержания ответа респондента. Для этого необходимо, чтобы набор альтернатив, во-первых, был выражен в системе категорий респондента, во-вторых, был исчерпывающим. Если у исследователя нет твердой уверенности в том, что для выражения своего мнения опрашиваемому достаточно приведенного списка возможных ответов, то целесообразно применить, полузакрытый вопрос.
Последовательность вопросов. Последовательность вопросов задается уже фазами, этапами опроса. Вопросник начинается с контактных вопросов, затем идут содержательные, которые чередуются с фильтрами, контактными, контрольными и функционально-психологическими вопросами, снимающими напряжение. Последними и заканчивается опрос. Вроде бы все ясно. Однако в стороне еще осталась последовательность самих содержательных вопросов.
Они не обязательно должны располагаться в определенной логической последовательности. В некоторых случаях логически последовательное расположение вопросов формирует у отвечающего определенную установку, искажающую его действительное мнение. 13 связи с этим, если возникнет предположение, что логически правильно соединенные между собой вопросы по одной теме могут влиять друг на друга, более рационально ставить их в различных местах вопросника.
Например, человека спрашивают о содержании его труда, а далее идет вопрос о том, сколько ему лет. Здесь этот вопрос демографический, кроме того, он отвлекающий по отношению к данной теме.
Проблему логической последовательности вопросов одной темы необходимо отличать от проблемы последовательного построения каждого отдельного вопроса.
Г. Гэллапом[195] предложена техника постадийного развертывания вопроса, состоящая из пяти вопросов.
Первый — это фильтр, предназначенный для того, чтобы выяснить, осведомлен ли опрашиваемый о проблеме вообще и думал ли он о ней.
Второй направлен на выяснение того, как опрашиваемый общем относится к данной проблеме (открытый вопрос).
Третий предназначен для получения ответов по конкретным моментам проблемы (закрытый вопрос).
Четвертый помогает выявить причины взглядов опрашиваемого а употребляется в полузакрытой форме.
Пятый вопрос направлен на выявление силы этих взглядов, их интенсивности и применяется в закрытой форме.
В этом случае также имеется определенная логика, но это другая логика. При постадийном развертывании вопроса фактический интерес представляет один вопрос, одна информация.
Расслоение совокупности опрашиваемых. При разработке инструмента сбора информации исследователь основывается на представлении о. поведении опрашиваемого при ответе на вопросы. Его цель — разработка такого инструмента, воздействие которого на респондента привело бы к получению достоверной информации Исходя из этого выделяются требования к инструменту.
Часть этих требований достаточно конкретна и не нуждается в дальнейшем уточнении. К ним относятся указание анонимности исследования, выделение основных фаз опроса, уравновешенность альтернатив и т. д.
Другие требования необходимо уточнить для каждой изучаемой совокупности. К ним относятся:
1) создание мотивации у опрашиваемых при знакомстве с обращением;
2) поддержание этой мотивации с помощью контактных вопросов на протяжении всего исследования;
3) соответствие содержания вопросов степени информированности опрашиваемых;
4) соответствие формулировки вопросов и ответов на них системе категорий опрашиваемых;
5) отсутствие эмоционально нагруженных слов при формулировке вопросов и ответов на них;
6) отсутствие влияния последовательности вопросов на опрашиваемых.
Эти рекомендации требуют дальнейшего уточнения в зависимости от изучаемой совокупности. Для соблюдения этих положений исследователю необходимо знать ряд характеристик будущего контингента опрашиваемых. К ним относятся: жизненные потребности, интересы опрашиваемых; степень их информированности; система их категорий; возможное влияние формулировки и последовательности вопросов на возникновение установки.
Названные характеристики различны для разных людей. Это не означает, конечно, что для каждого человека необходима разрабатывать отдельный вопросник.
Перед тем как приступить к разработке инструмента, исследователю нужно разделить всех отобранных для опроса людей на группы, достаточно однородные по значимым для исследования характеристикам. Чтобы получить качественную информацию, для каждой из этих групп необходимо разработать свой вопросник.
Для проведения предлагаемого расслоения исследователю необходимы какие-то объективные критерии выделения групп. Такими критериями могут быть некоторые социально-демографические признаки, устанавливаемые на основе опыта исследователя, знакомства с изучаемой совокупностью в пробном исследовании.
В качестве возможных критериев, которые связаны со всеми выделенными характеристиками, могут выступать место жительства (город и село), социальное положение и образование.
Не следует стремиться к вычислению слишком большого количества классов. Можно ограничиться тремя-четырьмя. При проверке инструмента в пилотажном исследовании такое расслоение всегда можно дополнить, если возникнет необходимость.
5. Разновидности опроса
По характеру взаимодействия можно выделить два основных вида опроса: анкетирование и интервью, каждый из которых встречается в многочисленных разновидностях. По месту проведения различают опрос по месту жительства и по месту работы.
Место проведения опроса во многом определяет психологическую ситуацию получения информации, а значит, и ее надежность. Выбор места опроса зависит от целей и предмета исследования. Опрос по месту работы, т. е. в служебном помещении, является наиболее подходящим, если изучаются производственные коллективы, а предмет исследования, связан с производственными, или учебными делами.
Ясно, что если, например, опрос участников политической учебы или пропагандистов происходит в привычных для них условиях, где они обычно занимаются, то все обстоятельства, связанные с предметом опроса, более актуализированы в их сознании. В то же время в этих условиях особенно важно устранить влияние третьих лиц, поскольку присутствие товарищей по учебе, работе или руководителей занятий может особенно сильно влиять на содержание ответов респондента и отношение к опросу.
К этому виду опроса примыкают опросы временных целевых аудиторий, например, когда мнение зрителей, собравшихся в кинотеатре, о кинообслуживании или посетителей бытовых учреждений интервьюируют по поводу- организации и качества бытового обслуживания или отдельных предприятий этой системы. Здесь используется та же предпосылка — совпадение предмета опроса с ситуацией актуализированного интереса респондента к кругу изучаемых проблем.
Опрос по месту жительства бывает незаменимым, когда изучаются мнения не только работающего, но и неработающего населения или когда предмет опроса требует ослабить влияние официального служебного положения, связанного с производственными или учебными отношениями. Этот вид опроса будет необходимым, например, если исследуется организация идеологической воспитательной работы в городе или районе по месту жительства, организация здравоохранения, культурного и бытового обслуживания в районе. Такие исследования получают широкое распространение в работе райкомов и горкомов партии и местных советов.
Как показывает опыт исследований, в привычной домашней обстановке человек более свободно располагает своим временем, охотнее отвечает па острые вопросы, требующие выдачи критической информации об отрицательных фактах и явлениях, вся беседа приобретает менее официальный характер, чем в служебном помещении.
Однако опрос по месту жительства имеет свои сложности. В частности, усложняется поиск респондентов: перемена адресов, отсутствие в момент прихода интервьюера или анкетера, что требует неоднократных посещений, а иногда и замены респондента. По месту жительства бывает трудно, а иногда и невозможно устранить влияние третьих лиц, а присутствие членов семьи во время беседы с респондентом иногда оказывается весьма сковывающим фактором. Кроме того, именно наличие свободного времени и более свободная ситуация опроса располагают респондента к отвлечению от темы интервью, к пространным комментариям своих ответов, к рассказам сопутствующих примеров из собственного жизненного опыта и т. д. Таким образом, требования к профессиональным качествам интервьюера резко повышаются. По способу общения между исследователем и опрашиваемым анкетирование подразделяется на прессовое, почтовое и раздаточное, а интервью — на личное и телефонное.
Прессовая анкета публикуется на страницах газет или журнала с призывом к читателю дать письменный ответ и переслать его по почте в адрес редакции.
При использовании почтовой анкеты соответствующее число вопросников рассылается определенной группе лиц с просьбой дать ответы и возвратить по почте вопросник по указанному адресу.
И прессовая, и почтовая анкеты, как правило, дают низкий процент возврата, что требует дополнительных усилий по обеспечению репрезентативности собранных данных.
Применение раздаточной анкеты состоит в раздаче исследователем вопросников группе людей, сосредоточенных в одном месте, с просьбой безотлагательно заполнить и непосредственно возвратить заполненные вопросники. Анкеты раздаются на рабочих местах или по месту жительства, условия и время возврата специально оговариваются....
В современных исследованиях особенно широкое распространение получило групповое (или аудиторное) анкетирование, которое проводится чаще всего по месту работы (учебы). Эта разновидность опроса имеет некоторые организационные преимущества. Она оперативна и проста, позволяет с помощью небольшого числа анкетеров в короткий срок опросить значительное количество людей.
Обычно, один анкете? работает с группой из 10—12 человек. При этом обеспечивается -стопроцентный возврат анкет, респонденты имеют возможность получить дополнительную индивидуальную консультацию по технике заполнения, а анкетер, собирая розданные вопросники; может проконтролировать качество их заполнения и вместе с отвечающими исправить допущенные ошибки.
Телефонное интервью может использоваться .для опроса населения по широкому кругу вопросов, в частности с целью изучения эффективности радио, телевидения, прессы. Оно позволяет получить сиюминутную информацию от соответствующей аудитории, например, с помощью вопросов типа: Включен ли сейчас Ваш телевизор?, На какую программу?, Кто из членов семьи смотрит передачу? и т. п.
Телефонное интервью может длиться от нескольких минут до нескольких десятков минут. Серьезный недостаток — возможность опроса лишь тех лиц, которые имеют телефон. Естественно, что тут обеспечение репрезентативности исследования ограничивается степенью телефонизации населенного пункта. Также очевидно и достоинство телефонного интервью: возможность получить чрезвычайно быстро приблизительное и достаточно широкое знание о состоянии общественного мнения населения региона.
Хороший образец умелого сочетания телефонного интервью с другими разновидностями опроса продемонстрировали эстонские социологи при изучении аудитории газеты Эдази[196].
Анкетирование, как и интервью, имеет свои особенности, одни из которых являются достоинствами, а другие — недостатками Оно не является универсальным видом опроса. В некоторых случаях с помощью анкеты собирается основная информация, в других ситуациях она выступает дополнительным методом.
Анкета в принципе считается наиболее оперативным видом опроса. Если в распоряжении имеется общность, собранная в одном
месте в течение 2—3 дней (конференция, съезд), можно быстро собрать нужную информацию. Срок возвращения ответов на прессовую анкету можно определить в две недели и потом немедленно начать обработку ответов. Темпы сбора материалов уменьшаются, если вопросники рассылаются по почте, причем надо несколько раз повторять призывы возвратить заполненные вопросники.
Теоретически анкету можно заменить интервью при условии, если имеется большое количество квалифицированных интервьюеров. Однако для исследования совокупности из тысячи человек а два дня по месту жительства требуется не менее двухсот интервьюеров. Только применяя почтовую, прессовую или раздаточную анкету, один исследователь с минимальными экономическими и организационными затратами может собрать первичные данные в сравнительно короткие сроки.
Анкета по сравнению с интервью — более дешевый вид опроса, если в калькуляцию включить только процесс сбора данных, считая единичную стоимость опроса каждого респондента. Содержательные и технические действия (печать, техническая обработка результатов) такие же, как при составлении вопросника интервью.
С точки зрения достоверности трудно отдать предпочтение какому-либо виду опроса. В основном предполагается, что анкета, обеспечивающая полную анонимность, позволяет лучше исследовать темы, имеющие большую личную значимость: моральные проблемы, мнение о руководителях и т. п.
С другой стороны, в случае тех или иных упущений при разработке вопросника, например при трудностях вспоминания отдаленных событий, интервьюер, проведя разведку, получит более достоверную информацию. -
Анкета — это такой вид опроса, над которым исследователь теряет контроль в момент рассылки или раздачи вопросника. По этим же причинам анкета с ошибками мотивации не удовлетворяет требованию объективности. Респонденты, обладающие одинаковыми личностными характеристиками, интересующими исследователя, могут быть на основании своих ответов на один и тот же вопрос отнесены в разные группы.
Ошибки структурированности также уменьшают обоснованность анкеты. Применение открытых вопросов при опросе малоподготовленных респондентов нарушает требование релевантности, поскольку в этом случае характер и содержание ответов респондентов в существенной степени зависят, кроме тех факторов, которые запланировано выявить, от речевых умений респондентов.
Двусмысленность закрытий, их логическое несоответствие ключевому вопросу приводят, как и в случае ошибок интерпретации, к нарушению требований объективности и различающей способности. Аналогичным уменьшением обоснованности анкеты является и неполнота набора альтернатив по закрытому вопросу, поскольку в этом случае респондент, не имея возможности выбрать наиболее подходящий ответ, вынужден выбрать другой; тем самым не соблюдается требование релевантности и объективности.
Интервью. При использовании метода интервью контакт между исследователем и респондентом опосредуется, кроме анкеты, еще одним звеном — интервьюером, который задает вопросы, предусмотренные исследователем, организует и направляет всю ситуацию беседы с каждым отдельным человеком и фиксирует полученные ответы согласно инструкции. Введение этого дополнительного звена в ситуацию опроса добавляет методу целый ряд особенностей, которые в зависимости от конкретных условий Могут стать как достоинствами, так и недостатками.
В частности, возникают дополнительные затраты времени и средств, связанные с подбором и обучением интервьюеров, а также с контролем качества их работы.
Однако эти дополнительные затраты компенсируются качеством получаемой информации. Хорошо подготовленный интервьюер исключает возможные случаи неадекватной замены респондентов, а при некоторых формах анкетирования (почтовые и раздаточные анкеты) такие замены не всегда поддаются контролю.
Речь идет о том, что респонденты, не располагающие временем для заполнения анкет, считающие себя некомпетентными в предмете опроса или просто не желающие отвечать на вопросы, передают анкету для заполнения другим людям, в результате чего происходит искажение выборочной совокупности и, следовательно, полученных данных.
Интервьюер может четко и однозначно устранить влияние третьих лиц на ответы респондентов, что особенно важно при исследовании мнений. Посредничество интервьюера между анкетой и респондентом позволяет максимально приспособить вопросы анкеты к возможностям отвечающего. Это значит, что в случае непонимания респондентами отдельных слов или смысла вопросов, техники заполнения анкеты, трудностей припоминания событий и т. д. интервьюер может тактично прийти на помощь, задать дополнительные вопросы, пояснить непонятные слова или формулировки, т. е. получить более точную и достоверную информацию.
По степени формализации поведения интервьюера и респондента различают несколько видов интервью от формализованного до свободного, т. е. минимально стандартизированного интервью, которое сближается с анкетированием в присутствии анкетера. Каждый из этих видов применяется для решения определенного класса исследовательских задач.
Свободное (или клиническое) интервью проводится без заранее подготовленного опросника или разработанного плана беседы. Определяется только тема интервью, которая и предлагается респонденту для обсуждения. Направление беседы, ее логическая структура, последовательность вопросов, их формулировки — все зависит от индивидуальных особенностей опрашиваемого и интервьюера, от конкретной ситуации интервью Этот вид интервью применяется в том случае, когда исследователю важно получить наиболее полную информацию от опрашиваемого по поводу его представлений о предмете опроса, когда влияние мнений и исходных представлений исследователя должно быть сведено к минимуму. Свободное интервью незаменимо на подготовительной стадий исследования, когда, исследователь уточняет содержание проблемы и предмета исследования, ее конкретные связи с изучаемой реальностью. На этом этапе исследовательская работа имеет поисковый характер, социолог собирает информацию, которая станет основой его исследовательской программы. При этом он, как правило, прибегает к опросу экспертов, Свободное интервью является наиболее подходящим способом общения с этой группой респондентов для конкретизации и уточнения целей и задач будущего исследования.
В отличие от результатов массовых опросов информация, получаемая в данном случае, не нуждается в унификации для статистической обработки. Она ценна именно своей подробностью, уникальностью полученных ответов, широтой ассоциаций, полнотой описания взаимосвязей в структуре предмета исследования. Особую ценность представляет анализ специфики изучаемой проблемы в связи с конкретными условиями, о которых эксперт информирован наиболее глубоко в связи со своей повседневной профессиональной деятельностью. Ответы респондентов, полученные в свободном интервью, записываются с максимальной подробностью и точностью- (уместны стенография и магнитофонные записи). Статистические методы анализа малопригодны для обобщения полученных ответов, здесь больше подойдут традиционные методы содержательного анализа текстов или метода контент-анализа.
Свободное интервью может быть использовано и перед началом составления анкеты в поисковом исследовании. Прежде чем формулировать вопросы анкеты, полезно провести зондаж структуры представлений респондентов об изучаемой проблеме на уровне обыденного сознания различных групп населения, включенных в выборку. Такие опросы обычно проводятся среди небольшого числа респондентов и дают богатый материал социологу, составляющему анкету, о языке опрашиваемых, об особенностях их отношения к предмету опроса и т. п., об актуальности для них отдельных аспектов проблемы.
В свободном интервью положение интервьюера и респондента не ограничивается подробно разработанной инструкцией. Функции интервьюера сближаются с исследовательскими, часто именно исследователь и выступает в роли интервьюера. Понятно, что от искусства интервьюера в весьма значительной степени зависит содержательная и целевая пригодность полученной информации.
Интервьюер, выступая инициатором беседы, организующим и направляющим ее началом, в то же время должен обеспечить наибольшую свободу для выявления мнений опрашиваемого, создать у него уверенность в ценности и значимости ожидаемых ответов.
Глубинное интервью предполагает обсуждение не только общей темы, но и предварительно продуманного специального круга вопросов, определяющих структуру содержание этой темы, в том виде, как она представляется исследователям на момент опроса. Последовательность вопросов и их формулировка не закрепляются в единообразной форме. С каждым новым респондентом эти характеристики могут меняться, включая и новые вопросы, аспекты проблемы, связанные с ходом рассуждений опрашиваемого. Цели и
ситуации применения этого вида интервью совпадают с называвшимися при описании свободного интервью. Глубинное интервью .может быть проведено на поисковом, подготовительном этапе исследования.
При анализе результатов опроса содержание ответов структурируется в первую очередь в связи с перечнем обсуждавшихся вопросов. Кроме того, выявляются дополнительные аспекты изучаемой проблемы.
Фокусированное (направленное) интервью имеет целью сбор данных по поводу конкретной ситуации, явления, его последствий или причин. Респонденты в этом виде интервью заранее знакомятся с предметом обсуждения: читают книгу или статью, смотрят фильм, участвуют в политзанятии по конкретной теме, которой посвящено интервью, и т. д. Фокусированное интервью требует от исследователя предварительной подготовки. Он должен заранее спланировать ситуацию, в которой будут участвовать респонденты и которой будет посвящено интервью. Круг вопросов, включенных в план интервью, является обязательным для интервьюера. Он может менять их последовательность и формулировки, ни по каждому должен получить информацию. Таким образом, степень стандартизации здесь повышается по сравнению с двумя предшествующими формами интервью. Интервьюер в данном случае обладает большой свободой для учета индивидуальных возможностей опрашиваемого, до перечень данных, которые он- должен получить, является стандартным при свободной форме, в которой респондент сообщает свои ответы.
Этот вид интервью дает возможность при обработке результатов использовать формы статистического анализа, поскольку ответы, сфокусированные вокруг одних и тех же вопросов, поддаются унификации и могут классифицироваться в связи с задачами исследователя (например, по характеру оценок, по степени дробности, по содержанию высказанных суждений).
|