Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Насколько Вы лично удовлетворены следующими сторонами своей жизни? 5 глава

При изучении движения сумм в сберкассах было замечено, что в нашей стране преобладают вклады на сравнительно короткие сроки, т. е. деньги или накапливаются для приобретения дорогих вещей, или сберегаются в кассе до той поры, пока нужная вещь появится в продаже. В противоположность этому в западных стра­нах наблюдается совершенно иная картина: там преобладают слу­чаи систематического многолетнего накопления, т. е. деньги берегут на старость, на лечение в случае длительных тяжелых заболева­ний и т. д.

Одно это наблюдение уже позволяет сделать выводы относи­тельно мотивов поведения людей, судить о психологической атмосфере их жизни, о том, насколько устойчиво чувствуют себя лю­ди в той социальной среде, в которой живут.

Характеризуя в целом источники статистической документации, следует выделить следующие:

всесоюзные переписи населениям Первая перепись населения была проведена в 1921 г. по инициативе В. И. Ленина, вторая Все­союзная перепись населения в 1926 г. (на 17 декабря), третья — в 1939 г. (на 17 декабря), четвертая — в 1959 г. (на 15 января), пятая — в 1970 г. (на 15 января), шестая — в 1979 г. (на 17 ян­варя);

выборочные опросы населения, проводимые государственными статистическими организациями страны;

специальные выборочные опросы населения, проводимые научно-исследовательскими организациями, специализированными подразделениями (например; социологическими) министерств, ведомств и т. д.;

статистическая отчетность государственных и общественных организаций.

Научные публикации. Публикации в научной печати являются важным источником информации о развитии самой науки, теоре­тических выводах и практических результатах исследовании, источ­ником эмпирических данных для вторичного их анализа. Книги, журналы, отчеты — основные формы этого типа документов.



Пресса. Пресса, или газетно-журнальная периодика, предстает в социологических исследованиях как источник разнообразной ин­формации по определенным социальным группам, категориям, яв­лениям и процессам, в том числе она может выступать и как документация для изучения самой прессы как социального явления.

Придавая огромное значение изучению прессы как источника информации о социальных явлениях, В. И. Ленин 13 августа 1921 г. предлагал создать специальную комиссию для сбора и обработки гигантского материала из советской и буржуазной прессы, особенно до вопросам внешней политики Антанты. Такое бюро,— говорил юн,— можно поставить и должно. Пользу оно в состоянии принести большую. Без него у нас .нет ни глаз, ни ушей, ни рук для участия в международном движении — и мы делаем это случайно, оказыва­ясь (по части информации) зависимыми от того, кто поближе, кто под рукой, кто случайно прочел, случайно зашел, случайно расска­зал и т. д.[153]

Пресса может служить источником информации для восстанов­ления общественно-политического фона, сопутствующего тому или иному событию, для изучения общественного мнения, для уточне­ния официальной оценки, толкования того или иного события и т. п. В этих случаях уделяется внимание прежде всего передовым статьям, чисто информационным сообщениям о фактах и т. п.

Изучение газетных текстов помогает составить представление о том, какого рода события и явления считались наиболее заслу­живающими внимания в тот или иной промежуток времени и по­чему по отдельным социальным группам, категориям, явлениям и процессам пресса помогает по прошествии определенного времени как бы заново восстановить и осмыслить ту или иную цепь событий.

Например, по публикациям прессы можно проследить связь об­щественного мнения с социальной практикой. Так, появлению Ука­зов Президиума Верховного Совета СССР предшествует широкое обсуждение их содержания в печати.

Пресса служит источником информации при изучении деятель­ности какого-либо общественного союза, политической партии.

Изучение распространенности тех или иных печатных изданий по районам, по социально-политическим и возрастным группам дает ценные результаты с точки зрения характеристики этих районов и групп.

Публикации, анализируемые в целях изучения самой прессы как социального явления, также представляют собой богатый источ­ник информации. В этом случае обращают внимание на содержа­ние ее материалов, их объективность, на полноту отражения актуальных проблем общества, на ее оперативность, действенность, Предметом анализа могут выступать объем и периодичность пуб­ликаций по отдельным темам, социально-демографические характе­ристики авторов публикаций, способ аргументации и стиль обраще­ния к читателю, доступность языка для отдельных читательских групп и многое другое. Можно также проанализировать распростра­ненность прессы в определенных районах либо среди определенных социально-профессиональных и возрастных групп. В этом случае анализ проводится не с целью получения дополнительных характе­ристик районов и групп, а для определения характера того или иного печатного издания.

Личные документы. Личными документами в социологии назы­вают документы, составленные частным лицом по собственной ини­циативе. Это письма, автобиографии, мемуары, дневники, речи и т. п. Ценны они для социолога тем, что в них зафиксированы почти ничем не ограниченные высказывания людей по свободно выбранным темам. Личные документы служат прежде всего источ­ником изучения общественного сознания в его индивидуальных проявлениях.

В зависимости от целей или все исследование строится на ана­лизе личных документов, или они выступают как дополнительный источник информации.

При использовании личных документов в качестве источника ин­формации внимание социолога может быть обращено на выбор тематики, заинтересовавшей автора документа, на восстановление некоторых фактов, по тем или иным причинам нигде официально не зарегистрированных, на выявление скрытых причин тех или иных исторических событий. Наконец, по личным документам мож­но получить представление о скрытых оценках событий, о мотивах поведения людей. Следует также помнить, что при всей зависимо­сти от направления анализа и от имеющегося в распоряжении ма­териала ценность того или иного документа во многом определя­ется личностью автора.

Отмечая возможности личных документов в целом, необходимо обратить внимание на то, что они представляют собой хороший ма­териал для изучения общественного сознания; позволяют обнаружить социальные механизмы образования установок и их изменения (это же касается мотиваций поведения); предоставляют информацию для исследования зависимости между средой и поведением индиви­да; показывают явления в историческом развитии в продолжитель­ных, недоступных наблюдению промежутках времени; дают материалы для установления типов личности, групп, образцов поведения и общественных отношений; облегчают понимание людей, культурных систем и функционирования социальных структур.

Хорошим материалом для социологического анализа считаются такие специфические личные документы, как автобиографии — документы, показывающие пишущего человека в непрерывности его собственной истории и происходящих около него событий. Автобиографии характеризуют индивидуальные психологические особенности автора, показывают его в том социальном контексте, в котором он действует, дают отражение крупных социальных про­цессов и явлений в индивидуальных судьбах. Таких материалов не могут дать ни письма, ни другие документы, показывающие лишь какой-то отрезок из жизни автора.

Мотивировка написания автобиографии, которая обязательно должна быть принята во внимание социологами, может быть раз­личной.

1. Желание осмыслить собственную жизнь, суммировать прой­денный путь, для того чтобы обобщить результаты своей деятельно­сти и сделать выводы на будущее.

Автобиография, написанная по этому мотиву, может содержать оценку пройденного пути или не содержать ее.

2. Автобиография — мемуары как ценный исторический источ­ник, психологический или социологический материал.

3. Материальная заинтересованность (например, объявление че­рез газету, конкурс автобиографий).

4. Требование написать автобиографию (со стороны руковод­ства, врача, исследователя и т.д.).

5. Автобиография как выход внутреннего напряжения (напри­мер, исповедальные письма правонарушителей, прощальные пись­ма самоубийц и др.).

6. Самооправдание в собственных глазах или в глазах окру­жающих.

7. Стремление показать себя, утвердить свою личность.

Социолог, использующий автобиографический материал для своей исследовательской работы, должен помнить, что обычно воз­никновение автобиографий определяется не одним мотивом, а не­сколькими.

Автобиографии представляют собой очень трудный для одно­значной интерпретации и использования в исследовании материал. Собственная интерпретация исследователя играет здесь господству­ющую роль.

Выделяют следующие направления использования автобио­графий.

1. Конструктивный метод. Исследователь, изучая биографии под определенным углом зрения, строит картину социального явления на основании уже имеющейся социологической теории этого явле­ния. В ходе анализа он проверяет гипотезы, содержащиеся в общей теории. В этой ситуации значительную роль играет интуиция ис­следователя, например при классификации факторов, выявленных в описанных явлениях. Если интуиция обманывает, результаты будут недостоверными.

2. Метод экземплификации[154]. Он заключается в иллюстрации гипотез примерами из автобиографий. Материал в этом случае не проверяет гипотез. Научная ценность такой обработки небольшая даже при истинности той или иной специальной теории.

3. Метод анализа содержания. Он заключается главным образом в исследовании частоты наступления определенных событий и об­стоятельств, в которых эти события происходят.

4. Статистическая обработка. Статистический анализ помогает установить зависимость между разными социальными чертами ав­торов, их позициями и проявляемыми стремлениями. Если авто­биографии получены от однородной социальной совокупности, вклю­чающей несколько сотен людей, возможности такого статистического анализа довольно велики. Статистические методы обеспечивают большие возможности исключения субъективных склонностей соци­олога, интерпретирующего биографии.

Однако объявление конкурса на автобиографии, чтобы подверг­нуть их только статистическому анализу, неоправданно, потому что для этой цели значительно более правильным инструментом явля­ется анкета, а случайность происхождения биографий не выполня­ет существенного условия — репрезентативности материала.

5. Типологический анализ. Он заключается в установлении не­которых типов личности, типов поведения, типов образцов жизни, выступающих в разных совокупностях.

Именно в таком установлении типов состоит максимальная поль­за, которую могут дать автобиографии.

При типологическом анализе обращается внимание на количе­ственную сторону явлений, хотя и не так строго, как при стати­стическом.

К наиболее важным недостаткам личных документов относятся следующие:

отсутствие репрезентативности;

лиц, пишущих автобиографии, сам этот факт выделяет среди других;

трудность получения личных документов;

эти документы по разным причинам могут быть необъективными или фальсифицированными;

описываемые позиции могут подвергаться рационализации пи­шущего;

описания могут возникать под влиянием настроения пишущего;

избирательность памяти, предающей забвению неприятные мо­менты, может исказить картину описания;

описание может быть сделано по определенным принципам или понятийной системе, неясной для исследователя;

автобиография может быть близкой к литературному вымыслу.

Таким образом, если достоинства личных документов действительно делают их большой ценностью в процессе познания социаль­ной действительности (особенно в области социального сознания), то недостатки подобных документов не позволяют использовать их как единственный источник информации. По этим причинам можно определить личные документы как источники ценной вспомогательной информации в социальных исследованиях.

Архивы эмпирических данных в машиночитаемой форме. Зна­чительный объем данных, собираемых в результате различного рода статистических обследований, массовых выборочных опросов населения стимулировал развитие все более эффективных средств их накопления и хранения. С развитием вычислительной техники возникла новая форма хранения данных — хранение в машиночи­таемой форме на перфокартах, перфолентах, магнитных лентах и магнитных дисках. Хранение данных в таком виде непосредствен­но направлено на возможность их обработки на ЭВМ.

Совокупность различных массивов данных (или иной информа­ции) в машиночитаемой форме и соответствующей им документа­ции называют Архивами данных (иногда Базами данных, Банками данных).

Можно выделить три главные функции, которые играют Архивы данных в социологической науке: сохранение и запоминание дан­ных; распространение данных среди различных центров; развитие методов и процедур для стимулирования более широкого и эффек­тивного использования полученных данных {для сравнительного и вторичного анализа).

В настоящее время практически каждый социологический центр имеет Архив данных. Наиболее крупные архивы имеются в Инсти­туте социологических исследований АН СССР (ведет архив Отдел методики социологических исследований), Институте социально-экономических проблем АН СССР, Институте экономики и орга­низации промышленного производства СО АН СССР и других центрах[155].

Иконографические документы. Кино-, видео- и фотодокументы. Иконографическая документация — это произведения изобразитель­ного искусства: картины, гравюры, скульптуры и т. д. Они могут быть проанализированы в трех направлениях:

1) как документы прошлых эпох, позволяющие делать заклю­чения о тех иди иных сторонах и деталях духовной или материаль­ной жизни этих эпох, о тех или иных деталях быта;

2) как документация по изобразительному искусству в том слу­чае, ее-: а само это искусство как социальное явление становится предметом исследования;

3) как человеческие документы, т. е. документы, позволяю­щие судить о личностях их авторов. Это тем более важно, что ав­торами произведений искусства, как правило, бывают чрезвычайно духовно богатые люди, оставляющие после себя заметный след в истории культуры.

В похожих, хотя и несколько отличающихся направлениях, мо­гут анализироваться кино- и фотодокументы.

Как документальные свидетельства о событиях, социальных яв­лениях, фактах документальные кинофильмы и фотографии являют­ся особенно ценным материалом, необходимым источником инфор­мации при исследовании кино и телевидения как социальных явле­ний. Эти исследования чрезвычайно актуальны, так как кино и те­левидение превратилось в одно из важнейших средств массовой пропаганды.

Как человеческие документы фильмы и фотографии так­же представляют собой определенную ценность. Но здесь сле­дует помнить, что кино- и фотоискусство еще чрезвычайно молодо и что кино с самого его зарождения слишком тесно бы­ло связано с коммерцией, с определенной идеологической обработ­кой масс.

Фонетические документы. Фонетические документы также инте­ресны как репродукции прошедших событий. Например, фонети­ческая запись какого-либо собрания, митинга интересна звучанием выступлений (в отличие от текста или стенографической записи и т. п.), непосредственной реакцией слушателей.

Однако наибольший интерес для социолога фонетические до­кументы представляют как источник информации лингвистической. Исследователя может интересовать структура языка, изучение ко­торой во многом способствует изучению структуры и культуры мышления, сопоставление различных языковых особенностей, ха­рактерных для тех или иных социальных групп и т. п.

Другие способы классификации документов. Подлинники и ко­пии. Деление документов на подлинники и копии обусловлено тем, что многие документы существуют в одном экземпляре и поэтому пользование оригиналами практически неосуществимо. Достовер­ность, точность копии всегда должна быть обоснована, подтверж­дена. Вопрос же о достоверности подлинников возникает значитель­но реже — только в тех случаях, когда есть основания опасаться подделки.

Иногда множество документов классифицируют в зависимости от того, как их используют или как они могут быть использованы. С этой целью выделяют три разряда документов: позволяющие только восстановить какие-либо события, узнать что-либо о каком-нибудь явлении; позволяющие делать определенные выводы об ав­торах, их мнениях, отношениях и т. п.; иллюстративные докумен­ты — для приведения примеров, ссылок, для лучшего разъяснения сказанного и т. п.

Строго говоря, такое разделение является весьма условным. Су­ществует очень много документов, которые могут быть использо­ваны во всех трех случаях. Если статистические цифры действи­тельно позволяют только лишь узнать что-либо об интересующих исследователя событиях и не дают повода для каких-либо заключе­ний об авторе отчета, то исторические мемуары могут быть исполь­зованы и как исторический справочник, и как документ, отражающий личность автора, и как материал для выбора иллюстра­тивных примеров.

Применение документов в социологическом исследований. Раз­личные документы находят самое широкое применение в конкрет­ных социологических исследованиях.

Ценность документов для исследователя заключается прежде всего в сведениях о самом объекте. Анализ документов позволяет решать целый ряд важных социологических задач, связанных с изучением отдельных характеристик исследуемого явления, с ана­лизом внутренних структурных и внешних связей рассматрива­емого объекта, с изучением различных аспектов его функциони­рования.

Исследования, связанные с изучением мнений и установок, тре­буют изучения личных документов и ответов на специально постав­ленные вопросы. Если речь идет об исследовании какого-либо объ­екта или явления в — его историческом развитии, источником ин­формации становятся официальные и неофициальные — преиму­щественно архивные — документы, содержащие соответствующие сведения. При исследовании внутренних структурных характе­ристик малых групп или отдельных людей можно сочетать анализ ответов исследуемых на специально поставленные вопросы анкет и интервью, данных, полученных с помощью тестирования, и личных документов — дневников, писем, автобиографий и т. п. Таким об­разом, для решения различных исследовательских задач требуется специально подбирать соответствующие документы.

Документы могут быть важным источником информации на начальной стадии исследования, когда не ясна еще сама проблема исследования. Работа с документами помогает исследователю соста­вить некоторое общее целостное представление об объекте и лока­лизовать проблему. Более подробное знакомство с документами позволяет ему выдвигать гипотезы относительно интересующих его характеристик исследуемого объекта. Таким образом, в определен­ных случаях анализ документов оказывается целесообразным на самых ранних стадиях исследования, тогда как сбор основной ин­формации об объекте в дальнейшем будет осуществляться с по­мощью других методов, например опроса или наблюдения.

Однако документы иногда могут стать основным, а то и един­ственным источником информации, содержащим данные об изучае­мом объекте. Обычно это бывает, когда изучению подлежат боль­шие социальные системы и группы, такие, как социальные институты или классы, или когда речь идет об изучении динамики этих объектов в течение больших промежутков времени, т. е. об их историко-социологическом анализе. Блестящие примеры такого рода исследований можно найти у основоположников марксизма-ленинизма.

Анализ документов может использоваться как способ проверки:

данных, полученных с помощью других методов. Так, данные, по­лученные с помощью опроса, касающиеся, например, посещаемости лекций, характера читаемой литературы и т. п., могут быть дополнены такими документами, как самофотография, библиотечные формуляры и пр.

Статистические данные могут быть полезными в любом из со­циологических исследований независимо от того, какими будут по­следующие методы сбора информации. Представляя собой инфор­мацию, периодически собираемую об одних и тех же характеристи­ках объектов, они обычно оказываются чрезвычайно важным мате­риалом для социолога.

Исследователь может сравнивать интересующую его перемен­ную с набором фактов, отмечаемых статистикой. Например, при изучении оценок престижности профессий можно сравнивать полу­ченные результаты с объемом образования, численностью людей, занятых в той или иной сфере деятельности, и другими статисти­ческими данными.

Общие статистические данные можно использовать также и для построения репрезентативной выборки объекта исследования. Официальные документы отдельных индивидов (библиотечные форму­ляры, личные листки по учету кадров, автобиографии и др.) могут стать источниками самой общей, первоначальной информации о тех, к кому они относятся. Уже на основании таких сведений социолог получает возможность выносить определенное суждение или вы­двигать гипотезы.

Так, анализ библиотечных формуляров позволяет судить либо об интересах отдельного человека, либо о том, насколько популяр­ной является та или иная книга в определенный промежуток времени среди данной совокупности читателей. Анализ данных, имею­щихся в отделах кадров, может послужить, например, источником ги­потезы о том, насколько сильно влияет на текучесть кадров удален­ность предприятия или учреждения от места жительства и т. д.

Личные документы позволяют фиксировать индивидуальные проявления общественного сознания, восстановить недостающие звенья некоторых событий, дополнить или собрать самую общую информацию об отдельных, людях или же дать иллюстрацию ти­пичного случая.

Важнейший источник социологической информации — это до­кументы, составленные специально для целей исследования: опросные листы анкет и интервью, различного рода тесты, дневники и отчеты интервьюеров, протоколы наблюдений и пр.

Работа с документами необходима и в тех случаях, когда программой исследования предусматривается построение репрезентативной выборки. При этом выбор документов зависит от того, каким образом строится репрезентативная выборка. Это могут быть простые списки (списки избирателей, отделов кадров и т. д.), если выборка производится чисто математическими методами, или же документы, специально составленные исследователем, в которых отражены некоторые существенные характеристики генеральной совокупности, если выборка строится логическим путем.

В тех случаях, когда анализ документов используется как основной метод получения социальной информации, выбор тех или иных дополнительных методов определяется задачами, возникающи­ми перед исследователем по мере анализа основного материала. Эти задачи можно условно разделить на два класса: задачи, связанные с внешним анализом документов (прежде всего оценка подлинности документа и достоверности зафиксированных в нем данных), задачи, связанные с проведением более глубокого внутреннего анализа.

В первом случае диапазон применяемых дополнительных ме­тодов практически не ограничен: от массовых опросов (например, участников или очевидцев каких-либо событий, описанных в до­кументе) до отдельных интервью и до прожективных методов. Осо­бо следует указать в этом смысле на действенность всех видов наблюдений, вплоть до включенного. Эти методы могут быть наибо­лее эффективными тогда, когда следует оценить сам процесс рожде­ния документа, методику сбора зафиксированных в нем данных, на­пример методику получения статистической отчетности.

Во втором случае чаще всего применяется метод отдельных ин­тервью, носящих характер консультативных бесед со специалиста­ми. Необходимость таких бесед нередко возникает при проведения специальных — юридических, психологических — методов анализа документации. Для оценки и контроля результатов при психологи­ческом анализе личных документов могут быть {при наличии такой возможности) использованы и прожективные методы.

2. Методы анализа документов

Методы анализа документов чрезвычайно многообразны и непре­рывно пополняются и совершенствуются, что объясняется практи­ческими потребностями, спецификой форм документов, направле­ниями и целями анализа. Однако во всем этом многообразии можно выделить два основных типа, анализа: традиционный (классический) и формализованный (количественный, контент-анализ). Существен­но различаясь между собой, они не исключают, а взаимно дополня­ют друг друга, позволяя компенсировать имеющиеся в каждом не­достатки, так как оба в конечном счете преследуют одну и ту же цель — получение интересующей социолога достоверной и надеж­ной информации.

Традиционный анализ. Под традиционным, классическим анали­зом понимается все многообразие умственных операций, направленных на интерпретацию сведений, содержащихся в документе, с оп­ределенной точки зрения, принятой исследователем, в каждом кон­кретном случав. Интересующая социолога информация, заложенная в документе, обычно присутствует там в скрытом виде, в форме, отвечающей целям, с которыми документ был создан, но далеко не всегда отвечающей целям социологического анализа. Проведение традиционного анализа означает преобразование первоначальной формы этой информации в необходимую исследовательскую форму. Фактически это не что иное, как интерпретация содержания доку­мента, его толкование.

Традиционный анализ — это цепочка умственных, логических построений, направленных на выявление сути анализируемого ма­териала. Он позволяет улавливать основные мысли и идеи, просле­живать их генезис, выяснять логику их обоснования, взвешивать следствия.

Традиционный, классический анализ позволяет охватывать глубинные, скрытые стороны содержания документа: этот анализ стре­мится как бы до конца проникнуть в глубь документа, исчерпать его содержание. Традиционный анализ есть анализ интенсивный.

Основной слабостью этого метода является субъективность. Как бы ни был добросовестен исследователь, как бы ни старался он предельно беспристрастно рассмотреть материал, интерпретация всегда в большей или меньшей степени будет субъективна.

Анализ документа в рамках каждого исследования есть самостоятельный творческий процесс, зависящий от формы и содержа­ния самого документа, целей и условий проведения исследования, богатства опыта и творческой интуиции исследователя и т. и. Однако можно выделить и некоторые общие требования.

При проведении традиционного анализа социолог должен отве­тить на следующие вопросы.

Что представляет собой документ? (Задаваясь этим вопросом, следует обратить внимание на вид, форму документа, решить, по- требует ли его анализ применения каких-либо специальный мето­дов и т. п.)

Каков его контекст?

Кто его автор?[156]

Каковы цели, с которыми был создан документ?

Какова надежность самого документа?

Какова достоверность зафиксированных в нем данных?

Каково общественное действие, общественный резонанс документа? (Этот вопрос вытекает из того обстоятельства, что документ ты могут представлять собой только свидетельства о каких-либо общественных явлениях, например записки политического деятеля о событиях, а могут и сами быть этими явлениями, например пуб­личное выступление того же политического деятеля.)

Каково оценочное содержание документа? (Результатом ответа на этот вопрос должна быть полная ясность относительно того, что именно в документе можно считать выражением оценок мотивов, установок — вообще ценностных представлений, получивших в нем отражение.)

Какие выводы можно сделать о фактах, содержащихся в доку­менте?

Какие выводы можно сделать об оценочных установках, содержащихся в документе?[157]

Какие выводы можно сделать относительно автора документа? Этим вопросом задаются далеко не всегда, а лишь в тех случаях, когда целью исследования является получение представления о личности автора, о ценностных представлениях социальной среды или эпохи, к которым принадлежит автор.

Достаточно ли полны сведения, содержащиеся в проанализиро­ванном документе, насколько эти сведения отвечают целям иссле­дования, есть ли необходимость привлекать для дальнейшей работы дополнительный материал?

Перечисленные вопросы служат лишь ориентировочными пунк­тами для постановки болёе конкретных вопросов.

Например, если публичные выступления, агитационные доку­менты избирательных кампаний анализируются с точки зрения их действенности, то подлинность документа почти всегда очевидна, однако возникает вопрос о правдивости фактов, ссылками на кото­рые аргументировалась агитация. Если людям, к которым была об­ращена агитация, было заведомо известно о ложности приводив­шихся примеров, то это могло резко повлиять па. действенность агитации. Первейшее значение приобретает в таком случае вопрос об общественном резонансе документа. Но вопросы о выводах, ко­торые можно сделать относительно фактов и оценок, а также от­носительно автора и контекста документа; возникают только в том случае, если исследователь задается дополнительным вопросом: по­чему данная агитация имела то или иное воздействие.

Если исторический документ анализируется с целью установле­ния достоверности фактов, то неважно, какие выводы можно сде­лать из его содержания или какой общественный резонанс он по­лучил в свое время. В данном случае основное значение приобре­тают проблемы подлинности документа.

В традиционном анализе различают внешний и внутренний.

Внешний анализ — это анализ исторического контекста доку­мента, т. е. анализ контекста документа в собственном смысле этого слова и всех тех обстоятельств, которые сопутствовали его появлению. Цель внешнего анализа — установить вид документа, его фор­му, время и место появления, автора, инициатора, цели его созда­ния, насколько он надежен и достоверен, каков его контекст.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.