Объект, предмет, функции социологии. КАЗАНСКИЙ КООПЕРАТИВНЫЙ ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ)
СОЦИОЛОГИЯ
ОПОРНЫЙ КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ
Часов
Казань 2015
Гладов А.В. Социология: Опорный конспект лекций. - Казань: Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2015. - 100 с.
Опорный конспект лекций для студентов, обучающихся по направлению подготовки «Инноватика», разработан в соответствии с учебным планом, утвержденным Ученым советом Российского университета кооперации от «24» апреля 2015 г., протокол № 7, и рабочей программой от «26» июня 2015 года, протокол № 1.
Одобрен и рекомендован к изданию решением кафедры гуманитарных дисциплин Казанского кооперативного института (филиала) Российского университета кооперации от 10.09.2015, протокол № 2.
© Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации, 2015
© Гладов А.В., 2015 г.
Лекция 1. Социология как наука
1. Объект, предмет, функции социологии
2. Структура социологического знания
3. Методология, методы, техника, процедуры прикладных
социологических исследований
Объект, предмет, функции социологии.
Возникновение социологии как отдельной науки предполагало появление понятия «общество» и разработку теории общества благодаря познанию естественных основ социального порядка. Социология возникла из духа Просвещения и как естественная реакция на Французскую революцию. Ее основной задачей стало понимание того, каким образом социальный порядок может подчинить себе беспорядок, частные интересы и агрессивность.
Следует отметить, что возникновение социологии как самостоятельной науки шло на фоне длительного социально-экономического и научного развития, последствия которого оказывают влияние на мир и сегодня. Это развитие было обусловлено четырьмя предпосылками:
1) идеей «естественного социального порядка», который обладает собственной рациональностью и поэтому не может быть подчинена «государству» как политически-институциональному порядку, а противостоит и считается отдельным от него;
2) развитием рыночной экономики, носителем которой является не
государство, а «гражданское общество»;
3) идеей историзма как основой интереса к смыслу и направлениям
исторического процесса;
4) разработкой современной концепции науки и научного прогресса.
Сегодня с понятием «социология» мы сталкиваемся постоянно в своей жизни. В обыденном смысле это та наука, которая занимается изучением общества. Однако, как нам уже известно, социология является не единственной наукой, которая изучает общество. Изучением общества также занимается история, экономика, культурология, социальная психология, политология, социальная философия и т.д.
Социологию можно самым кратким образом определить как систематическое и научное изучение общества.Но такое определение является чрезмерно общим, так как его можно применить и к другим наукам изучающим общество. Систематично и научно изучают общество, например, история, экономика, культурология, социальная психология, политология, экономика, социальная философия и т.д. Поэтому для правильного понимания сущности и специфики социологии необходимо установить, что составляет объект и предмет ее исследования.
Каждая наука характеризуется с двух сторон – по объекту и по предмету. Как и во всех других науках, объект социологии существует объективно, то есть вне человека и независимо от него, от его сознания, чувств, воли действий, стремлений. Но если общество в своих основных чертах, особенностях, закономерностях не зависит от воли, сознания и действий одного человека, то сам человек своем сознании, в своем развитии и в своем поведении зависит от общества.
Именно этими отличительными чертами и определяется своеобразие объекта социологии, в качестве которого выступает развитие общества и взаимодействующих в его рамках и условиях людей, объединенных в определенные социальные общности – семейные, профессиональные, территориальные, национальные и т.д. Объект науки – это та часть реальности, та часть действительности, которая изучается данной наукой.
Социология, в отличие от истории или экономики имеют дело с типичными чертами, общими для явлений и процессов, происходящих в обществе в разное время в разных местах. Она также изучает отношения, возникающие между людьми в процессе хозяйственной деятельности. Но если экономику интересуют проблемы удовлетворения экономических потребностей людей, то социология изучает традиции, нормы, статусы, функции, связи, взаимоотношения людей, возникающие между ними в процессе экономической деятельности. Таким образом, объектом социологии является общество во всем многообразии его национальных, классовых, групповых и межличностных отношений.
Принято считать, что объектом социологического познания является вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Что такое «социальное»? Социальное, с точки зрения российского социолога Осипова Г.В. – это есть совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных индивидами или общностями в процессе их совместной деятельности в конкретных условиях, и проявляющихся в их отношениях друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни.
Социальное явление или процесс возникает тогда, когда поведение даже одного человека оказывается под воздействием другого или группы (общности), независимо от того, присутствует ли при этом он или нет. Именно в процессе взаимодействия друг с другом люди воздействуют друг на друга, способствуют тем самым тому, что каждый из них становится носителем и выразителем каких-либо социальных качеств. Таким образом, социальные связи, социальные взаимодействия, социальные отношения и способ их организации являются объектами социологического исследования.
Если объект социологии находится вне сознания человека, его изучающего и не зависит от него, то с предметом социологии дело обстоит иначе. Предмет науки – это тот угол зрения, через который эта и только эта наука рассматривает свой объект. Именно предмет науки характеризует ее специфику – то, что именно отличает данную науку от других.
Предмет науки возникает не без влияния человеческого сознания, и только благодаря ему, когда исследователь стремится выделить из интересующего его объекта какие-либо важные для себя его стороны, аспекты или особенности. Следовательно, предметом социологии является выделение из многообразных аспектов развития общества определенных социальных общностей, отношений и взаимодействий, различными, но неразрывно связанными полюсами которых, с одной стороны – общество как многосложная и развивающаяся система, а с другой стороны – человек, личность.
Таким образом, предметом социологии является исследования взаимодействия личности и социальных общностей в их структурных взаимосвязях, в определенных условиях их существования и в процессах их изменения и развития в обществе.
Ключевой, основополагающей категорией социологии является социальная общность. Социальная общность (семейная, профессиональная, территориальная, национальная и т.д.) представляет собой такое взаимодействие индивидов, которое обусловлено сходством или единством интересов, целей, ценностных ориентаций, особенностей их труда и быта в контексте общих для них экономических, политических, социокультурных и иных условиях жизнедеятельности.
Предмет и объект научного знания не совпадают, так как объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а предметная ее область – это те стороны, связи, отношения, которые составляют объект и которые подлежат изучению со стороны данной наук.
Объект социологии – объективная социальная реальность и потому социология есть наука об обществе. Социология есть наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме.
Для Огюста Конта предметом социологии являлись универсальные законы развития и функционирования общества.
М.Вебер: «Социология… есть наука, стремящаяся, истолковывая понять социальные действия и тем самым каузально объяснить его процесс и воздействие».
Э.Гидденс «Социология – это есть изучение общественной жизни человека, изучение групп и обществ. Это ослепительное и захватывающее предприятие, чьим предметом является поведение людей как социальных существ. Поле деятельности социологии чрезвычайно широко, от анализа случайных столкновений на улице до исследований глобальных социальных процессов»
Американский социолог Нейл Смелзер считает, что социология – это есть научное изучение общества и общественных отношений. Она черпает данные из реального мира и пытается объяснить их на основе научного анализа.
П.А. Сорокин «социология есть наука, изучающая поведение людей, живущих в среде себе подобных».
Ядов В.А. «Социология есть наука о становлении, развитии и функционировании социальных общностей, социальных организаций и социальных процессов, наука о социальных отношениях как механизмах взаимосвязи и взаимодействия между многообразными социальными общностями, наука о закономерностях социальных действий и массового поведения».
Сторонники структурно-функционального анализа считают, что предмет социологии состоит в изучении системы устойчивых связей между различными частями общественного механизма.
В рамках феноменологической социологии предметом считают событийную сторону общественной жизни, когда одно событие вытекает из другого и цепь кажущихся случайностей формирует определенный социальный результат.
Согласно теории российского социолога Кравченко А.И. предметом социологии является совокупность понятий, используемых для описания реальности.
Так или иначе, во второй половине ХХ века сформировался ряд прагматических представлений о предмете социологии. Они заключается в следующем:
1) социология как наука должна интегрировать данные экономики, психологии, статистики и других наук, поскольку понятие «социальное» возникает из синтеза различных представлений, разрабатываемых всей сферой общественно-гуманитарных наук;
2) социология должна быть особым (социологическим) способом изучения отдельных фактов и явлений в максимально широком социальном диапазоне;
3) социология должна представлять собой идеологию человеческого общества, соответствующую конкретной стадии его развития.
В отличие от политологии, экономики, истории, социология исследует все сферы общественной жизни в тесной взаимосвязи и взаимовлиянии друг на друга. Она изучает типичные черты социальных взаимодействий в прошлом и настоящем, политических, экономических, культурных, этнических и иных проявлениях, если они имеют место в социальной жизни.
Основными источниками знаний социологов об обществе и жизнедеятельности в нем людей являются:
1) исторический опыт;
2) изучение реальных фактов социальной жизни;
3) установление взаимозависимостей социальных фактов;
4) изучение тенденций и закономерностей развития общества.
Опираясь на наше представление об объекте и предмете социологии, источниках социологического знания, можно дать следующее определение социологии. Социология есть наука об особенностях, тенденциях и закономерностях становления, развития и взаимодействиях различных социальных общностей и систем, о механизмах и формах проявления этих закономерностей в действиях личности, социальных групп и обществе в целом, в совокупности определенных социальных отношений, в определенных исторических условиях
Социология как самостоятельная наука решает целый ряд важнейших познавательных задач. Основными задачами социологии являются следующие:
1) изучение социальных фактов;
2) исследование социальной структуры общества;
3) понимание и объяснение причин и тенденций развития общества;
4) выявление возможных вариантов изменения изучаемых социальных явлений и процессов в будущем;
5) формирование научно обоснованных рекомендаций для принятия управленческих решений.
В процессе выполнения своих задач социология осуществляет несколько функций:
1) познавательная; 2) концептуально - описательная; 3) оценочная; 4) объясняющая; 5) мировоззренческо-идеологическая; 6) прогностическая: 7) управленческая; 8) образовательная
Познавательная функция – это изучение и понимание общества, закономерностей его развития. Отвечает на вопрос: «Каково общество, в котором мы живем?»
Концептуально-описательнаячерез систему категорий и понятий описывает социальную действительность и отвечает на вопрос: «Что и как делается в обществе?»
Оценочная функция – оценивает общество с точки зрения соответствия существующих в нем институтов, норм, прав потребностям и интересам людей, отвечает на вопрос: «Справедливо ли демократично ли наше общество?»
Мировоззренческо-идеологическая функция – реализует в социологической теории и практике определенные общественные идеалы и отвечает на вопрос: «Во имя чего, и для каких целей осуществляются социальные действия?»
Объясняющая функция – дает научное объяснение социальным явлениям и процесса; отвечает на вопрос: «Почему в обществе происходит именно так, а не иначе?»
Прогностическая функция –построение наиболее вероятных прогнозов и сценариев развития социальных событий в будущем; отвечает на вопрос: «Какие социальные изменения наиболее вероятны в ближайшем будущем?
Образовательная функция – распространение социологических знаний через систему вузов, повышения квалификации кадров, СМИ; отвечает на вопрос: «Что нужно знать об обществе и как лучше всего использовать эти знания?»
Управленческая функция – способствует совершенствованию управления социальными процессами, отвечает на вопрос: «Как эффективнее управлять социальными процессами?»
Подводя итог, можно сказать, что социология как наука имеет не только важное теоретическое, но и большое практическое значение, так как способна вносить реальный вклад в совершенствование социальных отношений и управленческой деятельности в обществе и этим она отличается от других наук об обществе.
|