Механизмы формирования и действия общественного мнения Основными способами формирования ОМ являются: внушение, убеждение, подражание и т.д., а основными каналами - СМИ, устная пропаганда, политическая агитация, межличностное общение.
Этапы формирования ОМ следующие: зарождение индивидуальных мнений, обмен мнениями, кристаллизация общей точки зрения из множества мнений по данному вопросу, объективизация, то есть, переход от отражательного к практическому состоянию. В реальной жизни все этапы происходят одновременно, имеют место также качественные скачки и взаимопереходы в развитии индивидуального, группового и общественного мнения.
Следует подчеркнуть, что сформированное общественное мнение носит интегративный характер и это не арифметическая сумма индивидуальных мнений, а есть сплав, концентрированное выражение коллективного разума, результат обмена мнениями между людьми.
Раскрытие проблемы действия механизма ОМ предполагает выявление трех взаимосвязанных аспектов: 1) этапов развития ОМ; 2) функций ОМ; 3) факторов, влияющих на механизм действия ОМ.
Первый этап – это есть этап зарождения ОМ. Здесь происходит становление индивидуально-группового типа ОМ. Данный период характеризуется следующими признаками: возникновение личностного и группового интереса к какому-либо факту, явлению или процессу, осуществление индивидуально-групповой оценки объекта, вызвавшего данный интерес, стремление субъекта к различного рода источникам информации, касающимся объекта. Причем, первоначально здесь могут преобладать неофициальные источники (слухи, домыслы, собственный жизненный опыт и т.п.).
На первом этапе, на базе разнообразной информации и в силу ярко выраженного интереса формируются индивидуально-групповые суждения (мнения-оценки). Этих суждений может быть много, и все они могут противоречить друг другу. Это объясняется разным уровнем осведомленности субъекта, действием широкого спектра источников информации, невозможностью сразу же проверить эту информацию, влиянием индивидуально-групповых мнений друг на друга. На этом же этапе у субъекта возникает потребность обмена имеющимися ценностно-оценочными мнениями-суждениями. Если такая потребность не возникает, а интерес к проблеме утрачивает силу, то процесс формирования ОМ прекращается.
Второй этап – этап непосредственного формирования ОМ. Этот этап характеризуется интенсивным обменом индивидуальных и групповых мнений, в ходе которого вырабатывается коллективное, а на его основе – общественное мнение. Этот обмен мнениями может происходить стихийно, как следствие реализации субъектами частных мнений, либо организованно под влиянием целенаправленного воздействия СМИ. На данном этапе групповые, коллективные мнения-оценки распространяются на более широкие социальные общности, становясь мнением-оценкой большинства. Здесь же в ходе обмена мнениями, получения большого объема дополнительной информации (в ней преобладают уже официальные и более компетентные источники) формируется чувство убежденности в принятой оценке.
На этом этапе эмоциональный компонент содержания ОМ, преобладающий на первоначальной стадии его развития (этап зарождения) дополняется рациональным, который становится доминирующим. На этом же этапе начинает заметно проявляться волевой компонент содержания ОМ. Общественное мнение на втором этапе считается сформировавшимся.
Третий этап – этап функционирования ОМ.На этом этапе мнение-оценка выступает как суждение большинства. Оно характеризуется выраженной направленностью, содержанием и устойчивостью. На данном этапе доминирует волевой компонент содержания ОМ, способствующий его переводу от вербальной формы к поведенческой.
Следует отметить, что временные рамки этих этапов весьма динамичны. Эта динамика определяется содержанием объекта. Одно дело, когда в поле зрения ОМ попадает яркий, но не имеющий большой временной протяженности факт (жестокое убийство, например) или событие, ранее уже становившимся объектом всеобщего интереса. В этих случаях процесс развития ОМ совершается почти мгновенно. Совсем другое дело, когда объект, вокруг которого формируется ОМ малоизвестен, противоречив и интерес к нему большинства населения не проявился. В этом случае формирование ОМ происходит поэтапно.
Механизмы действия ОМ реализуются через функции,которые оно выполняет в обществе. В числе первых следует назвать познавательную функцию.Именно познавательная (гносеологическая) функция отражает в себе диалектику обыденного и теоретического уровней общественного сознания. При этом познавательная функция ОМ не только придает его субъекту дополнительные знания по заинтересовавшей проблеме, но и создает возможности для реализации всех остальных функций.
Коммуникативная функцияОМ. Она означает передачу информации между носителями ОМ, обмен мнениями – суждениями, возникающими на основе этой информации. Именно посредством коммуникативной функции происходит слияние индивидуальных и групповых мнений, их кристаллизация в коллективное мнение большинства, то есть общественное мнение.
Оценочная функция ОМ. Не все виды мнений являются базой для развития ОМ, а такой базой являются лишь ценностно-оценочные суждения. Субъект ОМ определяя свое собственное отношение к проблеме, так или иначе оценивает ее с позиции сопоставления индивидуального, группового, коллективного и общественного интереса, с точки зрения значимости этой проблемы. Однако, без соответствующей шкалы ценностей сделать это невозможно. На практике, принимая коллективное мнение за свое собственное, человек принимает и ту ценностную норму, которая лежит в основе коллективного мнения – суждения и начинает ею руководствоваться в своем поведении, то есть, становится социальной нормой. Социальная норма выступает здесь как общепризнанное правило, образец для поведения, и если она имеет практическую для человека, группы, общности значимость, то становится ценностью.
Следовательно, если в основе ОМ лежит не просто знание о заинтересовавшем большинство факте, а его общественная (социальная) оценка, то отношение и понимание этого факта становится нормативным и закрепляется в ОМ в виде норм-образцов.
Любое социальное явление, каков бы не был его масштаб, характеризуется определенной социальной нормой. Поэтому, само познание этих норм является условием осмысления социального факта того или иного социального процесса в целом.
Если социальная норма (нравственная, правовая, эстетическая и др.) рассматривается как образец для поведения, то ее содержание связано с ценностями, и она в жизни выступает как регулятор поведения человека. Норма включена в содержание мнения-оценки и также как мнение-оценка является ОМ в том случае, если ее разделяет большинство. Также и масштаб действия социальной нормы определяется рамками признающей ее социальной группы.
Как мнения, так и лежащие в их основе нормы различаются по уровням: от индивидуального до общего. Если в содержание ОМ включены общепризнанные нормы, то оно выступает средством регулирования общественных отношений, и таким образом выполняет регулятивную функцию.
Следование социальным нормам осуществляется двояко: путем добровольного принятия и исполнения (интернализации) и путем применения определенных санкций (институциализации). ОМ в случае добровольного принятия и следования социальной норме стимулирует это посредством общественного одобрения, признания, то есть, как бы рекомендует следовать этим нормам. В случае же нарушения норм ОМ выражает недовольство посредством общественного порицания. Предписывая ту или иную социальную норму и стимулируя ее принятие, ОМ выполняет директивную функцию.
В совокупности социальных норм, которыми оперирует ОМ преобладают нравственные нормы. Поэтому интегрированной функцией ОМ, в содержание которой проявляется действие всех других функций, является воспитательная функция.В содержание воспитательной функции, наряду с познавательными и поведенческими аспектами присутствует и мировоззренческий аспект.
Механизм формирования и действия ОМ характеризуется двумя его составляющими. Оно может возникнуть и функционировать как стихийно, под влиянием различных, часто противоречивых слухов, домыслов, толкований и оценок, вызванных каким-либо событием, быть результатом столкновений между собой различных социальных интересов и действий. А может возникнуть и действовать как результат целенаправленного идейно-психологического, политического, воспитательного воздействия, преследующего цель сформировать вполне определенные мнения-оценки.
В силу самой специфики складывания ОМ, оно, возникая стихийно, по мере своего формирования принимает черты упорядоченности. Стихийное и сознательное в содержании механизма формирования и действия ОМ проявляется постоянно и взаимосвязи друг с другом
В качестве факторов, влияющих на этот процесс, следует назвать общественные потребности и интересы, социальные нормы и ценности, ценностные ориентации, социально-психологические и идеологические установки, стереотипы массового сознания, обычаи и традиции.
Сильнодействующим фактором формирования ОМ является общение людей, а точнее различные виды общения: формальное (официальное), неформальное (неофициальное) межличностное, коллективное, межнациональное и т.д.
На ОМ влияет также социально-экономические, политические, духовные условия жизнедеятельности людей, нравственно-психологическая атмосфера, существующая в обществе и в отдельной социальной общности. Здесь действуют социальные чувства, настроения, стремления.
Именно в диалектической связи рационального, обыденного, эмоционального и волевого начала ОМ приобретает черты духовно-практического образования.
В целом, процесс формирования ОМ можно условно разделить на следующие этапы:
1) возникновение чувств и представлений в сфере индивидуального сознания, что связано с процессом первичного ознакомления с какой-либо проблемой общей информированности;
2) столкновение мнений людей, «обработка» одних мнений другими, которая реализуется через обмен информацией и обсуждения проблемы;
3) распространение сложившегося «типологизированного» мнения в определенном социальном ареале с использованием адекватных средств информирования населения;
4) воздействие ОМ на поведение людей, социальную практику, что проявляется в конкретно-предметной деятельности социальных групп.
Подводя итог, следует подчеркнуть следующее:
1) в процессе своего формирования ОМ переходит из одного состояния в другое через преобразование индивидуальных мнений в коллективное мнение большинства социальных групп, привнесения ОМ из сферы сознания в область практической деятельности;
2) внутренние механизмы детерминированы объективными процессами формирования ОМ, а внешние – факторами сознательного, целенаправленного воздействия на сознание людей со стороны органов управления; при этом, в качестве основного внутреннего механизма выделяется идентификация интересов личности с интересами социальной группы и всего общества в целом;
3) метод самозаполнения анкет при изучении ОМ почти полностью ушел в прошлое и в серьезных профессиональных опросах применяется в исключительных случаях. Доминирующим стал метод интервью на дому, стоимость которого достаточно велика. Требуются альтернативные методы сбора социальной информации и развитие компьютерной техники и единой компьютерной сети раскрывают новые перспективы в исследовании ОМ;
4) информационные потребности в изучении ОМ способствовали появлению новых исследовательских структур: ВЦИОМ, Институт сравнительных исследований, «Фонд общественное мнение», «Мнение», «Vox Populi», OPINIO и др.
|