Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

Комментарий к статье 225.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от 24 июля 2002 г. N 95-ФЗ: Порядок рассмотрения дел по корпоративным спорам

 

1. Дела по корпоративным спорам, как правило, отличаются наличием множества отдельных микроспоров либо требований, тесно связанных между собой, вытекающих из набора юридических фактов (сложного юридико-фактического состава). Соответственно, одни и те же юридические факты и споры, возникающие вокруг них, могут "распыляться" на множество процессов, в каждом из которых так или иначе будет оцениваться их действительность и соответствие закону.

Кроме того, подобные дела нередко характеризуются наличием большого круга лиц, права и законные интересы которых затрагиваются корпоративным спором, что в совокупности с указанными выше особенностями придает делам по корпоративным спорам повышенную сложность. При этом основной задачей правосудия по разрешению корпоративного спора является не только быстрое и эффективное его разрешение, но и обеспечение всем заинтересованным лицам права на судебную защиту, реальное обеспечение доступа к защите со стороны государства.

С учетом изложенного особое значение приобретает необходимость формирования правового механизма разрешения корпоративных споров, который, с одной стороны, предусматривал бы эффективное и по возможности быстрое разрешение спора, а с другой стороны, наделял всех заинтересованных лиц информацией о споре, а также реальной возможностью вступления в дело, от рассмотрения которого, возможно, зависит положение конкретного участника корпоративных отношений.

2. Комментируемая статья предусматривает порядок судебного разбирательства дел по корпоративным спорам. Независимо от категории дела и существа спора, для дел, подлежащих рассмотрению арбитражными судами, установлены общие правила арбитражного судопроизводства, которым в том числе подчинены и корпоративные споры. Несоблюдение указанных правил влечет недействительность, а в ряде случаев незаконность принятых по делу судебных актов. Однако законодательно для каждой категории дел могут быть установлены особенности рассмотрения дел данной категории. Так, ч. 1 настоящей статьи предусматривает, что дела по корпоративным спорам подлежат рассмотрению по общим правилам арбитражного судопроизводства с особенностями, предусмотренными настоящей главой. Отдельные особенности разбирательства рассматриваемой категории дел рассматриваются в рамках комментария к иным статьям настоящей главы.



Настоящая статья, как и ряд других статей комментируемой главы, содержит в себе правовые предписания, отсылающие к общим положениям разбирательства дел в арбитражном суде первой инстанции, и, по существу, каких-либо определенных особенностей в отношении рассмотрения арбитражным судом корпоративным споров они не предусматривают. Таким образом, можно говорить, что включение в АПК РФ ряда статей комментируемой главы является необоснованным и направлено на воспроизводство общих положений в отношении отдельной категории споров - корпоративных.

Производство по корпоративному спору возникает с момента подачи искового заявления при условии соблюдения требований к его оформлению, предусмотренных ст. 225.3 настоящей главы. После установления такого соответствия, судья выносит определение о принятии дела к своему производству и назначении судебного заседания.

Вынесение указанного определения свидетельствует о начале следующего этапа арбитражного процесса - подготовки дела к судебному разбирательству, который направлен на установление фактов, имеющих юридическое значение при рассмотрении дела по существу, а также реализации иных предусмотренных законом положений:

- разрешение ходатайств сторон;

- определение достаточности представленных доказательств,

- ознакомление сторон с доказательствами, имеющимися в деле;

- вынесение на рассмотрение суда вопросов, разрешаемых при подготовке дела к судебному разбирательству,

- иные процессуальные действия, предусмотренные АПК РФ.

3. Предварительное рассмотрение дела производится судьей единолично, поскольку связано не с рассмотрением дела по существу, а с установлением отдельных обстоятельств дела, а также выяснением позиций сторон и иных участников процесса по существу заявленных требований. Отсутствие лиц, участвующих в деле, не влияет на ход предварительного разбирательства, которое может быть проведено в отсутствие указанных лиц. Однако в случае наличия ходатайства отсутствующего участника дела суд может отложить предварительное слушание до устранения обстоятельств, указанных в ходатайстве.

Задачами подготовительного этапа являются:

- определение характера спорного правоотношения и подлежащего применению законодательства;

- обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения дела;

- разрешение вопроса о составе лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса;

- оказание содействия лицам, участвующим в деле, в представлении необходимых доказательств;

- примирение сторон.

В соответствии с действующими в настоящее время правовыми предписаниями, суд учитывает при разбирательстве дела по существу только те доказательства, о которых участники процесса заблаговременно были уведомлены, в связи с чем законодательно установлена обязанность истца направить в адрес иных участников процесса копии искового заявления с приложением доказательств, представленных в материалы дела. Существенное значение в реализации указанного положения приобретает предварительное рассмотрение заявления, в рамках которого судья знакомит участвующих в деле лиц с доказательствами, представленными в суд, а также может предложить участникам процесса представить дополнительные документы, подтверждающие их позицию и обосновывающие их доводы. Такие доказательства могут быть представлены сторонами как в судебное заседание по рассмотрению дела по существу, так и в предварительное судебное заседание, в котором может быть объявлен перерыв по ходатайству соответствующего участника процесса.

После завершения рассмотрения всех вынесенных в предварительное судебное заседание вопросов арбитражный суд с учетом мнения сторон и привлекаемых к участию в деле третьих лиц решает вопрос о готовности дела к судебному разбирательству. Признав дело подготовленным, судья заканчивает проведение предварительного судебного заседания и выносит в соответствии с ч. 1 ст. 137 АПК РФ определение о назначении дела к судебному разбирательству.

Если в предварительном судебном заседании присутствуют лица, участвующие в деле, и они не возражают против продолжения рассмотрения дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции, то суд завершает предварительное заседание и открывает судебное заседание в первой инстанции. Исключение составляют лишь случаи, когда в соответствии с новым АПК РФ требуется коллегиальное рассмотрение данного дела. Однако в отношении корпоративных споров установлена возможность единоличного рассмотрения дел судьей, комментируемая глава никаких указаний на особый порядок рассмотрения дел по корпоративным спорам не содержит, в связи с чем данная категория дел рассматривается единолично судьей либо при наличии ходатайства участника процесса может быть рассмотрена судом в составе судьи и двух арбитражных заседателей.

4. В судебном заседании арбитражный суд рассматривает дело по существу спора, т.е. исследует представленные доказательства, заслушивает позиции сторон и разрешает спор.

Рассмотрение дела по существу начинается с доклада судьи о заявленных исковых требованиях и их субъектах, выяснения позиции сторон в суде, а также исследования материалов дела. Исследование материалов дела включает в себя не только оглашение представленных в материалы документов, но также и допросы участников дела, заявленных сторонами свидетелей. По ходатайству одной из сторон судом могут быть привлечены к участию в деле эксперты и специалисты. Участие таких субъектов осуществляется на основании вынесенного судом определения, в большинстве случаев ходатайства об участии экспертов и специалистов рассматриваются судом в рамках подготовки дела к судебному разбирательству, однако это не лишает стороны возможности заявить подобное ходатайство в рамках разбирательства дела по существу.

После завершения исследования всех доказательств председательствующий в судебном заседании выясняет у лиц, участвующих в деле, не желают ли они чем-либо дополнить материалы дела (представить дополнительные доказательства, ходатайствовать о назначении экспертизы и т.д.). При отсутствии таких заявлений председательствующий объявляет исследование доказательств законченным и суд переходит к судебным прениям.

5. Судебные прения состоят из устных выступлений лиц, участвующих в деле, и их представителей. В этих выступлениях они обосновывают свою позицию по делу - высказывают и аргументируют свои выводы о том, каково содержание спорного правоотношения, какой закон подлежит применению, какие доказательства являются достоверными, какие недостоверными, какие обстоятельства дела следует считать установленными и как следует разрешить дело. Истец обычно просит удовлетворить иск, а ответчик просит в иске отказать. После выступления всех участников судебных прений каждый из них вправе выступить с репликами. Право последней реплики всегда принадлежит ответчику и (или) его представителю.

Исследовав представленные материалы дела, выявив позиции сторон, суд принимает решение по делу с указанием правовых оснований, предусмотренных действующим законодательством. В зависимости от сущности спора решение суда может быть в форме решения или определения. Указание на конкретную форму документа должно содержаться в специальных правовых актах, регламентирующих особенности рассмотрения отдельных категорий дел, например в комментируемой главе. Тем не менее настоящая глава не содержит ссылки на форму судебного акта при рассмотрении спора по существу, т.е. в отношении корпоративных споров действуют общие правила применения форм судебных актов, предусмотренные АПК РФ. Согласно ч. 2 ст. 15 АПК РФ судебный акт, принятый арбитражным судом первой инстанции при рассмотрении дела по существу, именуется решением. Все иные судебные акты арбитражных судов, принимаемые в ходе осуществления судопроизводства, именуются определениями.

Принятое судом решение по корпоративному спору подлежит оглашению в судебном заседании, причем участникам процесса должно быть разъяснено их право на обжалование указанного судебного акта. С целью воспрепятствовать затягиванию дел, вытекающих из корпоративных споров, в отношении указанной категории дел нормативно устанавливается специальный порядок обжалования определений, принимаемых арбитражным судом в ходе рассмотрения дела по корпоративному спору. Предусматривается, что такие определения могут быть обжалованы в рамках сокращенных сроков, при этом в вышестоящие инстанции направляется лишь часть материалов дела, непосредственно относящихся к обжалуемому определению, что делает возможным рассмотрение дела по существу в нижестоящем арбитражном суде.

6. Среди важных особенностей правового регулирования порядка рассмотрения корпоративных споров следует отметить следующие:

- открытый доступ к информации о корпоративном споре в сети Интернет - Арбитражным судом размещается информация о принятии иска, о движении дела и соответствующие судебные акты;

- уведомление судом помимо лиц, участвующих в споре, юридического лица о движении дела с направлением копий судебных актов;

- наделение юридического лица правом ознакомления с делом;

- предусмотрена возможность урегулирования спора путем примирения сторон, при этом арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, признание иска ответчиком, не утверждает мировое соглашение сторон в случаях, если это противоречит закону либо нарушает права и (или) законные интересы других лиц, в том числе юридического лица;

- предусмотрены особые обеспечительные меры, в том числе такие как: наложение ареста на акции, доли в уставном капитале, запрещение юридическому лицу, его органам или участникам, а также иным лицам исполнять решения, принятые органами этого юридического лица, причем данный перечень не является закрытым;

- законодательно установлена возможность понуждения юридического лица созвать общее собрание участников.

Анализ правовых норм комментируемой главы свидетельствует о том, что ряд особенностей рассмотрения корпоративных споров остался за пределами правового регулирования, в большинстве случаев в качестве особенностей рассмотрения дела указываются общие положения, закрепленные в иных нормах АПК РФ. Ряд особенностей рассмотрения и разрешения корпоративных споров специально не выделяется в качестве таковых, однако в правовых нормах настоящей главы они прописаны.

7. Особый порядок рассмотрения некоторых корпоративных споров предусмотрен ч. 2 настоящей статьи, в частности, к таким спорам относятся споры, связанные:

- с эмиссией ценных бумаг;

- с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц;

- с оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.

Следует также обратить особое внимание на структуру данной правовой конструкции. Так, комментируемая норма указывает на специальный порядок рассмотрения дел, предусмотренных п. 5 ст. 225.1 АПК РФ, которая, в частности, предусматривает возможность обжалования и оспаривания ненормативных актов, а также действий и решений органов управления юридического лица, органов государственной власти и местного самоуправления, иных органов и должностных лиц. Тем не менее положения ч. 2 настоящей статьи дополнительно указывают на возможность обжалования и оспаривания таких актов и решений. Воспроизведя норму в полном объеме (удалив отсылочный элемент), мы получаем следующую довольно странную трактовку:

"При рассмотрении дел, связанных с эмиссией ценных бумаг, в том числе с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, решений органов управления эмитента, с оспариванием сделок, совершенных в процессе размещения эмиссионных ценных бумаг, отчетов (уведомлений) об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг и связанных с оспариванием ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, применяются также особенности, установленные главой 24 настоящего Кодекса". Таким образом, рассматриваемые положения создают тавтологию в рамках отдельно взятой части отдельной статьи, что противоречит принципам и правилам законодательной техники.

Длительное время данная категория дел рассматривалась в рамках общих правил судебного разбирательства, с учетом общего порядка определения подведомственности и подсудности дела. Однако в настоящее время данная категория дел отнесена к специальной подсудности арбитражных судов.

Глава 24 АПК РФ более детально регламентирует процесс разрешения названных споров в части наличия права на обращение в арбитражный суд с соответствующим заявлением, перечня лиц, требований к заявлению, непосредственно судебному разбирательству по делу и решению арбитражного суда. Например, срок рассмотрения дела по общим правилам искового производства составляет три месяца, по делам об оспаривании ненормативных правовых актов - два месяца.

В решении по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных органов должны содержаться:

- наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;

- название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;

- указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части - ч. 4 ст. 201 АПК РФ.

Обязательным атрибутом решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений является указание:

- наименование органа или лица, совершивших оспариваемые действия (бездействие) и отказавших в совершении действий, принятии решений; сведения о действиях (бездействии), решениях;

- название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которым проверены оспариваемые действия (бездействие), решения;

- указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части - ч. 5 ст. 201 АПК РФ.

Дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления соответствующего заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом.

Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной. Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие). В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

В правоприменительной практике нередко возникают проблемы с разграничением нормативных и ненормативных правовых актов, с разграничением ненормативных правовых актов и решений государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц. В действующем процессуальном законодательстве таких дефиниций нет. ГПК РФ вообще не использует термин "ненормативные правовые акты". В его ст. 255 лишь указано, что к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности. К сожалению, подобной нормы нет в АПК РФ.

Ни в одном из кодексов не даны понятия нормативных и ненормативных правовых актов, что вызывает трудности у судей арбитражных судов, поскольку в процессуальных кодексах имеется еще одно несовпадение позиции законодателя: судебное разбирательство по делам об оспаривании нормативных правовых актов в арбитражных судах осуществляется коллегиальным составом суда, а в судах общей юрисдикции - единолично судьей. В любом случае судье необходимо определить: оспаривается правовой акт нормативного или ненормативного характера.

АПК РФ относит к компетенции арбитражного суда проверку законности оспариваемого нормативного правового акта, а также законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Производство по делам об оспаривании нормативных правовых актов возбуждается на основании заявлений заинтересованных лиц, обратившихся с требованием о признании такого акта недействующим. Производство же по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Анализ отдельных положений действующих нормативных актов позволяет определить в качестве ненормативного акта документ, изданный в установленном порядке, акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для конкретного лица. Под ненормативным правовым актом нужно понимать изданный в установленном порядке акт управомоченного на то органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для конкретного лица или определенного круга лиц, рассчитанный на однократное применение и действующий в зависимости от возникновения или прекращения конкретных правоотношений, предусмотренных актом, или определенного круга лиц, рассчитанный на однократное применение и действующий в зависимости от возникновения или прекращения конкретных правоотношений, предусмотренных актом.

Несмотря на ряд недостатков в правовых нормах, регламентирующих порядок рассмотрения арбитражными судами дел, вытекающих из корпоративных споров, они играют существенную роль в определении подсудности арбитражных судов, а также в распределении дел, подведомственных судам общей юрисдикции и арбитражным судам, устраняя проблемы, возникавшие в практике рассмотрения данной категории споров.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.