Обратная связь
|
Тема. Предмет, метод и задачи статистики Частное учреждение образования
«Техникум бизнеса и права»
Статистика
Учебно-методическое пособие
Для учащихся специальностей
Экономика и организация производства»
Бухгалтерский учет, анализ и контроль»
Минск 2007
Автор: Трацевская Т. Г., преподаватель ЧУО «Техникум бизнеса и права».
Рецензент: Радишевская В.Я. ,преподаватель Минского государственного
технологического колледжа.
Рассмотрено и рекомендовано к изданию цикловой комиссией экономических дисциплин ЧУО «Техникум бизнеса и права».
Трацевская Т.Г. Статистика. Учебно-методическое пособие для специальностей: 2-27 01 31 «Экономика и организация производства»;
2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль».
Учебно-методическое пособие содержит рекомендации по подготовке к занятиям, задания для выполнения домашней контрольной работы и предназначено для учащихся дневной и заочной формы обучения специальностей 2-27 01 31 «Экономика и организация производства», 2-25 01 35 «Бухгалтерский учет, анализ и контроль».
© ЧУО «Техникум бизнеса и права», 2007
Пояснительная записка
Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с рабочей учебной программой, утвержденной директором техникума бизнеса и права 23.12.2005 г. и в соответствии с образовательным стандартом среднего специального образования РД РБ 02100.4.008-2003 специальности 2-27 01 31 «Экономика и организация производства».
Коренная перестройка управления экономикой открывает большие возможности предприятиям всех форм собственности по переходу на полный хозяйственный расчет и самофинансирование, на новые формы организации и оплаты труда, на изменение условий формирования и использование прибыли и фондов.
Статистика является одним из элементов экономических знаний. С её помощью вырабатывается стратегия и тактика развития предприятия, обосновываются планы и управленческие решения, оцениваются результаты деятельности предприятий.
Цель методического пособия - глубже усвоить теоретический материал и получить практические навыки по проведению статистических исследований.
В результате изучения учащиеся должны знать:
- государственную систему статистического учета в Республике Беларусь;
- основные направления совершенствования статистических данных на современном этапе экономического развития;
- статистические группировки, применяемые для исследования статистических данных;
- величины, используемые в статистике для расчета показателей.
Должны уметь:
- рассчитывать показатели, характеризующие динамику продукции, трудовых ресурсов, производительности труда, финансовых результатов т.д.;
- графически изображать полученные статистические данные;
- составлять статистическую отчетность;
- использовать средства вычислительной техники и информационных технологий.
Методические рекомендации по подготовке к занятиям, решению практических задач
При подготовке к занятиям учащемуся необходимо изучить теоретический материал к каждой теме. При изучении теоретического материала необходимо использовать специальную литературу, газеты, журналы, официальные сборники и вестники, в которых помещаются документы, касающиеся проблем статистики.
Вопросы для самоконтроля позволяют учащемуся самостоятельно проверить знания и применить их при решении практического задания.
Выполнение практического задания направлено на достижение следующих целей:
· закрепление теоретических знаний;
· приобретение практических навыков в применении методов статистического исследования к конкретным практическим ситуациям;
· формирование профессиональной заинтересованности.
Методические рекомендации по выполнению домашней контрольной
Работы
Домашняя контрольная работа представляет собой самостоятельно выполненную учащимся письменную работу, которая определяет степень овладения им теоретических знаний в области статистики и его способность к применению полученных знаний для решения как типовых, так и проблемных практических ситуаций. При выполнении домашней контрольной работы, кроме материала, представленного в данном методическом пособии, необходимо использовать дополнительную литературу.
Контрольное задание следует выполнять в тетради, оставляя поля и место для рецензии. Отвечать на вопросы надо конкретно, ясно, по-существу, предварительно переписав их содержание. Каждое действие при решении задач должно сопровождаться пояснением, необходимыми расчетами. По результатам расчетов следует сделать выводы.
Домашняя контрольная работа состоит из 100 вариантов (см. таблицу на стр.5). В каждый вариант включены два теоретических вопроса и три практических задания. Объем работы составит примерно 20-25 страниц ученической тетради. Вариант работы должен быть определен в соответствии с двумя последними цифрами зачетной книжки. Например: две последние цифры книжки успеваемости 25, выбор варианта происходит следующим образом: находим в таблице цифру 2 по вертикали, 5 – по горизонтали и определяем на пересечении ячейку с вариантами вопросов и задач. В данном случае: - вопросы - № 5 и № 28; - задачи - № 8, № 13, № 29.
Каждое действие при решении задач должно сопровождаться пояснением, необходимыми расчетами. По результатам расчетов следует сделать выводы.
После проверки работы преподавателем необходимо ознакомиться с рецензией и, в случае необходимости, устранить имеющиеся замечания и недостатки отмеченные преподавателем. Исправленную работу следует вновь предоставить на проверку.
Таблица вариантов контрольной работы
|
| Б - последняя цифра шифра зачетной книжки
| А - Предпоследняя цифра зачетной книжки
|
| Вид задания
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| Вопросы
| 3,14
| 10,16
| 4,13
| 1,29
| 2,23
| 5,21
| 6,15
| 9,23
| 8,14
| 7,18
| Задачи
| 2,19,
| 4,15,
| 5,20,
| 12,6,19
| 14,8,25
| 13,7,24
| 16,2,11
| 17,3,26
| 18,1,7
| 22,6,17
|
| Вопросы
| 11,26
| 12,27
| 8,20
| 6,25
| 1,17
| 2,15
| 3,16
| 4,17
| 5,26
| 8,19
| Задачи
| 9,21,27
| 10,13,25
| 23,2.29
| 11,5,16
| 1,17,20
| 12,19,4
| 2,9,16
| 3,1419
| 5,13,25
| 6,17,21
|
| Вопросы
| 9,19
| 10,24
| 7,18
| 11,13
| 4,22
| 5,28
| 12,20
| 1,22
| 2,25
| 3,21
| Задачи
| 2,9,19
| 4,17,23
| 5,10,27
| 12,10,22
| 7,18,24
| 8,13,29
| 9,12,20
| 10,16,21
| 12,8,20
| 13,19,27
|
| Вопросы
| 6,24
| 8,27
| 1,29
| 10,21
| 7,28
| 11,16
| 8,17
| 4,13
| 3,18
| 5,19
| Задачи
| 1,14,20
| 2,11,18
| 3,16,28
| 6,17,25
| 11,17,23
| 4,11,19
| 9,18,24
| 5,13,20
| 7,16,27
| 8,17,21
|
| Вопросы
| 1,14
| 2,15
| 6,20
| 7,24
| 8,22
| 9,21
| 10,23
| 11,26
| 12,29
| 1,25
| Задачи
| 10,16,28
| 9,14,19
| 3,7,25
| 8,12,20
| 4,15,27
| 5,19,23
| 7,16,22
| 2,11,24
| 7,12,29
| 8,18,21
|
| Вопросы
| 3,27
| 4,13
| 2,28
| 5,14
| 6,18
| 7,15
| 12,28
| 8,16
| 9,17
| 10,19
| Задачи
| 7,17,26
| 3,12,19
| 6,14,28
| 2,11,15
| 9,16,20
| 4,10,19
| 8,12,22
| 1,13,27
| 3,17.21
| 11,16,25
|
| Вопросы
| 11,20
| 1,24
| 3,25
| 8,21
| 2,23
| 4,24
| 5,26
| 6,28
| 7,13
| 8,27
| Задачи
| 5,15,23
| 1.14,22
| 7,18,26
| 2,10,24
| 9,17,28
| 6,18,19
| 8,12,20
| 4,16,29
| 3,9,17
| 1,4,15
|
| Вопросы
| 12,21
| 9,16
| 10,17
| 1,29
| 8,19
| 7,18
| 2,15
| 3,20
| 4,22
| 5.26
| Задачи
| 2,6,19
| 4,11,21
| 6,12,27
| 3,5,28
| 8,14,20
| 9,17,29
| 1,2,15
| 5,10,24
| 7,18,22
| 4,15,27
|
| Вопросы
| 6,23
| 11,24
| 1,27
| 9,25
| 10,23
| 4,28
| 5,14
| 6,15
| 2,13
| 3,16
| Задачи
| 1,5,15
| 5,11,24
| 3,16,27
| 2,9,21
| 6,18,19
| 4,10,26
| 3,13,22
| 7,17,23
| 9,12,15
| 5,6,24
|
| Вопросы
| 7,19
| 8,27
| 9,23
| 10,25
| 4,17
| 2,24
| 3,18
| 4,20
| 11,27
| 12,22
| Задачи
| 4,7,29
| 2,8,23
| 5,6,15
| 11,12,20
| 1,2,19
| 5,6,28
| 2,3,24
| 11,12,21
| 3,4,25
| 10,12,27
|
3. Методические указания по изучению дисциплины «Статистика»
Введение
Тема. Предмет, метод и задачи статистики
При изучении данной темы следует обратить внимание, что в современном обществе статистика стала одним из важнейших инструментов управления национальной экономики.
Главной задачей статистики является расчет и анализ статистических показателей, которые позволяют органам управления получить всестороннюю характеристику управляемого объекта – национальной экономики отдельных секторов и отраслей, предприятий и учреждений.
Слово «статистика» многообразно и происходит от латинского слова «Status» («состояние явлений», «положение»). В настоящее время насчитывается более 1000 определений статистики. Однако, чаще всего, под этим термином понимают следующее:
Во-первых, статистика-это вид информации, т.е. числовые данные, характеризующие различные стороны жизни общества: население, производство продукции, политические отношения и др.
Во-вторых, это – одна из форм практической деятельности людей, заключающаяся в собирании, обобщении и анализе данных о развитии общества.
В- третьих, статистика – одна из общественных наук.
Предметом статистики, как науки, являются количественные стороны массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.
Статистика в целом представляет собой систему научных дисциплин: общая теория статистики, социально- экономическая статистика и комплекс отраслевых статистик.
Цель статистического исследования- раскрыть сущность массовых общественных явлений и процессов, выявить свойственные им закономерности.
Статистическое исследование любого явления или процесса состоит из трех стадий:
1) статистическое наблюдение, включая сбор и оценку полноты и достоверности статистических данных;
2) сводка первичного статистического материала, состоящая в систематизации, обработке первичных данных, подсчета численности единиц совокупности;
3) обобщение и анализ данных, т.е. выявление закономерностей развития социально-экономических процессов.
На каждой стадии статистика использует свои методы, с помощью которых решает следующие задачи:
- изучает уровень и структуру массовых общественных процессов и явлений;
- исследует взаимосвязь между общественными явлениями и процессами;
- анализирует динамику массовых явлений, процессов и др.
Литература: [4] с.6-7; [8] с.5-10; [9] с.7-8
Контрольные вопросы
1. Охарактеризовать предмет и метод статистики.
2. Раскрыть значение и задачи статистики в современном обществе.
3. Обосновать сущность статистической науки в целом.
4. Какова цель статистического исследования?
5. Охарактеризовать стадии статистического исследования.
Основы теории статистики
|
|