Логические нормы постановки вопроса и ответа 1. Вопрос должен быть корректно поставлен. Каверзные, провокационные и неопределенные вопросы недопустимы.
2. Вопрос должен быть простым, кратким, ясным, четким. Длинные, запутанные вопросы затрудняют их понимание, усложняют ответ на них.
3. В сложных разделительных вопросах необходимо перечислять все члены деления (альтернативы).
4. Вопрос не суждение, поэтому не следует приписывать ему характеристики суждения.
Ответ должен быть:
1. четким, ясным, определенным;
2. информативным;
3. непротиворечивым;
4. нетавтологичным.
Тавтология - повторение одних и тех же или близких по смыслу слов, повторение в иной форме сказанного ранее.
Релевантность - в широком смысле, соответствие получаемого результата желаемому результату, это некая адекватность, степень соответствия вопроса и ответа.
3.3. ФОРМЫ РАЗВИТИЯ ЗНАНИЯ
Проблема
Проблема - форма мысли, отражающая в виде вопроса знание о неизвестном, и своей постановкой требующая теоретического или практического преодоления этой неизвестности, т.е. разрешения проблемы. Проблема носит стимулирующий характер. Проблема - это вопрос, ответ на который не всегда содержится в накопленном знании и требует дополнительных теоретико-практических, усилий, исследований. Она всегда связана с некоторой практической или теоретической трудностью, требующей физических, интеллектуальных усилий, преодоления неопределенности, результатом которой и выступает решение проблемы. Проблема возникает, когда встречается затруднение, когда что-то неясно, и неясность необходимо устранить. Если неясность четко не сформулирована, то неопределенность выступает как предпроблемная ситуация, как неопределенное затруднение, которое со временем, снимается, проблема формулируется четко и ясно.
Структурно вопрос и проблема состоят из одинаковых элементов. Вопрос - это форма выражения проблемы, а проблема - такой вопрос, ответ на который временно или принципиально затруднен. Проблема, как и вопрос, раскрывает свою сущность в единстве с ответом, с решением.
Виды проблем
1. По своей сущности, проблемы делятся на эмпирические,
связанные с разрешением противоречия между фактами и их истолкованием и теоретические, возникающие из противоречий внутри теории и предполагающие их разрешение.
2. В зависимости от роли в познавательном процессе проблемы подразделяются на главные и производные. Проблема: «В чем сущность пространства и времени?» - главная, но она распадается на ряд производных: «Что такое пространство?»; «Что такое время?»; «Как они связаны между собой?»; «Каким образом пространство и время связаны с движением материи?»
3. С точки зрения структуры проблемы делятся на простые, содержащие один вопрос, хотя ответ далеко не прост и сложные, состоящие из нескольких связанных вопросов.
4. Иногда выделяются реальные и мнимыепроблемы.
Требования к постановке проблемы
1. Предпосылки проблемы должны быть истинными.
2. Предпосылки должны быть необходимыми и достаточными для выдвижения проблемы.
3. Сама проблема должна быть точно сформулирована.
4. Проблема должна оставаться одной и той же.
5. Проблема должна быть соразмерной исходным данным.
6. Проблема не должна по своему содержанию противоречить предпосылкам.
7. Решение проблемы должно отвечать ее существу - ответ не должен быть ни неполным, ни избыточным.
Знание требований - необходимая предпосылка решения проблем
Гипотеза
Гипотеза - предположение, которое считается истинным. К гипотезе прибегают в том случае, когда есть ряд фактов, которые не объяснены из-за того что в непосредственном опыте имеется недостаточно данных и поэтому производится дополнение при помощи предположения, или гипотезы.
Процесс построения гипотезы сходен с дедуктивным методом открытия законов. Различие в отсутствии в гипотезе индукции, при помощи которой устанавливается закон, но гипотетический метод вполне тождествен с дедуктивным в том отношении, что пользуется приёмом силлогизации и проверки. Закон же, из которого делается вывод, вместо того чтобы доказываться, как в дедуктивном методе, просто принимается как истинный. Гипотеза истинная приводит к истинным результатам. В процессе построения гипотезы различают три стадии:
1. Делают известное предположение.
2. Из него выводят следствия одно или несколько.
3. Выясняют соответствие следствия действительности.
Виды гипотез
1. По функциям в познавательном процессе различают гипотезы:
а) описательные- это предположение о присущих исследуемому объекту свойствах. Оно обычно отвечает на вопрос: «Что представляет собою данный предмет?». Особое место среди описательных гипотез занимают гипотезы о существовании какого-либо объекта, экзистенциальные;
б) объяснительные- это предположение о причинах возникновения объекта исследований.Такие гипотезы выясняют: «Почему произошло данное событие?» или «Каковы причины появления данного предмета?».
2. По объекту исследования различают гипотезы:
а) общая- это обоснованное предположение о закономерных связях и об эмпирических регулярностях.Будучи доказанными, они становятся научными теориями;
б) частная- это обоснованное предположение о происхождении и свойствах единичных фактов, конкретных событий и явлений.Если единичное обстоятельство причина возникновения других фактов недоступных непосредственному восприятию, то познание его принимает форму гипотезы о существовании или о свойствах этого обстоятельства;
в) рабочая - это выдвигаемое на первых этапах исследования предположение, которое служит условным допущением, позволяющим сгруппировать результатынаблюдений и дать им первоначальное объяснение.
Теория
Теория - это форма мышления, посредством которой осуществляется логический переход от одной совокупности знаний, исходной, к другой, производной; это система взаимосвязанных идей (понятий, суждений), доказательств (теорем, определений), законов и гипотез.
Теория имеет наиболее сложную логическую структуру, т.к. отражает сложные системы. Составные элементы теории: совокупность принципов (аксиом, постулатов), законов, определений (теорем), категорий, направленных на отражение той или иной предметной области.
Теории в основном подразделяются на общие и частные (специальные), дедуктивные и описательные (индуктивные). Теория, как и гипотеза, также проходит в своем формировании разные этапы, периоды, ступени, порой значительно более продолжительные, чем в гипотезе. В сформировавшемся же виде теория склонна к стабильности, замкнутости, консерватизму.
Всякая теория представляет совокупность знаний, но не всякая совокупность знаний - теория. Как всякое знание, теория по содержанию может быть истинной и ложной. Фундаментальным критерием истинности служит общественная практика и прежде всего - материальная деятельность людей.
Теория выполняет функции: познавательную, мировоззренческую, методологическую, идеологическую.
Между теориями отношения: сравнимые и несравнимые; совместимые (равнозначные, пересекающиеся, подчиняющиеся) и несовместимые (противоположные, противоречащие).
Логические операции с теориями: обобщение и ограничение, отрицание, сведение одной теории к другой.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В учебном пособии рассмотрены основные проблемы, которые решает логика. Она неразрывно связана с мышлением и с тем, что ему доступно, поэтому логика находит практическое применение в науке, искусстве и технике, в повседневной жизни. В пособии изложена совокупность идей классической логики, позволяющая получить знания о культуре мышления, приобщить изучающих логику к самостоятельному труду по совершенствованию своей рассудочной деятельности.
Основные задачи логики - достижение истинных знаний, выработка собственного мыслительного аппарата и надежных методов познания. Логическое мышление можно и необходимо развивать различными методами, так как оно не является врожденным. Истина и логика неразрывно связаны между собой. Логика помогает доказывать истинные суждения и опровергать ложные; нацеливает мысль человека на лаконичность, четкость и правильность изложения. Еще во времена античности говорили, что тот, кто освоит общие законы логики в самом главном, все остальное постигнет самостоятельно.
Логика стала неотъемлемой частью современной человеческой культуры. Разработка основ процесса общения составляет одну из задач логики. Культура общения является важнейшей составляющей человеческой культуры, поэтому так важно усвоить правила благодаря которым обеспечивается взаимопонимание в мире.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
1. Предмет и основные понятия логики.
2. Основные этапы развития формальной логики.
3. Логические формы и структуры мышления.
4. Язык как знаковая система.
5. Понятие. Объем и содержание.
6. Виды понятий по содержанию и объему.
7. Отношения между понятиями по объему и содержанию.
8. Логические операции с понятиями.
9. Классификация понятий.
10. Простые суждения и их виды.
11. Классификация категорических суждений.
12. Сложные суждения, таблицы истинности.
13. Отношения между суждениями. Логический квадрат.
14. Логические операции с суждениями.
15. Умозаключения. Дедукция. Непосредственный вывод.
16. Дедукция. Опосредованный вывод. Фигуры и модусы.
17. Логические операции преобразования силлогизма.
18. Дедукция. Опосредованный вывод из сложных суждений
19. Индукция. Разновидности.
20. Традукция (аналогия). Сущность, структура, виды.
21. Доказательство, виды. Требование к доказательству.
22. Вопросно-ответные ситуации.
23. Формы развития знания (проблема, гипотеза, теория).
24. Основные законы логики.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Основная литература:
1. Гуц А.К. Математическая логика и теория алгоритмов. - М., 2009.
2. Евланников В.П., Евланникова Г.Е. Логика и теория аргументации. Конспекты лекций. - СПб, 2009.
3. Ивлев Ю.В. Логика. Учебник. - М., 2012.
4. Хоменко И.В. Логика. Теория и практика аргументации. Учебник. - М., 2011.
Дополнительная литература:
1. Берков В. Ф. Логика. Учебное пособие. - Мн., 2008.
2. Бочаров В.А., Маркин В.И. Основы логики. - М., 2009.
3. Гетманова А.Д. Логика. Учебное пособие. - М., 2007.
4. Грядовой Д.И. Логика. Структурный курс основ формальной логики. - М., 2001.
5. Ивин А.А. Современная логика. - М., 2009.
6. Ивлев Ю.В. Логика для юристов. Учебное пособие. - М., 2002.
7. Кобзарь В.И. Основы логических знаний. - СПб, 2004.
8. Кузина Е.Б. Логика в кратком изложении. - М., 2004.
9. Никифоров А.Л. Логика. Учебник. - М., 2005.
10. Рузавин Г.И. Логика и основы аргументации. - М., 2003.
11. Свинцов В.И. Логика. - М., 2001.
12. Шипунова О.Д. Логика и теория аргументации. - М. 2005.
ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ
АКСИОМА - истинное суждение, которое принимается без доказательств в качестве исходного положения.
АЛЬТЕРНАТИВА - каждая из двух или нескольких исключающих друг друга возможностей.
АНАЛИЗ - логический прием, состоящий в мысленном расчленение на составные элементы.
АНАЛОГИЯ - подобие, сходство предметов в каких-либо признаках или отношениях, причем предметы в целом различны.
АРГУМЕНТ - мысль, истинность которой проверена и доказана практикой.
ВЕРИФИКАЦИЯ - принцип установления осмысленности, то есть возможность данного утверждения оказаться истинным.
ВЫВЕДЕНИЕ - мысленное действие, в результате которого новое знание получается логически, без обращения к опыту.
ГИПОТЕЗА - вероятное предположение о причине каких-либо явлений, достоверность которого не может быть проверена и доказана в настоящее время.
ДЕДУКЦИЯ - форма мышления, когда новая мысль выводится логическим путем от общего к частному.
ДЕМОНСТРАЦИЯ - рассуждение, в процессе которого из аргументов выводится истинность или ложность тезиса.
ДИЗЪЮНКЦИЯ - операция, выражающаяся в соединении суждений с помощью логического союза «или» в новое суждение
ДИЛЕММА - суждение, в котором приписывают предмету два противоречащих признака, исключающих возможность третьего.
ДИХОТОМИЧЕСКОЕ СУЖДЕНИЕ - деления класса предметов на две части, характеризуемые наличием известного признака или его отсутствием.
ДОКАЗАТЕЛЬСТВО - логическое действие, в котором истинность мысли обосновывается с помощью других мыслей.
ИМПЛИКАЦИЯ - сложное суждение, образованное с помощью логической связки «если... то...».
ИНДУКЦИЯ - форма мышления, когда новая мысль идет от частного к общему.
КЛАССИФИКАЦИЯ - распределение предметов на классы согласно наиболее существенным признакам.
КОНТРАРНЫЕ - отношения между противоположными, суждениями, которые вместе не могут быть «И», но могут «Л».
КОНЪЮНКЦИЯ - операция, выражающаяся в соединении суждений с помощью логического союза «и» в новое суждение.
ЛОГИКА - знание о законах и формах мышления.
ЛОГИЧЕСКИЙ КВАДРАТ - наглядная схема, облегчающая запоминание характера отношений между суждениями.
МОДУС - свойство предмета, присущее ему непостоянно, а лишь в некоторых состояниях.
МЫШЛЕНИЕ - процесс отражения объективного мира в человеческом мозгу в форме суждений, понятий, умозаключений.
ОБЪЕМ ПОНЯТИЯ - множества предметов, каждый из которых имеет признаки, зафиксированные в понятии.
ОМОНИМИЯ - одно и то же рассуждение для обозначения различных понятий.
ОПРОВЕРЖЕНИЕ - доказательство о ложности или несостоятельности какого-либо тезиса.
ОСНОВАНИЕ - часть условного суждения, в которой отображается условие, от которого зависит истинность следствия.
ПОНЯТИЕ - целостная совокупность, в которой что-либо утверждается об отличительных признаках объекта.
ПОСТУЛАТ - исходное утверждение, принимаемое без строгого доказательства.
ПОСЫЛКА - суждение, которое служит основанием для заключения.
ПРЕДИКАТ - то, что высказывается в суждении о субъекте.
ПРИЗНАК - то, в чем предметы, явления сходны друг с другом или в чем они отличаются друг от друга.
ПРОБЛЕМА - теоретический или практический вопрос, который необходимо изучить и разрешить.
СИЛЛОГИЗМ - умозаключение, в котором из двух категорических суждений, связанных общим средним термином, получается третье суждение.
СОФИЗМ - логическая уловка, умышленно ошибочное рассуждение, которое выдается за истинное.
СУЖДЕНИЕ - форма мысли, в которой утверждается или отрицается что-либо относительно предметов, их свойств, связей и отношений и которая выражает истину, либо ложь.
ТАВТОЛОГИЯ - выражение, повторяющее в иной словесной форме ранее сказанное.
ТЕЗИС - положение, истинность которого нужно доказать.
ТРАДУКЦИЯ - умозаключение, в котором посылки и заключение являются суждениями одинаковой общности.
УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ - форма мышления или логическое действие, в результате которого из одного или нескольких неизвестных суждений получается новое суждение, в котором содержится новое знание.
ФАКТ - действительное, реально существующее, невымышленное событие или явление.
ЭНТИМЕМА - сокращенный силлогизм, в котором выпущена одна из подразумевающихся частей
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие………………………………………………………...3
Введение……………………………………………………………..4
I. Логика как наука.............................................................................5
1.1. Предмет и основные понятия ............................................5
1.2. Основные этапы развития логики………………………16
1.3. Теоретическое и практическое значение логики……...31
1.4. Логика и язык……………………………………………35
1.5. Основные законы логики………………………………..44
II. Формы правильного мышления................................................54
2.1. Понятие………….……….................................................53
2.2. Суждение………………………………………………..120
2.3. Умозаключение…………………………………………141
III. Проблемы теории аргументации.........................................199
3.1. Доказательство и опровержение…………………........199
3.2. Вопросно-ответные ситуации........................................215
3.3. Формы развития знания…………………………..…...223
Заключение.....................................................................................228
Контрольные вопросы……………………………………………229
Библиографический список ………………………………….….230
Терминологический словарь……………………………………..231
|