Тема 22 Аудит долгосрочных активов Аудит нематериальных активов
Нематериальные (неосязаемые) активы – активы, не имеющие физической натуральной формы, но наделенные «неосязаемой ценностью» и в силу этого приносящие субъекту дополнительный доход в течение длительного времени или постоянно. Кроме того, нематериальные активы должны обладать способностью отчуждения. К нематериальным активам относят: товарные знаки (знаки обслуживания), зарегистрированные места происхождения товаров, цену фирмы (гудвилл), «ноу-хау», патенты и промышленные образцы, лицензии, интеллектуальную собственность, организационные расходы, права на пользование природными ресурсами, права на использование производственной информацией, программное обеспечение ЭВМ и другие.
Задачами аудита нематериальных активов являются:
- правильность классификации нематериальных активов по их видам;
- проверка фактического наличия (инвентаризация) нематериальных активов;
- проверка реальности оценки нематериальных активов, установление разумности определения срока полезной службы;
- обследование и анализ первичных документов по движению нематериальных активов, критериев их соответствия к данной группе активов, причин и обоснования их выбытия;
- проверка правильности начисления амортизации и обесценения нематериальных активов;
- проверка состояния и своевременности ведения регистров бухгалтерского учета;
- проверка достоверности отражения нематериальных активов в балансе, соответствия их остатков с данными регистров бухгалтерского учета и Главной книги.
Информационная база аудита нематериальных активов включает: учетную политику предприятия; бухгалтерский баланс; главную книгу; журнал-ордер № 12; карточку учета нематериальных активов (НМА-2 – при ручном ведении учета) или машинограммы (при компьютеризации учета); акт приемки-передачи нематериальных активов (НМА-1); техническую документацию; документы, подтверждающие имущественные права субъекта; инвентаризационную опись; расчет начисления амортизации нематериальных активов; ведомость начисления амортизации нематериальных активов.
Инвентаризация нематериальных активов проводится в общеустановленном порядке и затрагивает следующие основные моменты:
- определение фактического наличия нематериальных активов, принадлежащих предприятию на правах собственности;
- проверка правильности и своевременности отражения их в балансе;
- установление точности начисления износа нематериальных активов;
- выявление морально устаревших нематериальных активов.
При инвентаризации нематериальных активов необходимо установить наличие документов, подтверждающих существование самого объекта, и права предприятия на его использование. К ним относятся документы, описывающие объект нематериальных активов или порядок его использования, а также документы, подтверждающие имущественные права предприятия.
В соответствии с действующим законодательством Республики Казахстан нематериальные активы оцениваются в следующем порядке:
- внесенные учредителями в счет их вкладов в объявленный капитал создаваемого предприятия – по договоренности сторон, при этом оценка такого вклада должна быть подтверждена независимым аудитором;
- приобретенные за плату у других предприятий, организаций и граждан – исходя из фактически произведенных затрат по приобретению и приведению в состояние готовности этих объектов;
- полученные от других предприятий, организаций и граждан безвозмездно (дарение) – экспертным путем или по договорной цене.
Согласно НСФО 2 организация осуществляет первоначальное признание нематериального актива по его себестоимости.
Себестоимость отдельно приобретенного нематериального актива включает:
1) цену его покупки после вычета торговых скидок и дисконтов, включая импортные пошлины и невозмещаемые налоги на покупку;
2) любые прямо относимые затраты на подготовку актива к использованию по назначению.
В случае, если нематериальный актив приобретается при объединении бизнеса, себестоимостью этого нематериального актива является его справедливая стоимость на дату приобретения.
Аудит наличия и движения нематериальных активов проводится с целью установления законности произведенных операций, правильности приобретения, поступления, выбытия, списания и начисления амортизации нематериальных активов.
При проверке движения нематериальных активов выясняют:
- оформляют ли актом приемки-передачи нематериальных активов поступление и выбытие нематериальных активов, в котором должно указываться точное наименование вида нематериальных активов, дата его передачи предприятию (дата создания на предприятии), характеристика объекта, его первоначальная стоимость, норма амортизации и другие необходимые данные;
- составляется ли акт приемки-передачи на каждый объект нематериальных активов, при этом допускается составление общего акта, оформляющего приемку нескольких однотипных нематериальных активов; своевременно ли передаются в бухгалтерию акты приемки-передачи после его оформления с приложенной документацией, описывающей сам объект нематериальных активов или порядок его использования, или документы, подтверждающие те или иные имущественные права предприятия, относящиеся к данному объекту;
- ведется ли аналитический учет по всем видам нематериальных активов по форме НМА-2 « Карточках учета нематериальных активов»;
- группируются ли карточки в «Ведомости учета нематериальных активов», в которой должны быть указаны: наименование нематериальных активов, остатки на начало и конец месяца, движение за месяц; источники приобретения нематериальных активов (покупка, объединение предприятий, обмен и т.д.); причины выбытия нематериальных активов (реализация, безвозмездная передача, дарение и т.д.);
- случаи списания нематериальных активов с баланса в связи с полным моральным износом и потерей способности приносить субъекту ожидаемый доход;
- правильность отражения на корреспондирующих счетах наличие и движение нематериальных активов и тождественность остатков по данной статье в балансе с данными учетных регистров и Главной книги.
Аудит основных средств
Для осуществления своей деятельности хозяйствующие субъекты должны создавать материально-техническую базу. Основу материально-технической базы составляют основные средства. Согласно международным и национальным стандартам финансовой отчетности к основным средствам относят материальные активы, действующие в течение длительного периода времени (более одного года), как в сфере материального, так и в непроизводственной сфере. В частности - это земля, здания и сооружения, машины и оборудование, транспортные средства, прочие виды основных средств в соответствии с их классификацией, незавершенное строительство.
Цель аудита основных средств - проверка правильности состава, полноты и реальности учета движения основных средств и достоверности начисленной амортизации.
Задачами аудита основных средств являются:
- проверка правильности оценки основные средства;
- кто и как устанавливает срок службы и ликвидационную стоимость объектов основных средств;
- за кем закрепляется материальная ответственность и какова периодичность составления отчета и проведения инвентаризации;
- каковы методы амортизации по конкретным группам основных средств;
- по балансу устанавливают правильность и тождественность остатков основных средств на начало и конец года, сверяют с данными аналитического учета, Главной книги и соответствующих регистров;
- проверяется своевременность и полнота записи в инвентарных карточках, отражение достоверной характеристики основных средств в них (первоначальная стоимость, накопленная и ежемесячная амортизация, срок службы, ликвидационная стоимость).
Последовательность аудита основных средств включает следующие процедуры аудита:
- знакомство с инвентаризационными описями и результатами инвентаризации за предшествующий период, определяется необходимость установления фактического наличия по местам нахождения объектов и намечают инвентаризацию;
- обследование за прошедший период документов на приобретение и выбытие основных средств. Особое внимание обращают на: а) достоверность первоначальной стоимости, так как не включенные в эту стоимость расходы по приобретению могли быть отнесены на текущие затраты субъекта, как следствие, на вычеты, что приводит не только к искажению статьи баланса, но и сокрытию налогооблагаемого дохода субъекта; б) обоснование для ликвидации и списания с баланса объектов основных средств;
- правильность расчетов амортизации основных средств в целях налогообложения, стоимостного баланса группы с учетом расходов на ремонт, переоценку стоимости и т.д.;
- тестирование состояния бухгалтерского учета основных средств на предприятии.
Информационная база аудита основных средств включает: акт приемки-передачи (перемещения основных средств (форма ОС-1); акт приемки-передачи отремонтированных, реконструированных (модернизированных) объектов (форма № ОС-3); акт на выбытие (списание) основных средств (форма № ОС-4); акт на списание автотранспортных средств (форма № ОС-5); акт технического осмотра зданий и сооружений; инвентарную карточку учета основных средств (форма № ОС-6); карточку учета арендованных основных средств (форма № ОС-7); инвентарный список основных средств (форма № ОС-8); журнал-ордер № 12 (при ручном ведении учета) или машинограммы (при компьютеризации учета).
До начала инвентаризации основных средств проверяется:
1) наличие и состояние инвентарных карточек, инвентарных описей и списков по учету основных средств;
2) наличие и состояние технических паспортов или другой технической документации;
3) наличие документов на основные средства, сданные или принятые субъектом в аренду, на ответственное хранение. При отсутствии документов необходимо обеспечить их получение или оформление.
Инвентаризация основных средств осуществляется в общеустановленном порядке с учетом их территориального размещения, при этом комиссия производит осмотр объектов в натуральном выражении и заносит в инвентаризационные описи полное их наименование, назначение и инвентарные номера.
Объекты основных средств, которые в момент инвентаризации будут вне места нахождения аудируемого субъекта (в дальних рейсах морские и речные суда, железнодорожный подвижной состав, автомашины; отправленные в капитальный ремонт машины и оборудование и т.п.), инвентаризируются до момента временного их выбытия, о чем должно быть оговорено в распоряжении о проведении инвентаризации.
При проведении инвентаризации незавершенного капитального строительства инвентаризационная комиссия проверяет состояние законсервированных объектов и объектов, по которым строительство временно прекращено.
Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете того месяца, в котором была закончена инвентаризация, а по годовой инвентаризации - в годовой финансовой отчетности.
В ходе аудиторской проверки аудитор обращает внимание на следующие моменты:
- правильность отнесения объектов основных средств в определенную категорию;
- действительно ли основные средства находятся в рабочем состоянии, не было ли простоя в их работе;
- закреплены ли объекты основных средств за материально-ответственными лицами, и в какой периодичности составляется отчет;
- когда проведена последняя инвентаризация основных средств и каков ее результат;
- правильность оприходования основных средств;
- не завышена ли первоначальная (оценочная) стоимость основных средств, внесенных учредителями в виде взносов в объявленный капитал субъекта;
- проверяется состояние учета арендованных основных средств (договор на аренду, расчет арендной платы, порядок и соблюдение сроков расчета);
- причины ликвидации основных средств (полный износ, стихийное бедствие, аварийные ситуации и др.), которые должны быть подтверждены документально (справки и заключения уполномоченных органов);
- полноту оприходования запасных частей, лома, отходов, строительных материалов, дров и других материалов в момент ликвидации основных средств;
- способы утилизации и уничтожения отходов, подтверждение комиссией факта уничтожения путем сожжения, зарытия в землю, боя и т.д.;
- бухгалтерские записи на ликвидацию основных средств; отражение в налоговом учете процесса ликвидации, расчет стоимостного баланса группы основных средств и признание доходов по этой операции;
- перерасчет налогов (на имущество, транспортные средства, землю) с учетом даты выбытия основных средств.
|