ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СТАНДАРТИЗАЦИЯ Экологическая стандартизация— это разработка и внедрение в практику научно-обоснованных, обязательных для выполнения технических требований и норм (стандартов), регламентирующих человеческую деятельность по отношению к окружающей среде.
Стандарты качества окружающей природной среды, установленные государственными органами (Госкомитет, Министерство здравоохранения и т.д.), представляют собой научно-обоснованные предельно допустимые нормативы состояния окружающей природной среды, повышение которых создаёт угрозу для человека и окружающей его среды.
Требования по охране окружающей среды регламентируются в общетехнических стандартах, в стандартах на группу однородной продукции и на конкретные виды продукции. Стандарты группы «Охрана природы» относятся к общетехническим, в которых закрепляются требования по рациональному использованию природных объектов и обеспечению технических параметров деятельности, исключающих или сводящих к минимуму негативные воздействия человеческой деятельности на природу.
В соответствии с Законом РФ «О стандартизации» ежегодно органами, занимающимися стандартизацией, составляется программа по разработке новых и пересмотру действующих стандартов (ГОСТ) в области охраны качества окружающей природной среды, деятельности предприятий, организаций и поведения граждан, соответствующей терминологии и нормативно-правовых актов, регулирующих охрану природы.
Госстандарт РФ - Агентство по техническому регулированию и метрологии, осуществляет деятельность в сфере стандартизации, метрологии и разработки общих вопросов качества продукции на территории РФ. В настоящее время в РФ действует комплекс стандартов, правил и положений, который уточняется и дополняется в связи с целями и принципами стандартизации, установленными законом о техническом регулировании.
Государственный стандарт, ГОСТ – стандарт, обязательный для выполнения во всех областях промышленности, на всей территории РФ.
Отраслевой стандарт, ОСТ - стандарт, принятый государственным органом управления в пределах его компетенции применительно к продукции, работам и услугам отраслевого назначения.
Стандарт предприятия, СТП - стандарт, принятый предприятием применительно к продукции, работам и услугам своего предприятия.
Технические условия, ТУ - документ, устанавливающий технические требования, которым должны удовлетворять конкретное изделие, материал, вещество и пр. или их группа, производимые на данном предприятии. ТУ разрабатывается самим предприятием. Кроме того, в них должны быть указаны процедуры, с помощью которых можно установить, соблюдены ли данные требования. Потребитель может предъявить претензии только к соблюдению ТУ.
Технический регламент, ТР — документ (нормативный правовой акт), устанавливающий обязательные для применения и исполнения требования к объектам технического регулирования (продукции, в том числе зданиям, строениям и сооружениям, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации) на конкретном предприятии.
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СТАНДАРТЫ В ОБЛАСТИ ЭКОЛОГИИ
Государственный стандарт – это нормативно-технический документ, где собраны нормы и правила, обязательные для выполнения. ГОСТ 17.0.0.01-76:
· 17 – номер по общероссийскому классификатору стандартов;
· 0 - номер группы (их 7);
· 0 – номер вида стандарта;
· 01 – номер стандарта;
· 76 – год принятия или пересмотра.
Таблица 4
Группы стандартов
Номер группы
| Наименование
| Код
|
| Организационно-методические стандарты
| Общие положения
|
| Стандарты в области рационального использования воды
| Гидросфера
|
| Стандарты в области защиты атмосферы
| Атмосфера
|
| Стандарты в области рационального использования почв
| Почвы
|
| Стандарты в области улучшения использования земель
| Земли
|
| Стандарты в области охраны флоры
| Флора
|
| Стандарты в области охраны фауны
| Фауна
|
| Стандарты в области охраны и рационального использования недр
| Недра
|
Таблица 5
Классификация видов
Номер вида
| Наименование вида
|
| Основные положения
|
| Термины и определения
|
| Методы измерений выбросов и сбросов, интенсивности природопользования
|
| Правила рационального использования природных ресурсов
|
| Методы определения параметров состояния природных объектов
|
| Требования к средствам контроля и измерений состояния природной среды
|
| Требования к очистным сооружениям
|
| Прочее
| ГОСТ 17.1.3.05-82
Эти стандарты нужны для сохранения ресурсов, содействия их восстановлению и совершенствованию управления качеством среды.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ПАСПОРТИЗАЦИЯ
Экологический паспорт предприятия - специальный обязательный документ, в котором содержатся систематизированные сведения о природных объектах, находящихся в собственности или пользовании предприятия, об их состоянии, видах воздействия на них, оказываемых в ходе хозяйственной и иной деятельности, о мерах по защите окружающей среды .То есть экологический паспорт- комплекс данных об уровне использования предприятием природных ресурсов и степени его воздействия на окружающую среду.
Экологический паспорт разрабатывается предприятием за счет собственных средств, утверждается руководителем предприятия по согласованию с территориальным органом охраны окружающей среды и оформляется как минимум в трёх экземплярах, которые соответственно хранятся у природопользователя, специально уполномоченного органа экологического управления и территориального органа исполнительной власти. Данный документ подлежит периодической (не реже одного раза в год) проверке, уточнению, дополнению.
периодической (не реже одного раза в год) проверке, уточнению, дополнению. Экологическая паспортизация (по форме) проводится применительно к отраслям хозяйства- транспортным, строительным, горнодобывающим и т.п. предприятиям.
Помимо экологических паспортов предприятия, ведутся паспорта опасных отходов (ст.14 Федерального закона « Об отходах производства и потребления »), памятников природы, федеральных и региональных целевых программ, безопасности веществ и материалов и радиационно-гигиенические паспорта организаций и территорий. Последние содержат сведения об оценке радиационной безопасности населения (персонала); информацию о территориях и группах риска населения (персонала), подверженных повышенным уровням воздействия ионизирующего излучения; прогноз радиационной ситуации в организациях и на территориях; рекомендации в области обеспечения радиационной безопасности; анализ эффективности проводимых мероприятий; информацию, необходимую для принятия соответствующего решения органами управления. Радиационно-гигиенические паспорта организаций ведутся их руководством, а территорий - органами исполнительной власти РФ. В отличие от экологических паспортов они составляются ежегодно и представляются на заключение в учреждения, находящиеся в ведении соответствующей структуры Министерства здравоохранения и социального развития РФ (ранее-Госсанэпидслужбы).
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ЭКСПЕРТИЗЫ
Ведомственные экспертизы, например государственная экспертиза градостроительной предпроектной и проектной документации, охватывающая государственную экспертизу промышленной безопасности, и рационального использования недр, и государственная экспертиза использование и охраны водных объектов и недр, проверяемые Федеральной службой по экологическому , технологическому и атомному надзору (ранее соответственно- МПР России и Госгортехнадзором), государственная экспертиза в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, проводимая МЧС России; экспертиза научно-исследовательских работ, проектно-системной документации;
Обследования, например комплексные экологические обследования территорий для придания им статуса особо охраняемых природных территорий, зоны чрезвычайной ситуации или зоны экологического бедствия, почвенные, геоботанические обследования и изыскания при землеустройстве;
Испытания, в том числе регистрационные (пестицидов и агро-химикатов);
Исследования (лекарственных средств, пищевых продуктов, токсико-гигиенических и эколого-токсикологические исследования опасных химических и биологических веществ и т.п.);
Заключения (санитарно-эпидемиологические, санитарно-гигиенические);
Расследования, например санитарно-эпидемиологические расследования причин возникновения инфекционных заболеваний.
Общими чертами всех указанных процедур являются: проведение их (организация проведения) уполномоченным на то органом в области экологического управления, контроля или надзора либо иными специально уполномоченными субъектами; указание на необходимость (в большинстве случаев) или возможность экспертизы в законе, т.е. ее обязательность или добровольность; урегулированность перечня объектов, документов, необходимых для начала процедуры и собственно самой процедуры; оформление результатов в строго определенной форме; обязывающий характер заключения; предусмотренность в законе возможности обжалования результатов (в административном, судебном порядке); платность; ответственность органов и лиц, осуществляющих экспертную экологическую деятельность.
|