ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ РИСКЕ В последние годы в России приоритеты в природоохранной политике, основанные на учёте ПДК и других норм и нормативных воздействий на природу, пересматриваются. Причина: невысокая эффективность нормативного подхода из-за возможности субъективного подхода к «норме» и манипулирования этим понятием. В связи с этим в основу государственной экологической политики в условиях прогрессирующего загрязнения постепенно закладывается концепция экологического риска.
Экологический риск — это оценка на всех уровнях (от точечного до глобального) вероятности появления негативных изменений в окружающей природной среде, вызванных антропогенным или иным воздействием. Под экологическим риском понимают также вероятностную меру опасности причинения вреда природной среде в виде возможных потерь за определённое время.
Вред природной среде при различных антропогенных и стихийных воздействиях очевидно неизбежен, однако, он должен быть сведён до минимума и быть экономически оправданным. Любые хозяйственные или иные решения должны приниматься с таким расчётом, чтобы не превышать пределы вредного воздействия на природную среду. Установить эти пределы очень трудно, поскольку пороги воздействия многих антропогенных и природных факторов неизвестны. Поэтому расчёты экологического риска должны быть вероятностными и многовариантными, с выделением риска для здоровья человека и природной среды.
Оценке допустимого экологического риска в последнее время уделяется всё больше внимания, особенно при принятии решений о вложении инвестиций в то или иное производство. При этом при антропогенном воздействии учитываются следующие правила допустимого экологического риска:
1) неизбежность потерь в природной среде;
2) минимальность потерь в природной среде;
3) реальная возможность восстановления потерь в природной среде;
4) отсутствие вреда здоровью человека и необратимость изменений в природной среде;
5) соразмерность экологического вреда и экономического эффекта.
Различают три главные составляющие экологического риска:
1) оценка состояния здоровья человека и возможного числа жертв.
2) оценка состояния биоты (в первую очередь фотосинтезирующих организмов) по биологическим интегральным показателям.
3) оценка воздействия загрязняющих веществ на человека и окружающую природную среду.
Любое превышение пределов допустимого экологического риска на отдельных производствах должно пресекаться по закону. С этой целью ограничивают или приостанавливают деятельность экологически опасных производств, а на стадиях принятия решений допустимый экологический риск оценивают с помощью государственной экологической экспертизы и в случае его превышения, представленные для согласования материалы, отклоняют.
Фактор экологического риска существует на любых производствах, независимо от мест их расположения. Однако существуют регионы, где в сравнении с более экологически благополучными районами во много раз превышены вероятность проявления негативных изменений в экосистемах, а также вероятность истощения природно-ресурсного потенциала и, как следствие, величины риска потери здоровья и жизни для человека. Эти регионы получили название зон повышенного экологического риска.
В пределах регионов повышенного экологического риска выделяют зоны:
1) хронического загрязнения окружающей среды;
2) повышенной экологической опасности;
3) чрезвычайной экологической ситуации;
4) экологического бедствия.
К зонам чрезвычайной экологической ситуации относят территории, на которых в результате воздействия негативных антропогенных факторов происходят устойчивые отрицательные изменения окружающей природной среды, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экосистем, генофондам растений и животных. В России к таким зонам относятся районы Северного Прикаспия, Байкала, Кольского полуострова, рекреационные зоны побережий Чёрного и Азовского морей, промзона Урала и др.
Зоной экологического бедствия, указами Президента или постановлениями Правительства России, на основе государственной экологической экспертизы, объявляется часть территории РФ, на которой произошли необратимые изменения окружающей среды, повлекшие за собой существенное ухудшение здоровья населения, разрушение естественных экосистем, деградацию флоры и фауны. Прежде всего, это зона влияния аварии на Чернобыльской АЭС, а также Кузбасс, степные районы Калмыкии. В ближнем зарубежье наиболее опасной экологической зоной являются Арал и Приаралье. Правовой режим и финансирование затрат по оздоровлению окружающей среды зависят от принадлежности территории к той или иной зоне повышенного экологического риска.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И ОБЩЕСТВЕННЫЕ
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ДВИЖЕНИЯ
Помимо государственной службы наблюдения — экологического мониторинга, в систему экологического контроля входят государственный, производственный и общественный контроль.
Под государственным экологическим контролем понимают один из видов государственной административной деятельности, призванной обеспечить соблюдение экологического законодательства и выполнение природоохранных мероприятий. Контроль осуществляют законодательные и исполнительные органы, а также специально уполномоченные органы государства. Экологический контроль — важный элемент регулирования качества окружающей природной среды.
Объектами государственного экологического контроля являются: земля, недра, леса, животный мир, атмосферный воздух, природно-заповедный фонд, континентальный шельф, а также окружающая природная среда в целом.
Должностные лица органов государственного экологического контроля имеют широкие полномочия. В частности, согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) они имеют право:
1) принимать решения об ограничении, приостановлении и прекращении деятельности экологически вредных объектов;
2) налгать административный штраф в установленном размере за нарушение природоохранительного законодательства;
3) предъявлять иски о возмещении вреда, причинённого природной среде, и направлять материалы для привлечения виновных к уголовной ответственности;
4) выдавать разрешения на природопользование, устанавливать нормативы выбросов, сбросов вредных веществ, назначать государственную экологическую экспертизу.
Помимо государственного в нашей стране действует ещё производственный и общественный контроль. В первом случае речь идёт о своеобразном контроле предприятия за своей деятельностью в области природопользования, во втором — о контроле выполнения требований законодательства об охране окружающей природной среды со стороны профсоюзов, общественных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан.
Общественный экологический контроль непрерывно связан с общественным экологическим движением. Каждый гражданин нашей страны имеет право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, в свою очередь он обязан сохранять природу и окружающую среду, принимать участие в её охране.
Наиболее массовыми добровольными организациями до недавнего времени были общества охраны природы, охотников, рыболовов, дружины по охране природы и т.д. В их задачу входило содействие государственным органам в проведении мероприятий по охране природы, привлечение широких масс населения для участия в природоохранных мероприятиях и .д. Авторитет этих обществ среди населения из-за формализма в работе, низкой эффективности в последнее время заметно снизился.
В середине 80-х гг., в связи с возросшей социально-политической активностью населения, во многих регионах страны начали формироваться массовые общественные экологические организации (союзы, объединения, ассоциации, фонды и т.д.). Ещё раньше в Западной Европе (ФРГ, Дания) возникло движение «зелёных». Оно выступает за сохранение среды жизни, против ядерной угрозы, за чистоту атмосферы, вод и т.д. К целям и задачам движения «зелёных» наиболее близки Российское экологическое движение и Экологический фонд России. Начальный период перехода к рынку приводит в ряде случаев к непредсказуемым формам эксплуатации природных ресурсов в условиях отсутствия удовлетворительного экологического законодательства. Необходима организация независимой общественной экологической экспертизы совместных и зарубежных проектов и контроля над тем, чтобы их экологические стандарты соответствовали таковым в странах-экспортёрах технологии.
Высоко оценивая общественные экологические движения в защиту природы в нашей стране, нельзя не отметить и некоторых преувеличений экологической опасности со стороны «зелёных», посягательства в отдельных случаях на сами системы жизнеобеспечения населения. Оптимальный выход просматривается в соблюдении принципа экологической безопасности населения с подключением беспристрастной научной экспертизы, если потребуется, также и международной.
|