СТАТУС, ОБЪЕКТЫ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Государственная экологическая экспертиза проводится на проектном и предпроектном уровне означает установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определения допустимости реализации объекта в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.
Функции экспертизы: а)выполняет функцию предупредительного контроля; б)служит инструментом обеспечения выполнения экологических требований; в)является правовой гарантией реализации конституционного права граждан на благоприятную окружающую среду; г)является средством учета общественного мнения при принятии экологически значимых решений. Документы экспертизы могут быть использованы в качестве доказательств при судебном рассмотрении дел.
Порядок проведения государственной экологической экспертизы детально урегулирован в Федеральном законе « Об экологической экспертизе » и подзаконных актах. Она проводится при выполнении заказчиком двух необходимых условий: представление им всех материалов и предварительной оплаты. Со своей стороны, государственный орган, уполномоченный на организацию и проведение экспертизы, обязан: начать ее не позднее чем через месяц после проведения заказчиком указанных условий; создать экспертную комиссию, как правило из внештатных экспертов, являющихся крупными специалистами или известными учеными в соответствующей области, утвердить персональный состав комиссии, ее руководителя и секретаря (ими могут быть и штатные работники); организовать получение экспертами всех необходимых материалов, заседания экспертной комиссии, подготовку свободного заключения. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать шести месяцев.
Результат заключения может быть положительным или отрицательным. Положительное заключение является обязательным условием финансирования и реализации объекта экспертизы и действует в течении срока, определенного специально уполномоченным органом. В законе указаны условия, когда оно теряет силу (например, в связи с доработкой и изменения проекта). Отрицательное заключение влечет ряд правовых последствий: оно означает запрет на реализацию объекта; предоставляет заказчику право на повторную экспертизу после доработки проекта; дает ему право оспорить заключение в судебном порядке. В зависимости от субъекта организации и проведения экспертизы она может быть государственной или общественной, от времени и процедуры рассмотрения – первичной или вторичной (вторичная, в свою очередь, подразделяется на добровольную и по решению суда), от результатов - прошедшей к положительную или отрицательному заключению.
ОЦЕНКА ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ОКРУЖАЮЩУЮ СРЕДУ
Действующие нормативные документы и доктрина рассматривают оценку воздействия на окружающую среду (ОВОС) как предшествующую и обязательную - в установленных законом случаях – стадию государственной экологической экспертизы.
ОВОС-процедура оценки возможных последствий и экологических рисков. Результаты ОВОС-информация о масштабах и характере воздействия на окружающую среду намечаемой деятельности, альтернативах ее реализации, оценках последствий и др. Они служат основной и для проведения мониторинга и экологического контроля за реализуемой деятельностью.
ОВОС осуществляется в несколько этапов: уведомление; предварительная оценка; составление технического задания на проведение ОВОС; проведение исследований; подготовка предварительного варианта материалов по оценке воздействия; ознакомление общественности с полученными данными; подготовка окончательных материалов. Все этапы обеспечиваются заказчиком намечаемой хозяйственной деятельности.
Разновидностью ОВОС, регулируемой специальным актом, является оценка радиационного воздействия на окружающую среду ядерной установки, радиационного источника или пункта хранения.
ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СЕРТИФИКАЦИЯ
Экологическая сертификация — это разновидность сертификации продукции и услуг, означающая деятельность по подтверждению соответствия готовой продукции или иного сертифицируемого объекта, предъявляемым к нему экологическим требованиям. Если соответствует, то выдается сертификат соответствия.
Экологическая сертификация бывает двух видов: обязательная и добровольная. Перечень объектов, подлежащих обязательной экологической сертификации, устанавливается либо специальным законодательством, либо нормативными правовыми актами МПР России.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ АУДИТ
Экологический аудит — систематический документально оформленный процесс проверки объективно полученных данных для того, чтобы определить соответствуют ли определённые проверяемые виды деятельности, события, условия или информация о них установленным критериям. Экологическое аудирование проводится на основании договора, заключенного между экологом-аудитором или экологической аудиторской организацией и заказчиком. Аудиторская проверка может быть обязательной или инициативной. Обязательная аудиторская проверка проводится по поручению государственных и природных органов. Экологический аудит могут осуществлять только организации, имеющие лицензию на « Проведение экологического аудирования производств, предприятий, природопользователей и субъектов предпринимательства »
Цели и задачи экологического аудита.
1. Снижение ресурсоёмкости выпускаемой продукции и повышение эффективности производства.
2. Оценка риска для окружающей среды различных видов хозяйственной деятельности.
3. Определение приоритетов при контроле загрязнения окружающей среды.
4. Экономия затрат времени и денежных средств персонала и инвесторов, связанных с нерациональными расходами на защиту окружающей среды.
5. Определение необходимого объёма финансирования для решения экологических проблем.
6. Уменьшение объёма всех видов отходов и уровней воздействия на окружающую среду (снижение потенциальных затрат).
7. Осознание персоналом предприятий важности реализации целенаправленной политики в области охраны окружающей среды и ответственности за качество природной среды.
8. Вовлечение руководителей различного уровня в реализацию программ по повышению качества окружающей природной среды.
Главной задачей экологического аудита является анализ природоохранной деятельности данного предприятия или организации и соответствия этой деятельности действующей нормативной правовой базе в области охраны окружающей среды.
Нормативная правовая база процедуры экологического аудита.
1. Указ Президента РФ « О концепции перехода РФ к устойчивому развитию » от 19 февраля 1996 г.
2. Постановление Правительства РФ « О лицензировании отдельных видов деятельности » от 24 декабря 1994 г.
3. Постановления Правительства РФ « Об утверждении Положения о лицензировании отдельных видов деятельности в области охраны окружающей среды » от 26 февраля 1996 г.
4. Приказ Минприроды РФ « Об экологическом аудировании » от 11 октября 1995 г.
5. Приказ Минприроды РФ « Об организации экологического аудита » от 29 декабря 1995 г.
6. Другие нормативные документы федерального, регионального и областного уровней.
7. Процедура экологического аудита должна состоять из следующих этапов:
1)предварительная подготовка к проведению аудита (формулировка целей и задач аудиторам, распределение обязанностей между аудиторами, график работы аудиторов на предприятии, составление анкет и отправка их на предприятие для предварительного знакомства с ними специалистов аудируемого предприятия);
2)работа на территории предприятия со специалистами и документами, включая обмен мнениями между экспертами-аудиторами;
3)анализ и обсуждение мнений экспертов, формулировка и уточнение выводов, обсуждение результатов экологического аудита и выводов на предприятии (организации), написание отчёта по результатам аудиторской проверки.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ
Экологический менеджмент - управление современным производством, которое обеспечивает сочетание эффективности производства с охраной окружающей среды, в том числе среды обитания человека, и с рациональным использованием природных ресурсов.
1. Экологическая политика - это специальный документ о намерениях и принципах организации, являющийся основой для действий организации и определения экологических целей и задач. Любое предприятие должно иметь собственную экологическую политику, соответствующую масштабам, природе и экологическим воздействиям, создаваемым деятельностью, продуктами и услугами компании. Документ должен быть доведён до сведения всех сотрудников организации и быть доступным общественности.
2. Планирование - должно включать экологические аспекты, требования законодательных актов, целевые и плановые экологические показатели, программу управления окружающей средой. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии процедуру идентификации экологических аспектов своей деятельности, продуктов или услуг, которые она может контролировать, также гарантировать, что все значимые факторы учтены. Целевые и плановые экологические показатели устанавливаются для каждого подразделения организации и в обязательном порядке оформляются документально. Они должны быть согласованы с экологической политикой и включать обязательства по предотвращению загрязнения окружающей среды. Организация должна разработать программу достижения своих плановых показателей, которая включает распределение ответственности за достижение указанных показателей в каждом, а также необходимые средства и сроки;
3. Внедрение и функционирование. Самый сложный и самый объёмный блок, который содержит следующие разделы: структура и ответственность, осведомлённость, обучение и компетентность, связь, документация системы управленияокружающей средой, управление документацией, управление операциями, подготовленность к аварийным ситуациям и адекватная реакция на них. Обязанности, ответственность и полномочия должны быть определены, документально оформлены и доведены до сведения всех заинтересованных лиц. Руководство должно предоставить ресурсы, необходимые для внедрения системы ЭМ и контроля за ней, назначить ответственное лицо — специального уполномоченного представителя. Предприятие должно организовать обучение персонала и обеспечить необходимый уровень понимания осуществляемой экологической политики как в отдельных подразделениях, так и в компании в целом. Связь, документация и управление документацией — необходимые составляющие, позволяющие нормально функционировать системе ЭМ как внутри компании, так и за её пределами. Документация должна быть понятной, легко идентифицируемой и для персонала, и для руководства, и для проверяющих. Управление операциями касается установления и поддержания в рабочем состоянии процедур, связанных с идентифицируемыми важными экологическими аспектами товаров и услуг, используемых организацией, и передачи сообщений о соответствующих процедурах и требованиях поставщикам. Сюда же входит и техническое обслуживание. Организация должна быть готова к возникновению чрезвычайных ситуаций, поддерживать в рабочем состоянии все системы реагирования на них, постоянно анализировать и при необходимости пересматривать процедуры готовности и реагирования.
4. Проведение проверок и корректирующие действия. Организация должна устанавливать и поддерживать в рабочем состоянии документальные процедуры регулярного мониторинга основных характеристик своих видов деятельности, влияющих на окружающую среду, периодически оценивать их соответствие действующему национальному природоохранному законодательству и собственным заявленным параметрам. При необходимости осуществляются корректирующие действия, которые в обязательном порядке документально регистрируются. Любое подобное действие должно быть соразмерно с важностью проблемы и воздействием на окружающую среду. Организация обязана иметь программу периодических аудитов системы ЭМ и неукоснительно соблюдать установленный график проверок. Результаты аудита предоставляются руководству и должны быть доступны для всех заинтересованных сторон, включая общественность.
5. Анализ со стороны руководства. Высшее руководство организации должно в установленные сроки анализировать систему ЭМ и соответствие хода его реализации заявленным целям и задачам, своевременно внося необходимые коррективы в любые действия с тем, чтобы соблюдался основной принцип ЭМ — постоянное улучшение окружающей среды.
Предприятия, практикующие ЭМ, получают ряд существенных преимуществ:
1) снижение издержек за счёт ресурсо- и энергосбережения, утилизации, продажи побочных продуктов и отходов производства, минимизации платы за ресурсы и загрязнение окружающей среды;
2) рост доходов за счёт более высоких цен на « экологически чистую » продукцию, повышения конкурентоспособности, создания новых видов продукции;
3) благоприятный имидж в глазах общественности, потенциальных инвесторов, партнёров, органов власти и управления, способность к постоянному обновлению ассортимента продукции, формируется творческий коллектив, объединённый общими целями и идеологией, повышенные возможности для экспорта продукции.
44. УПРАВЛЕНИЕ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕМ
1. Мероприятия, осуществление которых позволит изменить природные явления в желательном для человека направлении:
1) жесткое управление (грубое вмешательство в естественные процессы, распашка земель), оно дает быстрый эффект, но на недлительное время, это ведет к расплате в виде экологических издержек;
2) мягкое управление – косвенное воздействие на природу с учетом естественных механизмов саморегуляции, т.е. способность системы к восстановлению (агролесомелиорация).
2. Обеспечение норм, ограничивающих вредное воздействие производства:
1) метод кнута: командно-административное управление – нормы и стандарты, наказания, штрафы, платежи;
2) метод пряника: экономическое стимулирование – управление с помощью экономических рычагов (изменение цен, платежи, налоговые льготы, льготное кредитование).
Для максимального экологического эффекта нужно переходить от жесткого управления к мягкому.
Наилучшие результаты дает разумное сочетание экономической заинтересованности с жестким контролем и административным предупреждением.
|