ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ До недавнего времени в нашей стране отсутствовали эффективные экономические рычаги, способствующие сохранению и рациональному использованию окружающей природной среды. Сейчас в России создан и функционирует экономический механизм охраны окружающей среды, ориентированный на рыночную экономику, а точнее, соответствующий критериям переходного периода к ней. Его главная особенность - ориентация не на плановое централизованное финансирование из государственного бюджета, а в основном на экономические методы регулирования. Делать выводы о высокой эффективности нового экономического механизма охраны окружающей среды и природопользования преждевременно, он требует дальнейшего развития и совершенствования.
Согласно Закону РФ «Об охране окружающей среды» (2002 г.) основными задачами экономического механизма являются:
1) планирование и финансирование природоохранных мероприятий;
2) установление лимитов на размещение отходов, объёмов выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
3) установление нормативов платы и размеров платежей за выбросы и сбросы загрязняющих веществ, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
4) предоставление налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей природной среды;
5) возмещение вреда, причинённого окружающей природной среде и здоровью человека.
Главная специфическая особенность нового экономического механизма ─ сделать охрану окружающей среды составной частью производственно-коммерческой деятельности, чтобы предприниматель, хозяйственник был заинтересован в охране окружающей среды не меньше, чем он заинтересован в выпуске конкурентоспособной продукции.
ЭКОЛОГО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УЧЁТ ПРИРОДНЫХ
РЕСУРСОВ И ЗАГРЯЗНИТЕЛЕЙ
Экономические, экологические и некоторые другие показатели природных ресурсов обычно обобщают в виде кадастров.
Кадастр — систематизированный свод сведений, количественно и качественно характеризующих определённый вид природных ресурсов или явлений, в ряде случаев с их социально-экономической оценкой. Кадастры составляют специально уполномоченные органы Госкомэкологии России для комплексного учёта природных ресурсов на территориях республик, краёв и областей, рациональное их использование, для дифференциации платы за ресурсы и т.д.
Различают земельный, водный, лесной, кадастр недр, животного мира, медико-биологический, промысловый и др.
Земельный кадастр включает данные регистрации землепользователей, учёта количества и качества земель, бонитировки (качественной оценки земель).
Водный кадастр — это свод систематизированных данных о водных объектах, водных ресурсах, режиме, качестве и использовании вод, о водопользователях. Он включает три раздела:
1) поверхностные воды;
2) подземные воды;
3) использование вод.
Источником сведений для составления и пополнения водного кадастра служит сеть наблюдательных гидрологических постов и режимных станций. Полученные данные обрабатывают с помощью специальной автоматизированной информационной системы и доводят до потребителя.
Лесной кадастр — свод данных о лесах, степени их вовлечения в эксплуатацию, качественном составе, запасах древесины, ежегодного её прироста и т.д. С помощью кадастра оценивают эколого-экономическое значение лесов, решают вопросы охраны лесных ресурсов, другие практические вопросы. Аналогичные или близкие к ним функции выполняют кадастры и других природных ресурсов.
В последнее время в связи с обострением экологической ситуации возникла необходимость учёта размещения отходов по составу и степени токсичности, а также регистрации загрязнителей окружающей среды. Объектом регистрации служат все опасные и потенциально опасные вещества независимо от их происхождения, как производимые на территории России, так и ввозимые из-за рубежа.
ОСОБО ОХРАНЯЕМЫЕ ПРИРОДНЫЕ ТЕРРИТОРИЯ
ООПТ – особо охраняемые природные территории (1995 г.):
1) государственные природные заповедники (95 штук) – территории, полностью изъятые из хозяйственной деятельности;
2) биосферные заповедники (в мире их 300, в нашей стране -11), где согласно ЮНЕСКО и ВМО ведутся наблюдения за биосферными процессами;
3) национальные парки (в нашей стране их 33) – они несут экологическую научную и рекреационную функцию.
Заказники (1600 ± ) – территории, которые закрываются на определенный срок для восстановления природных комплексов.
Памятники природы (8000) – наукотворные уникальные природные объекты, имеющие культурную и научную ценность (вековые деревья, пещеры, водопады, скалы).
Дендрарии и ботанические сады – коллекции деревьев и растений, собранные для культурно просветительских целей.
ЛИЦЕНЗИЯ, ДОГОВОР И ЛИМИТЫ
НА ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ
Лицензия (разрешение) на комплексное природопользование — документ, удостоверяющий право его владельца на использование в фиксированный период времени природного ресурса, а также на размещение отходов, выбросы и сбросы.
Лицензия на комплексное природопользование включает:
1) перечень используемых природных ресурсов, лимиты и нормативы их расхода и изъятия;
2) нормативные платы на охрану и воспроизводство природных ресурсов;
3) перечень, нормативы и лимиты выбросов (сбросов) загрязняющих веществ и размещение отходов;
4) нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ и размещение отходов;
5) экологические требования и ограничения, при которых допускается хозяйственная или иная деятельность.
Лицензия на комплексное природопользование выдаётся органами Минприроды России сроком на 1 год, но в ряде случаев право пользования ею может быть досрочно прекращено, если возникает угроза экологической безопасности населения. Лицензия имеет существенное значение не только как средство защиты окружающей природной среды, но и как один из способов регулирования природопользования.
Принципы неистощимости природных ресурсов и охраны природной среды могут быть соблюдены лишь при комплексном использовании, т.е. в тех случаях когда использование одного ресурса не оказывает вредного воздействия на другие ресурсы. Поэтому, получив лицензию и пройдя соответствующую экспертизу на предполагаемую деятельность, природопользователь должен заключить договор о комплексном природопользовании.
Договор предусматривает условия и порядок использования природных ресурсов, права и обязанности природопользователя, размеры платежей за пользование природными ресурсами, ответственность сторон и возмещение вреда.
Составной частью экологического механизма охраны окружающей природной среды является также лимитирование природопользования.
Лимиты на природопользование — предельные объемы природных ресурсов, выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, размещения отходов производства, которые устанавливаются для предприятий-природопользователей на определённый срок.
В России действует принцип « загрязнитель платит». За сверхнормативное потребление природных ресурсов предусматривается дополнительная плата. Таким образом, лимиты, как система экологических ограничений, экономическим путём побуждает природопользователя к бережному отношению к природной среде, сокращению отходов, уменьшению выбросов (сбросов) загрязняющих веществ, переход к малоотходным и ресурсосберегающим технологиям. Поэтому лимиты, лицензии и договоры выполняют не только экономические, но и природоохранительные функции.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ФОНДЫ
Для реализации различных природоохранных задач, восстановления потерь в природной среде, компенсации вреда здоровью граждан, строительства очистных сооружений, материального обеспечения эколого-просветительного направления и т.д. создана единая система внебюджетных государственных экологических фондов. Фонды функционируют за счёт отчислений предприятий в виде платы за выбросы (сбросы) загрязняющих веществ, реализации конфискованных орудий охоты и рыболовства и других источников. Большая часть средств экологических фондов идёт на реализацию природоохранительных мероприятий.
Экологические фонды также способствуют развитию таких прогрессивных механизмов финансирования природоохранной деятельности как:
1) вложение средств в формирование начального капитала предприятий, создаваемых для производства продукции природоохранного назначения;
2) выдачу гарантий коммерческим банкам по ссудам и кредитам предприятиям на реализацию природоохранных проектов.
Таким образом, в современных условиях экологические фонды становятся важным элементом поддержки инвестиций в охрану окружающей среды.
|