Пиши Дома Нужные Работы

Обратная связь

И «индивидуальный» язык (язык)

 

Естественный человеческий язык – чрезвычайно сложное явление. Он реализуется в виде конкретных этнических языков. Любой язык имеет в своей основе языковую систему – инвентарь и грамматику. Чаще всего все эти явления называются одним словом – язык. Только в контексте можно понять, о какой реальности языка идет речь. Необходимо разграничивать следующие понятия:

- естественный человеческий язык, язык «вообще», инвариант (общее). В некоторых случаях мы будем обозначать это понятие графической формой ЯЗЫК, чтобы каждый раз не употреблять сложную дескрипцию «естественный человеческий язык».

- конкретные этнические (национальные) языки, варианты человеческого языка «вообще» (отдельное), конкретный социокультурный феномен. (Графически обозначим как Язык).

- язык конкретного индивида, индивидуальная языковая система, языковая способность, (единичное), индивидуальный язык.

- языковые системы конкретных языков (ЯС).

Все это разные научные объекты, или разные предметы общего языкознания. Так, история ЯЗЫКА, история Языка (например, русского) и история русского языка (как системы) – это разные «истории».

Каждая лингвистическая концепция уделяет преимущественное внимание тому или иному аспекту речеязыковых явлений. Например,

- компаративистов интересовали исторические изменения, происходившие в языковых системах (лексике и грамматике) разных языков;

- структуралистов – устройство языковой системы отдельного языка и языков;

- языковую семантику интересует соотнесенность элементов языковой системы с предметным миром;

- психолингвистика занимается проблемами языковой/речевой способности и закономерностями порождения речевых произведений;



- социальный мир, который окружает носителя данного языка и взаимодействие носителя языка с другими членами социума и представителями других социумов – предмет социолингвистики. Социолингвистику (макросоциолингвистику) интересует Язык как социокультурный феномен, исторические условия бытования, социальная и территориальная дифференциация, формы существования, а микросоциолингвистика занимается изучением социального контекста речи.

Изучение соотношения системы языка и когниции, проблемы языкового знания, его усвоения и использования исследуются когнитивной лингвистикой. Проблемы категоризации мира соотношения когнитивной и языковой картин мира получили в последние десятилетия широкое освещение. Исследование же когнитивного процесса в коммуникативной деятельности людей – актуальнейшая задача гуманитарных наук. Она требует не только разработки теоретических основ речеязыковой и когнитивной деятельности, но и проведения экспериментальных исследований (в рамках бионейрокомпьютерной лингвистики).

К числу основных задач современной лингвистики можно отнести: исследование связи речеязыкового процесса с когнитивными процессами, закономерностей употребления речеязыковых произведений в ситуативно-коммуникативном и социокультурном контексте, анализ дискурсов различных жанров, выявление закономерностей формирования речеязыкового механизма индивида и др.

 

Знаковая природа языка

 

Знаковый характер естественного человеческого языка составляет одну из его универсальных черт и основных особенностей. ЯЗЫК – одна из многочисленных знаковых систем. Знаки и образуемые ими знаковые системы изучает семиотика. Семиотика (от греч. semeion – ‘знак’ ) исследует природу знаков, знаковые ситуации, виды знаков, операции над знаками. Семиотика – наука о знаковых системах и знаковых процессах передачи информации в природе и в обществе. Семиотика изучает знаковые системы кино, театра, литературы, живописи, музыки, запахов, пищи, поз, жестов и т.д.

В развитие этой науки, основы которой были заложены еще представителями античной и средневековой философской мысли, внесли большой вклад Чарльз Пирс (1839 – 1914), Чарльз Моррис (1901 – 1979), Фердинанд де Соссюр (1857 – 1913), Луи Ельмслев (1899 –1965), Роман Осипович Якобсон (1896 – 1982), Ролан Барт (1915-1980), Юрий Сергеевич Степанов и др. Основателем общей семиотики признают американского ученого Чарльза Пирса, а основателем лингвосемиотики – швейцарского ученого Фердинанда де Соссюра.

В общей семиотике существуют разные направления, изучающие различные знаковые системы: биосемиотика, этносемиотика, лингвосемиотика.

Биосемиотика занимается исследованием систем сигнализации в животном мире (танцы пчел, сигналы дельфинов, брачные танцы животных и др.)

Этносемиотика, наряду с этнологией, культурной антропологией, социальной антропологией изучает знаковые системы, связанные с бытом, культурой народов (семиотическое поведение людей в обществе, знаковая роль различных обрядов, знаковая символика одежды, игр, танцев и т.д.) Например, этнология изучает позы как положения человеческого тела, типичные для данной культуры. Чувства, переживания, верования людей проявляются в особых формах (позах, жестах, манерах). Эти формы двойственны. Они являются одновременно и частью самого переживания и отчужденной частью, ставшей чисто традиционной. Отчужденная часть – это принятые в данной культуре модели (паттерны) (Э.Холл).

Лингвосемиотика изучает естественный язык с точки зрения его знаковой природы и выполняемых функций.

Семиотика искусства изучает характер знаков и знаковых систем, используемых в различных видах искусства (театр, балет, кино, художественная литература, живопись, архитектура и др.), изучает специфику «языка» того или иного вида искусства.

Знак в современной семиотике понимается как всякий преднамеренно воспроизводимый материальный факт, предназначенный служить средством передачи информации, находящейся вне этого факта.

Знак – материально, чувственно воспринимаемый предмет (явление, действие), служащий для обозначения другого предмета, свойства или отношения, переработки и передачи информации (знаний) [СЭС 2000]

С развитием человечества возрастает степень семиотичности (символичности) окружающего его мира. Возникновение таких мощных каналов порождения знаковости, как телевидение, интернет, резко увеличило масштабы этих процессов. Человек все больше окружат себя виртуальным миром, носящим принципиально знаковый характер.

В человеческой деятельности используютсятри основных типа знаков:

- знаки естественного языка – языковые знаки,

- знаки искусственно созданных языков – конвенциональные системы знаков

- и естественные знаки.

Знаковая система языка создана не конвенционально, по условию, по соглашению, а сформировалась в результате длительной эволюции человека в процессе деятельности и общения, став социальной и биологической необходимостью человека как разумного члена общества.

Конвенциональные системы знаков, т.е. системы, образованные по соглашению. Они несут определенную социальную информацию (сигнализация, формальные языки разных наук, письменность и др.)

Естественные знаки – это предметы, явления, находящиеся в интерпретируемой человеком причинно-следственной связи, пространственно-временной и иной связи с другим предметом или явлением. Естественные знаки не создаются специально с целью информирования, они не несут постоянной, закрепленной за ними социальной информации. Вне наблюдения человека – это объективно совершающиеся процессы и явления. Человек интерпретирует то или иное явление так, что одно явление (признак, действие) служит знаком или сигналом другого, например, пожелтевшие листья на деревьях – признак (знак) осени, темные тучи на небе – знак приближающейся грозы.

Следует различать знаки языковые и неязыковые.

К неязыковым знакам относят:

- знаки-копии – воспроизведение чего-либо, обладающее большим или меньшим сходством с обозначаемым (напр., фотография);

- знаки-признаки – знаки, связанные с обозначаемым предметом как действие, состояние со своей причиной (например, симптомы болезни);

- знаки-сигналы – физические процессы или явления, несущие информацию о каком-либо событии, состоянии объекта и режиме его работы, либо передающие команды управления, оповещения и т.д.;

- знаки-символы – знаки, которые в силу заключенного в нем наглядного образа используются для выражения отвлеченного содержания (например, весы – символ правосудия)

Языковой знак – это любая единица языка(морфема, слово, словосочетание, предложение), которая служит для обозначения предметов или явлений действительности или идеальных сущностей и др.

Основой знак языка – слово. Слово именует реалии – элементы человеческого опыта, познанный человеком мир. Реалии – это физические объекты, одушевленные существа, люди, признаки предметов, отношения между предметами, события, факты, состояния дел, ситуации и т.д.

Отношение между знаком, понятием и реалией представляют в виде семантического (семиотического) треугольника (треугольника Огдена, Ричардса):

 

Понятие (сигнификат)

Сигнификация

 

- - - - - - - - - - - - - - - -

Реалия Знак

(денотат) Денотация

 

В настоящее время предложено много других схем, более сложных и точнее отражающих суть семиозиса. Однако в приведенной схеме в виде треугольника отражена основная мысль: реалия, прежде чем получить какую-либо знаковую репрезентацию (знак), должна быть обработана сознанием (понятие).

В сознании носителей языка образ «тела» знака, связан ассоциативной связью с содержанием этого знака. Для языковых знаков телом знака, «знаконосителем» является тот или иной акустический (или графический) комплекс: книга, [кн’игъ]. «Акустический образ слова» книга ассоциируется в сознании всех носителей русского языка с соответствующим этому слову содержанием. Знак хранится в памяти носителей языка.

Соссюр схематически представлял знак следующим образом [Соссюр 1977, с.99]:

  Понятие     Акустический образ

 

 


 

Если отвлечься от того, что «творится» в нашем сознании, то можно просто сказать, что у слова книга как языкового знака есть две стороны – означающее (план выражения знака, экспонент) и означаемое (план содержания, значение знака, десигнат, сигнификант), которые составляют относительно устойчивое единство.

Экспонент знака (звуковая или графическая форма знака) замещает, репрезентирует, обозначает десигнат (содержание знака)

В плане содержания знака (десигнате) принято выделять два основных компонента – денотат и сигнификат. Денотат – это обозначаемый знаком класс предметов, свойств, отношений реальной или вымышленной действительности. Он соответствует объему понятия (экстенсионалу) – совокупности предметов внешнего мира, которые могут именоваться данным знаком. Сигнификат – часть признаков обозначаемого класса предметов, которые отобраны для обозначения носителями языка. Термин «сигнификат» восходит к средневековой логике и соответствует приблизительно «содержанию понятия» – интенсионалу.

Значение, или содержательная сторона знака, может быть не только предметным (денотация, экстенсия), смысловым (сигнификация, интенсия), но и экспрессивным (коннотация). Коннотативное (сопутствующее) значение – совокупность атрибутов, характеристик, оценок, чувств, субъективных представлений, связанная с данным словом (например, друг – положительная оценка, враг – отрицательная оценка)

Важным свойством языковых знаков является изменчивость во времени в силу изменения социальных условий. Потребность в изменениях плана содержания знаков обусловливается стремлением к адекватной передаче познаваемого мира, а для плана выражения – стремлением к экономной и вместе с тем достаточно надежно различающей единице плана выражения. Изменения языковых знаков носят стихийный характер, что подчеркивает естественную природу человеческого языка как системы знаков. Способность к самоналадке, приспособлению к новым условиям – чрезвычайно важное свойство языка как знаковой системы. Именно благодаря этой способности язык является наиболее универсальной из всех известных нам знаковых систем.

Сергей Осипович Карцевский (1884 – 1955) назвал способность одного означаемого соотноситься с несколькими означающими (синонимия), а одного означающего – с рядом означаемых (полисемия, омонимия), асимметричностью. Означающее и означаемое относительно свободны друг относительно друга. Их границы не совпадают во всех точках: один и тот же экспонент имеет несколько десигнатов, и один десигнат выражается несколькими экспонентами.

Асимметрия (сдвиг, непараллельность, неконгруэнтность) двух сторон знака – универсальное свойство языковых систем, она является движущей силой развития языка.

На знаковую природу языка обратили внимание мыслители еще в античности. Аристотель отмечал, что, звукосочетания – знаки представлений в душе. В античной традиции ставили вопрос о природе имени. Существовало два подхода: фузей и тезей. Согласно фузей, у всего существующего есть правильное имя, врожденное от природы. А согласно тезей, имя дается вещи людьми, оно не предопределено природой вещи.

Согласно Дж. Локку (XVII в. «Опыт о человеческом разуме»), знаками ум пользуется для понимания вещей и для передачи своего знания другим. В главе «О словах» Локк отмечал, что слова представляют собой обозначения вещей, данных нам в ощущениях и представленных в мозгу как идеи. Слова – символы наших идей. Они вовсе не отражают естественные связи между специфическими звуками и определенными идеями. Ибо тогда был бы один язык для всех. Слова – произвольно выбранные обозначения идей.

Локк стал предтечей Соссюра. Он ввел в научный оборот термин «знак». Локк подчеркнул, что это орудие человека дает ему возможность развиться в особое высшее существо на Земле, ибо животные не обладают способностью к абстракции и созданию общих идей, т.к. они не используют слова и другие обобщающие знаки.

Ф.де Соссюр (1857-1913) считал, что семиология, наука, изучающая жизнь знаков внутри общества, является частью социальной психологии, а последняя есть часть общей психологии. Язык – социальный продукт, совокупность необходимых условностей, принятых коллективом.

Знак, по Соссюру, – это двусторонняя психическая сущность, комбинация понятия и акустического образа. Языковой знак связывает не вещь и ее название, а понятие и акустический образ. Чувственная сторона знака предполагает знак как целое. Слово может быть знаком постольку, поскольку в него включено понятие. Обе стороны знака психичны и связываются в нашем мозгу ассоциативной связью. Акустический образ – не материальное звучание, а психический отпечаток звучания, представление о нем. Язык – система знаков, в которой единственно существенным является соединение смысла и акустического образа. Соссюр предлагает заменить термины понятие и акустический образ соответственно на означаемое и означающее.

Принципы лингвистического знака, по Соссюру: произвольность, линейность означающего. Соссюр считает, что связь двух сторон знака произвольна. Понятие «сестра» не связано никаким внутренним отношением с последовательностью данных звуков. Данное понятие в других языках выражается другой последовательностью звуков. Означающее не мотивировано, произвольно по отношению к означаемому. Знак произволен, он не знает другого закона, кроме традиции. И в то же время знак произволен, потому что он опирается на традицию [Соссюр 1977, с. 107].

Второе свойство знака – это линейность означающего. Означающее развертывается во времени, оно характеризуется протяженностью, и эта протяженность – линия [там же, с. 107]. Если бы Соссюр понимал означающее как звук, это можно было бы принять. Но Соссюр считал означающим акустический образ, который не может быть линейным.

Родоначальник семиотики – Чарльз Сандерс Пирс (1839-1914), американский философ, психолог, логик. По Пирсу, мышление, познание, сознание возможны только с помощью знаков. У нас нет возможности мыслить без знаков». Любое мышление должно необходимым образом быть в знаках».

Знак, по Пирсу – нечто замещающее для кого-то что-либо в некотором отношении или качестве. Знаком является все то, по с чему можно судить о чем-либо другом. Согласно Пирсу, природа и характер знака должны определяться в их непосредственном отношении к пользователю, в роли которого выступает разум, способный к научению через опыт.

Пирс выделяет знаковые отношения и знаковый процесс. Поскольку познание – процесс, а процесс этот осуществляется в знаках, то и сами знаки должны рассматриваться в процессуальных характеристиках. Обычно мысли транслируются в социуме в знаковой форме.

Знаковые отношения представляют отношение между: а) вещью, выступающей как знак; б) чем-то, другим, репрезентируемым знаком (объектом); в) интерпретацией знака какой-либо мыслью, для которой он является знаком. Знак, по Пирсу, есть некоторое А, обозначающее некоторый факт или объект В для некоторой интерпретирующей мысли С. Нечто не есть знак, пока оно не используется в качестве такового, т.е. пока оно не интерпретируется мышлением и не адресуется некоему сознанию.

Знак обращен к кому-то, т.е. порождает в сознании этого лица эквивалентный знак или более развитый. Это интерпретант первого знака. Знак стоит вместо чего-то иного, вместо объекта. Но он стоит вместо объекта не в любом отношении, а в отношении к некоторой идее. Интерпретант первого знака – второй знак, который порождается первым знаком.

Составляющие знака, по Пирсу, репрезентамен и интерпретант. Знак есть сущность, характеризующаяся связью между объектом, репрезентаменом и интерпретантом. Интерпретант – предрасположенность реагировать определенным образом под воздействием знака.

По признаку отношения знака к объекту Пирс выделяет три типа знаков: иконические знаки, индексы и символы.

Знаком определенной вещи может служить другой предмет в силу своего сходства с нею. Именно поэтому знак может представлять обозначаемую вещь. Знак, как отмечает Пирс, может служить знаком просто потому, что ему случилось быть похожим на свой объект. Этот тип знаков Пирс называет иконическими знаками (icon), знаки, связанные с объектом отношением подобия или сходства. Знаки, в которых экспонент хотя бы частично воспроизводит денотат, принято называть знаками-изображениями.Примером такого знака может быть муляж кренделя над входом в булочную. Иконический знак изображает предмет, отражает естественное сходство знака и объекта. Иконический знак – это как бы модель обозначаемого объекта. Иконический знак не только обозначает свой объект, но и непосредственно отражает его. Согласно Пирсу, строго говоря, иконический знак перестает быть только знаком. Он становится образом.

Знак-указатель (индекс), например, такой, как стрелка, характеризуется определенной связью между экспонентом и денотатом, но связь эта очень схематична. Индекс указывает на предмет. Индексальные знаки не характеризуют денотат. В каждый момент индексальный знак означает то, на что указывает. Среди языковых знаков индексальными знаками являются указательные местоимения и наречия (здесь, сейчас, это и др.), слова с дейктической функцией. Индексы иногда называют шифтерами, подвижными определителями, значение которых не поддается определению без ссылки на сообщение, на конкретную ситуацию общения. Семиотическая роль этих знаков в том, что они позволяют осуществить переход от системы языка к реальной ситуации общения, создать относительно экономную знаковую систему.

Подлинным знаком Пирс считал символы (symbol). Символ не имеет с обозначаемым ничего общего. Символ выполняет свою знаковую функция независимо от какого-либо сходства со своим объектом или от фактической связи с ним. В отличие от знаков-индексов и иконических знаков знаки-символы характеризуются полной условностью связи между денотатом и экспонентом. Например, нельзя установить связь между зеленым светом светофора и содержанием «можно идти», между звучанием слов ветер, волна, небо, луна и др. и теми реалиями, которые этими словами обозначаются.

Символ является знаком только потому, что он интерпретируется как репрезентамен, т.е. как представитель обозначаемого. Связь между символом и объектом совершенно условная. Никакие изначально присущие объекту свойства не предполагают этой связи, поэтому важнейшим условием функционирования символа как знака является интерпретирующая мысль (интерпретант). Если исключить символ из отношения интерпретации, то он потеряет свои знаковые свойства.

Когда говорят, что знаки естественного языка большей частью относятся к символам, то надо иметь в виду, что слово символ используется в этом контексте в одном из своих значений (во втором из приведенных ниже). Символ – это:

1. предмет, действие и т.д., служащие условными обозначениями какого-либо образа, значения;

2. то же, что знак;

3. определенно, социально зафиксированное и передающееся от поколения к поколению содержательное значение вещи, предмета, события (флаг, обручальное кольцо, крест и др.);

4. любой знак, вызывающий одинаковую социальную реакцию, важное средство социального взаимодействия; функции символов выполняют не только вещи, событии, но и вербальные выражения (прецедентные выражения) и формы поведения;

5.действия, слова, представления и мечты, в которых проявляется бессознательное;

6.опознавательный знак у членов определенных общественных групп, тайного общества;

7. образ, обладающий многозначностью содержания, замешающий ряд представлений [CЭC 2000]

Различие между иконическими, индексальными и символическими знаками не абсолютное. Языковые знаки часто совмещают в себе элементы иконичности, индексальности и символичности. Так, в языке наблюдается иконическая символизация в случае использования глаголов в выражении: Пришел, увидел, победил. Последовательность форм соответствует реальной последовательности событий.

Ч.Моррису (1901 – 1979) принадлежит идея о выделении в семиотике трех разделов («измерений»):

- семантики, изучающей отношение знаков к обозначаемым предметам и явлениям;

- синтактики, изучающей отношения знаков друг к другу;

- прагматики, изучающей отношение использующих знаки к знакам.

Немецкий логик и математик Г.Фреге (1848 – 1925), один из основателей математической логики и семиотики, пытался вскрыть единые логические и семиотические основания знаковых систем естественного и формальных языков, прежде всего, математики и логики. Фреге различал:

- имя (знак),

- значение (соответствует называемому именем предмету)

- и смысл знака. Под смыслом имени Фреге понимал способ представления обозначаемого данным знаком предмета. Например, Утренняя звезда и Вечерняя звезда оба выражения имеют одно и то же значение, обозначают планету Венера, но эти два выражения имеют различные смыслы.

Согласно Фреге, знаку (имени) соответствует определенный смысл, смыслу соответствует определенное значение.

Обозначение вещи некоторым знаком не дает нам знания о самой этой вещи. Однако сложные имена, имеющие строение, отражающие наш подход и способ обозначения предмета, мотивирующие наименования, несут определенное действительное знание о предмете.

Теория смыслов Фреге позволяет объяснить природу «пустых имен», т.е. таких наименований, которые понятны, но не обозначают реально существующих предметов, например, наиболее удаленное от Земли небесное тело, ведьма и т.п. Такие имена имеют смысл, но лишены значения. К таким именам Фреге относит имена персонажей художественных произведений (ср. Дон Кихот, Евгений Онегин и т.п.) Подобные имена есть и в науке: флогистон, эфир и др.

Теория Фреге дает возможность подвергнуть семиотическому анализу такие названия, которые искажают действительное отношение смысла и значения, т.е. выражают заблуждение или намеренную ложь. Такие имена есть в политическом словаре любого языка. Авторы, вводящие такие имена, либо недостаточно представляют себе значение (предмет), либо имеют целью намеренно ограничить понимание обозначаемого предмета или лица уровнем вводимого данным именем смысла, т.е. представлять действительный предмет или лицо так, как они заданы в смысле имени (враг народа, великий зодчий коммунизма, полководец всех времен и народов, корифей науки, отец народов и др.

Согласно Э.Бенвенисту (1902 - 1977). язык обладает свойством двойного означивания, сочетает в себе два разных способа означивания: семиотический и семантический.

Семиотический способ означивания придает знаку статус целостной единицы. Чтобы опознать знак, здесь достаточно решить вопрос о его существовании. Например, дерево – знак, а * мерево – не знак; песня - *пасня; мыть - *дыть; желтый _ *волтый; на - * са и др. Знак существует в том случае, если опознается как означивающее всеми членами данного языкового коллектива и если у каждого вызывает, в общем, одинаковые ассоциации и одинаковые противопоставления.

Под семантическим означиванием понимается означивание, порождаемое речью. Сообщение не сводится к простой последовательности единиц, которые допускали бы идентификацию каждая в отдельности. Смысл не появляется в результате сложения знаков. Смысл реализуется как целое и разделяется на отдельные «знаки», какими являются, например, слова.

Оба способа предъявляют к своим единицам различные критерии идентификации. В семиотическом способе означивания языковые единицы должны быть узнаны, а при семантическом означивании языковые произведения должны быть поняты.

Знаки первичного означивания – номинативные знаки. Знаки вторичного означивания – коммуникативные знаки. Первичное означивание – это старый опыт, а вторичное означивание – это новый опыт. Задача говорения заключается в том, чтобы согласовать новую реальность с известной. Новая реальность представляется с помощью фиксированных образов. Говорение есть сочетание языка с новой реальностью.

Специфика языковой знаковой системы по сравнению с другими знаковыми системами, функционирующими в человеческом обществе, заключается в следующем.

1. Знаковая система естественного языка не создана искусственно, а сформировалась объективно (независимо от воли людей) в результате длительной эволюции. Она возникла естественным путем. Языковая знаковая система является биологической и социальной необходимостью становления человека. Другие знаковые системы создаются в результате разового соглашения, имеют искусственный характер.

2. Языковая знаковая система – универсальное средство формирования (создания), хранения и передачи мыслительного содержания. Она применяется в различных сферах. У других знаковых систем сфера употребления ограничена, они предназначены для передачи ограниченной информации.

3. Знаковая система языка первична по отношению к другим знаковым системам. Как отмечает Э. Бенвенист, язык служит семиотической матрицей, на которой можно вторично построить неограниченное множество знаковых систем – субститутов.

4. Естественный язык есть интерпретант всех семиотических систем. Любой знак любой системы может быть «пересказан» средствами языка. Естественный язык – посредник между всеми семиотическими системами.

5. Языковая знаковая система используется творчески в речи. В речи постоянно возникает что-то новое. Знаковая система языка развивается в процессе функционирования, развивает вариативность форм и значений.

6. Языковая знаковая система обладает неограниченной семантической мощностью. Она экономна за счет членимости. Универсальное свойство языковой системы заключается в том, что для выражения каждой ситуации не требуется особый нечленимый знак. Семиотическая система, в которой каждому сообщению соответствует сигнал, является элементарной семиотической системой. В такой системе за каждым передаваемым сообщением закреплено одно неразложимое выражение. Так, междометие ах, нельзя разложить на составляющие элементы, в отличие, например, от высказывания Как хорошо! Неразложимые знаки встречаются в нелингвистических системах. В системе языка междометия и другие неразложимые знаки составляют незначительную часть языкового материала и находятся на периферии языковой системы.

Язык устроен таким образом, чтобы с помощью конечного числа элементов передать бесконечное множество сообщений. Язык имеет в своем инвентаре в принципе конечное число воспроизводимых элементарных знаков типа морфем и слов и ограниченное число способов конструирования бесчисленного множества новых, неповторимых сложных знаковых образований типа словосочетаний, предложений, текстов.

7. Как конкретно-историческое явление и порождение ряда эпох и поколений, язык сохраняет избыточные черты, противоречивые образования. Язык не подчиняется сознательной регулировке. Другие знаковые системы создаются сознательным актом воли, имеют логический характер, в них можно вносить изменения.

Функции языка

 

Функции естественного человеческого языка – это назначение, роль в человеческом обществе. Представление о функциях языка меняется исторически в соответствии с изменением взглядов на природу языка, на его соотношение с бытием, сознанием:

- первоначально язык рассматривался как средство обозначения вещей;

- затем, как средство выражения и передачи универсальной мысли;

- как средство образования идей;

- как средство членения и восприятия бытия, причем у каждого народа – свое [Зубкова 2003, с.19].

В настоящее время все ученые единодушны в признании полифункциональности языка, но единства в вопросе о том, какие же функции выделять. Под функциями языка понимаются все виды функционирования языковых явлений.

Понимая функцию как целевое назначение объекта, используемого субъектом, многие исследователи, различают:

- функции языка как общественного явления;

- функции языка как системы знаков;

- частные функции в конкретных ситуациях общения.

Мы будем исходить из того, что функции национально (этнического) языка (Языка) или его вариантов (диалектов, социолектов и др.) и функции знаков языковой системы – это разнопорядковые явления. Так, для любого этнического языка важными функциями являются:

- этническая, заключающаяся в формировании этнического самосознания,

- национально-культурная (аккумулятивная, фиксирование и передача культурного опыта).

Речь может идти о функционировании того или иного этнического языка как средства международного, межэтнического общения, о выполнении языком функции государственного языка, о функционировании языков в различных сферах человеческой деятельности – научной, бытовой и т.д., а также в частных ситуациях общения – в ситуации обращения, просьбы, обещания и др.

Исследование сущности естественного человеческого языка невозможно без рассмотрения его функций, потому что именно в функционировании проявляется природа такого сложного явления, как человеческий язык. Функции человеческого языка – это базовые, сущностные универсальные функции, присущие любому этническому языку.

Язык – необходимое условие формирования и развития человеческого общества и самого человека, поэтому Эдвард Сепир (1884 – 1939) назвал в качестве основной функции языка – креативную функцию.

К базовым функциям человеческого языка и конкретных этнических языков обычно относят функции:

- коммуникативную (быть средством общения, обмена информацией),

- мыслительную (служить средством формирования и выражения мысли, деятельности сознания);

- экспрессивную (выражать чувства, эмоции).

Базовые функции находят свое проявление в частных функциях.

Основное назначение человеческого языка как коммуникативного средства – передача информации в пространстве и во времени. Люди общаются, взаимодействуют во всех видах деятельности – практической, познавательной, духовной. Коммуникация – это социальный процесс. Она служит формированию общества, выполняет связующую функцию. Коммуникативная деятельность – важнейший аспект социального поведения человека. В коммуникации осуществляется социализация, овладение опытом, языком. Благодаря языку осуществляется преемственность человеческой культуры, происходит накопление и усвоение опыта, выработанного предшествующими поколениями.

Конкретные проявления коммуникативной функции – частные функции. К числу частных функций языка относятся следующие функции:

- фатическая (контактоустанавливающая),

- апеллятивная (обращения),

- волюнтативная (выражение воли),

- директивная (функция воздействия),

- суггестивная (воздействие на психику другого человека),

- регулятивная (создание, поддержание и регулирование отношений в человеческом микроколлективе),

- интерактивная (использование языковых средств при языковом взаимодействии коммуникантов с целью воздействия друг на друга);

- магическая (заклинательная), использование языковых средств в практике шаманов, экстрасенсов и т.п.

Можно выделить и другие частные коммуникативные функции.

Мыслительная функция языка связана с формированием, выражением и передачей мыслительного содержания. Язык – не просто форма, оболочка для мысли, но и способ мышления человека.

Познавательная (когнитивная) функция заключается в использовании языковых выражений для обработки и хранения знаний в памяти индивида и общества, для формирования картины мира.

У языка есть интерпретативная (толковательная) функция, которая заключается в раскрытии глубинного смысла воспринятых языковых высказываний (текстов).

Выделяют также эстетическую (поэтическую) функцию, которая реализуется в основном в художественном творчестве, при создании художественных произведений.

Метаязыковая (метаречевая) функция заключается в передаче сообщений о фактах языка и речевых актах на нем.

Кроме названных выше функций языка можно выделить функции языковых единиц как компонентов языковой системы. Так, основной функцией слова является номинативная функция, функция именования объектов предметного и духовного мира. С когнитивной функцией связаны обобщающая, классифицирующая функции номинативных единиц.

А.А.Леонтьев разграничивает функции языка и функции речи.

К функциям языка автором относятся следующие функции, которые можно обнаружить при анализе любого вербального произведения:

- регулятивная (коммуникативная), всякая коммуникация может рассматриваться как попытка регулировать поведение окружающих. Выделяются три варианта регулятивной функции: индивидуально-регулятивная, коллективно-регулятивная и саморегулятивная.

- познавательная, имеющая два аспекта – индивидуальный (средство овладения общественно-историческим опытом и социальный (построение, накопление и организация общественно-исторического опыта человечества);

- национально-культурная функция, язык фиксирует реалии специфичные для данной культуры.

К функциям речи, согласно А.А.Леонтьеву относятся:

- магическая функция;

- диакритическая, связанная с сокращением, сжатием сообщения в определенной коммуникативной ситуации;

- эмоциональная и эстетическая функция. Эмоциональное и эстетическое переживания вызываются у адресата не на уровне словаря, а за счет комбинации этих средств в речевом произведении.

 

3. ИЗ ИСТОРИИ ЯЗЫКОЗНАНИЯ

 

Общелингвистические проблемы осознаются постепенно. Центры интереса лингвистической мысли меняются.

Лингвистика, как и любая другая наука, стоит на фундаменте, заложенном в далеком прошлом. В истории лингвистики можно найти примеры верных догадок о языке, заложивших основы современной лингвистики.






ТОП 5 статей:
Экономическая сущность инвестиций - Экономическая сущность инвестиций – долгосрочные вложения экономических ресурсов сроком более 1 года для получения прибыли путем...
Тема: Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ - На основании изучения ФЗ № 135, дайте максимально короткое определение следующих понятий с указанием статей и пунктов закона...
Сущность, функции и виды управления в телекоммуникациях - Цели достигаются с помощью различных принципов, функций и методов социально-экономического менеджмента...
Схема построения базисных индексов - Индекс (лат. INDEX – указатель, показатель) - относительная величина, показывающая, во сколько раз уровень изучаемого явления...
Тема 11. Международное космическое право - Правовой режим космического пространства и небесных тел. Принципы деятельности государств по исследованию...



©2015- 2024 pdnr.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.