РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В IX–XVII веках УДК 94
ББК 63
Государственное бюджетное образовательное учреждение Высшего профессионального образования
«Ярославская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации
КАФЕДРА ИСТОРИИ И ФИЛОСОФИИ
Н.Т.Ерегина, Ю.В. Красовская, М.С. Чудакова РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В IX-XVII ВЕКАХ
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ К СЕМИНАРСКИМ ЗАНЯТИЯМ ПО ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВА ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ЛЕЧЕБНОГО, ПЕДИАТРИЧЕСКОГО, СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО, ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТОВ
Ярославль, 2013
Авторы-составители:
Ерегина Н.Т - зав. кафедрой истории и философии, доктор исторических наук, доцент,
Красовская Ю.В. – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии,
Чудакова М.С. – кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии.
Рецензенты:
Г.Н. Канинская - доктор исторических наук, профессор кафедры всеобщей истории Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова;
В.П. Федюк - доктор исторических наук, профессор, зав. кафедрой новейшей истории России, декан исторического факультета Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова
Русское государство в IX-XVII веках: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям по истории Отечества для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов. Ярославль: Изд-во «Аверс плюс», 2013.
Учебное пособие предназначено для студентов медицинского вуза, изучающих Историю Отечества в качестве базовой дисциплины гуманитарного блока наук.
Рекомендовано к изданию:
Методическим советом по гуманитарному образованию (протокол № 1 от 25 ноября 2012 г.)
Центральным координационным методическим советом (протокол № 7 от _18 июня_2013 г.).
© Ярославская государственная медицинская академия
© Ерегина Н.Т., Красовская Ю.В., Чудакова М.С.
ВВЕДЕНИЕ
Дисциплина История Отечества входит в базовую (обязательную) часть цикла гуманитарных, социальных и экономических дисциплин Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Методические рекомендации для студентов по дисциплине «История Отечества» подготовлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом и призваны помочь в подготовке высококвалифицированных специалистов, знающих о последних достижениях мировой науки и техники.
Освоение базовых тем курса Истории Отечества способствует подготовке культурных, духовно богатых людей, знающих и уважающих свое историческое прошлое, профессионально занимающихся творческим умственным трудом, развитием и распространением культуры.
Изучение истории выполняет целый ряд познавательных, интеллектуально развивающих функций. Приобретение знаний по истории Отечества помогает понять ее место в мировом историческом процессе, оценить вклад нашего народа в мировую цивилизацию и мировую культуру.
Дисциплина история Отечества обладает огромным воспитательным воздействием, она формирует гражданские и патриотические качества, воспитывает национальное достоинство.
Задачей преподавания истории Отечества является освоение студентами теоретических знаний и событий исторического развития России во всех его сложностях и противоречиях в соответствии с принципами объективности и исторической правды.
В результате освоения дисциплины история Отечества формируются следующие компетенции:
· способность и готовность получать информацию из различных источников, в том числе с использованием современных компьютерных средств, сетевых технологий, баз данных и знаний (ПК-1);
· способность анализировать социально-значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных наук в различных видах профессиональной и социальной деятельности (ОК-1);
· способность и готовность к анализу мировоззренческих, социально и личностно значимых проблем, к самосовершенствованию (ОК-2);
· способность и готовность к анализу политических событий, к ответственному участию в политической жизни, к овладению основными понятиями и закономерностями мирового исторического процесса, к уважительному и бережному отношению к историческому наследию, к оценке политики государства; знать историческую терминологию (ОК-3);
· способность и готовность анализировать экономические проблемы и общественные процессы (ОК-4);
· способность и готовность к логическому и аргументированному анализу, к публичной речи, ведению дискуссии, к редактированию текстов профессионального содержания, к осуществлению воспитательной и педагогической деятельности, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к толерантности (ОК-5);
· Способность и готовность осуществлять свою деятельность с учетом принятых в обществе моральных и правовых норм, соблюдать законы и нормативные правовые акты по работе с конфиденциальной информацией (ОК-8).
Данные компетенции формируют у студентов необходимые высокообразованному специалисту знания и умения:
• знание современных концепций развития мирового, исторического процесса, возникновения и развития цивилизаций;
• знание общих закономерностей и национальных особенностей становления и эволюции российской государственности;
• знание истории политических институтов общества, развития общественно- политической мысли, взаимоотношения власти и общества;
• знание важнейших событий и явлений, имен исторических деятелей, определивших ход мировой и отечественной истории;
• знание особенностей экономического, социального, политического развития страны;
• знание программ, механизмов, приемов преобразования страны на разных этапах ее развития, имен (фамилий) реформаторов;
• знание истории внешней политики России;
• умение анализировать важнейшие события и явления мировой и отечественной истории на основе научной методологии; владение основами исторического мышления;
• умение обосновывать историческими фактами, особенностями развития страны личную точку зрения на содержание и тенденции развития социально- политических процессов и внешней политики государства, ведения дискуссии по важнейшим политическим, социально-экономическим и культурным вопросам;
• умение выделять и анализировать историко-государственную проблематику в изучаемых курсах использовать ее в профессиональной деятельности;
• владение навыками работы с научно-исторической и публицистической литературой;
• владение навыками использования государственно-правовых документов.
Весь курс истории Отечества разбивается на условные модули, включающие в себя разнообразные формы обучения и контроля.
Содержание лекций носит проблемно-установочный характер, так как модульный принцип преподавания предусматривает активизацию самостоятельной работы студентов. Эта же идея лежит и в основе организации практических занятий.
Для проблемного осмысления исторического материала студенту необходимо обратиться к исследовательской литературе и к источникам.
Семинары проводятся в форме дискуссий, дебатов, мини-конференций, обсуждения представленных презентаций. По завершении конкретного модуля предполагается проведение тестового контроля, дающего возможность проверить уровень усвоения студентами проблемно-теоретического и фактического материала, охваченного данным модулем. Одновременно оценивается степень участия студентов в различных устных формах практических занятий.
За каждый модуль студент набирает определенное количество баллов, которые суммируются в конце семестра и являются своеобразным зачетным рубежом, допуском к зачету, который является итоговой формой контроля по курсу «История Отечества».
В курсе «История Отечества» выделяются 2 модуля:
Модуль 1 – «История России в IX – начале XX вв.»; Модуль 2 – «Россия в советский и постсоветский период»
(см. кафедральное положение о балльно-рейтинговой системе).
РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО В IX–XVII веках
Цель и задачи
Получить представление о месте и роли российской цивилизации в истории человечества, процессе становления и развития государственности у восточных славян. Выделить основные этапы российской истории. Рассмотреть особенности социально-экономического, политического и культурного развития, определить специфику российского феодализма.
Основные понятия
Государство, раннефеодальная монархия, община, бояре, вече, феодальная раздробленность, кормление, вотчина, сословие, опричнина, самодержавие, местничество, крепостное право, Боярская дума, Земский собор, приказ, мануфактура, вассалитет, подданичество, поместье, дворяне
План
1. Начало российской государственности. Киевская Русь.
2. Период феодальной раздробленности. Монголо-татарское иго.
3. Создание Российского централизованного государства.
4. Особенности развития Российского государства в XV – XVI вв.
5. «Смута».
6. Россия после Смуты (XVII в.).
1 вопрос. Начало российской государственности. Киевская Русь.Предпосылки формирования государства восточных славян, образование Древнерусского государства, становление органов государственного управления
Древнерусская народность сформировалась в результате смешения восточных славян, балтийских и финно-угорских племен. Основой древнерусской народности были восточные славяне, которые ассимилировали ближайших соседей. Они занимали территорию от Карпатских гор на западе до средней Оки и Верховьев Дона на востоке, от Невы и Ладожского озера на севере до среднего Поднепровья на юге.
В VI—IX вв. славяне объединялись в племенные союзы, имевшие уже не только родовой, но и территориально-политический характер. Племенные союзы - этап на пути складывания государственности восточных славян. Становление государственности у восточных славян датируется VI–IX вв. Можно выделить следующие основные предпосылки его формирования:
Социально-экономические:
1. Развитие сельского хозяйства, отделение ремесла от земледелия
2. Развитие ремесла, торговли и городов
3. Возникновение экономического и социального неравенства
Политические
4. Потребность родовой знати в защите своих привилегий
5. Наличие элементов государственности
6. Формирование племенных союзов
7. Необходимость защиты от внешней угрозы
Духовные
8. Духовно-религиозная общность, сходство традиций и общественной психологии
Ученые рассматривают влияние на формирование и развитие государства
|