Глава 3. АКУСТИЧЕСКИЕ СИГНАЛЫ ОПРЕДЕЛЕНИЯ
Нас окружают различные звуки. Некоторые из них возникают в результате взаимодействия различных тел, а некоторые в следствие звукового усиления электроакустическими приборами. В связи с этим акустические сигналы разделяют на первичные и вторичные. К первичным относятся: сигналы, создаваемые музыкальными инструментами, пением, речью; шумовые сигналы, создаваемые для сопровождения различных музыкальных и речевых художественных передач (шум поезда, треск кузнечика и т. п.). Ко вторичным акустическим сигналам относятся сигналы, воспроизводимые электроакустическими устройствами, т. е. первичные сигналы, прошедшие по электроакустическим трактам связи и вещания и соответственно видоизмененные по своим параметрам.
ДИНАМИЧЕСКИЙ ДИАПАЗОН.
Уровень акустического сигнала непрерывно изменяется во времени. Интервал таких изменений может быть довольно широким. Вещательные сигналы художественных программ, строго говоря, не могут рассматриваться , как случайные в вероятностном смысле, так как они могут быть хорошо .известными для слушателей и поэтому не нести в себе информацию. Для слушателя эти сигналы служат средством удовлетворения эстетических потребностей, а не получения информации. Однако при расчете каналов связи и вещания эти сигналы считают несущими информацию, соответствующую их объему.
Ниже показана зависимость уровня сигнала от времени, называемая уровнеграммой. Обычно ее дают для уровня, определенного при постоянной времени измерителя, равной или 150—200 мс (субъективная уровнеграмма), или 20—30 мс (объективная уровнеграмма).
Для квазимаксимального уровня это время условились брать равным двум процентам для музыкального сигнала и одному — для речевого, а для квазиминимального — соответственно 98 и 99%. Выбор именно таких значений основан на том, что более краткие пики и резкие минимумы сигнала практически не воспринимаются слухом (для речевого сигнала процент взят меньше, чем для музыкального, так как очень краткие звуки в речи все же несут некоторую информацию).
Разность между квазимаксимальным и квазиминимальным уровнями называют динамическим диапазоном
(3.1)
Динамический диапазон (в децибелах) для разных видов сигналов следующий:
речь диктора..................... 25—35
телефонные разговоры….35—45
небольшие ансамбли........45—55
симфонический оркестр...65—75
Как видим, вещательный динамический диапазон настолько широк, что в большинстве случаев он не может быть передан через тракты вещательных каналов без предварительной обработки, т. е. без сжатия (компрессии) динамического диапазона. Но и речевой информационный сигнал имеет широкий динамический диапазон по отношению к трактам связи и поэтому его приходится предварительно сжимать или же мириться с появлением значительных искажений его в самом тракте передачи.
Обычно единицей измерения динамических диапазонов является децибел, дБ. Диапазон в дБ определяют, как 20 десятичных логарифмов от квадрата максимального размаха (разности уровней) сигнала. Следует помнить, что динамические диапазоны разных акустических сигналов различны.
Так как вещательный динамический диапазон слишком широк, то для передачи через тракты вещательных каналов он должен быть сжат при помощи компрессора - лимитера. В противном случае придется мириться с появлением сильных искажений в тракте передачи.
Уровнеграмма : L – уровень сигнала; t – время;
T-длительность участка сигнала; D – динамический диапазон.
СРЕДНИЙ УРОВЕНЬ.
Средний уровень акустического сигнала может быть определен как средний статистический по интенсивности для длительных интервалов времени, или как средний, измеряемый прибором, имеющим небольшую постоянную времени (объективное среднее), либо по слуховому ощущению (субъективное среднее). Для определения среднего уровня вторичного сигнала необходимо определять средний уровень по ощущению, а для первичных – знать все средние уровни, т.к. сигналы приходят к человеку через аппаратуру систем вещания и связи.
Средний уровень интенсивности акустического сигнала можно определять или по слуховому ощущению (субъективное среднее), или как средний статистический по интенсивности для длительных интервалов времени (среднее длительное), или как средний, измеряемый прибором, имеющим небольшую постоянную времени (объективное среднее). Для вторичных сигналов достаточно определять только средний уровень по ощущению, для первичных — необходимо знать все средние уровни, так как эти сигналы проходят к человеку через аппаратуру систем связи и вещания.
Эти средние уровни сигнала можно измерить, изменяя постоянную времени прибора. Учитывая, что мгновенная мощность сигнала изменяется от нуля до амплитудного значения, минимальная постоянная времени прибора для измерения объективного среднего уровня не должна быть меньше максимального полупериода колебаний. Так как постоянная времени слуха в среднем равна 150 мс, то для измерения среднего уровня по слуховому ощущению постоянная времени должна быть около 150 мс. Разность между квазимаксимальным и усредненным уровнем (за длительный промежуток времени, например, 15 с для речи и 1 мин для музыки) называют пик-фактором:
Пик-фактор показывает, насколько ниже надо взять усредненный уровень передачи по сравнению с максимально допускаемым уровнем в канале, чтобы не перегружать канал. Для музыкальных сигналов пик-фактор доходит до 20 дБ и более, для речевого сигнала — не превышает 12 дБ. Эти данные пик-фактора относятся к сигналам, не прошедшим любую обработку, в том числе и в виде воздействия акустических свойств помещения.
Полагают, что приемник звука, а также орган слуха человека воспринимают звук, как приборы с элементарной цепочкой типа RC.
|