Обратная связь
|
Раскладка труб и расстановка трубопроводного оборудования на трассе Раскладка труб и расстановка трубопроводного оборудования вдоль выбранной и закрепленной трассы производятся в соответствии с технологической схемой трубопровода. На технологической схеме трубопровода показываются обвязки резервуаров, насосных станций и участков преодоления водных преград, места установки на трассе задвижек, обратных клапанов, регуляторов давления, пробоотборников и т. д.
Перед началом раскладки, пока трубы освобождаются от креплений, проверяют, нет ли в трубах посторонних предметов, затем дается указание водителю, где и с какой скоростью ехать при раскладке. Часть муфт укладывается на подножки автомобиля для удобства раскладывания.
Раскладка труб, муфт и колец производится, как правило, с медленно движущегося автомобиля-трубовоза через боковой борт или через задний борт при наличии специального роликового приспособления. Неисправные трубы, муфты и кольца в линию не укладываются, а откладываются в сторону.
При раскладке труб на трассе или выгрузке их с автомобиля сбрасывать их не разрешается. Раскладка труб производится в стороне от посевов, домов, хозяйственных и административных зданий и линий электропередач с высоким напряжением. В линию укладывается только исправное оборудование. Трубы, имеющие помятости, глубокие царапины, разрывы, бракуются. Трубы укладываются на удалении от проезжей части дороги, за кюветы, в лесистой местности — вдоль дороги за первым рядом деревьев, в горах — вдоль дороги со стороны склона, зимой — вдоль специально расчищенных трасс или вдоль дорог на гребнях снежных валов. Заболоченные участки желательно обходить, если же обойти их не представляется возможным, то применяются подручные средства для устройства временных настилов.
При изменении направления трассы трубы раскладываются так, чтобы не было напряженных стыков, повороты выполняются с помощью угольников под 45°. Трубы укладываются так, чтобы не было нахлестов или разрывов, а в местах установки на трубопроводе линейных задвижек, регуляторов давления, обратных клапанов, тройников и в местах развертывания насосных станций, если оборудование к моменту раскладки труб в эти места не подвезено, оставляются разрывы.
Рис. 19. Соединительные муфты и резиновые уплотнительные кольца на трассе трубопровода
Муфты и резиновые кольца укладываются у стыков труб с той стороны трубопровода, где исключается наезд на них автомобилей, причем кольцо кладется на муфту для предотвращения загрязнения (рис. 19). Летом соединительные муфты и резиновые кольца могут доставляться на трассу и раскладываться в собранном виде. Зимой соединительные муфты укладываются на стык труб, кольца сгружаются на обогревательных пунктах, которые оборудуются и перемещаются вместе с монтажниками-сборщиками. Зимой в пургу и метель, в пустыне трубы, муфты и кольца раскладываются непосредственно перед сборкой, так как заблаговременная их раскладка требует много времени на очистку их от снега и песка.
Одновременно с раскладкой труб в местах, определенных технологической схемой трубопровода, расставляются задвижки, обратные клапаны и регуляторы давления. Обычно задвижки на линии трубопровода устанавливаются с целью разобщения отдельных участков трубопровода при авариях и размещаются на трубопроводе у подножия длинных склонов, по обеим сторонам водных преград, оврагов, шоссейных и железных дорог, на обходах населенных пунктов и промышленных предприятий.
Начальная насосная станция развертывается в начале трубопровода на таком удалении от резервуаров, при котором перекачивающая станция ПСГ-65/130 обеспечивает при заданной производительности перекачки подпор не менее 2 кг/см2.
Рис. 20. Насосная станция ПНУ-100/200м на семь задвижек (1-7 — задвижки)
Рис. 21. Насосная станция ПНУ-100/200м на три задвижки (1-3— задвижки)
На начальной насосной станции развертываются последовательно две насосные установки, одна из них (основная) развертывается с обвязкой на семь задвижек (рис. 20), другая (резервная) — с обвязкой на три задвижки (рис. 21). Расстояние между насосными установками должно быть не менее 18 м.Развертывание в начале трубопровода двух насосных установок повышает живучесть трубопровода, позволяет вести непрерывную перекачку и облегчает работу трубопровода в случае выхода из строя промежуточных насосных станций. Остальные насосные станции развертываются в местах, определенных гидравлическим расчетом, на выбранных при рекогносцировке площадках.
При развертывании трубопровода зимой для улавливания снега, попадающего в трубопровод при его развертывании, и шуги между насосными станциями устанавливаются байпасы (рис. 22).
Рис. 22. Схема байпаса для улавливания снега
Контроль за засоренностью вставок с сетками осуществляется с помощью манометров по перепаду давления на байпасе. При засорении одной из сеток горючее перепускается по обводу через вторую сетку, а засоренная сетка вынимается из трубопровода и очищается от снега и шуги.
На каждой насосной станции со стороны всасывания перед вставкой-ловушкой и на байпасе устанавливается по одной трубе для сбора попавшего в трубопровод снега. Для очистки вставки с сеткой от снега ставится дополнительно одна задвижка.
Для развертывания насосной станции на трассе очищают площадку от посторонних предметов, пней, кустарников, кочек, все ямы на площадке засыпают грунтом (зимой площадку предварительно очищают от снега). После этого монтируют обвязку (рис. 23) согласно технологической схеме, устанавливают и подсоединяют к обвязке насосную установку, разгружают колеса установки, устанавливают ее на домкраты и маскируют насосную станцию подручными средствами.
Рис. 23. Обвязка насосных станций в зимних условиях
На расстоянии 15-20 м от насосной станции развертывают заправочный пункт. На заправочном пункте должны быть резино-тканевый резервуар для горючего, ручной насос, бочки, бидоны, заправочное ведро и воронка.
Перед сборкой обвязки насосной станции проверяют техническое состояние всего оборудования обвязки, обращая особое внимание на исправность задвижек, обратного клапана, венчиков манжет и резиновых уплотнительных колец, затем оборудование обвязки согласно схеме раскладывают на выбранной площадке и собирают его.
При монтаже обвязки вставку-ловушку для приема разделителя устанавливают косым отводом навстречу потоку перекачиваемого горючего, а вставку-ловушку для запуска разделителя — по потоку, после установки в обвязку обратного клапана шпиндель повертывают так, чтобы стрелка на его торце показывала направление перекачки.
При развертывании насосной станции моторист инструктируется по операциям, которые потребуется выполнять на обвязке при заполнении трубопровода горючим, при перекачке горючего и при опорожнении трубопровода от горючего, изучает положение задвижек при выполнении всех работ на трубопроводе, порядок открытия и закрытия их, а также работу всех элементов обвязки.
По окончании монтажа обвязки около насосной станции развертывает-ся пожарный пост, который имеет огнетушители, лопаты, лом, топор, асбестовое покрывало, песок.
Обвязка насосной станции на семь задвижек позволяет производить перекачку горючего через насосную установку, минуя ее, пропуск разделителя, минуя насосную установку, прием и одновременный запуск разделителя, очистку вставок-ловушек и вставок с сетками на входе от посторонних предметов, а также ремонт обратного клапана без прекращения перекачки.
Порядок выполнения перечисленных выше операций приведен в таблице 5.9.
Таблица переключений. Таблица 5.9
Наименование операций
| Открыть задвижки
| Закрыть
| задвижки
| на рис. 267
| на рис. 266
| на рис. 267
| на рис. 266
| Перекачка горючего через насосную станцию (четыре варианта)
|
1, 2, 3
| 1, 3, 4, 5, 6
1, 3, 4, 7 2, 4, 7
2, 4, 5, 6
|
—
| 2,7
2, 5, 6
1, 3, 5, 6
1, 3, 7
| Перекачка горючего минуя насосную станцию
|
|
1, 4, 6
|
1,3
|
2, 3, 5, 7
| Пропуск разделителя мимо насосной станции
|
|
1, 4, 6
|
1,3
|
1, 3, 5, 7
| Прием разделителя во вставке-ловушке
|
|
1, 2, 3, 4, б, 7
|
1,3
|
| Запуск разделителя из вставки-ловушки
|
|
|
1,3
|
1, 3, 7
| Очистка вставки-ловушки на входе от посторонних предметов
|
|
2, 7
2, 5, 6
|
1,3
|
1, 3, 4, 5, 6
1, 3, 4, 7
| Ремонт обратного клапана:
по схеме на рис. 266
по схеме на рис. 267
|
|
|
|
| При прекращении перекачки горючего
|
| 2,7
| —
| 1, 3, 4, 5, 6
|
Сборка трубопровода
Сборка трубопровода начинается вслед за вывозом и раскладкой трубопроводного оборудования. В целях лучшей организации работ при сборке трасса разбивается на монтажные участки.
Сборка трубопровода на монтажных участках осуществляется двумя способами: к собранному участку трубопровода присоединяются очередные трубы по одной или сначала собираются секции из двух — трех труб, а затем секций присоединяются к собранному участку трубопровода.
Первый способ применяется при сборке трубопроводов ПМТ-150 и ПМТ-100 в условиях резко пересеченной местности и в лесу, второй способ — при сборке трубопровода ПМТ-100 в условиях равнинной местности.
Сборку труб ПМТ-150 обычно производят тройки монтажников, а труб ПМТ-100 и ПМТА-150 — пары монтажников.
Для сборки трубопровода монтажники обеспечиваются монтажным инструментом (рис. 24). При монтаже трубопровода ПМТ-150 каждая тройка имеет два комплекта монтажного инструмента и монтажный рычаг (рис. 25).
При сборке труб ПМТ-100 и ПМТА-150 парой монтажников один из них устанавливает конец трубы на подставку, развинчивает с помощью коловоротного ключа соединительную муфту, проверяет ее состояние и очищает от грязи, проверяет техническое состояние венчиков манжет. При необходимости он же очищает металлической щеткой манжету трубы от грязи, а зимой от наледи, снега; зачищает напильником забоины на венчике манжеты трубы, протирает манжету трубы ветошью, удаляет из внутренней полости трубы все посторонние предметы, песок, грязь, а зимой, кроме того, снег; проверяет техническое состояние резинового уплотнительного кольца, очищает его от грязи, песка, зимой от снега и навешивает его на венчик манжеты трубы.
Рис. 24. Комплект монтажного инструмента:
а — в упаковке; б — без упаковки; 1 — коловоротный ключ; 2 — напильник; 3 — металлическая щетка; 4 — монтажная подставка; 5 — сумка
Рис. 25. Монтажные рычаги
Другой монтажник, закончив затяжку гаек на предыдущем стыке, подходит к собираемому стыку, обтирает венчик манжеты у присоединяемой трубы и в момент навешивания кольца первым монтажником вставляет трубу в кольцо, слегка нажимая на нее и несколько подавая вперед.
Положение кольца на венчиках манжет необходимо проверять. Неправильное положение кольца может привести к закусу его соединительной муфтой и подтеканию горючего в период эксплуатации трубопровода.
После надевания кольца первый монтажник подкладывает под монтируемый стык нижнюю полумуфту, вынимает монтажную подставку и переходит к подготовке следующего стыка. Второй монтажник накладывает на стык верхнюю полумуфту и равномерно затягивает гайки болтов до отказа. Гайки соединительной муфты затягиваются попеременно, что обеспечивает равномерную посадку буртов полумуфт в выточку манжеты трубы и исключает возможность закусывания резинового уплотнительного кольца.
При сборке труб ПМТ-150 (рис. 26) тройкой монтажников первый монтажник подготавливает стык к сборке так же, как и стык труб ПМТ-100, кладет присоединяемую трубу на монтажный рычаг, навешивает резиновое уплотнительное кольцо на венчик манжеты трубы, вставляет в кольцо присоединяемую трубу, слегка нажимая вниз и одновременно подавая ее вперед. Надев верхнюю и нижнюю полумуфты, затягивает коловоротным ключом гайки откидных болтов. По окончании монтажа стыка вынимает монтажную подставку и переходит к подготовке и монтажу следующего стыка. Второй монтажник держит трубу на монтажном рычаге, с помощью рычага и по команде первого или третьего монтажника регулирует высоту подъема трубы, добиваясь соосности монтируемых труб. Третий монтажник, находясь на противоположном конце монтируемой трубы, подготовляет стык к сборке, в необходимых случаях помогает первому монтажнику монтировать стык, а по выполнении монтажа стыка первым монтажником приступает к окончательной подготовке и монтажу своего стыка. В это время второй монтажник переходит на середину следующей трубы и подставляет при помощи первого или третьего монтажника под нее рычаг. В дальнейшем последовательность работы команды монтажников повторяется.
Рис. 26. Сборка трубопровода ПМТ-150
Перемещение монтажников при сборке трубопроводов показано на рис. 27.
Рис. 27. Схема перемещения монтажников при сборке трубопровода:
а — трубопровода ПМТ-100; б — трубопровода ПМТ-150
При сборке труб следует тщательно очищать венчики манжет труб, резиновые уплотнительные кольца и соединительные муфты от песка, грязи, наледи (в зимнее время), так как они могут привести к подтеканию горючего в соединительном узле. Капельное подтекание одного стыка с интенсивностью две капли в секунду приводит к потере около 3,5 кг горючего в сутки. Обнаруженные на венчиках манжет труб забоины тщательно зачищаются напильником. Трубы с глубокими забоинами на всю длину венчика манжеты в линию трубопровода ставить нельзя.
Гайки откидных болтов соединительных муфт затягиваются до отказа. Слабая затяжка гаек может вызвать подтекание в соединении и привести к аварии.
Все стыки трубопровода, особенно диаметром 150 мм,не должны находиться на весу, так как провисание стыка создает дополнительные напряжения в соединительных узлах и может привести к обрыву буртов соединительных муфт, что приведет к аварии. Для устранения провисания труб под провисающие стыки ставят подпорки из подручных средств, неровности поверхности земли срезаются.
Необходимо избегать установки в линию трубопровода угольников под 90°, стараясь выполнять повороты или с помощью угольников под 45°, или путем постепенного поворота каждой трубы на угол 3-4°, не допуская образования напряженных стыков. Образовавшиеся нахлесты или разрывы между трубами устраняются подбором имеющихся в машине сопровождения вставок, выравниванием образовавшихся изгибов или созданием небольших плавных изгибов. Стыки труб через 500 м,т. е. у каждого пикета, не собираются, так как в последующем в этих местах подсоединяется обвязка компрессора для опрессовки трубопровода.
При монтаже трубопровода зимой в условиях низких температур (ниже -15 °С) воздуха резиновые уплотнительные кольца обогревают на обогревательных пунктах, а небольшой запас колец монтажники держат в утепленных сумках.
В ночное время при выполнении работ по сборке стыков для освещения применяются аккумуляторные фонари со специальными рефлекторами, которые крепятся на голове монтажника, или карманные фонари.
Трубопровод, как правило, прокладывается по поверхности земли. На участках трассы, где возможно повреждение трубопровода гусеничными и колесными машинами, его укладывают в траншею.
|
|