Преодоление естественных и искусственных препятствий На трассе трубопровода могут встретиться грунтовые, шоссейные и железные дороги, а также водные и другие преграды, через которые необходимо проложить трубопровод. Способ прокладки трубопровода через препятствия зависит от характера препятствий, а также от имеющихся в наличии технических средств.
При прокладке трубопровода через железные дороги, автострады и шоссе в первую очередь используются существующие мосты и водоотводные трубы (рис. 28). Если вблизи трассы такие сооружения отсутствуют, то при преодолении железной дороги трубопровод прокладывается в насыпи между шпалами с обязательным заглублением его не менее чем на 20 см.По обе стороны проложенного через препятствие трубопровода ставятся задвижки (рис. 29).
Рис. 28. Трубопровод, проложенный через шоссе с использованием водоотводной трубы
При преодолении шоссейной дороги трубы укладываются по ее поверхности между двумя бревнами большего, чем труба, диаметра, бревна скрепляются металлическими скобами. Для обеспечения плавного переезда автотранспорта переход присыпается грунтом.
Рис. 29. Трубопровод, проложенный через железную дорогу в насыпи
Через автогужевые дороги без покрытия трубопровод прокладывается в траншее. Переходы через автогужевые дороги оборудуются указателями. Места переходов ограждаются так, чтобы исключалась возможность повреждения труб (рис. 30).
Переходы через грунтовые, шоссейные и железные дороги необходимо тщательно оборудовать, надежно защищая проложенный трубопровод от проходящего транспорта. Нельзя допускать, чтобы стык труб находился на проезжей части дороги или между рельсами железнодорожного полотна. Во всех случаях при прокладке трубопроводов по проезжей части дорог укладываются усиленные трубы.
Рис. 30. Трубопровод, проложенный через грунтовую дорогу
Через крупные водные преграды трубопровод прокладывается специальными командами, которые имеют необходимые технические средства. Метод прокладки трубопровода определяется в процессе рекогносцировки.
При выборе и разведке места прокладки трубопровода через реку определяются: ширина реки, скорость течения, характер берегов у мест спуска трубопровода к реке, профиль дна реки и характер грунта в местах прокладки трубопровода, площадки для сосредоточения трубопроводного оборудования и вспомогательных технических средств, ширина и глубина фарватера и возможность производства подводно-технических работ на судоходных реках.
При разведке места прокладки трубопровода через реки в зимних условиях определяются места спуска к реке, толщина и состояние ледяного покрова, глубина снежного покрова на льду, состояние сопряжения ледяного покрова с берегами.
При развертывании трубопровода избегают мест с каменистым грунтом, крутыми или заболоченными берегами, глубокими омутами и перекатами.
Наиболее распространенным методом прокладки трубопровода через реки является протаскивание трубопровода по дну реки с одновременным его затоплением. Сущность этого способа заключается в том, что на берегу, с которого ведется прокладка трубопровода, собирается секция труб длиной, несколько большей, чем ширина преграды. Если условия местности не позволяют собрать сразу всю секцию, го собирается параллельно друг другу несколько собранных плетей. При сборке секция труб (собранные плети) укладывается на местности перпендикулярно к руслу реки. Собранная секция (плети) опрессовывается на берегу. Па конце собранной секции (одной из плетей) монтируется оголовок (рис. 31), состоящий из тройника и двух угольников под 90°. К тройнику крепится один конец троса, другой конец с помощью плавающего средства переправляется на противоположный берег и с помощью автомобиля или другого буксирного средства трубопровод протаскивается через реку с одновременным его затоплением.
Рис. 31. Оголовок на конце трубопровода
С помощью несущего троса трубопровод прокладывается через реки шириной до 500 м с быстрым течением. На берегу со стороны прокладки трубопровода собирается секция труб. На каждый третий стык ставится соединительная муфта с серьгой для присоединения к ней карабина (защелки). Секция труб опрессовывается. На противоположный берег переправляется один конец несущего троса. Трос пропускается через береговые пилоны и лебедкой натягивается до выхода его из воды. Секция труб с помощью автомобиля проталкивается в сторону противоположного берега. По мере проталкивания трубопровода карабины соединительных муфт поочередно цепляются за несущий трос. Проложенный трубопровод вместе с тросом затопляется путем заполнения его водой с последующим вытеснением из него воды горючим.
На плаву трубопровод прокладывают через реку в том случае, когда река имеет слабое течение. На берегу (вдоль берега) собирается и опрессовывается секция трубопровода длиной, несколько большей, чем ширина реки. Подготовленная секция укладывается вдоль берега на воде. Один конец трубопровода крепится к берегу, за другой конец протаскивается к противоположному берегу плавающим средством. Проложенный трубопровод затопляется.
Подготовка трубопровода и протаскивание его к противоположному берегу могут производиться так же, как при прокладке трубопровода по дну реки, но без затопления его.
Параллельно основному трубопроводу через водные преграды прокладывается запасная линия трубопровода на удалении 50-100 мот основной.
На берегах в начале и в конце подводных участков трубопровода устанавливаются задвижки с манометрами для контроля за исправностью подводных линий по перепаду давлений между манометрами. Если разница в показаниях манометров будет больше положенной, значит, герметичность трубопровода нарушена.
На рис. 32 приведена схема обвязки трубопровода, проложенного через реку. Установка на трубопроводе соответствующих задвижек и вставок-ловушек позволяет перекачивать горючее различных сортов как по основной, так и по запасной подводной линии трубопровода, а также опорожнять подводный участок трубопровода как при гидравлическом, так и при пневматическом способе опорожнения всего трубопровода.
Рис. 32. Схема обвязки трубопровода, проложенного через реку
Если трубопровод планируется опорожнять водой с помощью разделителя, то запасная линия трубопровода в данном случае опорожняется заранее с помощью перекачивающей станции ПСГ-65/130. Напорный рукав станции ПСГ-65/130 присоединяется к вставке-ловушке, расположенной между задвижками 2 и 4 (предварительно во вставку-ловушку закладывается разделитель), а всасывающий рукав опускается в реку. С помощью перекачивающей станции создается давление до 7-8 кг/см2 и затем открываются последовательно задвижки 4, 6, 5 и 7 (задвижки 2, 8, 9 закрыты). Вода будет давить на разделитель, который в свою очередь, двигаясь по трубопроводу запасного участка, будет выталкивать горючее в основную линию. Как только разделитель придет во вставку-ловушку, расположенную между задвижками 5 и 6, задвижка 5 закрывается. После опорожнения запасной линии трубопровода разделитель, а за ним и вода пропускаются через трубопровод основного подводного участка, при этом задвижки 1, 3, 9, 7 открыты, а остальные закрыты.
Если трубопровод опорожняется воздухом, то запасная линия трубопровода и основной подводный участок трубопровода опорожняются водой. Воздухом подводные участки трубопровода опорожнять нельзя, так как при этом трубопровод всплывает и может быть разорван.
При проходе разделителя под давлением воздуха через задвижку 3 (контроль за проходом разделителя осуществляется радиометром) закрывается задвижка 1 и открывается задвижка 2, при этом задвижки 4 и 5 должны быть закрыты. Перекачивающая станция включается в работу перед подходом разделителя к задвижке 1 (из вставки-ловушки предварительно извлекается лоток). С открытием задвижки 2 вода поступает в основной подводный участок трубопровода и, проталкивая разделитель, освобождает его от горючего. После прохождения разделителем задвижки 7 включается компрессор, который подает воздух в трубопровод через вставку-ловушку и задвижку 5 для дальнейшего опорожнения трубопровода. Задвижка 9 при этом закрывается.
При последовательной перекачке различных сортов горючего опорожнение запасной линии подводного трубопровода производится описанным выше методом с приемом выталкиваемого из трубопровода горючего в резервуар, установленный на берегу.
В зимнее время через реки и озера трубопровод развертывается по льду. При необходимости ледяной покров в месте перехода усиливается путем укладки жердей или намораживания льда. Через полыньи, промоины и трещины наводятся переходные мостики из подручных материалов.
Рис. 33. Проверка подводной части трубопровода
Для обеспечения нормальной эксплуатации трубопровода, проложен-ного через реку, выделяется команда водолазов, которая устанавливает ограждения и сигнальные знаки установленных образцов на расстоянии 100 мот проложенного трубопровода вверх и вниз по течению реки и при необходимости проверяет состояние подводной части трубопровода и устраняет неисправности на нем (рис. 33).
Опрессовка трубопровода
Опрессовка трубопровода является обязательной контрольной операцией, производимой непосредственно вслед за его сборкой для проверки плотности и прочности труб, арматуры и всех соединений трубопровода.
Опрессовка — это наиболее ответственный этап развертывания трубопровода, ему нужно уделять особое внимание, так как некачественная опрессовка приводит к снижению темпов развертывания трубопровода и сверхнормальным потерям горючего.
Трубопровод опрессовывается пневматическим (воздухом) и гидравлическим (водой или горючим) способами. Пневматический способ опрессовки — основной. Он может применяться на любой трассе трубопровода в любое время года.
Опрессовка трубопровода воздухом производится участками длиной 500 м. Для этого создается опрессовочная группа в составе двух опрессовщиков-монтажников и компрессорщика. Группа обеспечивается передвижной компрессорной станцией, укомплектованной гребенкой с рукавами, складской задвижкой Ду-100 с разделителем.
При пневматической опрессовке трубопровода на стыке двух опрессовываемых участков, около пикета, развертывается и подсоединяется к трубопроводу компрессор (рис. 34). Компрессор к трубопроводу ПМТ-100 подсоединяется непосредственно с помощью гребенки, а к трубопроводу ПМТ-150 — с помощью гребенки, закрытой с одного конца складской задвижкой Ду-100.
Рис. 34.Компрессор, подготовленный к опрессовке
Перед опрессовкой участка трубопровода проверяют, нет ли в нем посторонних предметов. Для этого закладывается разделитель РЭМ и под давлением сжатого воздуха пропускается через трубопровод, выталкивая из него все встретившиеся посторонние предметы, а также песок, грязь, снег.
В момент прихода разделителя в конец проверяемого участка трубопровода один из опрессовщиков наблюдает за тем, чтобы около трубопровода не было людей и машин. После прихода разделителя задвижка Ду-100, установленная перед опрессовкой на конце испытуемого участка трубопровода ПМТ-100, закрывается и в трубопровод нагнетается воздух без остановки компрессора. На трубопроводе же ПМТ-150 компрессор в этом случае останавливается, конец испытуемого участка трубопровода закрывается заглушкой, после чего в трубопровод нагнетается воздух.
Когда в трубопроводе давление достигнет 4 кг/см2, его осматривают с целью выявления дефектов. Осматривают трубопровод два опрессовщика, двигаясь навстречу один другому от начала и от конца участка трубопровода, дефектные стыки они определяют на слух и отмечают их флажками (рис. 35).
Рис. 35.Обозначение дефектного стыка
После осмотра участка давление в трубопроводе стравливается до атмосферного. Дефектные стыки тщательно перемонтируются, при этом выявляется причина неисправности. Если произошел закус резинового кольца, то кольцо заменяется новым. При устранении дефектов сборки опрессовщики работают вместе, двигаясь от конца испытуемого участка к компрессору.
После устранения неисправностей производится повторная опрессовка трубопровода давлением 4 кг/см2. По окончании опрессовки давление в трубопроводе стравливается до атмосферного, снимаются гребенка, задвижка или заглушки и опрессованный участок присоединяется к опрессованной линии трубопровода. При стыковании опрессованного участка трубопровода особое внимание обращается на качество сборки этого стыка так как он в дальнейшем опрессовке уже не подвергается.
При остановке в трубопроводе разделителя необходимо стравить давление, разобрать участок трубопровода, где находится разделитель, вынуть его, устранить причины остановки и снова пропустить его через испытуемый участок.
Зимой при опрессовке трубопровода воздухом обращается особое внимание на очистку трубопровода от попавшего в него при монтаже снега. Трубопровод предварительно продувают воздухом, а затем пропускают разделитель для более полного удаления из труб снега и посторонних предметов.
Особо важное значение приобретает тщательная опрессовка трубопровода, собранного в ночное время. Опрессовываемые ночью участки осматриваются с помощью аккумуляторных или карманных фонарей.
Во избежание получения травм не разрешается производить какие-либо монтажные работы на трубопроводе, пока не будет стравлено давление до атмосферного.
Заполнение трубопровода
По мере готовности трубопровода он заполняется горючим. Открываются линейные задвижки, обвязки насосных станций подготовляются к пропуску горючего мимо насосной станции, открываются вентили на вставках-ловушках для выхода воздуха из трубопровода. Включается в работу перекачивающая станция ПСГ-65/130. Она забирает горючее из резервуара и подает его к начальной насосной станции. Начальная насосная станция включается в работу через 10-15 мин после того, как загрязненная головная часть горючего пройдет мимо насосной станции.
При заполнении трубопровода горючим режим работы начальной насосной станции с момента ее включения в работу будет меняться, т. е. давление на напорной линии все время будет возрастать по мере удаления от нее загрязненной головной части горючего до тех пор, пока горючее не пройдет следующую насосную станцию и она не вступит в работу.
Последующие участки трубопровода заполняются аналогичным образом.
При заполнении трубопровода горючим загрязненная головная часть его сбрасывается в отдельные резервуары на конце трубопровода. Сброс загрязненной головной части горючего контролируется путем наблюдения через фонарь пробоотборника и отбора проб через пробоотборник, установленный на конце трубопровода.
При заполнении трубопровода горючим проводится его гидравлическое испытание давлением до 38 кг/см2. Трубопровод испытывается перекачиванием горючего по участкам между насосными станциями по мере его заполнения, перекачка при этом не прекращается.
Испытательное давление до 38 кг/см2 создается в трубопроводе прикрытием задвижки на конце испытуемого участка и регулированием режима работы насосных станций.
Для заполнения трубопровода горючим и гидравлического испытания его создаются три группы:
- группа № 1 — для сопровождения загрязненной части горючего;
- группа № 2 — для устранения неисправностей;
- группа № 3 — для испытания трубопровода на прочность. Группа № 1. Эта группа в период заполнения трубопровода проверяет готовность лежащего впереди участка трубопровода к заполнению, устраняет все обнаруженные в процессе проверки дефекты монтажа и организует постоянное сопровождение загрязненной головной части перекачиваемого горючего.
Группа № 2. В состав группы входит аварийная команда, состоящая из трех человек, ей придается автомобиль. В период заполнения трубопровода горючим группа устраняет неисправности, возникающие после прохождения загрязненной головной части горючего, когда в трубопроводе давление повышается до 5-10 кг/см2, а также тех неисправностей, которые не может устранить группа № 1.
Группа № 2 двигается на автомобиле вдоль трассы трубопровода на расстоянии 2-3 км от группы № 1.
Группа № 3. Предназначена для контроля за состоянием трубопровода и устранения неисправностей, возникающих при его гидравлическом испытании на всем эксплуатационном участке.
Кроме того, на время гидравлического испытания трубопровода ей придаются аварийные машины, закрепленные за испытуемым участком трубопровода. Эта группа организует проверку испытуемого участка трубопровода и устраняет возникающие на нем аварии и неисправности, принимает срочные меры к сбору пролитого горючего, докладывает об окончании испытания каждого участка.
При наличии времени и при положительных температурах воздуха гидравлическое испытание проводят водой, а затем воду вытесняют горючим. Чтобы горючее не обводнялось, между ним и водой помещается резиновый манжетный разделитель РЭМ, оснащенный для контроля за его движением радиоактивным изотопом. При последовательной перекачке воды и горючего с разделителем обращают особое внимание на правильный прием и запуск разделителя на насосных станциях.
Рис. 36. Схема обвязки промежуточного пункта трубопровода
Между эксплуатационными участками, для повышения живучести всего трубопровода, развертываются группы резервуаров. Емкость группы резервуаров должна обеспечивать работу трубопровода в течение 2 ч составлять для трубопровода ПМТ-100 не менее 100 м3 и для трубопровода ПМТ-150 — не менее 200 м3. Технологическая схема обвязки такой группы обеспечивает одновременный прием горючего и подачу его в трубопровод, а также перекачку горючего, минуя резервуары (рис. 36).
|